12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сороченко Оксана Анатольевна41
0

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс «Основы информационной культуры»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

5 класс

«Основы информационной культуры»

направлении: обще-интеллектуальное

2017-2018 учебный год

 

Пояснительная записка

Актуальность

Программа «Основы информационной культуры» разработана на основе примерной программы курса «Основы информационно-библиографической грамотности» Т.М. Кашурниковой, 2007 г.

Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества определили новое содержание целей образования, моделирует такие качества личности, которые влияют на ее саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

Важнейшим компонентом уровня образованности современного человека является приобретение знаний и умений, дающих возможность рационально осуществлять свои информационные потребности.

В системе образования приобретение этих знаний, умений и навыков, связанных с поиском и обработкой информации, рассматривается в качестве надпредметных умений и навыков учебного труда учащихся. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер становится типичными атрибутами современного школьника. Но формирование информационной культуры нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.

Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой — низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.

Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.

Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов книжной продукции.

Книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством воспитания и умственного развития учащихся.

К сожалению, происходит снижение роли книги в жизни современного школьника, ее заменяют другие средства массовой информации. С переходом учащихся в основную школу эта проблема становится более острой.

Программа основы информационно-библиографической грамотности ставит своей целью сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

- дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;

- сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;

- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме;

- побуждать к чтению и к потреблению информации.

Сопровождение программы осуществляется на основе:

- научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;

- фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов.

Программа «Основы информационной культуры» рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю), в 5 классе

Программа «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование компьютерных технологий). В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы, тесты, мини проекты. Для проведения занятий используются как традиционные формы (беседы, практикумы), игровые (конкурсы, викторины), творческие, исследовательские проекты, также предусматривается использование видео и аудиозаписей, электронных презентаций, просмотров фрагментов видеофильмов.

Планируемые результаты освоения учащимися рабочей программы внеурочной деятельности

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

- обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

- читать и пересказывать текст;

- учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты

- знать историю возникновения письменности, происхождение и развитие алфавита

-знать историю библиотек, главные библиотеки страны и мира.

- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;

- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

-уметь находить информацию в справочных изданиях;

- воспринимать на слух художественный текст;

-уметь работать с книгой, уметь написать отзыв

Оценка планируемых результатов освоения программы

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интересной и увлекательной.

Итог: Творческие работы учащихся по теме « История письменности. Происхождение и развитие алфавита» в форме презентации.

 

Учебно-тематический план 

Название

Количество часов

   

всего

теор.

практ.

1.

История возникновения письменности.

Происхождение и развитие алфавита.

13

7

6

2.

История появления библиотек. Знаменитые библиотеки древности. Важнейшие современные библиотеки.

3

3

0

3.

История развития книгопечатания. Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.

3

2

1

4.

Книга как предмет искусства. Структура книги. Экслибрис. Художники-иллюстраторы книг.

5

4

1

5.

Детская периодическая печать.

3

2

1

6.

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари. Поиск информации в справочной литературе.

5

3

2

7.

Основные формы работы с книгой. Как читать книги. Аннотация. Отзыв. Дневник чтения.

2

1

1

 

Итого

34

22

12

Номер занятия

Название разделов, тем, занятий

Кол-во теорет. ч.

Кол-во практич. ч.

Тема 1. История возникновения письменности.

Происхождение и развитие алфавита.

7

6

1-4

Материалы для письма в древности

2

2

5-9

Возникновение письменности. Письменность древних народов

3

2

10-11

Происхождение и развитие алфавита. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян.

1

1

12

Виды древнерусского письма

1

 

13

Возникновение и распространение письменности (обобщающее)

 

1

Тема 2. История появления библиотек. Знаменитые библиотеки древности. Важнейшие современные библиотеки.

3

 

14

История древнейших библиотек

1

 

15

Книжные собрания Древней Руси

1

 

16

Знаменитые библиотеки. Современные библиотеки. Главные библиотеки нашей страны

1

 

Тема 3. История развития книгопечатания.

2

1

17

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги.

