Рабочая программа по внеурочной деятельности «Квиллинг – волшебство в бумажном завитке»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Квиллинг – волшебство в бумажном
завитке»
Учитель: Понакшина В.И.
Содержание программы:
Пояснительная записка.
Учебно-методический план и содержание дополнительной образовательной программы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список использованной литературы.
1.Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Для гармоничного развития и воспитания ребенка важно уделять внимание его творческому развитию. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в школе, вместе с детьми и педагогами. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы школьного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
На сегодняшний день существует много различных техник и материалов для творчества. Одним из видов детского творчества является квиллинг. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество - не исключение. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажного творчества.
Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения. Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Все, что нужно для создания невероятных шедевров – это цветная бумага, а также немного творческого потенциала и терпения.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
Выбор техники бумагокручения не случаен. Именно работая с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развития, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что бумага (цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат) изготовлена из экологически чистых материалов, не содержит вредных примесей и безопасно для ребенка и доступна всем слоям общества. Бумагокручение успокаивает и даже рекомендуется людям с некоторыми психическими и физическими проблемами.
Программа «Квиллинг – волшебство в бумажном завитке» предполагает освоение детьми искусством изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий.
Курс предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе овладения приёмами техники квиллинга и его реализация.
Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач:
Обучающие:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Обучать учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево).
Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
Развивать интерес к предмету.
Развивать у учащихся навыки и умения работать с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие.
Способствовать развитию умения слушать.
Расширять коммуникативные способности, учить аккуратности, активности.
Формировать культуру труда, умение работать в коллективе.
УУД учащихся:
Личностные:
Учащиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;
стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составляют план и последовательность действий;
прогнозируют результат;
осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценивают результат;
мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Общеучебные:
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделируют и преобразовывают объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;
видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого;
контролируют свою деятельность по результату;
адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.
В основе обучения лежат принципы: от простого к сложному, научность, наглядность, доступность и гуманизм. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Курс программы рассчитан на 102 часа. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Возраст детей от 7 до 10 лет.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу года обучения учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение различных видов бумаги;
способы и приемы обработки бумаги.
основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в изученной технике;
контролировать правильность выполнения работы.
уметь работать в коллективе.
Формы и режим занятий.
В процессе занятий используются различные формы организации занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).
Формы подведения итогов достаточно разнообразны:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе, в сельской библиотеке.
Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
2.Учебно-тематический план и содержание программы.
Учебно-тематический план обучения.
Количество часов 102 часа, в т.ч. теория - 32 , практика - 70 , количество часов в неделю – 1 час.
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводный блок. |
2 |
2 |
|
1-2 |
Ознакомление. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы. |
2 |
2 |
|
2. |
Материал – бумага. |
4 |
2 |
2 |
3-4 |
Рождение бумаги. Рассказ «Из истории бумаги». Разнообразие видов бумаги. |
2 |
1 |
1 |
5-6 |
Волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинга. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Конструирование. |
32 |
12 |
20 |
7-10 |
Вырезание полосок для квиллинга. Знакомство с техникой квиллинга |
4 |
2 |
2 |
11-16 |
Основные формы и различные вариации основных форм. |
6 |
2 |
4 |
17-20 |
Основные формы «Завитки». Конструирование из основных форм. |
4 |
1 |
3 |
21-32 |
«Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм. |
12 |
4 |
8 |
33-38 |
Коллективное составление композиции. |
6 |
3 |
3 |
4. |
Изготовление цветов в технике квиллинга. |
15 |
4 |
11 |
39-41 |
Изготовление простого квиллинг - цветка. |
3 |
1 |
2 |
42-47 |
Изготовление бахромчатых цветов. |
6 |
||
48-53 |
Коллективная работа. Оформление фоторамки. Квиллинг-бабочка для оформления композиции. |
6 |
6 |
|
5. |
Изготовление животных в технике. |
20 |
6 |
14 |
54-59 |
Знакомство с базовыми формами. |
6 |
2 |
4 |
60-67 |
Свойства гофрированного картона. Изготовление занимательных игрушек. |
8 |
4 |
4 |
68-73 |
Коллективная работа. Альбом «Животный мир». |
6 |
6 |
|
6. |
Творческие работы. |
9 |
9 |
|
74-79 |
«Коллективная творческая работа». Игра «Зоопарк». |
6 |
6 |
|
80-82 |
Викторины, конкурсы. Знакомство с профессией дизайнера. |
3 |
3 |
|
20 |
Праздники и подготовка к ним. |
20 |
14 |
6 |
83-94 |
Изготовление сувениров. |
12 |
12 |
|
95-98 |
Тематические праздники. |
4 |
2 |
2 |
99-102 |
Знакомство с видами прикладного искусства. |
4 |
4 |
|
Всего. |
102 |
32 |
70 |
Содержание программы обучения:
1.Вводный блок (2 часа).
Теория:
Цель, задачи курса, ожидаемые результаты. Знакомство с детьми. «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности, с правилами работы с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Инструменты и материалы.
Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски.
Чаще всего используются ленты шириной 3, 4, 6 и 10 мм. Основными инструментами и приспособлениями в квиллинге являются приспособление для закручивания бумажных лент (можно использовать тоненькие кисточки или стержень ручки), ножницы (удобнее всего маленькие) и белый клей ПВА.
2. Материал – бумага (4 часа).
Теория:
Рождение бумаги. Рассказ «Из истории бумаги».
Первый материал для творчества ребёнка – это бумага. Бумага – необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.
Знакомство с историей возникновения техники квиллинга.
3. Конструирование (32 часа).
Теория:
Основные правила работы.
Знакомство с техникой квиллинга:
берётся полоска бумаги двумя пальцами, другой конец немного оттягивается, проводя по длине полоски ногтём, при этом конец полоски немного изгибается;
загнутый конец плотно наматывается на шило или тоненькую палочку, делая несколько витков;
когда диаметр валика равен примерно 3-4мм, он снимается с шила и закручивается вручную;
скручивая вручную, нужно сильно прижимать ленту двумя руками, для того, чтобы она плотно равномерно прижималась и не раскручивалась;
когда вся полоска будет скручена, необходимо слегка расслабить пальцы и полоска немного распустится;
когда она немного раскрутилась, желательно склеить конец ленты клеем,
после этого заготовке при помощи сжатия и других движений, придают любую форму.
Основа всех форм для квиллинга – тугая спираль.
Основные формы.
Различные вариации основных форм.
Основные формы. «Завитки», «Спирали в виде стружки». Технология изготовления, конструирование и применение в композициях.
Знакомство с понятием композиция, со способами и правилами её составления.
Практика:
Вырезание полосок для квиллинга.
Конструирование из основных форм квиллинга. "Первые шаги " - учимся скручивать базовые элементы. Знакомимся, общаемся, творим.
Освоение технологии изготовления, конструирование и применение в композициях. Коллективная работа – составление композиции.
4.Изготовление цветов в технике квиллинга (15 часов).
Теория:
Что такое «декор»? Квиллинг-декор.
Практика:
Изготовление простых, несложных цветов – квиллинг-цветок.
Изготовление бахромчатых цветов.
Коллективная композиция из цветов. Оформление фоторамки. Квиллинг-бабочка для оформления композиции.
5.Изготовление животных в технике (20 часов).
Теория:
Знакомство с базовыми формами.
Знакомство с отличительными свойствами гофрированного картона.
Практика:
Изготовление занимательных игрушек.
Выполнение фигурок животных из гофрированного картона в технике квиллинга. Коллективное изготовление альбома "Животный мир", перевязанный атласной лентой.
6.Творческие работы (9 часов).
Практика:
Знакомство с понятием «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Совместный выбор темы работы. Практическая работа-игра «Зоопарк». Викторины, конкурсы. Знакомство с профессией дизайнера.
7.Праздники и подготовка к ним (20 часов).
Теория:
Тематические праздники. Знакомство с историей возникновения праздников, с традициями. Обучение культуре преподнесения подарка, сделанного своими руками. Знакомство с видами прикладного искусства.
Практика:
Изготовление сувениров. Изготовление и украшение сумочек, подарочных упаковок. Открытки. Бижутерия в технике "квиллинг": бусы, серьги, браслеты. Совершенствовать умение любоваться, восхищаться изделиями прикладного искусства, различать и сравнивать.
3. Методическое обеспечение:
Реализация программы достигается с помощью различных методов обучения.
Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают информацию).
Наглядный (показ мультимедийных материалов, показ педагогом, работа по образцу).
Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске).
Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Метод стимулирования (создание ситуации успеха).
Дидактическое обеспечение:
Плакаты, схемы, образцы работ в технике квиллинг.
Игровой материал, иллюстрации.
Презентация для ознакомления с техникой квиллинг.
Медиа пособие.
Кадровое обеспечение:
Для реализации данной программы педагог должен обладать знаниями и быть компетентным в области декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данной программы необходим кабинет с хорошим освещением, рабочее место должно соответствовать росту ребёнка. Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей (наилучшим является ПВА). Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеёнка.
4. Литература:
Светлана Букина Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — Россия: Феникс, 2010. — 270 с.
А. Быстрицкая «Бумажная филигрань».
Н. Бойко «Квиллинг, или бумажная филигрань».
Диженина Наталья Алексеевна
Понакшина Валентина Ивановна