Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы — знайки» (1–4 классы)

3
0
Материал опубликован 5 December 2016
Учитель: Ивахно Ольга Вячеславовна

На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.

«Учусь создавать проект» 1-4 класс ,

Уровень: базовый

Годовой курс: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Мы- знайки» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.

Деятельность учителя начальных классов направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью, «уметь учиться». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного усвоения социального опыта. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной ступени обучения к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков. Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. В связи с этим данная программа рассчитана на детей 6-11 лет.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Как работать, если тетради не были приобретены?

Так как на внеурочную деятельность тетради приобрести на каждого ребёнка довольно сложно, можно завести папки-портфолио, куда необходимо вкладывать продукт, полученный на занятии. Это удобно тем, что работа предусматривается разнообразная: анкетирование, сбор информации, мини доклады и мини исследования, рисунки и т.д. В рабочую тетрадь всё это занести сложно. В такой папке можно собрать результат работы за все четыре года обучения.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Содержание курса 1 класса.

Развитие умения отвечать на вопросы. Знакомство с понятием «хобби». Выбор темы проекта. Как собирать материал по теме проекта. Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения обозначать проблему. Знакомство с понятием «гипотеза». Развитие умения выдвигать гипотезу. Знакомство с понятием «цель». Развитие умения ставить цель. Развитие умения определять задачи проекта. Развитие умения работать с разными источниками информации. Знакомство с понятием «продукт проекта». Составление визитной карточки проекта. Составление мини-сообщения. Подготовка к публичному выступлению. Развитие умения отвечать на вопросы по теме проекта. Составление памятки для учащегося – проектанта.

Тематическое планирование 1 класс:

     

№ занятия

Тема занятия

Примечания

Дата

план

факт

1

Что такое исследование?

 

   

4

5

Как выбрать тему исследования?

 

 

   

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

     

7

8

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

     

9

10

Наблюдение как способ выявления проблем.

     

11

12

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

     

13

14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

     

15

16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

     

17

18

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

     

19

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей 

     

20

21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

     

22

23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

     

24

25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

     

26

27

Самостоятельные исследования. Коллективная игра-исследование.

     

28

29

30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

     

31

32

 

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

     

33

Анализ исследовательской деятельности.

     

Содержание курса 2 класса.

Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Развитие умения работать со словарями. Знакомство с понятием «актуальность». Развитие умения выдвигать гипотезы, ставить цель проекта, определять его задачи. Работа с разными источниками информации. Развитие умения выбирать нужную информацию. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор материала для мини-сообщения. Знакомство с понятием «презентация». Создание компьютерной презентации к публичному выступлению. Публичное выступление. Изготовление визитки. Знакомство с понятием «самоанализ».

Тематическое планирование 2 класс

№ занятия

Тема занятия

Примечания

Дата

   

План

Факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

     

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

     

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

     

4

Выбор помощников работе над проектом

     

5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

     

6

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

     

7

Проблема. Решение проблемы

     

8

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

     

9

Цель проекта

     

10

Задачи проекта

     

11

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».

     

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

     

13

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

     

14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»

     

15

Играем в учёных. Это интересно

     

16

Тест. «Чему ты научился?»

     

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

     

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

     

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

     

20

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

     

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.

     

22

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

     

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

     

24

Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

     

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

     

26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

     

27

Играем в учёных. Это интересно

     

28

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности

     

29

Памятка жюри конкурса

     

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

     

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

     

32

Играем в учёных. Это интересно

     

33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам

     

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

     

 

Содержание курса 3 класса.

Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток для проекта. Постер. Требования к созданию постера. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы ММР. Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Самоанализ.

Тематическое планирование 3 класс

п/п.

Тема урока

                                                                           
                                                                           

Примечания

Дата

 

План

Факт

   

1

Круг  твоих интересов. Хобби. Увлечения.

