Рабочая программа по внеурочной деятельности «Полиглотик»
Пояснительная записка.
Для разработки рабочей программы по курсу внеурочной деятельности по учебному предмету «Английский язык» была выбрана авторская рабочая программа «Полиглотик» Матюк Виктории Ивановны. Настоящая рабочая программа в рамках внеурочной деятельности в начальной школе для учащихся 2-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Девизом данной программы стали слова: английский язык – окно в мир разных культур, мир общения, мир стихов, мир сказок, мир игр, мир театра. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Цель и задачи программы.
Цели программы «Полиглотик»:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект:
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через драматизацию;
познакомить детей с основами актерского мастерства и научить их держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Таблица соответствия распределения часов по темам
авторской и рабочей программы.
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов по программе |
Комментарии |
||
авторская |
рабочая |
||||
1 |
Давайте познакомимся. |
8 |
9 |
При составлении рабочей программы был введен дополнительный час по теме «Счёт до 10» в связи с необходимостью закрепления данной темы. |
|
2 |
Семья. |
8 |
7 |
При разработке раздела №2 был удалён 1 час по теме «Генеалогическое древо. Проект» в связи с тем, что данный проект предусмотрен рабочей программой «Английский в фокусе» по учебному предмету и будет выполняться непосредственно на уроке английского языка. |
|
3 |
Игрушки. |
10 |
10 |
||
4 |
Весёлые игры. |
8 |
8 |
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы.
Учебным планом для внеурочной деятельности по английскому языку во 2-х классах выделено 34 учебных часа. Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Занятия по внеурочной деятельности проводятся после окончания уроков. Между началом занятий и последним уроком предусмотрен перерыв продолжительностью 45 минут. Продолжительность занятия 35 минут.
Количество обучающихся в группе – 10-12человек.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение правильно строить фразы в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении учебных задач;
Метапредметные:
Регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать средства наглядности (рисунки, фотографии и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные:
у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
по фонетике: правильно произносить звуки, слова, словосочетания, предложения;
по лексике: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), устойчивых речевых оборотов;
по аудированию: отличать звучащую иностранную речь от родной; различать иноязычные звуки; повторять за диктором слова, словосочетания, предложения, реплики в диалогических клише; понимать содержание изученных, простых по содержанию детских стихов и песен, построенных на знакомом языковом и речевом материале; относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ), аудио- и видеотекстов монологического и диалогического характера; определять тему и факты сообщения, вычленять смысловые вехи, выделять главное, опуская второстепенное;
по говорению: отвечать на вопросы учителя в классе; обмениваться репликами в мини-диалогах этикетного характера (2-3 реплики со стороны каждого ученика) в ситуациях знакомства и прощания с людьми; участвовать в диалоге-расспросе, построенном на ситуациях повседневного общения, используя общие и специальные вопросы с вопросительными словами «Кто? Что? Где?»; соблюдать элементарные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; составлять небольшие монологические высказывания о себе, своих друзьях, своей семье, любимом животном, своих увлечениях; рассказывать о своём окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики, представлять социокультурный портрет своей страны и страны / стран изучаемого языка; излагать основное содержание прослушанного текста, высказывать свое мнение.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Давайте познакомимся. – 9 часов.
Обучающиеся тренируются в приветствии и прощании друг друга, узнают популярные имена в англоговорящих странах; составляют этикетный диалог; учатся считать до 10, учатся задавать вопросы и адекватно отвечать на них. Обучающиеся узнают общую информацию об англоговорящих странах и о своей родине.
Раздел 2. Семья. – 7 часов.
Обучающиеся учатся называть и представлять членов своей семьи и семьи своего друга; составляют мини-рассказ о семье. Знакомятся с традициями празднования Рождества в Великобритании, изготавливают рождественскую открытку.
Раздел 3. Игрушки. – 10 часов.
Обучающиеся рассказывают, какие у них есть игрушки/животные, в каком количестве; учатся описывать их при помощи прилагательных (в том числе цвет), пересчитывать, выражать своё отношение к ним, предлагать совместные занятия, выражать своё желание чем-либо заняться.
Раздел 4. Весёлые игры. – 8 часов.
Обучающиеся знакомятся с любимыми играми детей в Великобритании и США, сравнивают их со своими любимыми играми. Выражают своё отношение к играм. Знакомятся со сказкой «Репка» на английском языке и участвуют в её презентации и постановке.
Формы организации и виды внеурочной деятельности.
Виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность (приложение №1);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Формы организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у детей и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Тематическое планирование.
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Давайте познакомимся. (9 часов) |
||
1 |
Приветствия. Имена английских мальчиков и девочек. |
1 |
2 |
Языки мира. Приветствия. |
1 |
3 |
Как дела? Диалог. |
1 |
4 |
Языковые игры. |
1 |
5 |
Счёт от 1 до 10. |
1 |
6 |
Счёт от 1 до 10. Сколько тебе лет? |
1 |
7 |
Моя родина. Откуда ты? |
1 |
8 |
Родина английского языка. Великобритания. |
1 |
9 |
Весёлые соревнования. |
1 |
Семья. (7 часов) |
||
10 |
Моя семья. Структура «I have got». |
1 |
11 |
Познакомьтесь с моими близкими. |
1 |
12 |
Письмо из Великобритании. структура «He has got». |
1 |
13 |
Рассказ о своей семье. |
1 |
14 |
Игра «Переводчик». |
1 |
15 |
Рождество. Традиции празднования. |
1 |
16 |
Новогодняя мастерская. |
1 |
Игрушки. (10 часов) |
||
17 |
Названия игрушек. Животные. |
1 |
18 |
Множественное число существительных. |
1 |
19 |
Подвижные игры с игрушками. |
1 |
20 |
Волшебная коробочка. |
1 |
21 |
В гостях у Микки Мауса. |
1 |
22 |
Мои любимые игрушки. |
1 |
23 |
Мой подарок маме. |
1 |
24 |
Давайте поиграем. Глаголы движения. |
1 |
25 |
Ребята и зверята. |
1 |
26 |
Праздник английского алфавита. |
1 |
Весёлые игры. (8 часов) |
||
27 |
Игра в зоопарк. |
1 |
28 |
Весёлая карусель. |
1 |
29 |
Любимые игры и занятия российских детей. |
1 |
30 |
Любимые игры и занятия детей в Англии и США. |
1 |
31 |
Где мы любим играть. |
1 |
32 |
Языковые игры. |
1 |
33 |
Моя любимая сказка «Репка». |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Презентация сказки «Репка». |
1 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Давайте познакомимся. (9 часов) |
|||
1 |
Приветствия. Имена английских мальчиков и девочек. |
1 |
|
2 |
Языки мира. Приветствия. |
1 |
|
3 |
Как дела? Диалог. |
1 |
|
4 |
Языковые игры. |
1 |
|
5 |
Счёт от 1 до 10. |
1 |
|
6 |
Счёт от 1 до 10. Сколько тебе лет? |
1 |
|
7 |
Моя родина. Откуда ты? |
1 |
|
8 |
Родина английского языка. Великобритания. |
1 |
|
9 |
Весёлые соревнования. |
1 |
|
Семья. (7 часов) |
|||
10 |
Моя семья. Структура «I have got». |
1 |
|
11 |
Познакомьтесь с моими близкими. |
1 |
|
12 |
Письмо из Великобритании. структура «He has got». |
1 |
|
13 |
Рассказ о своей семье. |
1 |
|
14 |
Игра «Переводчик». |
1 |
|
15 |
Рождество. Традиции празднования. |
1 |
|
16 |
Новогодняя мастерская. |
1 |
|
Игрушки. (10 часов) |
|||
17 |
Названия игрушек. Животные. |
1 |
|
18 |
Множественное число существительных. |
1 |
|
19 |
Подвижные игры с игрушками. |
1 |
|
20 |
Волшебная коробочка. |
1 |
|
21 |
В гостях у Микки Мауса. |
1 |
|
22 |
Мои любимые игрушки. |
1 |
|
23 |
Мой подарок маме. |
1 |
|
24 |
Давайте поиграем. Глаголы движения. |
1 |
|
25 |
Ребята и зверята. |
1 |
|
26 |
Праздник английского алфавита. |
1 |
|
Весёлые игры. (8 часов) |
|||
27 |
Игра в зоопарк. |
1 |
|
28 |
Весёлая карусель. |
1 |
|
29 |
Любимые игры и занятия российских детей. |
1 |
|
30 |
Любимые игры и занятия детей в Англии и США. |
1 |
|
31 |
Где мы любим играть. |
1 |
|
32 |
Языковые игры. |
1 |
|
33 |
Моя любимая сказка «Репка». |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие. Презентация сказки «Репка». |
1 |
Приложение 1
Фонетические игры.
