Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления. Вариант 2» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 20 February 2022

Государственное областное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 г. Ангарска»

РАССМОТРЕНО:

Председатель МС

_______ С.Н. Бурунова

«___» ___________2021 г


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

_______С.А. Стирбинскене

«___» _________2021г




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОКУ ИО

С(К)ШИ №1 г. Ангарска

________ М.Н. Малофеева

«____» _________2021 г













Рабочая программа по учебному предмету

                                  «Математические представления»  (вариант 2).

















Класс: 5 «В»

Классный руководитель: Новосельцева О.В.





Учебный год: 2021-2022г.

Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель: расширение у учащихся  наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

научить счету в пределах 20; 

состав чисел первого десятка; 

учить приемам сложения и вычитания;

научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;

научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела; 

способствовать формированию  доступных количественных, пространственных и временных представлений; 

воспитывать трудолюбие, самостоятельность. 



Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в предметах и явлениях окружающей действительности, во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, домашней уборке, совершении мелких покупок и т.д. Изучая цифры,  ребенка закрепляет сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, физические упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.



Место предмета в учебном плане.

Вследствие того, что формирование элементарных математических представлений является одним из приоритетных для социализации умственно отсталого ребёнка в учебном индивидуальном плане предусмотрено 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.

1. четверть- 16 часов

2. четверть- 14 часов

3. четверть- 20 часов

4. четверть- 16 часов

Планируемые результаты обучения.


Предметные результаты освоения учебного предмета:

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток;

решать простые арифметические задачи в пр.20;   

чертить треугольник, прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку; 

чертить – линии (прямую, кривую, отрезок);

определять время по часам с точностью до 1 часа. 

Учащиеся будут знать

название, обозначение чисел в пр.20;

счёт в пределах 20 по единице;

счёт в пределах 10 по 2 единице;

название геометрических фигур и соотнесение их с предметом.



Личностные результаты освоения учебного предмета:

Индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

положительное отношение к школе, изучаемому предмету – математике;

гордость собственными успехами;

положительное отношение к успехам одноклассников;

уважительное отношение к своему труду и деятельности людей;

общее представление о моральных нормах поведения;

доброжелательное отношение к людям.


Содержание учебного предмета:


Раздел

Краткое содержание раздела

Количественные представления. 


Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Состав чисел первого  десятка из  двух  слагаемых. Название, обозначение  чисел от 11 до 20. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (копейка, рубль). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представление о форме. 


Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Измерение отрезка.


Представления о величине.


Умение различать и сравнивать предметы по величине.

Умение измерять с помощью линейки.


Пространственные представления. 


Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.


Временные представления. 


Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.



Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).



Материально-техническое обеспечение.

1. Демонстрационный, раздаточный и дидактический материал:

-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, фотографии, пиктограммы;

-видеоматериалы, презентации;

- раскрашивание, вырезание, наклеивание.

2. Технические и электронные средства обучения:

- ноутбук;

- колонка;

-классная доска.


Литература для учителя:

1. АООП для детей с нарушением интеллекта 

Математика. 2 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.  

С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015. 

Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева 

Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.



Календарно-тематическое планирование по предмету:

«Математические представления».



п/п

п/ч

Тема:

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Приме-чание

По клен-дарю

По

факту

1. четверть

1.

1.

Повторение. Точка, линии.

1.

01.09


Объяснения учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя.

Выполнение практических заданий.

Зарисовка и раскрашивание в тетради.

Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу.

Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя.



Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам.  Составление геометрических фигур из палочек.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют  предметы под руководством учителя; записывают примеры.



2.

2.

Повторение. Понятия «один - много», «больше, меньше, столько же», «много -мало, немного, несколько».

1.

02.09



3.

3.

Повторение. Нумерация в пределах. 10

1.

08.09



4.

4.

Числовой ряд 1 - 10

1.

09.09



5.

5.

Форма предметов. Геометрические фигуры круг, овал.

1.

15.09



6.

6.

Построение геометрических фигур: круг, овал.

1.

16.09



7.

7.

Числовой ряд 10 - 1

1.

22.09



8.

8.

Сравнение чисел в пределах 10.Знаки

 « <», « >», «=».

1.

23.09



9.

9.

Сравнение предметов по величине. Большой-маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру, равные.

1.

29.09



10.

10.

Число и цифра 0. Ноль как компонент сложения.

1.

30.09



11.

11.

Построение прямой линии через одну точку, две точки

1.

06.10



12.

12.

Сложение в пределах 10.

1.

07.10



13.

13.

Форма предметов. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

1.

13.10



14.

14.

Повторение пройденного материала.

1.

14.10



15.

15.

Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник.

1.

20.10



16.

16

Вычитание в пределах 10.

1.

21.10






16 ч.





2. четверть

17.

1.

Мера длины  - сантиметр. Сокращенная запись 1 см. Измерение длины реальных предметов.

1.

10.11


Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы.

Соотнесение с цифрой. Определение места числа в числовом ряду. Работа в тетради.

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия.

