Рабочая программа по внеурочной деятельности «Исток»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бискамжинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам.директора по УВР руководитель ОУ
учителей начальных классов _______/Атургашева А.В. _______Романов С.Л.
руководитель ШМО Приказ № __________
___________/Романова Н.А. ____________2017г. ______________2017 г.
Протокол № ____от _____2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Истоки»
общеинтеллектуального направления
3 класс
Составитель программы:
Заковряжина Вера Борисовна
Бискамжа, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны, через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Данная программа имеет ярко выраженный региональный характер и ориентирована на получение детьми представления о хранении, отборе и систематизации ценностей культуры шорского народа и позволяет учащимся через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений разных эпох.
Введение данной программы в процесс воспитания обучающихся своевременно и актуально, так как направлено на воспитание гражданственности и патриотизма; на осознание учащимися богатой национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики шорского народа. Формированию культуроведческой компетенции обучающихся способствует ознакомлению с большим многообразием устного народного творчества шорцев и необычным языковым материалом.
Программа построена на теоретическом изучении традиционной культуры шорского народа и практической деятельности по возрождению и сохранению традиций и обычаев шорцев.
Это особенно важно, так как в современном обществе существует проблема сохранения традиционных локальных культур (в том числе шорской) в связи с объективными процессами их ассимиляции, из-за тесных этнокультурных связей, с русской культурой.
Изучение культуры всегда помогает учащимся раскрыться в творческих поисках и озарениях и имеет в этом плане неограниченные возможности: это коллективно – творческие проекты, элементы изобразительного искусства, художественные чтения и т.д.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель данного курса:
формирование национальной самоидентификации личности ребёнка через изучение материального, духовного наследия шорского народа. Прививать уважение к другим национальным культурам, развивать творческие способности.
Основные задачи курса:
формирование элементарных знаний в различных видах деятельности, связанных с материальной и духовной культурой шорского народа (фольклор, спортивные игры, этнография);
развитие памяти, кругозора, логического мышления, речевой культуры, навыков исследовательской и поисковой деятельности, интереса к истории и культуре народов;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народов, толерантности, ответственности, гражданственности и патриотизма.
Курс рассчитан на детей 9 - 10 лет, на 34 часа (1 час в неделю), включает в себя теоретическую и практическую работу.
Курс рассчитан на достижении планируемых результатов:
В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;
-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;
-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;
-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;
-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
-осознание значения базовых ценностей шорского народа для личностного становления.
Метопредметные:
-осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры шорского народа;
-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;
-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;
-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;
-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.);
-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
Предметные:
-знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции шорского народа;
Учебно-тематический план (34 часа)
№ |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
2 |
«Шорцы, кто они?». Родовое древо |
2 |
1 |
1 |
3 |
Богатый и разнообразный шорский фольклор. Героические сказания. Герои и богатыри. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Производящее хозяйство шорцев: скотоводство, земледелие, пчеловодство. |
1 |
|
1 |
5 |
Производящее хозяйство шорцев: охотничий промысел, рыболовство и собирательство. |
1 |
|
1 |
6 |
Дома и постройки. |
2 |
1 |
1 |
7 |
Предметы быта. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Шорские народные сказки. |
4 |
- |
4 |
9 |
Легенды шорского народа. |
1 |
1 |
- |
10 |
Символы Шорцев. |
2 |
|
2 |
11 |
Предметы религиозного и церковного культа. Изготовление оберегов. |
2 |
- |
2 |
12 |
Национальная одежда и обувь. |
1
|
|
1 |
13 |
Особенности национальных шорских причесок. Украшения. |
2 |
- |
2 |
14 |
Шорские праздники |
1 |
- |
1 |
15 |
Национальная шорская кухня. |
1 |
- |
1 |
16 |
Декоративно-прикладное творчество. |
4 |
1 |
3 |
17 |
Национальные блюда. |
1 |
- |
1 |
18 |
Национальные музыкальные инструменты. |
1 |
- |
1 |
19 |
Шорские игры |
2 |
|
2 |
22 |
Развитие шорского танца. Основные танцевальные движения. |
1 |
- |
1 |
Всего |
|
34 |
7 |
27 |
Планируемые результаты.
В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребности в социально значимой деятельности;
базовые историко-культурные представления;
базовые нравственно - этические ценности (уважение к обычаям, чувствам людей других национальностей).
Материально-технические средства обучения.
Персональный компьютер. 2. Принтер. 3. Электронная доска.
Список литературы для педагога:
Арбачаков А.Н. Арбачакова Л.Н. Шаманы Горной Шории. –Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 2009.-144с.
Бельчегешев Н.Е. Небесная Мрассу. – Новокузнецк: ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат», 2010.- 316с.
Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 2011.-132с.
Косточаков Г.В. Словарь шорских фамилий. –Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2005.- 140с.
Он на родной земле оставил след. Шорский поэт С.С. Торбоков. – Осинники, 2009. – 76с.
Старков Г.П. Географо – топонимический словарь по Горной Шории. -Кемерово, 2009. – 164с.
Токмашева М.А. Шорские национальные игры и виды спорта. Новокузнецк, 2009.
Тотыш С. С. Сказки Шапкая / Тотыш С.С. – Кемерово: ООО «Примула», 2011.- 112 с.
Чайковская Е.Н. Традиционная культура шорского народа. – Новокузнецк, 2007, - 60 с.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Истоки»
34 часа
№ п\п |
Тема занятия |
Дата |
|
План |
Факт |
||
1 |
Вводное занятие. |
|
|
2 |
«Шорцы, кто они?». Родовое древо |
|
|
3 |
Презентация «Родовое дерево» |
|
|
4 |
Игра – путешествие «Истоки шорского фольклора» |
|
|
5 |
Рисование «Герои и богатыри» |
|
|
6 |
Презентация «Производящее хозяйство шорцев: скотоводство, земледелие, пчеловодство». Лепка «Домашние подворье» |
|
|
7 |
Презентация: «Производящее хозяйство шорцев: охотничий промысел, рыболовство и собирательство». Коллективная работа «Дом охотника» |
|
|
8 |
Презентация «Традиционное жилище шорцев». Творческая композиция «Шорский улус» |
|
|
9 |
Коллективный коллаж «На охоте». |
|
|
10 |
Презентация «Предметы быта». Изготовление книжки-малышки «Шорские народные пословицы и загадки» |
|
|
11 |
Изготовление предметов быта из пластилина и теста. |
|
|
12 |
Шорские народные сказки. |
|
|
13 |
Рисование иллюстраций к сказкам. |
|
|
14 |
Викторина по сказкам. |
|
|
15 |
Изготовление книжки-малышки «Шорские сказки». |
|
|
16 |
Презентация «Легенды и сказания шорского народа». Конкурс рисунков по героическим сказаниям шорцев» |
|
|
17 |
Презентация «Символы Шорцев». |
|
|
18 |
Аппликация из бересты «Журавль». |
|
|
19 |
Презентация «Игрушки и изображения религиозного значения». Изготовление куклы - оберега. |
|
|
20 |
Изготовление кукол – оберегов. |
|
|
21 |
Презентация «Национальная одежда и обувь». Модель одежды для бумажной куклы. |
|
|
22 |
Проект: «Особенности национальных шорских причесок и украшений» |
|
|
23 |
Изготовление украшения для головы. |
|
|
24 |
Проект: «Шорские праздники». |
|
|
25 |
Проект: Национальная шорская кухня. Конкурс «Лучший кулинар». |
|
|
26 |
Проект: «Декоративно-прикладное творчество». |
|
|
27 |
Сувенир «Роза» из бересты |
|
|
28 |
Сувенир «Оберег» из кожи. |
|
|
29 |
Вышивка «Шорский узор» |
|
|
30 |
Презентация «Национальные музыкальные инструменты». |
|
|
31 |
Шорские игры. |
|
|
32 |
Шорские игры. |
|
|
33 |
Презентация: «Развитие шорского танца». Основные танцевальные движения. |
|
|
34 |
Выставка творческих работ. |
|
|