Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика в профессиях» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 13 April 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Чадана»

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Физика в профессиях»

для 9 класса

учителя Куулар Снежаны Спартаковны

на 2021-2022 учебный год.


























Пояснительная записка


Программа курса по внеурочной деятельности «Физика в профессиях» разработана в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 (ФГОС НОО) ,федерального образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577(ФГОС ООО), федерального образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями , внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.06.2017 №613 (ФГОС СОО), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС НОО ОВЗ) санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 9 декабря 2010г. № 189, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чадана.


 Цели курса:

Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе, регионе, в стране, в мире.

Задачи:

Создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность.

Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, для 11 класса.

Направление: общеинтеллектуальное.


Формы организации образовательного процесса:

-интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);

-обучение на основе опыта и сотрудничества.

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой

-конференции

-применение физики в практической деятельности


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В итоге изучения курса внеурочной деятельности обучающимися будут получены следующие результаты:

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Основным результатом выполнения данной программы является функционирование педагогической помощи в профессиональной ориентации учащихся, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.


Метапредметные результаты

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


Предметные результаты

Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Содержание  тем учебного  курса


 Введение

 Содержание курса и формы работы, система аттестации, инструктаж по технике безопасности.

Физика в профессии военного 

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

 Физика в профессии повара 

Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне. Экскурсия в столовую.

Физика в профессии метеоролога

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.

 Физика в профессии электрика

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

Физика в профессии врача

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Экскурсия в  ФАП.

 Создание и защита исследований и проектов. 



Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Введение (3 часа)

план

факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Планирование работы

1

07.09


2

Рассказы о физиках. Люди науки

Нобелевские лауреаты по физике.

1

08.09


3

Физика в разных профессиях

1

14.09


Физика в профессии врача ( 13 часов)



1

Физика в профессии врача. Роль физики в развитии медицины.

1

15.09


2

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой

1

21.09


3

Атмосферное давление в медицине.

1

22.09


4

Принцип действия приборов для забора крови. Принцип действия шприца

1

28.09


5

Принцип действия медицинской банки

1

29.09


6

Практическая работа №8: «Изучение и объяснение действия шприца».

1

05.10


7

Измерение кровяного давления человека. Тонометр.

1

06.10


8

Тепловые процессы в жизнедеятельности человека.

1

12.10


9

Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний.

1

13.10


10

Дефекты зрения. Очки. Изучение свойств глаза.

1

19.10


11

Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).

1

20.10


12

Практическая работа «Памятка советов по сохранению зрения».

1

26.10


13

Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ.

1

27.10


Физика в профессии повара (16 часов)



1

Электробезопасность при приготовлении пищи.


1

09.11


2

Пожаробезопасность при приготовлении пищи.

1

10.11


3

Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах).


1

16.11


4

Различная теплопроводность жидкостей (вода, масло).

1

17.11


5

Различная температура кипения жидкостей (вода, масло).

1

23.11


6

Конвекция в приготовлении пищи.

1

24.11


7

Теплопроводность в приготовлении пищи.

1

30.11


8

Излучение в приготовлении пищи.

1

01.12


9

Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла

1

07.12


10

Печь-гриль.

1

08.12


11

Испарение в процессе приготовления пищи

1

14.12


12

Кипение в процессе приготовления пищи

1

15.12


13

Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода)

1

21.12


14

Источники тока из овощей и фруктов.

1

22.12


15

Практическая работа №4: «Обнаружение электрического тока, создаваемого овощами»


1

28.12


16

Создание меню низкокалорийного завтрака. Создание меню высококалорийного завтрака.

1

29.12


Физика в профессии метеоролога (8 часов)



1

Наблюдения за изменением атмосферного давления для предсказания погоды


1

18.01


2

История возникновения термометра

Различные виды термометров

Различные шкалы для измерения температур.

1

19.01


3

Практическая работа №5: «Градуировка термометра».

1

25.01


4

Приборы для измерения атмосферного давления

1

26.01


5

Практическая работа №6: «Измерение атмосферного давления на этажах школы».

1

01.02


6

Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

1

03.02


7

Насекомые барометры. Растения-барометры.

1

08.02


8

Облака и осадки.

1

09.02


Физика в профессии электрика (12 часов)



1

Электризация различных веществ.

1

15.02


2

Вредные проявления электризации. Статическое электричество

1

16.02


3

Заземление

1

22.02


4

Первые источники тока.

Современные источники тока

1

23.02


5

Проводники и изоляторы.

1

01.03


6

Действие электрического тока на человека.

Электробезопасность.

1

02.03


7

Виды соединений потребителей электроэнергии.

Провода и их изоляция.

1

08.03


8

Основные элементы электроснабжения.

1

09.03


9

Выключатели и предохранители.

Короткое замыкание и перегрузка цепи.

1

15.03


10

История происхождения электрической лампочки.

Различные типы современных лампочек

1

16.03


11

Производство и потребление электроэнергии

1

22.03


12

Практическая работа №7: «Сборка и испытание действия простейшего гальванического элемента».

1

23.03


Физика в профессии строителя (5 часов)



1

Условия среды: температура, влажность, состав воздуха, влажность веществ

1

05.04


2

Инженерная геодезия

1

06.04


3

Деформация. Сопротивление материалов

1

12.04


4

Теплозащита

1

13.04


5

Звукоизоляция помещений

Акустика помещений

1

19.04


Физика в профессии военного (11 часов)



1

Механическое движение и инерция в военной технике.


1

20.04


2

Сила и масса в военной технике.


1

26.04


3

Взаимодействие тел в военной технике.

1

27.04


4

Плотность и давление в военной технике.

1

03.05


5

Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике.

1

04.05


6

Практическая работа №1: «Расчёт давления на грунт различных видов военной техники времён ВОВ (по иллюстрированному раздаточному материалу)».

1

10.05


7

Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин.

1

11.05


8

Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость.

1

17.05


9

Характеристики боевых вертолетов и самолетов: скорость и дальность полета, взлетная масса, максимальная боевая нагрузка

1

18.05


10

Практическая работа №2: «Наблюдение изменения объёма и давления воздуха при его сжатии».

1

24.05


11

Практическая работа №3: «Наблюдение за реактивным движением оболочки детского воздушного шарика и определение скорости его движения».

1

25.05


Общее количество часов

68 ч.









































10




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации