Рабочая программа по учебному предмету: «Человек» (вариант 2)

0
0
Материал опубликован 20 February 2022

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МС

_______С.Н. Бурунова

«___»_________2021г.




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР ______С.А.Стирбинскене

«___» ___________2021г




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОКУ ИО

С(К)ШИ №1 г. Ангарска

________ М.Н. Малофеева

«___» _____________2021 г




                                        Рабочая программа по учебному предмету:

                                                      «Человек»    (вариант 2).











Класс: 5 «В»

Учитель: Новосельцева О.В.

















Учебный год: 2021-2022г

Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

Цели:

формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

- осознание общности и различий с другими людьми;

- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.

Задачи:

- формировать представления о возрастных изменениях человека;

- формировать умение жить по режиму дня;

- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

- формировать умения обслуживать себя;

- формировать умения следить за своим внешним видом;

- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.


Общая характеристика учебного предмета.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе, собственном теле, происходит обогащение сенсорного опыта ребенка.   Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Ребенок учится  определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.


Место предмета в учебном плане.

Учитывая образовательные потребности детей с умственной отсталостью в развитии, в индивидуальный учебный план вводиться специальный учебный предмет "Человек". На изучения данного предмета отводиться 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.

1. четверть - 15 часов

2. четверть - 15часов

3. четверть - 20 час

4. четверть - 16 часов

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).

Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Личностные результаты освоения учебного предмета:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Содержание учебного предмета:

Раздел

Краткое содержание раздела

«Представления о себе». 

«Я – человек».

«Моё имя». «Кто я?».

«Я - мальчик».

«Я - девочка». «Все люди разные».

«Светлые и темные». «Нужды человека».

«Я хочу: есть, пить».

«Большой, маленький». «Изучаем своё тело». Нахождение частей тела на себе, другом человеке. «Моё, не моё».

«Мои, не мои». «Голова».

«Туловище». «Мои руки».

«Уход за руками». «Мои ноги».

«Уход за ногами». «Мой рот и язык».

«Уход за полостью рта». «Мои глаза».

 «Уход за глазами». « Мои уши».

 «Уход за ушами». «Мой нос».

 «Уход за носом». «Возрастные изменения».

«Я малыш».

«Я подросток». «Мои данные».

 «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?».

«Семья».

«Моя семья».

«Мама, папа».

«Братья, сестры». «Наши праздники».

«Мой дом».

«Мои родственники, друзья». «Как проводить свободное время?».

 «Мои любимые игры, увлечения».

 «Гигиена тела и здоровье».

«Нужды человека».

«Я хочу: есть, пить».

 «Ванная комната».

«Предметы и средства личной гигиены». «Умывальная комната в школе». «Намачивание и намыливание рук». «Мытьё рук». «Вытирание рук». Предметы и средства личной гигиены. «Водные процедуры, душ». «Режим дня».

«Утро».

«День». «Вечер». «Моё самочувствие».

«У меня болит голова».

« Мне плохо». Мне больно. Что делать, если упал, ударился.

«Обращение с одеждой и обувью».

«Виды одежды»

(верхняя и нижняя одежда).

«Лицевая и изнаночная сторона верхней и нижней одежды». «Виды обуви».

«Виды застежек».

«Туалет».

«Туалет». «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены». Снимание нижнего белья. «Кнопка слива».

«Смывание унитаза». «Туалетная бумага».

«Отматывание бумаги». «Одевание нижнего белья».

«Изнаночная и лицевая сторона». «Раковина. Части раковины. «Гигиенические процедуры после посещение туалета». «Мытье рук, вытирание рук». «Моё личное полотенце».

«Прием пищи».

«Правильное питание».

«Овощи и фрукты в жизни человека». «Культура поведения в столовой».

«Добрые слова. Правила этикета при приеме пищи». «Посуда».

«Сервировка стола».

«К нам пришли гости, накроем на стол». «Овощи и фрукты в жизни человека». Правила мойки овощей и фруктов. Профилактика пищевых отравлений.

Материально-техническое обеспечение.

1. Демонстрационный, раздаточный и дидактический материал:

-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, фотографии;

-видеоматериалы, презентации;

- раскрашивание, вырезание, наклеивание.

2. Технические и электронные средства обучения:

- ноутбук;

- колонка;

-классная доска.

Литература для учителя:

1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В.В.Воронкова, С.А.Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2014.



Календарно-тематический план по учебному предмету:

«Человек».



п/п



п/ч

Тема:


Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Примечание

По ка

лен-

дарю

По фак-ту

1. четверть

1.

1.

«Я – человек».

«Моё имя».

1.

02.09


Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций.





Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование.


2.

2.

«Мои данные»

 «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?».

1.

07.09



3.

3.

«Кто я?»

«Я- мальчик».

«Я- девочка».

1.

09.09



4.

4.

«Все люди разные»

«Светлые и темные»

«Большой, маленький человек».

1.

14.09



5.

5.

«Части тела человека. Основные части тела».

Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок)

Знание назначения внутренних органов

1.

16.09



6.

6.

Для чего мы ухаживаем за телом.

1.

21.09



7.

7.

Ванная комната. Мыло, шампунь, предметы личной гигиены.

1.

23.09



8.

8.

«Мои руки».

«Уход за руками».

1.

28.09



9.

9.

«Мои ноги».

1.

30.09



10.

10.

«Уход за ногами».

1.

05.10



11.

11.

«Мой рот и язык».

1.

07.10



12.

12.

«Уход за полостью рта»

1.

12.10



13.

13.

Повторение пройденного материала.

1.

14.10



14.

14.

«Уход за зубами».

1.

19.10



15.

15.

«Мои глаза».

1.

21.10






15ч





2. четверть

16.

1.

Практическое занятие "Я мою руки сам".

1.

09.11


Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций.





Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование.





17.

2.

«Нужды человека» Как сообщить о своих желаниях.

«Я хочу есть ,пить, в туалет».

1.

11.11



18.

3.

«Моё самочувствие».

«У меня болит голова».

« Мне плохо».

1.

16.11



19.

4.

«Туалет» «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены.».

1.

18.11



20.

5.

Алгоритм пользования туалетом.

1.

23.11



21.

6.

«Унитаз. Части унитаза».

1.

25.11



22.

7.

«Кнопка слива».

«Смывание унитаза».

1.

30.11



23.

8.

«Туалетная бумага. Виды бумаги Правила пользования».

1.

02.12



24.

9.

Практическое занятие: «Отматывание, отрывание бумаги».

1.

07.12



25.

10.

«Гигиенические процедуры после посещение туалета».

1.

09.12



26.

11.

«Раковина. Части раковины.

1.

14.12



27.

12.

«Мытье рук, вытирание рук».

1.

16.12



28.

13.

Повторение пройденного материала.

1.

21.12



29.

14.

Повторение: "Для чего мы ухаживаем за телом".

1.

23.12



30.

15.

«Водные процедуры, душ».

1.

28.12






15ч





3. четверть

31.

1.

«Лицевая и изнаночная сторона нижней одежды».

1.

11.01








Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций.





Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование.


32.

2.

«Виды одежды». (верхняя одежда).

1.

13.01



33.

3.

«Лицевая и изнаночная сторона верхней одежды».

1.

18.01



34.

4.

«Виды обуви». «Виды застежек».

1.

20.01



35.

5.

«Режим дня. Части суток».

1.

25.01



36.

6.

Для чего нужен режим дня.

1.

27.01



37.

7.

«Правильное питание».

«Овощи и фрукты в жизни человека».

1.

01.02



38.

8.

«Культура поведения в столовой». «Добрые слова».

1.

03.03



39.

9.

«Посуда». «Сервировка стола».

1.

08.02



40.

10.

Практическое занятие: «К нам пришли гости, накроем на стол».

1.

10.02



41.

11.

Знание вредных привычек.

1.

15.02



42.

12.

Называние своего возраста (даты рождения).

1.

17.02



43.

13.

Знание возрастных изменений человека.

1.

22.02



44.

14.

Определение своей социальной роли в семье.

1.

24.02



45.

15.

Различение социальных ролей членов семьи.

1.

01.03



46.

16.

Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.

1.

03.03



47.

17.

Подстригание ногтей ножницами.

1.

10.03



48.

18.

Повторение пройденного материала.

1.

15.03



49.

19.

Подпиливание ногтей пилочкой.

1.

17.03



50.

20.

Нанесение косметического средства на лицо.

1.

22.03






20ч




4. четверть

51.

1.

Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку)

1.

05.04






Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций.





Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование.


52.

2.

Использование ножа и вилки во время приема пищи (отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа)

1.

07.04



53.

3.

Рассказ о своей семье.

1.

12.04



54.

4.

«Моя семья». «Мама, папа». «Братья, сестры».

1.

14.04



55.

5.

«Мой дом».

1.

19.04



56.

6.

«Мои родственники, друзья».

1.

21.04



57.

7.

«Как проводить свободное время».

1.

26.04



58.

8.

«Мои любимые игры, увлечения».

1.

28.04



59.

9.

Повторение: «Мои данные».

1.

03.05



60.

10.

Рассказ: «Как меня зовут, сколько мне лет, где я живу?».

1.

05.05



61.

11.

Рассказ о семье

1.

10.05



62.

12.

«Овощи и фрукты в жизни человека».

1.

12.05



63.

13.

Правила мойки овощей и фруктов.

1.

17.05



64.

14.

Повторение пройденного материала.

1.

19.05



65.

15.

Сообщение о своем состоянии : "Мое самочувствие. Мне больно".

1.

24.05



66.

16.

"Что делать, если упал, ударился".

1.

26.05






16ч









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.