12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Понакшина Валентина Ивановна483
Россия, Самарская обл., Ст.Клявлино
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Квиллинг – волшебство в бумажном

завитке»

 

 

 

Учитель: Понакшина В.И.

Содержание программы:

Пояснительная записка.

Учебно-методический план и содержание дополнительной образовательной программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Список использованной литературы.

 

1.Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Для гармоничного развития и воспитания ребенка важно уделять внимание его творческому развитию. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в школе, вместе с детьми и педагогами. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы школьного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.

Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

На сегодняшний день существует много различных техник и материалов для творчества. Одним из видов детского творчества является квиллинг. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество - не исключение. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажного творчества.

Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения. Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Все, что нужно для создания невероятных шедевров – это цветная бумага, а также немного творческого потенциала и терпения.

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

Выбор техники бумагокручения не случаен. Именно работая с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развития, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что бумага (цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат) изготовлена из экологически чистых материалов, не содержит вредных примесей и безопасно для ребенка и доступна всем слоям общества. Бумагокручение успокаивает и даже рекомендуется людям с некоторыми психическими и физическими проблемами.

Программа «Квиллинг – волшебство в бумажном завитке» предполагает освоение детьми искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий.

Курс предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе овладения приёмами техники квиллинга и его реализация.

Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач:

Обучающие:

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Обучать учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).

Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.

Развивающие:

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Развивать интерес к предмету.

Развивать у учащихся навыки и умения работать с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие.

Способствовать развитию умения слушать.

Расширять коммуникативные способности, учить аккуратности, активности.

Формировать культуру труда, умение работать в коллективе.

УУД учащихся:

Личностные:

Учащиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;

стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.

Регулятивные:

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составляют план и последовательность действий;

прогнозируют результат;

осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Оценивают результат;

мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Общеучебные:

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

моделируют и преобразовывают объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;

видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого;

контролируют свою деятельность по результату;

адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.

В основе обучения лежат принципы: от простого к сложному, научность, наглядность, доступность и гуманизм. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.

Возраст обучающихся и сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Курс программы рассчитан на 102 часа. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Возраст детей от 7 до 10 лет.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К концу года обучения учащиеся должны знать:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила планирования и организации труда;

применение различных видов бумаги;

способы и приемы обработки бумаги.

основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

экономно и рационально расходовать материалы;

выполнять работу в изученной технике;

контролировать правильность выполнения работы.

уметь работать в коллективе.

Формы и режим занятий.

В процессе занятий используются различные формы организации занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

 

Формы подведения итогов достаточно разнообразны:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе, в сельской библиотеке.

Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.

2.Учебно-тематический план и содержание программы.

Учебно-тематический план обучения.

Количество часов 102 часа, в т.ч. теория - 32 , практика - 70 , количество часов в неделю – 1 час.

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводный блок.

2

2

 

1-2

Ознакомление. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы.

2

2

 

2.

Материал – бумага.

4

2

2

3-4

Рождение бумаги. Рассказ «Из истории бумаги». Разнообразие видов бумаги.

2

1

1

5-6

Волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинга.

2

1

1

3.

Конструирование.

32

12

20

7-10

Вырезание полосок для квиллинга. Знакомство с техникой квиллинга

4

2

2

11-16

Основные формы и различные вариации основных форм.

6

2

4

17-20

Основные формы «Завитки». Конструирование из основных форм.

4

1

3

21-32

«Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм.

12

4

8

33-38

Коллективное составление композиции.

6

3

3

4.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

15

4

11

39-41

Изготовление простого квиллинг - цветка.

3

1

2

42-47

Изготовление бахромчатых цветов.

6

   

48-53

Коллективная работа. Оформление фоторамки. Квиллинг-бабочка для оформления композиции.

6

 

6

5.

Изготовление животных в технике.

20

6

14

54-59

Знакомство с базовыми формами.

6

2

4

60-67

Свойства гофрированного картона. Изготовление занимательных игрушек.

8

4

4

68-73

Коллективная работа. Альбом «Животный мир».

6

 

6

6.

Творческие работы.

9

 

9

74-79

«Коллективная творческая работа». Игра «Зоопарк».

6

 

6

80-82

Викторины, конкурсы. Знакомство с профессией дизайнера.

3

 

3

20

Праздники и подготовка к ним.

20

14

6

83-94

Изготовление сувениров.

12

 

12

95-98

Тематические праздники.

4

2

2

99-102

Знакомство с видами прикладного искусства.

4

 

4

 

Всего.

102

32

70

Содержание программы обучения:

1.Вводный блок (2 часа).

Теория:

Цель, задачи курса, ожидаемые результаты. Знакомство с детьми. «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности, с правилами работы с ножницами:

Храните ножницы в определённом месте.

Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Инструменты и материалы.

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски.

Чаще всего используются ленты шириной 3, 4, 6 и 10 мм. Основными инструментами и приспособлениями в квиллинге являются приспособление для закручивания бумажных лент (можно использовать тоненькие кисточки или стержень ручки), ножницы (удобнее всего маленькие) и белый клей ПВА.

2. Материал – бумага (4 часа).

Теория:

Рождение бумаги. Рассказ «Из истории бумаги».

Первый материал для творчества ребёнка – это бумага. Бумага – необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.

Знакомство с историей возникновения техники квиллинга.

3. Конструирование (32 часа).

Теория:

Основные правила работы.

Знакомство с техникой квиллинга:

берётся полоска бумаги двумя пальцами, другой конец немного оттягивается, проводя по длине полоски ногтём, при этом конец полоски немного изгибается;

загнутый конец плотно наматывается на шило или тоненькую палочку, делая несколько витков;

когда диаметр валика равен примерно 3-4мм, он снимается с шила и закручивается вручную;

скручивая вручную, нужно сильно прижимать ленту двумя руками, для того, чтобы она плотно равномерно прижималась и не раскручивалась;

когда вся полоска будет скручена, необходимо слегка расслабить пальцы и полоска немного распустится;

когда она немного раскрутилась, желательно склеить конец ленты клеем,

после этого заготовке при помощи сжатия и других движений, придают любую форму.

Основа всех форм для квиллинга – тугая спираль.

Основные формы.

Различные вариации основных форм.

Основные формы. «Завитки», «Спирали в виде стружки». Технология изготовления, конструирование и применение в композициях.

Знакомство с понятием композиция, со способами и правилами её составления.

Практика:

Вырезание полосок для квиллинга.

Конструирование из основных форм квиллинга. "Первые шаги " - учимся скручивать базовые элементы. Знакомимся, общаемся, творим.

Освоение технологии изготовления, конструирование и применение в композициях. Коллективная работа – составление композиции.

4.Изготовление цветов в технике квиллинга (15 часов).

Теория:

Что такое «декор»? Квиллинг-декор.

Практика:

Изготовление простых, несложных цветов – квиллинг-цветок.

Изготовление бахромчатых цветов.

Коллективная композиция из цветов. Оформление фоторамки. Квиллинг-бабочка для оформления композиции.

 

5.Изготовление животных в технике (20 часов).

Теория:

Знакомство с базовыми формами.

Знакомство с отличительными свойствами гофрированного картона.

Практика:

Изготовление занимательных игрушек.

Выполнение фигурок животных из гофрированного картона в технике квиллинга. Коллективное изготовление альбома "Животный мир", перевязанный атласной лентой.

6.Творческие работы (9 часов).

Практика:

Знакомство с понятием «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Совместный выбор темы работы. Практическая работа-игра «Зоопарк». Викторины, конкурсы. Знакомство с профессией дизайнера.

 

7.Праздники и подготовка к ним (20 часов).

Теория:

Тематические праздники. Знакомство с историей возникновения праздников, с традициями. Обучение культуре преподнесения подарка, сделанного своими руками. Знакомство с видами прикладного искусства.

Практика:

Изготовление сувениров. Изготовление и украшение сумочек, подарочных упаковок. Открытки. Бижутерия в технике "квиллинг": бусы, серьги, браслеты. Совершенствовать умение любоваться, восхищаться изделиями прикладного искусства, различать и сравнивать.

3. Методическое обеспечение:

Реализация программы достигается с помощью различных методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают информацию).

Наглядный (показ мультимедийных материалов, показ педагогом, работа по образцу).

Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске).

Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

Метод стимулирования (создание ситуации успеха).

Дидактическое обеспечение:

Плакаты, схемы, образцы работ в технике квиллинг.

Игровой материал, иллюстрации.

Презентация для ознакомления с техникой квиллинг.

Медиа пособие.


 

Кадровое обеспечение:

Для реализации данной программы педагог должен обладать знаниями и быть компетентным в области декоративно-прикладного искусства.

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации данной программы необходим кабинет с хорошим освещением, рабочее место должно соответствовать росту ребёнка. Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей (наилучшим является ПВА). Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеёнка.

4. Литература:

Светлана Букина Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — Россия: Феникс, 2010. — 270 с.

А. Быстрицкая «Бумажная филигрань».

Н. Бойко «Квиллинг, или бумажная филигрань».


 

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (2)

Диженина Наталья Алексеевна, 07.12.17 в 18:32 1Ответить Пожаловаться
Очень хорошая интересная рабочая программа. Можно многое взять для использования в своей работе, спасибо большое.
Понакшина Валентина Ивановна, 07.12.17 в 19:15 1Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, спасибо за отзыв.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.