12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заковряжина Вера Борисовна102
Учитель начальных классов первой квалификации.
Россия, Хакасия респ., рп. Бискамжа
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бискамжинская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам.директора по УВР руководитель ОУ

учителей начальных классов _______/Атургашева А.В. _______Романов С.Л.

руководитель ШМО Приказ № __________

___________/Романова Н.А. ____________2017г. ______________2017 г.

Протокол № ____от _____2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Истоки»

общеинтеллектуального направления

3 класс

 

Составитель программы:

Заковряжина Вера Борисовна

 

Бискамжа, 2017

 

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Актуальность. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны, через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень  важным, так как  это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой  для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Данная программа имеет ярко выраженный региональный характер и ориентирована на получение детьми представления о хранении, отборе и систематизации ценностей культуры шорского народа и позволяет учащимся через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений разных эпох.

Введение данной программы в процесс воспитания обучающихся своевременно и актуально, так как направлено на воспитание гражданственности и патриотизма; на осознание учащимися богатой национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики шорского народа. Формированию культуроведческой компетенции обучающихся способствует ознакомлению с большим многообразием устного народного творчества шорцев и необычным языковым материалом.

Программа построена на теоретическом изучении традиционной культуры шорского народа и практической деятельности по возрождению и сохранению традиций и обычаев шорцев.

Это особенно важно, так как в современном обществе существует проблема сохранения традиционных локальных культур (в том числе шорской) в связи с объективными процессами их ассимиляции, из-за тесных этнокультурных связей, с русской культурой.

Изучение культуры всегда помогает учащимся раскрыться в творческих поисках и озарениях и имеет в этом плане неограниченные возможности: это коллективно – творческие проекты, элементы изобразительного искусства, художественные чтения и т.д.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель данного курса:

формирование национальной самоидентификации личности ребёнка через изучение материального, духовного наследия шорского народа. Прививать уважение к другим национальным культурам, развивать творческие способности.

Основные задачи курса:

формирование элементарных знаний в различных видах деятельности, связанных с материальной и духовной культурой шорского народа (фольклор, спортивные игры, этнография);

развитие памяти, кругозора, логического мышления, речевой культуры, навыков исследовательской и поисковой деятельности, интереса к истории и культуре народов;

воспитание бережного отношения к культурному наследию народов, толерантности, ответственности, гражданственности и патриотизма.

Курс рассчитан на детей 9 - 10 лет, на 34 часа (1 час в неделю), включает в себя теоретическую и практическую работу.

Курс рассчитан на достижении планируемых результатов:

В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;

-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;

-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;

-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;

-осознание значения базовых ценностей шорского народа для личностного становления.

Метопредметные:

-осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры шорского народа;

-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;

-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;

-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;

-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.);

-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.

Предметные:

-знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции шорского народа;

Учебно-тематический план (34 часа)

 

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

 

2

«Шорцы, кто они?». Родовое древо

2

1

1

3

Богатый и разнообразный шорский фольклор. Героические сказания. Герои и богатыри.

2

1

1

4

Производящее хозяйство шорцев: скотоводство, земледелие, пчеловодство.

1

 

1

5

Производящее хозяйство шорцев: охотничий промысел, рыболовство и собирательство.

1

 

1

6

Дома и постройки.

2

1

1

7

Предметы быта.

2

1

1

8

Шорские народные сказки.

4

-

4

9

Легенды шорского народа.

1

1

-

10

Символы Шорцев.

2

 

2

11

Предметы религиозного и церковного культа. Изготовление оберегов.

2

-

2

12

Национальная одежда и обувь.

1

 

 

1

13

Особенности национальных шорских причесок. Украшения.

2

-

2

14

Шорские праздники

1

-

1

15

Национальная шорская кухня.

1

-

1

16

Декоративно-прикладное творчество.

4

1

3

17

Национальные блюда.

1

-

1

18

Национальные музыкальные инструменты.

1

-

1

19

Шорские игры

2

 

2

22

Развитие шорского танца. Основные танцевальные движения.

1

-

1

Всего

 

34

7

27

 

Планируемые результаты.

В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы:

мотивы, выражающие его потребности в социально значимой деятельности;

базовые историко-культурные представления;

базовые нравственно - этические ценности (уважение к обычаям, чувствам людей других национальностей).

Материально-технические средства обучения.

Персональный компьютер. 2. Принтер. 3. Электронная доска.

Список литературы для педагога:

 

Арбачаков А.Н. Арбачакова Л.Н. Шаманы Горной Шории. –Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 2009.-144с.

Бельчегешев Н.Е. Небесная Мрассу. – Новокузнецк: ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат», 2010.- 316с.

Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 2011.-132с.

Косточаков Г.В. Словарь шорских фамилий. –Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2005.- 140с.

Он на родной земле оставил след. Шорский поэт С.С. Торбоков. – Осинники, 2009. – 76с.

Старков Г.П. Географо – топонимический словарь по Горной Шории. -Кемерово, 2009. – 164с.

Токмашева М.А. Шорские национальные игры и виды спорта. Новокузнецк, 2009.

Тотыш С. С. Сказки Шапкая / Тотыш С.С. – Кемерово: ООО «Примула», 2011.- 112 с.

Чайковская Е.Н. Традиционная культура шорского народа. – Новокузнецк, 2007, - 60 с.

 

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Истоки»

34 часа

п\п

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие.

 

 

2

«Шорцы, кто они?». Родовое древо

 

 

3

Презентация «Родовое дерево»

 

 

4

Игра – путешествие «Истоки шорского фольклора»

 

 

5

Рисование «Герои и богатыри»

 

 

6

Презентация «Производящее хозяйство шорцев: скотоводство, земледелие, пчеловодство». Лепка «Домашние подворье»

 

 

7

Презентация: «Производящее хозяйство шорцев: охотничий промысел, рыболовство и собирательство». Коллективная работа «Дом охотника»

 

 

8

Презентация «Традиционное жилище шорцев». Творческая композиция «Шорский улус»

 

 

9

Коллективный коллаж «На охоте».

 

 

10

Презентация «Предметы быта». Изготовление книжки-малышки «Шорские народные пословицы и загадки»

 

 

11

Изготовление предметов быта из пластилина и теста.

 

 

12

Шорские народные сказки.

 

 

13

Рисование иллюстраций к сказкам.

 

 

14

Викторина по сказкам.

 

 

15

Изготовление книжки-малышки «Шорские сказки».

 

 

16

Презентация «Легенды и сказания шорского народа». Конкурс рисунков по героическим сказаниям шорцев»

 

 

17

Презентация «Символы Шорцев».

 

 

18

Аппликация из бересты «Журавль».

 

 

19

Презентация «Игрушки и изображения религиозного значения». Изготовление куклы - оберега.

 

 

20

Изготовление кукол – оберегов.

 

 

21

Презентация «Национальная одежда и обувь». Модель одежды для бумажной куклы.

 

 

22

Проект: «Особенности национальных шорских причесок и украшений»

 

 

23

Изготовление украшения для головы.

 

 

24

Проект: «Шорские праздники».

 

 

25

Проект: Национальная шорская кухня. Конкурс «Лучший кулинар».

 

 

26

Проект: «Декоративно-прикладное творчество».

 

 

27

Сувенир «Роза» из бересты

 

 

28

Сувенир «Оберег» из кожи.

 

 

29

Вышивка «Шорский узор»

 

 

30

Презентация «Национальные музыкальные инструменты».

 

 

31

Шорские игры.

 

 

32

Шорские игры.

 

 

33

Презентация: «Развитие шорского танца». Основные танцевальные движения.

 

 

34

Выставка творческих работ.

 

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.