1

 

18

Начало книгопечатания на Руси. Иван Федоров и его книги. Книгопечатание в настоящее время.

1

 

19

История развития книгопечатания (обобщающее)

 

1

Тема 4. Книга как предмет искусства. Структура книги.

4

1

20-21

Искусство художественного оформления книги. Структура книги.

2

 

22

Художники-иллюстраторы книг

1

 

23-24

Экслибрис-маленький книжный знак. Проект «Экслибрис для школьной библиотеки»

1

1

Тема 5. Детская периодическая печать.

2

1

25-26

Периодические издания. Газеты. Журналы. Периодические издания в школьной библиотеке

2

 

27

Проект «Создание детской газеты или журнала»

 

1

Тема 6. Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари. Поиск информации в справочной литературе.

3

2

28

Справочный фонд библиотеки.

1

 

29-30

Словари. Проект «Поиск информации»

1

1

31-32

Справочники. Энциклопедии.

Проект «Поиск информации»

1

1

       

Тема 7. Основные формы работы с книгой.

1

1

33-34

Как читать книги. Аннотация. Отзыв. Дневник чтения. Проект «Отзыв к произведению»

1

1

 

Итого

22

12

Содержание

Тема 1. История возникновения письменности (13 часов)

1.Как общались люди до возникновения письменности.

Предметное письмо. Наскальные рисунки первобытных людей. Пиктограммы. Мини проект «Рисуем наскальное письмо»; Мини проект «Пиктограммы в современном мире»

2. Узелковое письмо - квипу. Письмо из бус и разноцветных морских раковин - вампумы.

Мини проект «Рисуем узелковое письмо»

3. Изготовление глиняных табличек в Шумерах. Появление папируса в Египте. Бамбуковая книга в Китае.

4. Церы - деревянные книги. Изобретение пергамента в городе Пергам. Берестяные грамоты на Руси. Изобретение бумаги в Китае. Использование бумаги в настоящее время.

5 Письменность древних народов. Египетское письмо. Исследовательский мини проект «Как учили в Древнем Египте»; Мини проект «Пишем иероглифами своё имя»

6. Письменность древних народов. Ассиро-вавилонская клинопись. Мини проект «Сочинение от имени археолога, нашедшего и прочитавшего глиняную табличку»

7. Письменность древних народов. Китайская письменность. Мини проект «Каллиграфия»

8 Появление первого древнейшего алфавита и его распространение среди многих народов

9 Появление греческого, латинского и славянского алфавитов.

10. Жизнь Кирилла и Мефодия. Изобретение ими новых алфавитов: глаголицы и кириллицы.

11. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян. Мини проект «Изменение кириллицы»

12. История первых рукописных книг. Виды древнерусского письма: устав, полуустав, скоропись, вязь: их особенности и различия. Мини проект «Придумать и нарисовать заглавную букву красной строки»

13. Повторение.

Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторения, презентации, использование видео, мини проекты, практические задания.

Результаты: знание истории развития письменности от узелкового письма до современных алфавитов.

Способы проверки знаний: загадки, тесты, определение по рисункам вида письменности.

Тема 2. История появления библиотек (3 часа).

14. История знаменитых библиотек древности. История библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в городе Ниневия и Александрийской библиотеки. Александрийская библиотека в наши дни.

15. Появление первой древнерусской библиотеки при Ярославе Мудром. Монастырские библиотеки.

16. Знаменитые библиотеки. Современные библиотеки. Главные библиотеки нашей страны

Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, мини проекты, практические задания.

Результаты: знание истории древнейших библиотек и библиотек Древней Руси, главных библиотек нашей страны. Мини проект «Библиотека будущего»

Способы проверки знаний: загадки, тесты, викторины.

Тема З. История развития книгопечатания (3 часа).

17. Краткая история книгопечатания. Жизнь и деятельность Иоганна Гутенберга.

18. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Первые печатные книги на Руси. Значение деятельности московских первопечатников. Процесс создания современной книги от написания рукописи до выхода в свет готового издания.

19. Повторение.

Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, игра

Результаты: знание истории развития книгопечатания, представление о том, как изготавливают книгу в настоящее время.

Способы проверки знаний: тестирование.

Тема 4. Книга как предмет искусства (5 часов)

20. Современное понимание искусства книги. Виды иллюстраций: оригинальные, предметно-показательные иллюстрации, схемы, чертежи, иллюстрации-действия, фронтиспис. Виды изданий: уникальное издание, редкая, «говорящая» и миниатюрная книги.

21. Современное оформление книги: обложка, переплет, суперобложка, форзац, тетрадь, книжный блок, корешок, колонцифра, колонтитул.

22. Жизнь и творчество художников-иллюстраторов: Е. И. Чарушин, И. Я. Билибин, Т. А. Маврина. Особенности их рисунков.

23. Экслибрис - маленький книжный знак. История появления экслибриса. Его назначение.

24. Проект «Создание экслибриса для школьной библиотеки»

Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, игра-викторина, проект по созданию экслибриса школьной библиотеки.

Результаты: знания о том, как оформляются книги, что такое экслибрис и его назначение, умение различать произведения художников-иллюстраторов.

Тема 5. Детская периодическая печать (3 часа)

25. История возникновения газеты. Определение понятия «периодическое издание».

26. История возникновения журнала. Отличие журнала от газеты. Обзор детских журналов. Периодические издания в школьной библиотеке.

27. Проект «Создание детской газеты или журнала».

Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, обзор детских журналов, мини проект

Результаты: знание истории периодических изданий-газет и журналов, умение работать с ними.

Способы проверки знаний: практические задания.

Тема 6. Справочные издания (5 часов).

28. Определение понятия «справочное издание». Виды справочных изданий: универсальные и отраслевые. Обзор справочных изданий, имеющихся в школьной библиотеке.

29. Словари. Жизнь и деятельность В. И. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка». История возникновения словарей. Виды современных языковых словарей: орфографический словарь, словарь синонимов, толковые словари, словари иностранных слов; отраслевые энциклопедические словари.

30. Мини проект «Поиск информации». Отработка навыков пользования словарями.

31. Назначение и виды справочников. Расстановка материала в справочниках: алфавитная, систематическая, хронологическая. Энциклопедии. Виды энциклопедий: универсальные и отраслевые.

32.Мини проект «Поиск информации». Отработка навыков пользования справочниками. Отработка навыков по поиску информации в больших универсальных энциклопедиях.

Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, использование видео, мини проект

Результаты: умение находить нужную информацию в справочных изданиях.

Способы проверки знаний: практические задания.

Тема 7. Основные формы работы с книгой. (2 часа).

33. Дневник чтения. Записи о прочитанном. Аннотация. Отзыв

34. Проект «Составление отзыва к произведению»

Формы занятий: беседа по новой теме, презентации, громкие чтения, мини проект

Результаты: умение вести дневник чтения, умение написать отзыв

Список литературы 

Для учителя:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс.- М.: Просвещение, 2016.- 303 с.

2. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс. Учебник.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.-157 с.

3. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века 6 класс: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров - М.: Дрофа, 2016.-239 с.

4. Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып.11)

5. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов / Н.И.Гендина, Е.В. Косолапова.- М.: РШБА,2012.-200с.

6. Полевина, Е.В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми/ Е.В.Полевина. – М.: Школьная библиотека, 2003. -208 с.

Для ученика:

1. Перехвальцева, Е. В. Откуда азбука пришла/ Е. В. Перехвальцева. – М.:Малыш, 1989. -25 с.

2. Энциклопедия для детей. Т.10:Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+,2001.

3. Киплинг, Р. Необыкновенные сказки/ Р.Киплинг. – М.: Дет. лит., 1993.

4. Лурье, С. Письмо греческого мальчика – М.: Дет.лит., 1989

5. Утевская, П. В. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.: Дет.лит., 1985.

6. Энциклопедия для детей. Т.1:. Искусство. – М.: Аванта+,1997

7. Ильин М. Черным по белому/ М. Ильин. – М.:Дет.изд, 1941

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.