       

2

Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА»

Как выбрать тему исследования

       

3

Ты  проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА»

Какими будут темы исследования?

       

4

Знакомство с понятием «ФОРМУЛИРОВКА», работа со словарями

Тренинг «Гипотеза исследования».

         

5

Выбор помощников в работе над проектом

         

6

Этапы  работы над проектом. Знакомство с понятием «ЭТАП»

Организация исследования

         

7

Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «АКТУАЛЬНОСТЬ»

Тренинг «Наблюдение и наблюдательность»

         
   

8

Проблема. Решение проблемы.

Цель  и задачи исследования.Тренинг «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования.

         

9

Выработка гипотезы - предположения. Знакомство с понятиями «ВЫРАБОТКА», «ГИПОТЕЗА», «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»

Тренинг «Интуиция и создание гипотез».

   

10

Цель проекта

 Тренинг «Подумать самостоятельно»

         

11

Задачи  проекта.

Тренинг «Правильное мышление и логика»

         

12

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «СБОР», «ИНФОРМАЦИЯ»

Просмотреть книги о том, что исследуешь

         

13

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

Спросить у других людей.

Тренинг «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

         

14

 Отработка информации.  Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями: «ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ», «ОТБОР»

         

15

Что такое продукт проекта? Знакомство  с понятиями «МАКЕТ», «ПОДЕЛКА»

Понаблюдать

         

16

Играем в учёных. Это интересно.

Проводим  эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования. Как спланировать эксперимент.

         

17

Тест

         

18

Отбор информации для мини-сообщения.

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Тренинг  «Искусство делать сообщения»

         

19

Творческая работа.  Знакомство с понятием «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

         

20

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

Обратиться к компьютеру

         

21

   

22

Первые шаги составления презентации на компьютере

         

23

   

24

   

25

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед аудиторией.

         

26

Подготовка ответов на предполагаемые  вопросы «зала» по теме проекта

         

30

Советы проектанту

         

31

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

         

32

Самоанализ. Работа над понятием «САМОАНАЛИЗ»

         

33

Играем в учёных. Это интересно.

Тренинг: «Наблюдение и экспериментирование»

         

34

Знакомство с конкурсами проектно-исследовательской деятельности.

         

32

Памятка участнику конкурса

         

33

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

Подготовка к защите исследовательской работы

         

34

Самоанализ - рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией

         

35

Играем в учёных.

От чего зависит успех.

         

36

Благодарственные рисунки-открытки помощникам проекта. Пожелания будущим проектантам.

         

Содержание курса 4 класса.

Виды тем исследования. Фантастические, экспериментальные, теоретические исследования. Методы исследования. Самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент. Развитие умения видения проблемы. Развитие умения оценивать идеи. Развитие логического мышления. Выдвижение гипотез. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Развитие исследовательских умений. Структура защиты исследовательской работы, проекта. Подготовка публичного выступления. Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

занятия

Тема занятия

Примечание

Дата

План

Факт

1

Культура мышления

     

2

Научное исследование и наша жизнь

     

3

Научная теория

     

4

Научное прогнозирование

Методы прогнозирования

     

5

Провокационные идеи

     

6

Продуцирование гипотез

     

7

Построение прогнозных сценариев

     

8

Построение прогнозных сценариев

     

9

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

     

10

Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования

     

11

Интуиция и создание гипотез

     

12

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

     

13

14

Ассоциации и аналогии

     

15

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

     

16

Семинар «Как подготовиться к защите»

     

17

Самостоятельная работа в течение тренинга

     

18

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

     

19

20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

     

21

Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование»

     

22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

     

23

Семинар.

     

24

25

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

     

26-31

Самостоятельная исследовательская работа

     

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

     

33

Подготовка собственных работ к защите

     

34- 35

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

     

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Учусь создавать прект»

Книгопечатная продукция

Для обучающихся:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Рекомендуемая литература для учителя:

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Компьютер

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.