Рабочая программа по внеурочной деятельности "Давайте жить дружно"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена развитием современного цивилизованного общества на основе коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у обучающихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию
индивидуальных склонностей, способностей, интересов обучающихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность обучающегося приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа предлагает каждому обучающемуся свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества.
Педагогическая целесообразность данной деятельности для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа рассчитана на обучающихся 5-х классов. 1 час в неделю
Занятия проводятся в форме бесед, уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих обучающимся приобретать опыт нравственного поведения.
Цель:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи:
развитие представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями
усвоение правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
раскрытие сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
формирование классного коллектива как воспитательной системы организация разнообразных видов коллективной творческой
деятельности, вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности
формирование здорового образа жизни
Организационно-педагогические условия реализации программы
Особенности организации программы
Программа составлена на основе следующих принципов развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно- нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно- эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение обучающегося со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне
диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Обучающийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Принцип формирования культуры здорового образа жизни включает в себя сбалансированное питание, физическое развитие, организация распорядка дня, соблюден личной гигиены, недопустимость вредных привычек.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу классный руководитель.
Формы организации деятельности обучающихся
Формы, способы и направления организации по внеурочной деятельности по курсу «Давайте жить дружно» (встречи с классным руководителем) определены в соответствии с содержательной и организационной спецификой основной общеобразовательной программы школы. Рабочая программа предусматривает применение различных форм организации деятельности обучающихся в рамках современных педагогических технологий, отличных от урочных: групповая работа, парная работа, индивидуальная работа.
Формы занятий
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказы педагога и обучающихся
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Планируемые результаты
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Обучающийся получит возможность: развить позитивного отношения к жизни развить компетентности в вопросах нормативного поведения соориентироваться во нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Обучающийся научится формировать умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения развивать коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия. признавать возможности существования различных точек зрения; уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним, иметь свою точку зрения выражать свое мнение и его аргументировать | Обучающийся научится умению контролировать процесс и результаты своей деятельности умению адекватно оценивать свою деятельность умению адекватно воспринимать оценку со стороны умению взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности способам организации взаимодействия людей способам самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации |
Содержание курса внеурочной деятельности
«Я среди людей»
Знакомство. Узнаём друг друга.
Знакомство с программой. Цели и задачи курса. Анкетирование. Тест и самоанализ ответов теста.
Учимся сотрудничать. Ролевая игра.
расширить представление обучающихся о моральном климате в коллективе; способствовать утверждению положительной оценки таких моральных качеств, как дружелюбие, деликатность, толерантность; пробуждать обучающихся к совместной деятельности, к разумному общению в процессе работы; способствовать выработке правильной самооценки. Установление близких и доброжелательных отношений между детьми, а также между детьми и взрослыми (классным руководителем, педагогами).
Мои представления о себе.
Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Задача данного классного часа - помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы. В ходе классного часа обучающиеся выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки
Что я могу?
Самопрезентация своих достижений в сфере творчества, рукоделия, спорта, итог: чем могу помочь? Чему могу научить? Организатором какого дела могу стать? Составление коллективной карты дел класса.
Мир эмоций и чувств. Цветопись. Рисунок «Я и мое настроение».
Занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы. Реализует такие задачи: дать понятие таких психических явлений- настроение, чувства, мимика; развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого. Умение в цвете отразить свое настроение,
«прочитать» настроение товарища, одноклассника. Соучастие, сопереживание как основная интонация общения в коллективе. Создание панно-диаграммы «Настроение класса сегодня»
Я - они. Я глазами других.
Занятие направлено на формирование у обучающихся представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности, способствовать осознанию своих качеств и повышения самооценки.
Реализует Задачи: расширить представления обучающихся о своих личностных качествах и качествах своих одноклассников, развивать умение анализировать, обобщать, слушать и слышать товарищей, развивать навыки анализа личностных качеств окружающих через их поступки и привычки. Сплочение коллектива класса с использованием игр. Книга чувств (заполняется индивидуально) 1 лист - «Книга чувств», 2 лист - «Чувства, которые я чаще всего испытываю в школе», 3 лист - «Чувства, которые я чаще всего испытываю дома», 4 лист - «Чувства, которые я испытываю со своими друзьями».
Уважая себя, учимся уважать других. Проект “Дом, в котором живёт уважение.
Занятие направлено на развитие у детей стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения, достижений и успехов. Задачи: Показать уникальность каждого человека; Расширить понятия «мир»,
«человек», «уважение»; Способствовать воспитанию ценностного отношения к себе, окружающим людям и развитию положительных качеств личности; Создать ситуацию развития критического мышления обучающихся, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с собой и другими людьми. Работа в группах: «Как мы можем проявить уважение к другим людям?» Какие качества уважают в людях (истории из жизни знаменитых ученых, поэтов, музыкантов, и примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов). Коллективный проект - строим «Дом, в котором живёт уважение».
Я среди людей.
Занятие направлено на расширение у обучающихся понятий
«самопознание» и «саморазвитие»; воспитание социальной восприимчивости; продолжение развития коммуникативных качеств обучающихся. Сравнение правил поведения из «Юности честное зерцало»,
поговорок, цитат из произведений классической литературы (притчи). Анализ ситуаций из жизни в группах, вывод, театрализация. Проигрывание ситуаций («Ваш друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия»).
“Многонациональность нашей Родины” - Час общения. (Знакомство с “малой” Родиной наших обучающихся) “Наши соседи” - Марафон. (Путешествие по республикам).
Занятие направлено на воспитание патриотических чувств, чувства любви к малой родине, развитие познавательных интересов и творческих способностей формирование навыка организатора и участника коллективной творческой деятельности. Игра-Путешествие (карта Евразии, презентация национальных костюмов, языка, традиций, национальных праздников и национальных блюд по выбору обучающихся).
“Насколько хорошо мы знаем родной язык?”
привитие уважения и любви к родному языку, формирование языкового вкуса, высокой культуры речи; развитие «дара слова» - практическое развитие речи- выражения своей мысли и понимание чужой; применение языковой системы для овладения нормами литературной речи и ее выразительностью; формировать установку на осознание важности владения речью в жизни каждого человека; формирование и повышение культуры речевого общения
в коллективе. Игры «Рифмы», «Проверь себя», командное соревнование «В гостях у скороговорок», «Сформулируй вежливый ответ на предложение, отказ».
раздел «Умей договариваться»
Умей договариваться. О чем будем говорить на занятиях?
•добрые взаимоотношениях в классе;
•ценность уважения себя и других;
•нормы взаимодействия и общения в коллективе: не позволять обижать себя и других.
Учиться: анализировать конфликтные ситуации; эмоциональная устойчивость в ситуациях проявления агрессии; адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; умение снимать эмоциональное напряжение, способы выхода из конфликтных ситуаций.
Анкетирование. Обсуждение результатов анкетирования.
Что такое агрессия?
Занятие направлено на формирование коммуникативной культуры, формирование восприятия обучающихся: увидеть, почувствовать,
«услышать», раздражение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл. овладение разнообразным безобидным способам выражения агрессии; Закрепить полученные знания и навыки в повседневной жизни обучающихся.
Опрос на темы: «Я не могу слышать…», «Я терпеть не могу, когда…»
« «просто, психую, когда...» Работа над высказываниями обучающихся.
Агрессия и агрессивное поведение: что такое агрессия, формы (примеры); чем опасна агрессия; работа в группах; как различать шутку, игру и агрессивные действия? Способы выражения агрессии (плакат).
Работа в группах по составлению алгоритма действий при конфликте, для предупреждения драки. Игра «Я сегодня вот такой». Ролевая игра
«Мостики дружбы».
Диспут: Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии?
Занятие направлено на формирование негативного отношения к таким понятиям, как буллинг, моббинг, психологическое насилие; формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли; формирование толерантного отношения к сверстникам; закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных явлений жизни.
Обсуждение проблемных ситуаций. просмотр фрагментов из фильма
«Чучело»;
Ролевая игра «Рука друга»
“Да здравствует вежливость и доброта!”
Занятие направлено на расширение и закрепление понимания о вежливости в различных ситуациях и применение вежливых слов в этих ситуациях. Знание этических норм поведения.
Обсуждение пословиц и поговорок, составление «Круга вежливых слов», Игра «Вежливо – невежливо», Работа в группах: Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? «Сундучок добрых»
Принятие правил класса.
Просмотр м/ф «Крошка Енот» - правило крошки Енота. Работа в группах: Улыбнись ему – и он тоже улыбнется. Обсуждение и принятие правил всем классом. Формулировка позитивных правил жизни в группе. Работа в группах: иллюстрирование (коллективный рисунок); обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило? Представление группами результатов работы. Обмен мнениями.
Этикет общения.
Занятие направлено на формирование коммуникативной культуры, повторение основных правил этикета.
отработке на практике правила этикета в различных ситуациях. Темы:
«Приветствие» и «Разговоры», «В гостях» и «подарки», «В театре»,
«В транспорте и на улице», «За столом».
Декларация прав ребёнка.
