Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (1 вариант, 1 класс)

2
0
Материал опубликован 25 February 2022 в группе

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Музыка» (1 вариант)

1 класс

(для детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями))

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 1 класса разработана и реализуется на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с последующими изменениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

- Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г №1598)

- Учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е классы (I вариант);

- Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1) МБОУ «Виловатовская СОШ»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. / Под редакцией В. В. Воронковой.-М., 2010 г.

Учебный предмет «Музыка» предназначен для формирования у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с отклонениями в развитии. Является частью системы коррекционно-педагогической работы, органично вписываясь в системный блок эстетического развития. Благотворно влияет на развитие личности обучающегося, его эмоциональное состояние. Помогает полнее раскрыть способности, активизировать двигательные и познавательные умения.

Целью музыкального воспитания обучающихся с умственной отсталостью, является приобщение к музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательским и доступным исполнительским умениям);

- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

- развитие восприятия, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся;

- помочь самовыражению обучающихся с умственной отсталостью средствами музыкальной деятельности (исполнительская, театрализованная);

- развивать чувство ритма, звуковысотный слух, способность реагировать на музыку, соотносить музыку и движения;

- освоение игры на доступных музыкальных инструментах;

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане.

На изучение предмета «Музыка» в 1«а» классе отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 66 часов. Основной формой музыкально эстетического воспитания являются уроки музыки и пения.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разработаны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Д, Эльконин, В. В, Давыдов): хоровое пение и ансамблевое, музыкально ритмические движения, инсценирование и театрализованная деятельность, освоение элементов музыкальной грамоты.

1. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

- осознание причастности к миру прекрасного, средствами музыки;

- эмоциональный отклик на виды музыкального воздействия;

- самовыражение в музыке;

- устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальное произведение;

- выразительно исполнять соло и хором;

- узнавать на слух песню, танец, марш;

- воспроизводить на слух знакомые мелодии;

- узнавать на слух звучание отдельных инструментов;

- использовать приобретенные знания и умения во внеклассных мероприятиях;

- определять свое отношение к музыкальным явлениям;

- играть на элементарных музыкальных инструментах.

Минимальный уровень:

- эмоциональное восприятие (мимика, жесты);

- подпевание в хоровом исполнении;

- реагирование на изменение темпа в музыке движениями;

- узнавание звучания 2-3 инструментов;

- описывание музыкального произведения по вопросам учителя;

- индивидуальное подыгрывание на музыкальных инструментах.

Достаточный уровень:

- понимание характера музыкального произведения и умение высказаться;

- знание слов «припев», «куплет», «вступление», «проигрыш» и исполнение на выбор –соло;

- различать и называть на слух различные по характеру музыкальные произведения;

- умение правильно назвать услышанный звучащий музыкальный инструмент;

- составление рассказов-описаний по услышанному произведению;

- работа в оркестре.

Промежуточная аттестация проводится в форме проверочной работы.


2. Содержание учебного предмета «Музыка»

Раздел 1. Слушание музыки. Повсюду музыка слышна. Приучать сосредотачиваться на звучание музыки, эмоционально реагировать, узнавать и запоминать знакомые мелодии. Прослушивать и обсуждать музыкальные произведения. Различать характер и жанр ( песня, танец, марш ) произведения. Узнавать звучащие музыкальные инструменты ( бубен, барабан, треугольник, балалайка, баян).

Раздел 2. Пение. Азбука, азбука каждому нужна. Музыка Осени. Освоение репертуара песен в диапазоне ре1-си1. Подбор попевок на темпо-ритмичное звучание. Обучение выразительно-эмоциональному исполнению. Обучение правильному певческому дыханию. Исполнение соло и в хоре. Формирование устойчивого навыка естественного пения. Постепенное расширение диапазона до1-до2.

Раздел 3. Элементарная музыкальная грамота. Музыкальные портреты. Знание понятий нотного стана, ноты, скрипичный ключ, порядок нот в гамме до мажор. Динамические особенности ( форте, пиано). Звуковысотность ( низкий, средний, высокий ). Длительность звучания.