Образование числа путём присчитывания единицы;

знакомство с цифрой;

сравнение с другими цифрами.



Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания .

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством  учителя.





18.

2.

Решение простых задач на сложение в пределах 10.

1.

11.11



19.

3.

Сравнение по высоте. Высокий – низкий, выше – ниже, предметы одинаковой (равной) высоты.

1.

17.11



20.

4.

Решение простых задач на вычитание в пределах 10.

1.

18.11



21.

5.

Повторение. Счет до десяти «парами».

1.

24.11



22.

6.

Мера стоимости. Рубль, копейка.

1.

25.11



23.

7.

Решение примеров на сложение с применением мер стоимости.

1.

01.12



24.

8.

Решение задач на сложение с применением мер стоимости.

1.

02.12



25.

9.

Числа однозначные и двузначные. Понятие ««10 единиц - 1десяток».

1.

08.12



26.

10.

Второй десяток. Число и цифра 11. Образование, называние, обозначение и написание числа 11.

1.

09.12



27.

11.

Место числа 11 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 11.

1.

15.12



28.

12.

Повторение пройденного материала.

1.

16.12



29.

13.

Числовой ряд 1-11.

1.

22.12



30.

14.

Сравнение предметов  по толщине.

Толстый – тонкий, толще – тоньше.

1.

23.12






14 ч.





3. четверть

31.

1.

Сравнение чисел в пределах 11. Знаки

 « <», « >», «=».

1.

12.01




Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус.

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через

практические игровые задания.

Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус.



Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем.

Сравнивают, называют,

разменивают,

выполняют действия.



Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством  учителя.





Учатся находить геометрические фигуры в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам.  Составление геометрических фигур из палочек.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют  предметы под руководством учителя; записывают примеры.



32.

2.

Решение примеров в пределах 11 без перехода через разряд.

1.

13.01



33.

3.

Сравнение по ширине. Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой (равной) ширины.

1.

19.01



34.

4.

Число и цифра 12. Образование, называние, обозначение и написание числа 12.

1.

20.01



35.

5.

Место числа 12 в числовом ряду.  

Количественный счёт в пределах 12.

1.

26.01



36.

6.

Числовой ряд 1-12.

1.

27.01



37.

7.

Сравнение чисел в пределах 12. Знаки  « <», « >», «=».

1.

02.02



38.

8.

Сравнение по толщине. Толстый – тонкий, толще – тоньше.

1.

03.02



39.

9.

Решение примеров в пределах 12 без перехода через разряд.

1.

09.02



40.

10.

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 10.

1.

10.02



41.

11.

Мера массы – килограмм. Измерение  и сравнение веса предметов на весах.

1.

16.02



42

12.

Число и цифра 13. Образование, называние, обозначение и написание числа 13.

1.

17.02



43.

13.

Место числа 13 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 13.


1.

24.02



44.

14.

Числовой ряд 1-13.  Нахождение недостающего числа в числовом  ряду до 13.

1.

02.03



45.

15.

Сравнение чисел в пределах13.Знаки

« <», « >», «=».

1.

03.03



46.

16.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 13 без перехода через разряд.

1.

09.03



47.

17.

Пространственные представления. Впереди-позади, справа-слева, вверху –внизу.

1.

10.03



48.

18.

Повторение пройденного материала.

1.

16.03



49.

19.

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 13.

1.

17.03



50.

20.

Число и цифра 14. Образование, называние, обозначение и написание числа 14.

1.

23.03






20 ч





4. четверть

51.

1.

Мера ёмкости – литр. Измерение объема жидкостей.

1.

06.04


Объяснения учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя.

Выполнение практических заданий.

Зарисовка и раскрашивание в тетради.

Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу.

Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя.



Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам.  Составление геометрических фигур из палочек.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют  предметы под руководством учителя; записывают примеры.











52.

2.

Сравнение чисел в пределах 14. Знаки  « <», « >», «=».

1.

07.04



53.

3.

Числовой ряд 1-14. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 14.

1.

13.04



54.

4.

Составление примеров на сложение в пределах 14.

1.

14.04



55.

5.

Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар.

1.

20.04



56.

6.

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 14.

1.

21.04



57.

7.

Ориентировка в пространстве. Близко- далеко, ближе – дальше, здесь – там.

1.

27.04



58.

8.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14 без перехода через разряд.

1.

28.04



59.

9.

Число и цифра 15. Образование, называние, обозначение и написание числа 15.

1.

04.05



60.

10.

Место числа 15 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 15.

1.

05.05



61.

11.

Сравнение чисел в приделах 15. Знаки  

« <», « >», «=».

1.

11.05




62.

12.

Понятия о четных и нечетных числах.

1.

12.05



63.

13.

Числовой ряд 1-15. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 15.

1.

18.05



64.

14.

Повторение пройденного материала.

1.

19.05



65.

15.

Решение примеров в пределах 15 без перехода через разряд.

1.

25.05




66.

16.

Решение простых задач в пределах 15.

1.

26.05







16 ч.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.