Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленькие академики» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения Протокол № от «» августа 2016 г. |
СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета Протокол № от «» августа 2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № » ______________ Приказ от «» августа 2016 г. № |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Маленькие академики»
Учитель: Новоселова Лариса Владимировна
Квалификационная категория: высшая
2016–2020 учебный год
Пояснительная записка.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Программа внеурочной деятельности «Маленькие академики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № » на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости.
Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Предполагаемая результативность курса:
Личностные результаты
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы ( доклад, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, в планируемых школьных делах и мероприятиях, выход в Интернет и т. д.)
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия
Учебно-тематический план
Содержание курса |
Кол-во часов |
Перечень универсальных действий обучающихся |
1. Что такое исследование? 2. Планирование выполнения практического задания 3. Самостоятельные исследования |
10 15 8 |
Личностные: -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты. Регулятивные: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
Календарно - тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов теория практика всего |
||
1 |
Что такое исследование? |
1 |
1 |
||
2-3 |
Как задавать вопросы? |
1 |
1 |
2 |
|
4-5 |
Как выбрать тему исследования? |
1 |
1 |
2 |
|
6 |
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) |
1 |
1 |
||
7-8 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») |
1 |
1 |
2 |
|
9-10 |
Наблюдение как способ выявления проблем. |
2 |
2 |
||
11-12 |
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания |
1 |
1 |
2 |
|
13-14 |
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. |
1 |
1 |
2 |
|
15-16 |
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) |
1 |
1 |
2 |
|
17-18 |
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. |
1 |
1 |
2 |
|
19 |
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей |
1 |
1 |
||
20-21 |
Обоснованный выбор способа выполнения задания |
1 |
1 |
2 |
|
22-23 |
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек |
1 |
1 |
2 |
|
24-25 |
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? |
1 |
1 |
2 |
|
26-27 |
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. |
1 |
1 |
2 |
|
28-30 |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
2 |
2 |
||
31-32 |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. |
2 |
2 |
||
33 |
Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
1 |
Содержание программы
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Учебно-тематический план
Содержание курса |
Кол-во часов |
Перечень универсальных действий обучающихся |
Что можно исследовать? Организация исследования. Как подготовить результат исследования |
9 15 8 |
Личностные: -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; - развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты. Регулятивные: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве . |
Календарно - тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов теория практика всего |
||
1 |
Что можно исследовать? Формулирование темы. |
1 |
1 |
||
2-3 |
Как задавать вопросы? Банк идей. |
1 |
1 |
2 |
|
4-5 |
Тема, предмет, объект исследования. |
1 |
1 |
2 |
|
6-7 |
Цели и задачи исследования. |
1 |
1 |
2 |
|
8-9 |
Учимся выделять гипотезы. |
1 |
1 |
2 |
|
10-13 |
Организация исследования. (практическое занятие.) |
4 |
4 |
||
14-17 |
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. |
2 |
2 |
4 |
|
18-19 |
Коллекционирование. |
1 |
1 |
2 |
|
20 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» |
1 |
1 |
||
21-22 |
Сообщение о своих коллекциях. |
2 |
2 |
||
23 |
Что такое эксперимент. |
1 |
1 |
||
24 |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
1 |
1 |
||
25-27 |
Сбор материала для исследования. |
1 |
2 |
3 |
|
28-29 |
Обобщение полученных данных. |
2 |
2 |
||
30 |
Как подготовить результат исследования. |
1 |
1 |
||
31 |
Как подготовить сообщение. |
1 |
1 |
||
32 |
Подготовка к защите. (практическое занятие.) |
1 |
1 |
||
33 |
Индивидуальная консультация. |
1 |
1 |
||
34 |
Подведение итогов. Защита. |
1 |
1 |
Содержание программы
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Учебно-тематический план
Содержание курса |
Кол-во часов |
Перечень универсальных действий обучающихся |
Проект? Проект! Исследование объектов. Оформление работы. |
21 7 6 |
Личностные: -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты. Регулятивные: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -отбирать необходимые для решения задачи источники информации; -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (печатные источники, интернет-ресурсы и т.д.); -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; -преобразовывать информацию из -одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Календарно - тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов теория практика всего |
||
1 |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
1 |
1 |
||
2-3 |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
2 |
2 |
||
4 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
1 |
1 |
||
5-6 |
Какими могут быть проекты? |
2 |
2 |
||
7-8 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез (исследовательская практика) |
2 |
2 |
||
9-10 |
Планирование работы (практическое занятие) |
1 |
1 |
2 |
|
11-13 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
3 |
3 |
||
14-15 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию (практическое занятие) |
1 |
1 |
2 |
|
16-18 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования (исследовательская практика) |
2 |
2 |
||
19-21 |
Анализ прочитанной литературы. (практическое занятие) |
1 |
2 |
3 |
|
22-23 |
Исследование объектов (исследовательская практика) |
2 |
2 |
||
24-25 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное (исследовательская практика) |
1 |
1 |
2 |
|
26-27 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
2 |
2 |
||
28 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
1 |
1 |
||
29-30 |
Оформление работы (практическое занятие) |
1 |
1 |
2 |
|
31-32 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации (практическое занятие) |
2 |
2 |
||
33 |
Мини конференция по итогам собственных исследований (конференция) |
1 |
1 |
||
34 |
Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
1 |
Содержание программы.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Учебно-тематический план
Содержание курса |
Кол-во часов |
Перечень универсальных действий обучающихся |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Наблюдение и экспериментирование. Обработка и анализ всех полученных данных |
14 10 10 |
Личностные: -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты. Регулятивные: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Календарно - тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов теория практика всего |
||
1 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. |
1 |
1 |
||
2-3 |
Культура мышления. |
1 |
1 |
2 |
|
4-5 |
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
1 |
1 |
2 |
|
6-7 |
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
1 |
1 |
2 |
|
8-9 |
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. |
1 |
1 |
2 |
|
10-11 |
Предмет и объект исследования. |
1 |
1 |
2 |
|
12 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования (практическое занятие) |
1 |
1 |
||
13-14 |
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. (исследовательская практика) |
2 |
2 |
||
15-16 |
Наблюдение и экспериментирование (практическое занятие) |
1 |
1 |
2 |
|
17-18 |
Техника экспериментирования (исследовательская практика) |
1 |
1 |
2 |
|
19-20 |
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования (исследовательская практика) |
1 |
1 |
2 |
|
21-22 |
Правильное мышление и логика (практическое занятие) |
2 |
2 |
||
23-24 |
Что такое парадоксы |
1 |
1 |
2 |
|
25-27 |
Обработка и анализ всех полученных данных. |
1 |
2 |
3 |
|
28-30 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
3 |
3 |
||
31 |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. |
1 |
1 |
||
32 |
Защита исследования перед одноклассниками. |
1 |
1 |
||
33 |
Выступление (конференция) |
1 |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
1 |
Содержание программы.
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление – 1ч.
Презентация проекта.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Оборудование:
ноутбук;
проектор.