Раздел 4. Музыкально-ритмические движения. Музыка и ты. Эмоциональное и психофизическое развитие. Ориентироваться на музыку, как на особый сигнал к действию. Реагировать сменой движений на смену в музыке ( марш, бег, прыжки ). Умение водить хоровод. Овладение простейшими и образными движениями ( притопы, прыжинка, хороводный шаг, переменный).

Раздел 5. Игра на музыкальных инструментах. Музыка в цирке. Эмоциональная отзывчивость. Обучение игре на ударно шумовых музыкальных инструментах (металлофон, бубен, ложки, маракасы, треугольник). Умение играть соло и в оркестре. Развитие слуха, темпо-ритма.

Раздел 6. Инсценирование, театрализованная деятельность. Край в котором ты живешь. Развивать образное восприятие. Имитировать повадки птиц и животных в инсценировании песен. Эмоциональное раскрепощение, воображение.


3. Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1

Повсюду музыка слышна

4

2

Азбука, азбука каждому нужна

7

3

Музыка Осени

9

4

Музыкальные портреты

12

5

Музыка и ты

16

6

Музыка в цирке

8

7

Край в котором ты живешь

10


Всего:

66


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Цель и задачи урока,

коррекционно-развивающая деятельность

Наглядный материал, оборудование

Дата

По пл.

Факт.

Повсюду музыка слышна (4 ч)



1

2

Прозвенел звонок – начался урок.

Активизация детей, привлечение внимания. Знакомство с музыкальным инструментом – колокольчик, его звучанием. Интонирование голосом «динь-динь» - звуковысотность

Колокольчики по количеству детей, исполнение взрослым.



3

4

Мои любимые песни.

Побуждать детей к исполнению. Четкое проговаривание слов, чистое интонирование.

Индивидуальное исполнение.



Азбука, азбука каждому нужна (7 ч)

5

« Азбука» А. Островский.

Исполнение – legatto.

Слушать песню, понимать содержание. Исполнение по показу учителя отдельных словосочетаний в заданном темпоритме.

Исполнение учителем, использование жестовых показов.



6

7

« Алфавит» Р. Паулс.

« Азбука» А. Островский.

Слушать новую песню в исполнении детского хора, умение анализировать прослушенное: веселое – грустное; отвечать на вопросы по содержанию. Разучивание песни « Азбука» А. Островского. Слышать вступление, вовремя начинать и заканчивать исполнение. Дать понятие – проигрыш, запев, припев.

Мультимедийный просмотр,

исполнение учителем.



8

9

10

«Домисолька» О. Юдахина.

«Семь подружек» В.Дроцевич.

Знакомство с нотным станом, с обозначением нотных знаков.

Слушать новые песни, отвечать на вопросы по содержанию используя музыкальные термины: ноты, нотный стан. Жестовый показ восходящего и нисходящего звукоряда – координация крупной моторики.

Фланелеграф, разрезные нотные знаки. Объяснение на доске, картинки по теме.



11

«Песня о школе» Д.Кабалевский

Разучивание новой песни: слушание, подпевание, работа над певческим дыханием, артикуляцией, хоровым пением и индивидуальным.

Показ учителем.



Музыка Осени (9ч)

12

«Октябрь» из цикла «Времена года» П.Чайковского. «Сарафан надела осень».

Слушать музыкальное произведение . О чем рассказала музыка? – развивать воображение, индивидуальность высказывания.

Разучивание новой песни – передавать характер произведения используя тембровые окраски. Проговаривание отдельных слов, фраз. Исполнение с учителем.

Портрет композитора, иллюстрация осеннего пейзажа.



13

14

«Скворушка прощается» Т.Попатенко.

«Танец листочков».

Понимать и уметь рассказать содержание песни, подпевать за учителем отдельные слова. Пофразовое разучивание с передачей характера песни. Исполнение мелодии без слов. Передавать в движении с предметами смысловое содержание песни, используя покачивание рук, кружение на носочках, легкий бег.

Выразительное исполнение учителем.

Изготовленные листочки.



15

16

«Дождик» р.н.песня – игра на муз. инструм. «Урожайная» - хороводная песня.

Знакомство с музыкальным инструментом – треугольник. Учить правильно держать, стучать – координация движений. Слышать сильную долю в музыке, исполнять в тандеме со взрослым в едином темпоритме. Обучение хороводному шагу, сменой движений со сменой музыки: остановка, кружение, топающий шаг.

