Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы — знайки» (1–4 классы)
На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.
«Учусь создавать проект» 1-4 класс ,
Уровень: базовый
Годовой курс: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Мы- знайки» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.
Деятельность учителя начальных классов направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью, «уметь учиться». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного усвоения социального опыта. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной ступени обучения к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков. Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. В связи с этим данная программа рассчитана на детей 6-11 лет.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Как работать, если тетради не были приобретены?
Так как на внеурочную деятельность тетради приобрести на каждого ребёнка довольно сложно, можно завести папки-портфолио, куда необходимо вкладывать продукт, полученный на занятии. Это удобно тем, что работа предусматривается разнообразная: анкетирование, сбор информации, мини доклады и мини исследования, рисунки и т.д. В рабочую тетрадь всё это занести сложно. В такой папке можно собрать результат работы за все четыре года обучения.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов (2-3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. |
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Содержание курса 1 класса.
Развитие умения отвечать на вопросы. Знакомство с понятием «хобби». Выбор темы проекта. Как собирать материал по теме проекта. Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения обозначать проблему. Знакомство с понятием «гипотеза». Развитие умения выдвигать гипотезу. Знакомство с понятием «цель». Развитие умения ставить цель. Развитие умения определять задачи проекта. Развитие умения работать с разными источниками информации. Знакомство с понятием «продукт проекта». Составление визитной карточки проекта. Составление мини-сообщения. Подготовка к публичному выступлению. Развитие умения отвечать на вопросы по теме проекта. Составление памятки для учащегося – проектанта.
Тематическое планирование 1 класс:
№ занятия |
Тема занятия |
Примечания |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||
1 |
Что такое исследование? |
|
||||
4 5 |
Как выбрать тему исследования? |
|
||||
6 |
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) |
|||||
7 8 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») |
|||||
9 10 |
Наблюдение как способ выявления проблем. |
|||||
11 12 |
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания |
|||||
13 14 |
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. |
|||||
15 16 |
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) |
|||||
17 18 |
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. |
|||||
19 |
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей |
|||||
20 21 |
Обоснованный выбор способа выполнения задания |
|||||
22 23 |
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек |
|||||
24 25 |
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? |
|||||
26 27 |
Самостоятельные исследования. Коллективная игра-исследование. |
|||||
28 29 30 |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
|||||
31 32
|
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. |
|||||
33 |
Анализ исследовательской деятельности. |
Содержание курса 2 класса.
Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Развитие умения работать со словарями. Знакомство с понятием «актуальность». Развитие умения выдвигать гипотезы, ставить цель проекта, определять его задачи. Работа с разными источниками информации. Развитие умения выбирать нужную информацию. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор материала для мини-сообщения. Знакомство с понятием «презентация». Создание компьютерной презентации к публичному выступлению. Публичное выступление. Изготовление визитки. Знакомство с понятием «самоанализ».
Тематическое планирование 2 класс
№ занятия |
Тема занятия |
Примечания |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения |
|||
2 |
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» |
|||
3 |
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями |
|||
4 |
Выбор помощников работе над проектом |
|||
5 |
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» |
|||
6 |
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» |
|||
7 |
Проблема. Решение проблемы |
|||
8 |
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» |
|||
9 |
Цель проекта |
|||
10 |
Задачи проекта |
|||
11 |
Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». |
|||
12 |
Знакомство с интересными людьми. Интервью |
|||
13 |
Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». |
|||
14 |
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» |
|||
15 |
Играем в учёных. Это интересно |
|||
16 |
Тест. «Чему ты научился?» |
|||
17 |
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) |
|||
18 |
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» |
|||
19 |
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация |
|||
20 |
Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point |
|||
21 |
Первые шаги составления презентации на компьютере. |
|||
22 |
Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией |
|||
23 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта |
|||
24 |
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» |
|||
25 |
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки |
|||
26 |
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» |
|||
27 |
Играем в учёных. Это интересно |
|||
28 |
Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности |
|||
29 |
Памятка жюри конкурса |
|||
30 |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией |
|||
31 |
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией |
|||
32 |
Играем в учёных. Это интересно |
|||
33 |
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам |
|||
34 |
Советы на лето от Мудрого Дельфина |
Содержание курса 3 класса.
Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток для проекта. Постер. Требования к созданию постера. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы ММР. Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Самоанализ.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п. |
Тема урока |
|
Примечания |
Дата |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План |
Факт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА» Как выбрать тему исследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА» Какими будут темы исследования? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Знакомство с понятием «ФОРМУЛИРОВКА», работа со словарями Тренинг «Гипотеза исследования». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Выбор помощников в работе над проектом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «ЭТАП» Организация исследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «АКТУАЛЬНОСТЬ» Тренинг «Наблюдение и наблюдательность» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Проблема. Решение проблемы. Цель и задачи исследования.Тренинг «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Выработка гипотезы - предположения. Знакомство с понятиями «ВЫРАБОТКА», «ГИПОТЕЗА», «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ» Тренинг «Интуиция и создание гипотез». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Цель проекта Тренинг «Подумать самостоятельно» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Задачи проекта. Тренинг «Правильное мышление и логика» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «СБОР», «ИНФОРМАЦИЯ» Просмотреть книги о том, что исследуешь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Знакомство с интересными людьми. Интервью. Спросить у других людей. Тренинг «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Отработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями: «ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ», «ОТБОР» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Что такое продукт проекта? Знакомство с понятиями «МАКЕТ», «ПОДЕЛКА» Понаблюдать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Играем в учёных. Это интересно. Проводим эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования. Как спланировать эксперимент. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Тест |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Отбор информации для мини-сообщения. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Тренинг «Искусство делать сообщения» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Творческая работа. Знакомство с понятием «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Обратиться к компьютеру |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Первые шаги составления презентации на компьютере |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед аудиторией. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Советы проектанту |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Самоанализ. Работа над понятием «САМОАНАЛИЗ» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Играем в учёных. Это интересно. Тренинг: «Наблюдение и экспериментирование» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Знакомство с конкурсами проектно-исследовательской деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Памятка участнику конкурса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Подготовка к защите исследовательской работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Самоанализ - рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Играем в учёных. От чего зависит успех. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Благодарственные рисунки-открытки помощникам проекта. Пожелания будущим проектантам. |
Содержание курса 4 класса.
Виды тем исследования. Фантастические, экспериментальные, теоретические исследования. Методы исследования. Самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент. Развитие умения видения проблемы. Развитие умения оценивать идеи. Развитие логического мышления. Выдвижение гипотез. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Развитие исследовательских умений. Структура защиты исследовательской работы, проекта. Подготовка публичного выступления. Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ занятия |
Тема занятия |
Примечание |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Культура мышления |
|||
2 |
Научное исследование и наша жизнь |
|||
3 |
Научная теория |
|||
4 |
Научное прогнозирование Методы прогнозирования |
|||
5 |
Провокационные идеи |
|||
6 |
Продуцирование гипотез |
|||
7 |
Построение прогнозных сценариев |
|||
8 |
Построение прогнозных сценариев |
|||
9 |
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования |
|||
10 |
Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования |
|||
11 |
Интуиция и создание гипотез |
|||
12 |
Искусство задавать вопросы и отвечать на них. |
|||
13 14 |
Ассоциации и аналогии |
|||
15 |
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов |
|||
16 |
Семинар «Как подготовиться к защите» |
|||
17 |
Самостоятельная работа в течение тренинга |
|||
18 |
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
|||
19 20 |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|||
21 |
Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование» |
|||
22 |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|||
23 |
Семинар. |
|||
24 25 |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|||
26-31 |
Самостоятельная исследовательская работа |
|||
32 |
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся |
|||
33 |
Подготовка собственных работ к защите |
|||
34- 35 |
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Учусь создавать прект»
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Рекомендуемая литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.