Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажные чудеса» (3 класс)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский Самарской области
Программа рассмотрена на заседании МО Протокол № __от «__»_____2013г. Руководитель МО _____________/______________/ |
Согласовано «___»________2013 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ |
Утверждаю Директор ________/_________/ «__»_____________2013 г. М.П. |
по внеурочной деятельности
«Бумажные чудеса»
3 класс
Учитель: Понакшина В.И.
2013-14 уч. год.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончике их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке,
тем умнее ребенок»
Сухомлинский В.А.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Для гармоничного развития и воспитания ребенка важно уделять внимание его творческому развитию. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в школе, вместе с детьми и педагогами. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы школьного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.
Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
На сегодняшний день существует много различных техник и материалов для творчества. Одним из видов детского творчества является оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.
В оригами огромный диапазон уровней сложности. Одним из таких уровней является «Модульное оригами». Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество - не исключение. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажного творчества.
Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения. Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Все, что нужно для создания невероятных шедевров – это цветная бумага, а также немного творческого потенциала и терпения.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
Программа по внеурочной деятельности «Бумажные чудеса» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что бумага (цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат) изготовлена из экологически чистых материалов, не содержит вредных примесей и безопасно для ребенка и доступна всем слоям общества.
Курс предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
II. Цель и задачи курса.
Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе овладения приёмами техники: аппликация, оригами, плетение, модульное оригами, квиллинг и его реализация.
Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач:
Обучающие:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника.
Обучать учащихся с техникой выполнения квиллинга, оригами.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и обогащать словарь специальными терминами (квиллинг, бумажная филигрань, бумажное кружево, модульное оригами).
Развивающие:
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
Развивать интерес к предмету.
Развивать у учащихся навыки и умения работать с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие.
Способствовать развитию умения слушать.
Расширять коммуникативные способности, учить аккуратности, активности.
Формировать культуру труда, умение работать в коллективе.
Особенности программы «Бумажные чудеса».
Принципы, лежащие в основе данной программы:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей)
научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ученик применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
IV. Основные методы и технологии.
Технологии обучения в кружке:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
игровая технология;
здоровьесберегающие технологии;
проектная технология;
технология разноуровнего обучения;
информационные технологии.
V. Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Срок реализации составляет один учебный год. Строится курс из расчета два занятия в неделю.
VI. Планируемые результаты.
Предметные:
научатся самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
будут уметь составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Личностные:
научатся доводить начатую работу до конца; оценивать свою и работу других;
научатся адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
получат возможность проявлять особый интерес к новому предмету.
Метапредметные:
регулятивные:
научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;
будут уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
научатся планировать и определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
научатся составлять план и последовательность действий; прогнозировать результат.
познавательные:
научатся применять полученные знания при решении поставленных задач;
будут уметь самостоятельно применять полученные знания путём рассуждений;
научатся выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
будут уметь определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
научатся видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы и делятся на три группы:
1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
2. Практические умения и навыки.
3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности «Бумажные чудеса» будут трех уровней.
Первый уровень результатов:
знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
личностное развитие (воспитание) – приобретение воспитанником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности, отношения к занятию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
личностное развитие – формирование позитивных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия воспитанника с другими детьми на уровне детского объединения, класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
личностное развитие – получение воспитанником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: вручение подарков, сувениры семье, украшение класса к празднику.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ в классе, в школе. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, учителей; оформление зала для проведения праздников. Составление альбома лучших работ.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Давайте познакомимся! |
1 |
2 |
Рождение бумаги. |
1 |
3 |
Волшебные свойства бумаги. |
1 |
4 |
Волшебные комочки. |
1 |
5-6 |
Волшебный мир оригами. Божья коровка. Лягушка. |
2 |
7-8 |
Обитатели водоёмов. Плетёные рыбки. |
2 |
9-10 |
Подарок учителям. Плетёные птицы. |
2 |
11-12 |
Квиллинг-цветок. Квиллинг-бабочка. |
2 |
13-14 |
Волшебный модуль. |
2 |
15-16 |
Модульное оригами. Клубничка. |
2 |
17-18 |
Цветочный модуль. |
2 |
19-20 |
Модульное оригами. Нарциссы. |
2 |
21-22 |
Модульное оригами. Тюльпаны. |
2 |
23-24 |
Скоро Новый год. |
2 |
25-26 |
Новогодние игрушки. Снежинки. |
2 |
27-28 |
Новогодние игрушки. Ёлочка. |
2 |
29-30 |
Новогодние игрушки. Ёлочка. |
2 |
31-32 |
Всяко разно. |
2 |
33-34 |
Валентинки. |
2 |
35-36 |
Подставка для телефона «Сердце». |
2 |
37-38 |
Подставка для телефона «Сердце». |
2 |
39-40 |
Памятный сувенир. Самолёт. |
2 |
41-42 |
Памятный сувенир. Самолёт. |
2 |
43-44 |
Для маленьких дам. |
2 |
45-46 |
Ваза с цветами. |
2 |
47-48 |
Ваза с цветами. |
2 |
49-50 |
Ваза с цветами. |
2 |
51-52 |
Объёмные изделия из треугольных модулей. Лебедь. |
2 |
53-54 |
Объёмные изделия из треугольных модулей. Лебедь. |
2 |
55-56 |
Цветочная фантазия. |
2 |
57-58 |
Цветочная фантазия. |
2 |
59-60 |
Сказочные образы в технике оригами. Бычок. |
2 |
61-62 |
Сказочные образы в технике оригами. Бычок. |
2 |
63-64 |
Творческий урок. |
2 |
65-66 |
Подготовка выставки поделок. |
2 |
67-68 |
Что мы узнали и чему научились за год. |
2 |
Содержание занятий.
Тема 1. Вводное занятие. Давайте познакомимся!
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Тема 2. Рождение бумаги.
Рассказ «Из истории бумаги». Разнообразие видов бумаги.
Тема 3. Волшебные свойства бумаги.
Свойства бумаги. Обыгрывание сказки «Бумажное королевство».
Тема 4. Волшебные комочки.
Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Обрывная аппликация.
Тема 5-6. Волшебный мир оригами. Божья коровка. Лягушка.
Путешествие в страну Восходящего солнца - Японию. История оригами. Показ работ. «Сказка квадратика». По ходу работы знакомство с терминами принятыми в оригами, с базовыми формами, свойствами бумаги, чтение сказок, рассказов, стихов из книги Т.И.Тарабариной «Оригами и развитие ребенка», популярное пособие для родителей и педагогов.
Тема 7-8. Обитатели водоёмов. Плетёные рыбки.
Игра «Найди дом для рыбки». Знакомство с инструкционными картами для складывания различных рыбок. Игра "Мы весёлые рыбки". Рассказ Л. Берг "Рыбка". Выполнение практической работы
Тема 9-10. Подарок учителям. Плетёные птицы.
Игра «Узнай, чей голос», «Кто, где живет». Выполнение практической работы.
Тема 11-12. Квиллинг-цветок. Квиллинг-бабочка.
Знакомство с техникой квиллинга. Конструирование из основных форм «Завитки».
Тема 13-14. Волшебный модуль.
Знакомство с техникой изготовления модулей. Способ складывания базового треугольника.
Тема 15-16. Модульное оригами. Клубничка.
Изготовление различных модулей и изделий из них. Отгадывание загадок. Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды". Выполнение практической работы.
Тема 17-18. Цветочный модуль.
Знакомство с техникой изготовления цветочного модуля – модуль кусудамы «Супершар».
Тема 19-20. Модульное оригами. Нарциссы.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Игра «Собери цветник».
Тема 21-22. Модульное оригами. Тюльпаны.
Учимся разбираться в схемах. Складывание цветов и цветочных композиций.
Тема 23-24. Скоро Новый год.
История празднования Нового года, традиция наряжать елку. История появления игрушки, значение игрушки. Изготовление новогодних гирлянд.
Тема 25-26. Новогодние игрушки. Снежинки.
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно. Выполнение практической работы.
Тема 27-28. Новогодние игрушки. Ёлочка.
Беседа по теме: «Хвойные растения». Игра «Узнай лист». Выполнение практической работы. Подготовка модулей.
Тема 29-30. Новогодние игрушки. Ёлочка.
Выполнение практической работы. Завершение работы. Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Любопытная ёлочка»
Тема 31-32. Всяко разно.
Изготовление различных модулей и изделий из них. Самостоятельное складывание по схемам орнаментов, узоров, мозаики, модульных цветов на основе изученных базовых форм.
Тема 33-34. Валентинки.
Изготовление в технике оригами подарков.
Тема 35-36. Подставка для телефона «Сердце».
Знакомство с инструкционными картами для складывания подставки. Подготовка модулей.
Тема 37-38. Подставка для телефона «Сердце».
Выполнение практической работы. Завершение работы.
Тема 39-40. Памятный сувенир. Самолёт.
Знакомство с инструкционными картами для складывания самолёта. Подготовка модулей.
Тема 41-42. Памятный сувенир. Самолёт.
Выполнение практической работы. Завершение работы. Изготовление подарка для папы.
Тема 43-44. Для маленьких дам.
Соединение различных техник в одной работе.
Тема 45-46. Ваза с цветами.
8 марта – международный женский праздник. Беседа по теме «История празднования дня 8 Марта». Выполнение практической работы. Подготовка модулей.
Тема 47-48. Ваза с цветами.
Легенды о цветах. Выполнение практической работы. Складывание цветов на основе изученных базовых форм.
Тема 49-50. Ваза с цветами.
Выполнение практической работы. Оформление композиций. Изготовление подарка для мамы.
Тема 51-52. Объёмные изделия из треугольных модулей. Лебедь.
Знакомство с инструкционными картами для складывания лебедя. Подготовка модулей.
Тема53-54. Объёмные изделия из треугольных модулей. Лебедь.
Выполнение практической работы. Завершение работы.
Тема 55-56. Цветочная фантазия.
Цветочные мотивы в оригами. Изготовление композиции.
Тема 57-58. Цветочная фантазия.
Цветочные мотивы в оригами. