Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс «Основы информационной культуры»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
5 класс
«Основы информационной культуры»
направлении: обще-интеллектуальное
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
Программа «Основы информационной культуры» разработана на основе примерной программы курса «Основы информационно-библиографической грамотности» Т.М. Кашурниковой, 2007 г.
Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества определили новое содержание целей образования, моделирует такие качества личности, которые влияют на ее саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.
Важнейшим компонентом уровня образованности современного человека является приобретение знаний и умений, дающих возможность рационально осуществлять свои информационные потребности.
В системе образования приобретение этих знаний, умений и навыков, связанных с поиском и обработкой информации, рассматривается в качестве надпредметных умений и навыков учебного труда учащихся. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер становится типичными атрибутами современного школьника. Но формирование информационной культуры нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.
Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой — низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.
Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.
Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.
Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов книжной продукции.
Книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством воспитания и умственного развития учащихся.
К сожалению, происходит снижение роли книги в жизни современного школьника, ее заменяют другие средства массовой информации. С переходом учащихся в основную школу эта проблема становится более острой.
Программа основы информационно-библиографической грамотности ставит своей целью сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
- дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;
- сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;
- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме;
- побуждать к чтению и к потреблению информации.
Сопровождение программы осуществляется на основе:
- научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;
- фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов.
Программа «Основы информационной культуры» рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю), в 5 классе
Программа «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование компьютерных технологий). В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы, тесты, мини проекты. Для проведения занятий используются как традиционные формы (беседы, практикумы), игровые (конкурсы, викторины), творческие, исследовательские проекты, также предусматривается использование видео и аудиозаписей, электронных презентаций, просмотров фрагментов видеофильмов.
Планируемые результаты освоения учащимися рабочей программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы «Основы информационной культуры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Личностные результаты
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;
- обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
- читать и пересказывать текст;
- учиться работать в группе, паре.
Предметные результаты
- знать историю возникновения письменности, происхождение и развитие алфавита
-знать историю библиотек, главные библиотеки страны и мира.
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;
-уметь находить информацию в справочных изданиях;
- воспринимать на слух художественный текст;
-уметь работать с книгой, уметь написать отзыв
Оценка планируемых результатов освоения программы
Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интересной и увлекательной.
Итог: Творческие работы учащихся по теме « История письменности. Происхождение и развитие алфавита» в форме презентации.
Учебно-тематический план
№ |
Название |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
практ. |
||
1. |
История возникновения письменности. Происхождение и развитие алфавита. |
13 |
7 |
6 |
2. |
История появления библиотек. Знаменитые библиотеки древности. Важнейшие современные библиотеки. |
3 |
3 |
0 |
3. |
История развития книгопечатания. Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги. |
3 |
2 |
1 |
4. |
Книга как предмет искусства. Структура книги. Экслибрис. Художники-иллюстраторы книг. |
5 |
4 |
1 |
5. |
Детская периодическая печать. |
3 |
2 |
1 |
6. |
Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари. Поиск информации в справочной литературе. |
5 |
3 |
2 |
7. |
Основные формы работы с книгой. Как читать книги. Аннотация. Отзыв. Дневник чтения. |
2 |
1 |
1 |
Итого |
34 |
22 |
12 |
Номер занятия |
Название разделов, тем, занятий |
Кол-во теорет. ч. |
Кол-во практич. ч. |
|
Тема 1. История возникновения письменности. Происхождение и развитие алфавита. |
7 |
6 |
||
1-4 |
Материалы для письма в древности |
2 |
2 |
|
5-9 |
Возникновение письменности. Письменность древних народов |
3 |
2 |
|
10-11 |
Происхождение и развитие алфавита. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян. |
1 |
1 |
|
12 |
Виды древнерусского письма |
1 |
||
13 |
Возникновение и распространение письменности (обобщающее) |
1 |
||
Тема 2. История появления библиотек. Знаменитые библиотеки древности. Важнейшие современные библиотеки. |
3 |
|||
14 |
История древнейших библиотек |
1 |
||
15 |
Книжные собрания Древней Руси |
1 |
||
16 |
Знаменитые библиотеки. Современные библиотеки. Главные библиотеки нашей страны |
1 |
||
Тема 3. История развития книгопечатания. |
2 |
1 |
||
17 |
Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги. |
1 |
||
18 |
Начало книгопечатания на Руси. Иван Федоров и его книги. Книгопечатание в настоящее время. |
1 |
||
19 |
История развития книгопечатания (обобщающее) |
1 |
||
Тема 4. Книга как предмет искусства. Структура книги. |
4 |
1 |
||
20-21 |
Искусство художественного оформления книги. Структура книги. |
2 |
||
22 |
Художники-иллюстраторы книг |
1 |
||
23-24 |
Экслибрис-маленький книжный знак. Проект «Экслибрис для школьной библиотеки» |
1 |
1 |
|
Тема 5. Детская периодическая печать. |
2 |
1 |
||
25-26 |
Периодические издания. Газеты. Журналы. Периодические издания в школьной библиотеке |
2 |
||
27 |
Проект «Создание детской газеты или журнала» |
1 |
||
Тема 6. Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари. Поиск информации в справочной литературе. |
3 |
2 |
||
28 |
Справочный фонд библиотеки. |
1 |
||
29-30 |
Словари. Проект «Поиск информации» |
1 |
1 |
|
31-32 |
Справочники. Энциклопедии. Проект «Поиск информации» |
1 |
1 |
|
Тема 7. Основные формы работы с книгой. |
1 |
1 |
||
33-34 |
Как читать книги. Аннотация. Отзыв. Дневник чтения. Проект «Отзыв к произведению» |
1 |
1 |
|
Итого |
22 |
12 |
Содержание
Тема 1. История возникновения письменности (13 часов)
1.Как общались люди до возникновения письменности.
Предметное письмо. Наскальные рисунки первобытных людей. Пиктограммы. Мини проект «Рисуем наскальное письмо»; Мини проект «Пиктограммы в современном мире»
2. Узелковое письмо - квипу. Письмо из бус и разноцветных морских раковин - вампумы.
Мини проект «Рисуем узелковое письмо»
3. Изготовление глиняных табличек в Шумерах. Появление папируса в Египте. Бамбуковая книга в Китае.
4. Церы - деревянные книги. Изобретение пергамента в городе Пергам. Берестяные грамоты на Руси. Изобретение бумаги в Китае. Использование бумаги в настоящее время.
5 Письменность древних народов. Египетское письмо. Исследовательский мини проект «Как учили в Древнем Египте»; Мини проект «Пишем иероглифами своё имя»
6. Письменность древних народов. Ассиро-вавилонская клинопись. Мини проект «Сочинение от имени археолога, нашедшего и прочитавшего глиняную табличку»
7. Письменность древних народов. Китайская письменность. Мини проект «Каллиграфия»
8 Появление первого древнейшего алфавита и его распространение среди многих народов
9 Появление греческого, латинского и славянского алфавитов.
10. Жизнь Кирилла и Мефодия. Изобретение ими новых алфавитов: глаголицы и кириллицы.
11. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян. Мини проект «Изменение кириллицы»
12. История первых рукописных книг. Виды древнерусского письма: устав, полуустав, скоропись, вязь: их особенности и различия. Мини проект «Придумать и нарисовать заглавную букву красной строки»
13. Повторение.
Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторения, презентации, использование видео, мини проекты, практические задания.
Результаты: знание истории развития письменности от узелкового письма до современных алфавитов.
Способы проверки знаний: загадки, тесты, определение по рисункам вида письменности.
Тема 2. История появления библиотек (3 часа).
14. История знаменитых библиотек древности. История библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в городе Ниневия и Александрийской библиотеки. Александрийская библиотека в наши дни.
15. Появление первой древнерусской библиотеки при Ярославе Мудром. Монастырские библиотеки.
16. Знаменитые библиотеки. Современные библиотеки. Главные библиотеки нашей страны
Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, мини проекты, практические задания.
Результаты: знание истории древнейших библиотек и библиотек Древней Руси, главных библиотек нашей страны. Мини проект «Библиотека будущего»
Способы проверки знаний: загадки, тесты, викторины.
Тема З. История развития книгопечатания (3 часа).
17. Краткая история книгопечатания. Жизнь и деятельность Иоганна Гутенберга.
18. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Первые печатные книги на Руси. Значение деятельности московских первопечатников. Процесс создания современной книги от написания рукописи до выхода в свет готового издания.
19. Повторение.
Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, игра
Результаты: знание истории развития книгопечатания, представление о том, как изготавливают книгу в настоящее время.
Способы проверки знаний: тестирование.
Тема 4. Книга как предмет искусства (5 часов)
20. Современное понимание искусства книги. Виды иллюстраций: оригинальные, предметно-показательные иллюстрации, схемы, чертежи, иллюстрации-действия, фронтиспис. Виды изданий: уникальное издание, редкая, «говорящая» и миниатюрная книги.
21. Современное оформление книги: обложка, переплет, суперобложка, форзац, тетрадь, книжный блок, корешок, колонцифра, колонтитул.
22. Жизнь и творчество художников-иллюстраторов: Е. И. Чарушин, И. Я. Билибин, Т. А. Маврина. Особенности их рисунков.
23. Экслибрис - маленький книжный знак. История появления экслибриса. Его назначение.
24. Проект «Создание экслибриса для школьной библиотеки»
Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, игра-викторина, проект по созданию экслибриса школьной библиотеки.
Результаты: знания о том, как оформляются книги, что такое экслибрис и его назначение, умение различать произведения художников-иллюстраторов.
Тема 5. Детская периодическая печать (3 часа)
25. История возникновения газеты. Определение понятия «периодическое издание».
26. История возникновения журнала. Отличие журнала от газеты. Обзор детских журналов. Периодические издания в школьной библиотеке.
27. Проект «Создание детской газеты или журнала».
Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, обзор детских журналов, мини проект
Результаты: знание истории периодических изданий-газет и журналов, умение работать с ними.
Способы проверки знаний: практические задания.
Тема 6. Справочные издания (5 часов).
28. Определение понятия «справочное издание». Виды справочных изданий: универсальные и отраслевые. Обзор справочных изданий, имеющихся в школьной библиотеке.
29. Словари. Жизнь и деятельность В. И. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка». История возникновения словарей. Виды современных языковых словарей: орфографический словарь, словарь синонимов, толковые словари, словари иностранных слов; отраслевые энциклопедические словари.
30. Мини проект «Поиск информации». Отработка навыков пользования словарями.
31. Назначение и виды справочников. Расстановка материала в справочниках: алфавитная, систематическая, хронологическая. Энциклопедии. Виды энциклопедий: универсальные и отраслевые.
32.Мини проект «Поиск информации». Отработка навыков пользования справочниками. Отработка навыков по поиску информации в больших универсальных энциклопедиях.
Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, мини проект
Результаты: умение находить нужную информацию в справочных изданиях.
Способы проверки знаний: практические задания.
Тема 7. Основные формы работы с книгой. (2 часа).
33. Дневник чтения. Записи о прочитанном. Аннотация. Отзыв
34. Проект «Составление отзыва к произведению»
Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, громкие чтения, мини проект
Результаты: умение вести дневник чтения, умение написать отзыв
Список литературы
Для учителя:
1.Вигасин А.А., Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс.- М.: Просвещение, 2016.- 303 с.
2. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс. Учебник.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.-157 с.
3. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века 6 класс: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров - М.: Дрофа, 2016.-239 с.
4. Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып.11)
5. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов / Н.И.Гендина, Е.В. Косолапова.- М.: РШБА,2012.-200с.
6. Полевина, Е.В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми/ Е.В.Полевина. – М.: Школьная библиотека, 2003. -208 с.
Для ученика:
1. Перехвальцева, Е. В. Откуда азбука пришла/ Е. В. Перехвальцева. – М.:Малыш, 1989. -25 с.
2. Энциклопедия для детей. Т.10:Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+,2001.
3. Киплинг, Р. Необыкновенные сказки/ Р.Киплинг. – М.: Дет. лит., 1993.
4. Лурье, С. Письмо греческого мальчика – М.: Дет.лит., 1989
5. Утевская, П. В. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.: Дет.лит., 1985.
6. Энциклопедия для детей. Т.1:. Искусство. – М.: Аванта+,1997
7. Ильин М. Черным по белому/ М. Ильин. – М.:Дет.изд, 1941