Муз. инструмент – треугольник

Показ учителем.



17

18

«Осень» Ю.Кюи

«Осень, осень в гости просим» муз. подвижная игра.

Cлушать муз. произведение. Уметь описать по музыке время года – осень, опираясь на характер произведения и природные особенности осени. Разучивание подвижной игры со смысловыми движениями – координировать пение с движениями, слышать начало и окончание в музыке.

Картинки с изображением осеннего пейзажа.

Атрибуты по игре.




19

20

Комбинированный урок – рисуем осень - «Осень» Г.Свиридов из музыкальной иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

Развивать творчество, воображение, умение подбирать цвета осени. Создание условий эмоциональной разрядки.

Карандаши, альбомы, фоновое музыкальное сопровождение.



Музыкальные портреты (12 ч)

21

22

23

«Петя и Волк» фрагменты из симфонической сказки С.Прокофьева. «Петухи запели» из мультфильма «Солнышко и медведь»

Скрипка – слушание звучания.

Дать понятие, что сказку можно писать музыкой, давая каждому герою свой музыкальный характер и узнавать этих героев по музыкальной теме. Учить слышать и различать музыкальную тему « Пети» и « Волка». Словесно описывать: какой Петя?, какой Волк? Развивать слуховое внимание. Слушать новую образную песню, понимать содержание, уметь ответить на вопросы по содержанию. Разучивание песни: подпевание повторяющихся слогов, пение в унисон, выразительность. Слушать звучание музыкального инструмента скрипки, различать в сравнении с фортепьяно.

Портрет композитора, иллюстрации к сказке, мнемодорожки.



24

25

«В пещере горного короля» из сюиты « Пер Гюнт» Э. Григ. « Баба Яга» р.н.игра.

По названию произведения вместе с детьми сочинить небольшую сказку, опираясь на характер музыки ее динамические оттенки – эмоциональное восприятие, воображение, работа в коллективе.

Разучивание новой образной игры – слышать начало и окончание в музыке, отмечать сменой движения.

Портрет композитора, магнитофон, атрибуты к игре.



26

27

«Музыка зимы» П.Чайковский из цикла «Времена года».

«Зимушка хрустальная».

Эмоциональное восприятие, слуховое внимание, умение рассказать о музыке, используя характерные термины.. Узнавать знакомые муз. инструменты. Слушать новую песню, понимать содержание, разучивание по куплетам, работа над вступлением.

Тематические пейзажные картинки, оборудование для прослушивания.



28

29

«Снегурочка» фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова.

«Снежинки спускаются с неба» Ю. Чичков – муз. форма ВАЛЬС.

Знакомство с сюжетом, слушание., образное описание « Как музыка нарисовала Снегурочку?» - умение высказывать , составлять словесный портрет. Перенос « музыкального портрета» на лист бумаги – рисование карандашами.

Слушание песни. Дать определение муз. формы « ВАЛЬС», показ движением руки плавности звучания, кружения, разучивание куплета.

Магнитофон, карандаши, бумага



30

«Мороз Красный Нос», «Здравствуй, Дедушка Мороз».

« Дед Мороз и дети» - подвижная игра.

Слушать образное произведение. По наводящим вопросам составить портрет. Развивать воображение, слуховое восприятие.

Слушать новую песню, понимать содержание, характер. Разучивание по куплетам, соблюдая унисонное звучание.

Знакомство с новой музыкальной подвижной игрой, выполнение смысловых движений.

Магнитофон, иллюстрации, атрибуты к игре



31

«Новогодний хоровод» А. Островский. «Елочка смолистая» Т. Попатенко.

Соотносить пение с движением, правильно выполняя хороводный шаг. Подпевание повторяющихся слов, фраз

Выполнение по показу взрослого



32

«Как на тоненький ледок» р.н. песня. «Елочка» А. Филиппенко.

Инсценирование песни со смысловыми движениями под собственное исполнение. Слышать начало и конец в музыке. Отработка хороводного шага с остановкой.

Атрибуты для инсценировки, смена действующих лиц.



Музыка и ты (16 ч)

33

34

35

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ – слушание

«Добрый день». Я.Дубравин разучивание.

