Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек»
Человек
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является формирование у ребенка представлений о себе и своем ближайшем окружении, формирование навыков самообслуживания, которое происходит на занятиях по предмету «Человек».
Целью занятий по предмету является формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных навыков самообслуживания. Формирование представлений о себе, о своем теле. Формирование представлений о ближайшем окружении.
Программа по предмету «Человек» включает разделы: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Темы уроков по предмету «Человек» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
Это – я, а это – ты. Я – ребенок. Я – девочка. |
|
3 |
Представления о себе. Тело человека. Я-ребенок. |
1 |
Обобщающий |
Работа с пиктограммами частей тела человека. Называние и показ частей тела человека. Чтение сказки о назначении частей тела. |
4 |
Представления о себе. Части тела: голова, туловище, руки, ноги. |
1 |
Комбинированный |
Показывание на себе частей тела: голова, спина, живот, руки, ноги. Работа с пиктограммами частей тела. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части тела: голова, живот, спина, руки, ноги. Сопоставление пиктограммам частей тела с соответствующей частью тела на человеке. |
5,6 |
Представления о себе. Лицо: глаза, брови, нос, лоб, рот. |
2 |
Комбинированный |
Показывание на себе частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Работа с пиктограммами частей лица. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Сопоставление пиктограммам части лица с соответствующей частью лица на человеке. |
7 |
Прием пищи. Питье из бутылочки для питья. |
1 |
Комбинированный |
Понятие: пить бутылочка для питья. Захват бутылочки для питья, поднесение ее ко рту, наклон, втягивание жидкости в рот, опускание бутылочки на стол. Работа с пиктограммой бутылочки для питья. Ученик пробует сообщить о желании пить. |
8 |
Резервный урок. |
1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Прием пищи. Питье из кружки. |
1 |
Комбинированный |
Понятие: пить, кружка. Захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. Работа с пиктограммами кружки. Игра «Угости куклу чаем». Игра «Размешай чай». Ученик пробует сообщить о желании пить. |
2 |
Прием пищи. Правила поведения за столом. |
1 |
Комбинированный |
Чтение сказки о поведении за столом с элементами театрализации. Игра «Накорми куклу». Ученик пробует сообщить о желании есть. |
3 |
Прием пищи. Салфетка. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие салфетка, сухая и влажная. Изучение свойств салфетки: мягкая, мнется, сгибается. Действия с сухой и влажной салфеткой. Сравнение сухой и влажной салфетки. Сворачиваем салфетку. Достаем из упаковки влажную салфетку. Вытираем руки и рот. |
4,5 |
Прием пищи. Еда ложкой. |
2 |
Комбинированный |
Понятие: есть, ложка. Захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Работа с пиктограммами ложки и тарелки. Игра «Накорми куклу». Ученик пробует сообщить о желании есть. |
6,7 |
Моя семья. Профессиональная деятельность членов семьи. |
2 |
Комбинированный |
Ученик смотрит видеозапись с «посланиями» от членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и изображение. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей. Работа с художественными изображениями профессиональной деятельности родителей. |
8 |
Резервный урок |
1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Обращение с одеждой и обувью. Головные уборы: шапка. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: шапка. Знакомство с шапками из разных материалов. Чтение сказки. Ученик с помощью учителя надевает шапку. Ученик пробует надеть шапку на куклу. Упражнение «Возьми шапку». |
2 |
Обращение с одеждой и обувью. Внешний вид девочки и мальчика. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: одежда, мальчик, девочка. Работа с вырезанными из картона предметами одежды, характерными для девочек и мальчиков. Чтение сказки. Игра «Наряди куклу» (используется кукла-девочка и кукла-мальчик). |
3 |
Гигиена тела. Предметы для ухода за телом. |
1 |
Комбинированный |
Понятия: вода, мыло, мыльница, полотенце. Обследование воды. Обследование горячей и холодной воды. Игра «Холодно-горячо». Обследование полотенца. Обследование мыла. |
4,5 |
Гигиена тела. Уход за руками. |
2 |
Комбинированный |
Формирование последовательности действий при мытье рук. Ученик с помощью учителя закатывает рукава. Ученик пробует взять в руки мыло и намочить его в тазике с водой. Ученик пробует положить мыло в мыльницу. Упражнения, имитирующие мытье рук. Ученик с помощью учителя моет руки. Ученик пробует вытереть руки полотенцем. Знакомство с краном для воды (модель). Ученик пробует с помощью учителя открывать и закрывать кран. |
6 |
Гигиена тела. Уход за лицом. |
1 |
Комбинированный |
Прослушивание потешки «Водичка-водичка, умой мое личико» с выполнением действий под музыку. Ученик при помощи учителя пробует умыть лицо руками, после – вытереть полотенцем. Перед умыванием лица ученик моет руки. |
7 |
Гигиена тела. Чистим зубы. |
1 |
Комбинированный |
Понятие: зубы, чистить, зубная щетка, зубная паста. Чтение сказки. Обследование пальцами рук зубной щетки и тюбика с зубной пастой, рассматривание предметов гигиены рта. Ученик пробует нанести зубную пасту на зубную щетку, пробует почистить зубы на дидактическом материале «зубы». |
8 |
Гигиена тела. Уход за лицом. |
1 |
Комбинированный |
Прослушивание потешки «Водичка-водичка, умой мое личико» с выполнением действий под музыку. Ученик при помощи учителя пробует умыть лицо руками, после – вытереть полотенцем. Перед умыванием лица ученик моет руки. |
9,10 |
Резервный урок. |
2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Обращение с одеждой и обувью. Одежда для меня и для куклы. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: одежда. Чтение сказки. Прослушивание детских стихотворений. Рассматривание одежды для куклы и для ученика. Сравнение одежды по размеру: большая-маленькая. Ученик пробует ответить на вопросы «Это куртка?», «Это футболка?». Ученик выбирает одежду, в которой кукла пойдет гулять. Ученик с помощью учителя пробует одеть куклу на прогулку. |
2 |
Обращение с одеждой и обувью. Стирка детского носового платка. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: платок, стирать. Рассматривание детского носового платка, знакомство с его функциональным назначением и свойствами. Ученик с помощью учителя пробует постирать детский носовой платок в тазике при помощи мыла (намочить платок, намылить его, прополоскать, отжать). Взаимодействие с водой, мылом, вспоминаем их свойства. После стирки вытираем руки полотенцем. |
3,4 |
Обращение с одеждой и обувью. Вывешивание белья на просушку. |
2 |
Изучение нового материала |
Понятие: сушить, прищепка. Обследование пальцами рук прищепки, рассматривание глазами, знакомство с ее функциональным назначением и свойствами. Обследование пальцами рук веревки для просушки белья, рассматривание глазами, знакомство с ее назначением и свойствами. Работа с одеждой для кукол: мокрая и сухая одежда. Упражнение «Покажи мокрую кофту», «Возьми сухую кофту». Ученик с помощью учителя вешает одежду на веревку, закрепляет ее прищепкой. Имитационные упражнения. Ролевые игры. Прослушивание потешек и выполнение действий под музыку. |
5 |
Обращение с одеждой и обувью. Молния. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: молния. Обследование молнии. Игра «Найди молнию». Ученик пробует брать молнию со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать молнию на дидактическом пособии. |
6 |
Обращение с одеждой и обувью. Липучки. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: липучка. Обследование липучки. Игра «Найди липучку». Ученик пробует брать липучку со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать липучку на дидактическом пособии. Игра «Собери гусеницу» (круги крепятся друг к другу посредством липучек). |
7,8 |
Резервный урок |
2 |