Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика в профессиях» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Чадана»
Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Физика в профессиях»
учителя Куулар Снежаны Спартаковны
на 2021-2022 учебный год.
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «Физика в профессиях» разработана в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 (ФГОС НОО) ,федерального образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577(ФГОС ООО), федерального образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями , внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.06.2017 №613 (ФГОС СОО), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС НОО ОВЗ) санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 9 декабря 2010г. № 189, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чадана.
Цели курса:
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе, регионе, в стране, в мире.
Задачи:
Создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, для 11 класса.
Направление: общеинтеллектуальное.
Формы организации образовательного процесса:
-интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);
-обучение на основе опыта и сотрудничества.
Виды деятельности:
- работа с дополнительной литературой
-конференции
-применение физики в практической деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В итоге изучения курса внеурочной деятельности обучающимися будут получены следующие результаты:
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Основным результатом выполнения данной программы является функционирование педагогической помощи в профессиональной ориентации учащихся, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Содержание тем учебного курса
Введение
Содержание курса и формы работы, система аттестации, инструктаж по технике безопасности.
Физика в профессии военного
Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.
Физика в профессии повара
Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне. Экскурсия в столовую.
Физика в профессии метеоролога
Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.
Физика в профессии электрика
Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.
Физика в профессии врача
Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Экскурсия в ФАП.
Создание и защита исследований и проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
Введение (3 часа) | план | факт | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Планирование работы | 1 | 07.09 | |
2 | Рассказы о физиках. Люди науки Нобелевские лауреаты по физике. | 1 | 08.09 | |
3 | Физика в разных профессиях | 1 | 14.09 | |
Физика в профессии врача ( 13 часов) | | | ||
1 | Физика в профессии врача. Роль физики в развитии медицины. | 1 | 15.09 | |
2 | Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой | 1 | 21.09 | |
3 | Атмосферное давление в медицине. | 1 | 22.09 | |
4 | Принцип действия приборов для забора крови. Принцип действия шприца | 1 | 28.09 | |
5 | Принцип действия медицинской банки | 1 | 29.09 | |
6 | Практическая работа №8: «Изучение и объяснение действия шприца». | 1 | 05.10 | |
7 | Измерение кровяного давления человека. Тонометр. | 1 | 06.10 | |
8 | Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. | 1 | 12.10 | |
9 | Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. | 1 | 13.10 | |
10 | Дефекты зрения. Очки. Изучение свойств глаза. | 1 | 19.10 | |
11 | Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). | 1 | 20.10 | |
12 | Практическая работа «Памятка советов по сохранению зрения». | 1 | 26.10 | |
13 | Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. | 1 | 27.10 | |
Физика в профессии повара (16 часов) | | | ||
1 | Электробезопасность при приготовлении пищи. | 1 | 09.11 | |
2 | Пожаробезопасность при приготовлении пищи. | 1 | 10.11 | |
3 | Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). | 1 | 16.11 | |
4 | Различная теплопроводность жидкостей (вода, масло). | 1 | 17.11 | |
5 | Различная температура кипения жидкостей (вода, масло). | 1 | 23.11 | |
6 | Конвекция в приготовлении пищи. | 1 | 24.11 | |
7 | Теплопроводность в приготовлении пищи. | 1 | 30.11 | |
8 | Излучение в приготовлении пищи. | 1 | 01.12 | |
9 | Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла | 1 | 07.12 | |
10 | Печь-гриль. | 1 | 08.12 | |
11 | Испарение в процессе приготовления пищи | 1 | 14.12 | |
12 | Кипение в процессе приготовления пищи | 1 | 15.12 | |
13 | Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода) | 1 | 21.12 | |
14 | Источники тока из овощей и фруктов. | 1 | 22.12 | |
15 | Практическая работа №4: «Обнаружение электрического тока, создаваемого овощами» | 1 | 28.12 | |
16 | Создание меню низкокалорийного завтрака. Создание меню высококалорийного завтрака. | 1 | 29.12 | |
Физика в профессии метеоролога (8 часов) | | | ||
1 | Наблюдения за изменением атмосферного давления для предсказания погоды | 1 | 18.01 | |
2 | История возникновения термометра Различные виды термометров Различные шкалы для измерения температур. | 1 | 19.01 | |
3 | Практическая работа №5: «Градуировка термометра». | 1 | 25.01 | |
4 | Приборы для измерения атмосферного давления | 1 | 26.01 | |
5 | Практическая работа №6: «Измерение атмосферного давления на этажах школы». | 1 | 01.02 | |
6 | Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. | 1 | 03.02 | |
7 | Насекомые барометры. Растения-барометры. | 1 | 08.02 | |
8 | Облака и осадки. | 1 | 09.02 | |
Физика в профессии электрика (12 часов) | | | ||
1 | Электризация различных веществ. | 1 | 15.02 | |
2 | Вредные проявления электризации. Статическое электричество | 1 | 16.02 | |
3 | Заземление | 1 | 22.02 | |
4 | Первые источники тока. Современные источники тока | 1 | 23.02 | |
5 | Проводники и изоляторы. | 1 | 01.03 | |
6 | Действие электрического тока на человека. Электробезопасность. | 1 | 02.03 | |
7 | Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. | 1 | 08.03 | |
8 | Основные элементы электроснабжения. | 1 | 09.03 | |
9 | Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. | 1 | 15.03 | |
10 | История происхождения электрической лампочки. Различные типы современных лампочек | 1 | 16.03 | |
11 | Производство и потребление электроэнергии | 1 | 22.03 | |
12 | Практическая работа №7: «Сборка и испытание действия простейшего гальванического элемента». | 1 | 23.03 | |
Физика в профессии строителя (5 часов) | | | ||
1 | Условия среды: температура, влажность, состав воздуха, влажность веществ | 1 | 05.04 | |
2 | Инженерная геодезия | 1 | 06.04 | |
3 | Деформация. Сопротивление материалов | 1 | 12.04 | |
4 | Теплозащита | 1 | 13.04 | |
5 | Звукоизоляция помещений Акустика помещений | 1 | 19.04 | |
Физика в профессии военного (11 часов) | | | ||
1 | Механическое движение и инерция в военной технике. | 1 | 20.04 | |
2 | Сила и масса в военной технике. | 1 | 26.04 | |
3 | Взаимодействие тел в военной технике. | 1 | 27.04 | |
4 | Плотность и давление в военной технике. | 1 | 03.05 | |
5 | Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. | 1 | 04.05 | |
6 | Практическая работа №1: «Расчёт давления на грунт различных видов военной техники времён ВОВ (по иллюстрированному раздаточному материалу)». | 1 | 10.05 | |
7 | Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. | 1 | 11.05 | |
8 | Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. | 1 | 17.05 | |
9 | Характеристики боевых вертолетов и самолетов: скорость и дальность полета, взлетная масса, максимальная боевая нагрузка | 1 | 18.05 | |
10 | Практическая работа №2: «Наблюдение изменения объёма и давления воздуха при его сжатии». | 1 | 24.05 | |
11 | Практическая работа №3: «Наблюдение за реактивным движением оболочки детского воздушного шарика и определение скорости его движения». | 1 | 25.05 | |
Общее количество часов | 68 ч. | | |
10