Эмоциональное восприятие, знакомство с композитором. О чем рассказала музыка? – развитие мышления, умения высказываться.

Слушание и разучивание новой песни – различать запев, припев, вступление.

Иллюстрации, магнитофон



36

37

«Доброе утро» Д.Кабалевский – слушание.

«Солнце» груз.нар.песня – разучивание.

Что ты представляешь, когда слушаешь эту музыку – умение высказываться, развивать мышление и восприятие.

Подпевание песни, передавать эмоциональное содержание.

Магнитофон, иллюстрации.



38

39

«Солдатущки, бравы ребятушки» р.н.песня – ссушание. «Бравые солдаты» М.Парцхаладзе-разучивание.

Слушать песню в исполнении хора, уточнить понятие о жанре ( марш) , о характере произведения ( бодрый, веселый и т.д.)

Разучивание новой песни, соединение припева с движением « марш». Развивать координацию , крупную моторику.

Просмотр на компьютере.

Исполнение учителем.



40

41

42

«Марш» С. Прокофьев – слушание. Деревянные ложки – музыкальный инструмент. «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский – слушание.

«Будем в армии служить» Ю. Чичков – разучивание.

«Горячий конь» подвижная игра.

Знакомство с композитором, слушание произведения, умение самостоятельно назвать и обосновать жанр.

Учить элементарной игре на деревянных ложках, попадая в такт в игре со взрослым.

Слушать произведение, самостоятельно определяя жанр.

Разучивание новой песни, исполнение соло и хором, проговаривание, умение петь в унисон.

Знакомство с новой подвижной музыкально-ритмической игрой, выполнение движения – прямой галоп, слышать изменения в музыке и менять свои движения.


Деревянные ложки по количеству детей, портрет композитора, магнитофон, атрибуты к игре.



43

44

Баян – слушание звучания.

«Улыбка» В.Шаинский – слушание, подпевание.

«Мамин праздник» Ю.Юрьев – разучивание.

Знакомство с музыкальным инструментом – баян, слушание его звучания.

Разучивание новых песен, подпевание, пение отдельных фраз и предложений, чистое интонирование, соблюдение звуковысотности.

Иллюстрация, магнитофон



45

46

47

Металлофон – муз.инструмент.

«Мы запели песенку» Р.Рустамов – разучивание

«Узнай по голосу» - хороводная игра.

Знакомство с новым музыкальным инструментом, тренировать в правильном удержании молоточка. Различать высокие и низкие звуки, показывая рукой высоко-низко. Использовать игру « Чьи детки?»

Слушать новую песню, понимать содержание, подпевание, исполнение со взрослым.

Разучивание подвижной игры, узнавать интонацию голоса .




48

Обобщающий урок.





Музыка в цирке (8 ч)

49

50

«Цирк» И.Дунаевский увертюра из к/ф « Цирк» - слушание. Труба – муз. инструмент – слушание звучания. «Добрые слоны» А. Журбин – разучивание.

Уточнить знание детей о цирке. Может ли музыка отобразить цирк? Слушание произведения, какие инструменты вы услышали?

Познакомить с музыкальным инструментом – труба, его звучанием, общим видом.

Разучивание новой песни, понимание содержания, работа над мелодичностью.

Магнитофон, картинки трубы и оркестра, иллюстрации «цирк». Выразительное исполнение учителем.



51

52

«Слон» Р.Тульбович – слушание. «Слон и скрипочка» О.Юдахина – разучивание. Боковой галоп – муз. ритм. движение - разучивание.

Слушание образного музыкального произведения. Развивать мышление, восприятие образа, представление.

Разучивание песни. Учить передавать голосом характер, работа над окончанием фраз, правильным дыханием.

Отрабатывать движение под музыку, слышать сильную долю, развивать координацию движений.

Тематические картинки, магнитофон, показ учителем.



53

Барабан – муз. инструмент.

«Мы катаемся на пони» Г.Крылатов – разучивание.

Познакомить с музыкальным инструментом – барабан, слушание звучания в записи и естественное его звучание. Тренировать в правильном держании палочек. Разучивание песни, беседа по содержанию, отрабатывать единое начало и пение в унисон.

Музыкальный инструмент – барабан, магнитофон.



54

55

«Лошадка» И.Арсеева – подпевание, разучивание смысловых движений.

«Клоуны» пьеса Д.Кабалевский – слушание. « Тяв-тяв» В.Герчик –подпевание.

Разучивание песни с движениями, умение соотносить движение с музыкальным сопровождением.

Предварительная беседа, слушание произведения, разбор характера. Какие клоуны – веселые или грустные?

Слушать новую песню, понимать содержание, подпевать повторяющиеся слоги.

Тематические иллюстрации, магнитофон, показ взрослым



56

Комбинированный урок «Мы любим цирк» слушание, пение, рисование

Вспомнить, что такое цирк – развивать память, побуждать к высказываниям. Какие животные выступают в цирке, персонажи. Обогащение словаря – арена, гимнасты, дрессировщики. Уметь отобразить задуманное на листе бумаги – развивать фантазию.

Принадлежности для рисования, магнитофон.



Край, в котором ты живешь (10 ч)

57

«Во поле береза стояла» - р.н.хоровод. Балалайка – музыкальный инструмент

Разучивание песни с движениями, тренировать в хороводном шаге, выполнении смысловых движений. Передавать плавность, напевность.

Слушать звучание балалайки.

Магнитофон, картинки, показ учителем.



58

59

Наш оркестр – ложки, бубен, треугольник, колокольчик. «Во саду ли в огороде» - исполнение. «Мы на луг ходили» хороводная игра.

Исполнение вместе с учителем. Соблюдать ритм, слышать такт, умение правильно держать выбранные музыкальные инструменты, исполнение в оркестре, единое звучание.

Разучивание новой хороводной игры, выполнение смысловых движений под исполнение песни.

Набор музыкальных инструментов, исполнение учителем, атрибуты к игре.



60

«Я с комариком плясала» - р.н.песня - слушание

«Две тетери» р.н.песня - разучивание.


Слушать и понимать содержание новой песни. Какой характер? ( шуточная, веселая, грустная и т.д. ). Уметь пересказать содержание.

Разучивание новой песни, выполнение интонационных штрихов, передавать голосом шутливое содержание, плавность в исполнении.

Выразительное исполнение учителем



61

62

« Кадриль» р.н. песня – слушание. «Песенка Львенка и Черепахи» Б. Гладков – разучивание. «Воротики» Р.Рустамов игра.

Эмоциональное восприятие, умение находить больше слов для описания характера произведения, различать динамические особенности

Разучивание новой песни, самовыражение в исполнении, работа над дикцией и четким вступлением. Выполнение правил, слышать изменение в музыке и менять свои движения.

Магнитофон, выразительное исполнение учителем, атрибуты к игре.



63

Проверочная работа.





64

65

«Плясовая» В. Семенов – слушание. «Солнышко» р.н. попевка. «На лесной поляне» Б. Кравченко игра на развитие ритма.

Слушать произведение. К какому жанру оно относится – танец.

Исполнение попевки на одном дыхании – учить певческому дыханию.

Разучивание новой музыкальной игры с персонажами, выполнение смысловых движений, хоровое исполнение припева и ансамблевое исполнение куплета, имитировать игру на музыкальных инструментах.

Магнитофон, исполнение и показ учителем, атрибуты к игре.



66.

«Мир похож на цветной луг» - заключительный урок.

Какого цвета музыка. Побуждать находить цветовое сравнение к различной по характеру музыке – индивидуальное восприятие, высказывание. Исполнение знакомых песен по желанию детей без музыкального сопровождения.

Экскурсия на луг




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

- «Музыка» учебник 1 класса (часть1) В.В.Алеев, Т.Н.Кичак М., ДРОФА, 2012

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы» под редакцией В. В, Воронковой-М., ВЛАДОС, 2010г.

- «Настольная книга школьного учителя музыканта» Ю.Б.Алиев М.,-ВЛАДОС,2007

- «Пение в школе» И.Зикса вып.8,9 М., «Советский композитор»2000.

- «Чебурашка» вып.3,4,5,6 А.Гоморев М., «Советский композитор» 2000.

- дидактический материал «Веселые нотки», «Найди инструмент», «Музыкальное лото».

- Шумовые и звукорядные музыкальные инструменты.

- Аудио аппаратура.

- DVD диски.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации