Рабочая программа по учебному предмету: «Человек» (вариант 2)
РАССМОТРЕНО: Руководитель МС _______С.Н. Бурунова «___»_________2021г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР ______С.А.Стирбинскене «___» ___________2021г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГОКУ ИО С(К)ШИ №1 г. Ангарска ________ М.Н. Малофеева «___» _____________2021 г |
Рабочая программа по учебному предмету:
«Человек» (вариант 2).
Класс: 5 «В»
Учитель: Новосельцева О.В.
Учебный год: 2021-2022г
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Цели:
- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
- осознание общности и различий с другими людьми;
- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.
Задачи:
- формировать представления о возрастных изменениях человека;
- формировать умение жить по режиму дня;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формировать умения обслуживать себя;
- формировать умения следить за своим внешним видом;
- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе, собственном теле, происходит обогащение сенсорного опыта ребенка. Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Ребенок учится определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Место предмета в учебном плане.
Учитывая образовательные потребности детей с умственной отсталостью в развитии, в индивидуальный учебный план вводиться специальный учебный предмет "Человек". На изучения данного предмета отводиться 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
1. четверть - 15 часов
2. четверть - 15часов
3. четверть - 20 час
4. четверть - 16 часов
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Содержание учебного предмета:
Раздел | Краткое содержание раздела |
«Представления о себе». | «Я – человек». «Моё имя». «Кто я?». «Я - мальчик». «Я - девочка». «Все люди разные». «Светлые и темные». «Нужды человека». «Я хочу: есть, пить». «Большой, маленький». «Изучаем своё тело». Нахождение частей тела на себе, другом человеке. «Моё, не моё». «Мои, не мои». «Голова». «Туловище». «Мои руки». «Уход за руками». «Мои ноги». «Уход за ногами». «Мой рот и язык». «Уход за полостью рта». «Мои глаза». «Уход за глазами». « Мои уши». «Уход за ушами». «Мой нос». «Уход за носом». «Возрастные изменения». «Я малыш». «Я подросток». «Мои данные». «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?». |
«Семья». | «Моя семья». «Мама, папа». «Братья, сестры». «Наши праздники». «Мой дом». «Мои родственники, друзья». «Как проводить свободное время?». «Мои любимые игры, увлечения». |
«Гигиена тела и здоровье». | «Нужды человека». «Я хочу: есть, пить». «Ванная комната». «Предметы и средства личной гигиены». «Умывальная комната в школе». «Намачивание и намыливание рук». «Мытьё рук». «Вытирание рук». Предметы и средства личной гигиены. «Водные процедуры, душ». «Режим дня». «Утро». «День». «Вечер». «Моё самочувствие». «У меня болит голова». « Мне плохо». Мне больно. Что делать, если упал, ударился. |
«Обращение с одеждой и обувью». | «Виды одежды» (верхняя и нижняя одежда). «Лицевая и изнаночная сторона верхней и нижней одежды». «Виды обуви». «Виды застежек». |
«Туалет». | «Туалет». «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены». Снимание нижнего белья. «Кнопка слива». «Смывание унитаза». «Туалетная бумага». «Отматывание бумаги». «Одевание нижнего белья». «Изнаночная и лицевая сторона». «Раковина. Части раковины. «Гигиенические процедуры после посещение туалета». «Мытье рук, вытирание рук». «Моё личное полотенце». |
«Прием пищи». | «Правильное питание». «Овощи и фрукты в жизни человека». «Культура поведения в столовой». «Добрые слова. Правила этикета при приеме пищи». «Посуда». «Сервировка стола». «К нам пришли гости, накроем на стол». «Овощи и фрукты в жизни человека». Правила мойки овощей и фруктов. Профилактика пищевых отравлений. |
Материально-техническое обеспечение.
1. Демонстрационный, раздаточный и дидактический материал:
-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, фотографии;
-видеоматериалы, презентации;
- раскрашивание, вырезание, наклеивание.
2. Технические и электронные средства обучения:
- ноутбук;
- колонка;
-классная доска.
Литература для учителя:
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В.В.Воронкова, С.А.Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2014.
Календарно-тематический план по учебному предмету:
«Человек».
№ п/п | № п/ч |
Тема: | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Примечание | ||
По ка лен- дарю | По фак-ту | |||||||
1. четверть | ||||||||
1. | 1. | «Я – человек». «Моё имя». | 1. | 02.09 | | Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций. Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование. | | |
2. | 2. | «Мои данные» «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?». | 1. | 07.09 | | | ||
3. | 3. | «Кто я?» «Я- мальчик». «Я- девочка». | 1. | 09.09 | | | ||
4. | 4. | «Все люди разные» «Светлые и темные» «Большой, маленький человек». | 1. | 14.09 | | | ||
5. | 5. | «Части тела человека. Основные части тела». Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок) Знание назначения внутренних органов | 1. | 16.09 | | | ||
6. | 6. | Для чего мы ухаживаем за телом. | 1. | 21.09 | | | ||
7. | 7. | Ванная комната. Мыло, шампунь, предметы личной гигиены. | 1. | 23.09 | | | ||
8. | 8. | «Мои руки». «Уход за руками». | 1. | 28.09 | | | ||
9. | 9. | «Мои ноги». | 1. | 30.09 | | | ||
10. | 10. | «Уход за ногами». | 1. | 05.10 | | | ||
11. | 11. | «Мой рот и язык». | 1. | 07.10 | | | ||
12. | 12. | «Уход за полостью рта» | 1. | 12.10 | | | ||
13. | 13. | Повторение пройденного материала. | 1. | 14.10 | | | ||
14. | 14. | «Уход за зубами». | 1. | 19.10 | | | ||
15. | 15. | «Мои глаза». | 1. | 21.10 | | | ||
| | | 15ч | | | | | |
2. четверть | ||||||||
16. | 1. | Практическое занятие "Я мою руки сам". | 1. | 09.11 | | Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций. Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование. | | |
17. | 2. | «Нужды человека» Как сообщить о своих желаниях. «Я хочу есть ,пить, в туалет». | 1. | 11.11 | | | ||
18. | 3. | «Моё самочувствие». «У меня болит голова». « Мне плохо». | 1. | 16.11 | | | ||
19. | 4. | «Туалет» «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены.». | 1. | 18.11 | | | ||
20. | 5. | Алгоритм пользования туалетом. | 1. | 23.11 | | | ||
21. | 6. | «Унитаз. Части унитаза». | 1. | 25.11 | | | ||
22. | 7. | «Кнопка слива». «Смывание унитаза». | 1. | 30.11 | | | ||
23. | 8. | «Туалетная бумага. Виды бумаги Правила пользования». | 1. | 02.12 | | | ||
24. | 9. | Практическое занятие: «Отматывание, отрывание бумаги». | 1. | 07.12 | | | ||
25. | 10. | «Гигиенические процедуры после посещение туалета». | 1. | 09.12 | | | ||
26. | 11. | «Раковина. Части раковины. | 1. | 14.12 | | | ||
27. | 12. | «Мытье рук, вытирание рук». | 1. | 16.12 | | | ||
28. | 13. | Повторение пройденного материала. | 1. | 21.12 | | | ||
29. | 14. | Повторение: "Для чего мы ухаживаем за телом". | 1. | 23.12 | | | ||
30. | 15. | «Водные процедуры, душ». | 1. | 28.12 | | | ||
| | | 15ч | | | | | |
3. четверть | ||||||||
31. | 1. | «Лицевая и изнаночная сторона нижней одежды». | 1. | 11.01 | | Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций. Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование. | | |
32. | 2. | «Виды одежды». (верхняя одежда). | 1. | 13.01 | | | ||
33. | 3. | «Лицевая и изнаночная сторона верхней одежды». | 1. | 18.01 | | | ||
34. | 4. | «Виды обуви». «Виды застежек». | 1. | 20.01 | | | ||
35. | 5. | «Режим дня. Части суток». | 1. | 25.01 | | | ||
36. | 6. | Для чего нужен режим дня. | 1. | 27.01 | | | ||
37. | 7. | «Правильное питание». «Овощи и фрукты в жизни человека». | 1. | 01.02 | | | ||
38. | 8. | «Культура поведения в столовой». «Добрые слова». | 1. | 03.03 | | | ||
39. | 9. | «Посуда». «Сервировка стола». | 1. | 08.02 | | | ||
40. | 10. | Практическое занятие: «К нам пришли гости, накроем на стол». | 1. | 10.02 | | | ||
41. | 11. | Знание вредных привычек. | 1. | 15.02 | | | ||
42. | 12. | Называние своего возраста (даты рождения). | 1. | 17.02 | | | ||
43. | 13. | Знание возрастных изменений человека. | 1. | 22.02 | | | ||
44. | 14. | Определение своей социальной роли в семье. | 1. | 24.02 | | | ||
45. | 15. | Различение социальных ролей членов семьи. | 1. | 01.03 | | | ||
46. | 16. | Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. | 1. | 03.03 | | | ||
47. | 17. | Подстригание ногтей ножницами. | 1. | 10.03 | | | ||
48. | 18. | Повторение пройденного материала. | 1. | 15.03 | | | ||
49. | 19. | Подпиливание ногтей пилочкой. | 1. | 17.03 | | | ||
50. | 20. | Нанесение косметического средства на лицо. | 1. | 22.03 | | | ||
| | | 20ч | | | | ||
4. четверть | ||||||||
51. | 1. | Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) | 1. | 05.04 | | Беседа, работа с иллюстрациями, дидактические игры, просмотр презентаций. Беседа, опрос, карточки, дидактические игры, выполнение индивидуальных занятий, тематическое рисование. | | |
52. | 2. | Использование ножа и вилки во время приема пищи (отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа) | 1. | 07.04 | | | ||
53. | 3. | Рассказ о своей семье. | 1. | 12.04 | | | ||
54. | 4. | «Моя семья». «Мама, папа». «Братья, сестры». | 1. | 14.04 | | | ||
55. | 5. | «Мой дом». | 1. | 19.04 | | | ||
56. | 6. | «Мои родственники, друзья». | 1. | 21.04 | | | ||
57. | 7. | «Как проводить свободное время». | 1. | 26.04 | | | ||
58. | 8. | «Мои любимые игры, увлечения». | 1. | 28.04 | | | ||
59. | 9. | Повторение: «Мои данные». | 1. | 03.05 | | | ||
60. | 10. | Рассказ: «Как меня зовут, сколько мне лет, где я живу?». | 1. | 05.05 | | | ||
61. | 11. | Рассказ о семье | 1. | 10.05 | | | ||
62. | 12. | «Овощи и фрукты в жизни человека». | 1. | 12.05 | | | ||
63. | 13. | Правила мойки овощей и фруктов. | 1. | 17.05 | | | ||
64. | 14. | Повторение пройденного материала. | 1. | 19.05 | | | ||
65. | 15. | Сообщение о своем состоянии : "Мое самочувствие. Мне больно". | 1. | 24.05 | | | ||
66. | 16. | "Что делать, если упал, ударился". | 1. | 26.05 | | | ||
| | | 16ч | | | | |