Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» для 2 класса (Вариант 2)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30.08.18г №400
Протокол №1 от «27» августа 2018 г
Адаптированная рабочая программа по предмету
«Человек» (вариант 2)
для 2 класса
Составитель: учитель начальных классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения совместной деятельности;
формирование уважительного отношения к окружающим;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные
представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других:
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
представления о собственном теле;
отнесение себя к определенному полу;
умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания;
умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;
представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);
умение следить за своим внешним видом.
представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Содержание учебного предмета
Раздел: " Представления о себе "
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Раздел: " Гигиена тела"
Воспитание интереса к играм с водой и водным процедурам. Стимулирование ребенка к участию в процессе умывания, мытья рук, вытирания полотенцем: подставлять руки к воде, брать руками полотенце и подносить его к лицу.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Нанесение косметического средства на лицо.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Раздел: " Обращение с одеждой и обувью"
Стимулирование ребенка к посильному участию в процессе одевания и раздевания. Формирование умения снять шапку, снять частично снятые футболку, рубашку, толстовку, штанишки, носки, варежки (перчатки), обувь. Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки).Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, кнопки), рукав. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание и застегивание липучек, молнии, пуговиц. Обучение последовательности действий при снятии предметов одежды или обуви. Соблюдение последовательности действий при одевании отдельных предметов одежды и комплекта одежды. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Формирование различения правого и левого предмета обуви. Выворачивание одежды. Знакомство с местом хранения одежды и обуви, обучение уборке в шкаф своих вещей.
Раздел: " Прием пищи"
Обучение умению различать съедобные и несъедобные объекты.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Формирование умения брать самостоятельно кусочки еды со стола. Формирование умения есть руками нарезанную на кусочки пищу. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. Обучение умению очищать фрукты (бананы, мандарины).Уборка тарелки и чашки за собой, вытирание стола тряпкой.
Раздел: " Семья"
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Тематическое планирование
Разделы | Количество часов |
Раздел 1. Гигиена тела | 15ч |
Раздел 2. Обращение с одеждой и обувью | 30ч |
Раздел 3. Приём пищи | 24ч |
Раздел 4. Семья | 20ч |
Повторение | 26ч |
Итого | 105ч |
Утверждена приказом
МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30.08.2018 №400
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
ЧЕЛОВЕК
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | очно | заочно |
1 | 6.09 | | Уход за волосами. Гигиена ног. Обращение с одеждой и обувью. Косметические средства. | 1 | |
2 | | | Уход за волосами. | | 1 |
3 | | | Практическое занятие – уход за волосами. | | 1 |
4 | | | Гигиена ног. Уход за ногами. | | 1 |
5 | | | Косметические средства. | | 1 |
6 | | | Косметические средства. | | 1 |
7 | | | Рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций, книг. | | 1 |
8 | | | Обращение с одеждой и обувью. | | 1 |
9 | | | Различение предметов демисезонной одежды. | | 1 |
10 | | | Различение предметов демисезонной одежды. | | 1 |
11 | | | Верхняя одежда. | | 1 |
12 | | | Верхняя одежда. | | 1 |
13 | 4.10 | | Верхняя одежда. Обувь. Головные уборы. Сезонная одежда. | 1 | |
14 | | | Обувь. | | 1 |
15 | | | Обувь. | | 1 |
16 | | | Обувь. | | 1 |
17 | | | Практическое занятие – снять, одеть обувь. | | 1 |
18 | | | Головные уборы. | | 1 |
19 | | | Головные уборы. | | 1 |
20 | | | Головные уборы. | | 1 |
21 | | | Сезонная одежда, обувь, головной убор. | | 1 |
22 | | | Сезонная одежда, обувь, головной убор. | | 1 |
23 | | | Сезонная одежда, обувь, головной убор. | | 1 |
24 | | | Зимняя одежда. | | 1 |
25 | 1.11 | | Зимняя, летняя, демисезонная одежда. Виды одежды: повседневная, праздничная. | 1 | |
26 | | | Зимняя одежда. | | 1 |
27 | | | Летняя одежда. | | 1 |
28 | | | Летняя одежда. | | 1 |
29 | | | Летняя одежда. | | 1 |
30 | | | Демисезонная одежда. | | 1 |
31 | | | Демисезонная одежда. | | 1 |
32 | | | Демисезонная одежда. | | 1 |
33 | | | Виды одежды: повседневная, праздничная. | | 1 |
34 | | | Виды одежды: повседневная, праздничная. | | 1 |
35 | | | Виды одежды: повседневная, праздничная. | | 1 |
36 | | | Виды одежды: рабочая, домашняя. | | 1 |
37 | 29.11 | | Виды одежды: рабочая, домашняя, спортивная. Практическое занятие – расстегивание и застёгивание липучек, молний, пуговиц, надевание и снятие одежды. | 1 | |
38 | | | Виды одежды: рабочая, домашняя. | | 1 |
39 | | | Виды одежды: спортивная. | | 1 |
40 | | | Виды одежды: спортивная. | | 1 |
41 | | | Виды одежды: спортивная. | | 1 |
42 | | | Практическое занятие – расстегивание и застёгивание липучек, молний, пуговиц и тд. | | 1 |
43 | | | Практическая работа – одевание одежды. | | 1 |
44 | | | Практическая работа – снятие предмета одежды. | | 1 |
45 | | | Места хранения одежды. | | 1 |
46 | | | Места хранения одежды. | | 1 |
47 | | | Практическое занятие – уход за одеждой. | | 1 |
48 | | | Гигиена после туалета. | | 1 |
49 | 27.12 | | Гигиена после туалета. Знакомство с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания» | 1 | |
50 | | | Знакомство с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания». | | 1 |
51 | | | Знакомство с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания». | | 1 |
52 | | | Знакомство с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания». | | 1 |
53 | | | Работа с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания». | | 1 |
54 | | | Работа с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания». | | 1 |
55 | | | Работа с пиктограммами на темы: «Посуда», «Продукты питания». | | 1 |
56 | | | Настольно – печатные игры и упражнения на распознавание посуды, продуктов питания. | | 1 |
57 | | | Настольно – печатные игры и упражнения на распознавание посуды, продуктов питания. | | 1 |
58 | | | Настольно – печатные игры и упражнения на распознавание посуды, продуктов питания. | | 1 |
59 | | | Съедобные и несъедобные объекты. | | 1 |
60 | | | Съедобные и несъедобные объекты. | | 1 |
61 | 24.01 | | Съедобные и несъедобные объекты. Культура поведения за столом. | 1 | |
62 | | | Обучающие игры с реальными предметами. | | 1 |
63 | | | Обучающие игры с реальными предметами. | | 1 |
64 | | | Культура поведения за столом. | | 1 |
65 | | | Культура поведения за столом. | | 1 |
66 | | | Практическое занятие – «Я за столом». | | 1 |
67 | | | Практическое занятие – «Я за столом». | | 1 |
68 | | | Семья, близкие люди. | | 1 |
69 | | | Семья, близкие люди. | | 1 |
70 | | | Семья, близкие люди. | | 1 |
71 | | | Семейный альбом. | | 1 |
72 | | | Семейный альбом. | | 1 |
73 | 28.02 | | Чтение литературных произведений о семье, о детях в семье. | 1 | |
74 | | | Чтение литературных произведений о семье, о детях в семье. | | 1 |
75 | | | Чтение литературных произведений о семье, о детях в семье. | | 1 |
76 | | | Чтение литературных произведений о семье, о детях в семье. | | 1 |
77 | | | Близкие люди в быту. | | 1 |
78 | | | Традиции и праздники семьи. | | 1 |
79 | | | Традиции и праздники семьи. | | 1 |
80 | | | Рассказ о своей семье. | | 1 |
81 | | | Рассказ о своей семье. | | 1 |
82 | | | Игра-импровизация «Моя семья». | | 1 |
83 | | | Прогулка и ее значение. | | 1 |
84 | | | Прогулка и ее значение. | | 1 |
85 | 28.03 | | Утренний и вечерний туалет. Зарядка и ее значение. Человек: строение. | 1 | |
86 | | | Зарядка и ее значение. | | 1 |
87 | | | Зарядка и ее значение. | | 1 |
88 | | | Сон, его значение. | | 1 |
89 | | | Сон, его значение. | | 1 |
90 | | | Человек: строение. | | 1 |
91 | | | Человек: строение. | | 1 |
92 | | | Человек: строение. | | 1 |
93 | | | Человек: строение. | | 1 |
94 | | | Работа с пиктограммами | | 1 |
95 | | | Игра импровизация «Что умеет твое тело». | | 1 |
96 | | | Игра импровизация «Что умеет твое тело». | | 1 |
97 | 25.04 | | Правила пользование туалетом. Гигиена полости рта. Чистота рук - залог здоровья. | 1 | |
98 | | | Гигиена полости рта. | | 1 |
99 | | | Гигиена полости рта. | | 1 |
100 | | | Чистота рук - залог здоровья. | | 1 |
101 | | | Чистота рук - залог здоровья. | | 1 |
102 | | | Внешний облик человека. | | 1 |
103 | | | Внешний облик человека. | | 1 |
104 | | | Повторение пройденного материала. | | 1 |
105 | | | Повторение пройденного материала. | | 1 |