Занятие направлено на углубление понимания понятий «права человека», «права ребенка». Знакомство обучающихся с Декларацией, развитие чувства человеческого достоинства, воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
Просмотр короткометражного фильма «История прав человека». Викторина «Право в сказочном переплете» (обсуждение какие права нарушили герои сказки «Буратино», «Три поросенка» т т.д.). Игра
«Разрешается - запрещается». Работа с памяткой: «Права, которые у меня есть».
Обучение выбору адекватной стратегии поведения.
Занятие направлено на создание условий для улучшения понимания рассмотрение различных стратегий поведения в различных ситуациях; формирование умения использовать различные способы поведения в проблемной ситуации, объединение участников в группу; развитие интереса к совместной деятельности; формирование мотивации к социальному взаимодействию и сотрудничеству; на обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции, развивать эмпатию.
Моделирование и обыгрывание различных ситуаций. Рисование
«Наш класс на перемене»
«Лучшее слово о дружбе».
Занятие направлено на расширение знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе; решает задачи формирования нравственных качеств воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, уважать мнение других, способствует сплочению классного коллектива.
Задания в группах: собрать цветок из лепестков, где написать поступки настоящего друга. Карточки с заданиями- описаниями жизненных ситуаций, отрывков из произведений детской литературы. Коллективная работа: портрет настоящего (идеального) друга.
Портрет класса. «Наш класс в жизни школы».
Цель занятия: посмотреть преодолели ли мы трудности переходного периода, занятие направлено на сплочение классного коллектива, создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
Игра «Групповой портрет». Методика, носящая название
«социальный атом», позволяет визуально отразить степень контактов между членами того или иного формального или неформального объединения. Создание портрета коллектива.
раздел « Стремись делать добро»
«Без друзей меня чуть-чуть».
Занятие направлено на решение задач: научить обучающихся видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Беседа -обсуждение проблемных вопросов. Работа в группах: оценка проблемной ситуации, подбери пословицу. Игра «Знаю ли я своего друга?».
Психологические игры на «доверие друг к другу». Коллективная работа: Основные законы дружбы.
«Россия - Родина моя».
Занятие направлено на воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, раскрытие некоторых возможных форм проявления любви к своему Отечеству, развитие чувств собственного достоинства, положительные качества личности.
Форма проведения: Устный журнал. Конкурс чтецов.
«Мой дом». Составление семейного альбома.
Занятие направлено на привлечение внимания обучающихся к нравственным устоям семьи как важному фактору сохранения и развития общества, укрепления связи и взаимопонимания поколений.
ЗАДАЧИ: Воспитание чувства любви, уважения к родителям и включение семьи в структуру приоритетных нравственных потребностей обучающихся; создание модели ценностной основы семьи, обеспечивающей совместную деятельность обучающихся и взрослых на основе взаимного уважения.
Притча о маме. (Светящийся ангел). Игра «Цветок не оконченных предложений». Семейное древо.
«Я и мое имя».
Занятие направлено на воспитание уважения к своему имени и к именам других людей; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, воспитание чувства любви, уважения к родителям и включение семьи в структуру приоритетных нравственных потребностей обучающихся.
Понятие об образе «Я». фрагмент м\ф «Приключения капитана Врунгеля». Имя и прозвище. Упражнение «Нарисуй имя». Отчет о поисковой работе совместно с родителями. (Значение имени, история фамилии, семейное древо). Упражнение «Накопительные аплодисменты».
Дружба, товарищество.
Разбор ситуаций в группах, дискуссия. Определение понятий
«дружба», «товарищество», «друг», товарищ», «приятель», «знакомый».
Моделирование ситуаций по заданным темам: "Друг познается в удаче", "Друг познается в беде"
Игры в парах: Игра «Рисунок в два этапа», игра «Двое с одним мелком», игра «Ковер мира». Вопросы для обсуждения- итога занятия.
Конкурс- инсценирование Добрых Сказок.
Занятие направлено на развитие творческого воображения; организаторских способностей и самостоятельности обучающихся.
Задачи: создать доброжелательную атмосферу для развития творческой активности и инициативы учащихся;
воспитывать культуру общения, здоровое чувство юмора; развивать художественный вкус.
Распределение на творческие группы. Подготовка инсценировки сказки по выбору обучающихся, выбор актеров, распределение ролей, обязанностей костюмеров, режиссера, ведущего, сценариста. Приглашение в жюри конкурса родителей.
«Подари другому радость».
Занятие направлено на воспитание положительных качеств личности для формирования положительной я – концепции и позитивного отношения к окружающему миру; развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
Задачи: показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми, обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности, воспитывать у учащихся милосердие, помощь и уважение к пожилым людям, сочувствие к одноклассникам, окружающим людям, и к окружающему миру в целом.
Значение понятий «счастье», «добро» «радость», «забота». Копилка добрых дел (варианты благотворительных Акций, в которых коллектив класса принимает участие: «Вырос сам – подари другому», «Помощь приюту для животных», концерт для пожилых людей).
Любимая Гимназия.
Занятие направлено на решение задач: воспитание уважения и любви к школе - малой Родине; сохранение и развитие школьных традиций; сплочение школьного сообщества: учителей, обучающихся к родной гимназии.
Знакомство с историей гимназии. Копилка добрых дел. Акция
«Наведем порядок в доме».
Я и моя история.
Занятие направлено на знакомство с семейными ценностями каждого обучающегося, формирование уважительного отношения к членам семьи;
формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; помочь обучающимся оценить свое место в семье.
Родословное древо. Знаменитые люди в семейной истории (ветераны Великой Отечественной войны, профессионалы и специалисты, семейные династии). Форма занятия- свободный микрофон, презентации обучающихся. Коллективная стенгазета.
«Рыцарский турнир вежливости».
Занятие- состязание в знании правил вежливости, этикета, в умении общаться, правильно себя вести. Задачи: учить правилам общения, правилам культурного поведения; воспитание гуманных отношений между девочками и мальчиками.
История этикета. Ролевые игры.
«Я, ты, он, она - вмести дружная семья» .
Выявить мнения и понимание по следующим вопросам: «Что такое школьная семья?» «Почему класс называют школьной семьей?», «Какую роль выполняет школьная семья?».
Задание по группам раскрыть понятие «дом» и «семья», «фундамент, кирпичи, окна, крыша дома для «школьной семьи», сформулировать правила безопасного проживания в доме «школьной семьи», Сформулировать правила общения в школьной семье.
Упражнение «Накопительные аплодисменты». Коллективная работа- панно «школьная семья»
Проект. Цветок дружбы. Творческая работа.
Занятие направлено на развитие коммуникативных навыков пятиклассников. Задачи: Развивать навык сотрудничества обучающихся друг с другом, сохранять положительный эмоциональный настрой в работе группы, формирование сотрудничества в малой группе, умение сотрудничать в группах разного состава.
Выполнение творческих заданий в парах и группах разного состава. Лепесток- Что такое хорошо – что такое плохо. Пантомима «Расскажи без слов». Творческая коллективная работа.
Игра "Самый умный".
Занятие направлено на формирование и развитие у учащихся интеллектуального и духовного потенциала, .
Задачи: создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей. Стимулировать творческую деятельность одаренных детей. Создать условия одаренным детям для реализации их личностных творческих способностей.
Выполнение заданий отборочного тура игры «Самый умный».
Подведение итогов года
Занятие направлено на сплочение классного коллектива, создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
Коллективные дела класса, копилка добрых дел. Награждение самых активных участников.
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Знакомство. Узнаём друг друга. Инструктаж по ТБ. | 1 | | |
2 | Учимся сотрудничать. Ролевая игра. | 1 | | |
3 | Мои представления о себе. | 1 | | |
4 | Что я могу? | 1 | | |
5 | Мир эмоций и чувств. Цветопись. Рисунок «Я и мое настроение». | 1 | | |
6 | Я - они. Я глазами других. | 1 | | |
7 | Уважая себя, учимся уважать других. Проект “Дом, в котором живёт уважение | 1 | | |
8 | Я среди людей. | 1 | | |
9 | “Многонациональность нашей Родины” | 1 | | |
10 | «Насколько хорошо мы знаем родной язык?» | 1 | | |
11 | Умей договариваться. О чем будем говорить на занятиях? | 1 | | |
12 | Что такое агрессия? Ролевая игра «Мостики дружбы». | 1 | | |
13 | Диспут: Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? | 1 | | |
14 | “Да здравствует вежливость и доброта!” | 1 | | |
15 | Принятие правил класса. | 1 | | |
16 | Этикет общения. | 1 | | |
17 | Декларация прав ребёнка. | 1 | | |
Описание методов, приемов, технологий, используемых в программе:
а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание.
2007.
Перечень дидактических средств:
Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 2006.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург,
Игры и развлечения. - М., 2008.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. /
Э.Козлов, В. Петрова,
Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2014. 68 с.
Тубельский Г.Н. Детские праздники в семье. - М, 2009.
Энциклопедия российских праздников. - М, 2009.
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. - М., 2009.
Перечень ЭОР:
infourok.ru ИНФОУРОК – Образовательный портал 1sept.ru Первое сентября
Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012
Дереклеева Н.И., М.Ю. Савченко. И.С. Артюхова Справочник классного руководителя. - Новое издание, М.: «Вако», 2014
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (среднее общее образование) - М.: Просвещение, 2015. - 50 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2016. - 108 с.
5