1.«Повторюшки» (отработка дифтонгов [aI], [eI] – My name is...) «Давайте познакомимся! Но сначала поиграем в «Повторюшки»! Вы знаете, кто такие Повторюшки? Это маленькие гномики с огромными ушами. Они внимательно прислушиваются ко всему вокруг и поэтому очень красиво все повторяют. Ну-ка, повторюшки, приготовили свои ушки! (Учитель прикладывает ладони с растопыренными пальцами к ушам, дети повторяют за ним.) [aI], [maI], [eI], [neI], [neIm], [neImIz], [maI neImIz]».
Впоследствии каждый раз вместо того, чтобы исправить ребенка, учитель предлагает: «Let’s play a game!» – и прикладывает ладони к ушам.
2. «Рыбки» (отработка звуков [w] [ts] – What’s your name?). «A вы хотите узнать, как меня зовут по-английски? Тогда спросите по-английски! Но сначала поиграем! Представьте, что вы – огромные рыбы, которые лежат на дне моря и пускают огромные пузыри [wo] – [wo]. Губки трубочкой! Пузырь растёт, (руками изображает растущий пузырь, дети повторяют за ним) растёт … и лопается [ts] (при этом звуке руки резко расходятся в разные стороны). А теперь, повторюшки, приготовили свои ушки! (фонетический отрывок What’s your name?), (жест: your – обе раскрытые ладони перед собой). Вы кого спрашиваете? (озирается по сторонам) Меня? Тогда покажите ручками: «Your name!» – «Your name». «What’s your name?» – «What’s your name?» (хором) – «My name’s…»
Детям очень нравится эта игра, и они с удовольствием «пускают пузыри» каждый раз, когда учитель просит их об этом.
Подвижные игры.
1. «Cats and mice»
Количество игроков от 4.
Ход игры.
Дети делятся на две команды: Cats & Mice.
Водящий или учитель дает команды:
— Cats go home!
— Mice walk!
Дети-коты идут в домики, дети-мыши гуляют по залу или комнате.
— Cats come out & catch mice!
— Mice run away!
Дети-коты выбегают из домиков и ловят мышей. Дети-мыши убегают.
2. «Sea – ground»
Количество игроков от 2.
Ход игры.
Начертите мелом круг. «Море» – это центр круга, «земля» – вне круга.
Ведущий дает команды:
— Sea! (Дети прыгают в круг.)
— Ground! (Дети выпрыгивают из круга.)
Лексические игры.
1. «How many?» Интересно, сколько игрушек в классе (на столе, в коробке…)? Я попробую угадать, а вы, если я угадала, говорите: «Yes!» (сопровождается кивком головы, а если не угадала: «No!» So! How many toys are here? One? – No! – Two? – No! – Three? – No! – Four? – No! – Many? (жест – движение руками в разные стороны) – Yes! – Давайте, ребята, вместе «скажем ручками»: Many! Many!
2. «Is it…?» Let’s play a game! Come up to me! Я отвернусь. Ты выбери игрушку и покажи ее ребятам, а я попробую отгадать, что это за игрушка! (Учитель отворачивается.) Когда будете готовы, ответите мне дружно: «Yes!» Are you ready? Yes or no? – No! (Yes!) – (поворачивается) Is it a bear? – Yes! (No!) – No! This is not a bear!
3. «Bag». Интересно, что это за сумочка у Незнайки (зайки…)? Let me have a look at the bag! This is a good bag! This is a red bag! What’s there in the bag? – That’s a secret! Guess! – Секрет? Это интересно! Попробую угадать! Is it a …bear? (Учитель, произнося первую часть фразы, предлагает детям закончить ее. Некоторые ученики уже на первом уроке называют игрушки, если дети молча показывают жесты. Учитель озвучивает их сам.) – No! This is not a bear! – I don’t know! (пожимает плечами) I give up! (жесты: I – показывает на себя; up – поднимает руки вверх.) Вы тоже сдаетесь? Давайте «скажем ручками»: «I give up»! (жест) – This is a picture (bear…)! – A picture? Let me have a look at the picture! Yes! This is a picture! This is a red picture! What’s this? – This is a ...bear (hare, dog, frog)! (дети заканчивают фразу).
4. «This is not». (На столе 4 игрушки) Я загадаю одну из этих игрушек, а вы догадайтесь по подсказке, что это. This is not a bear. This is not a hare (dog). What’s this? – This is a frog! – Yes, it is! This is a frog!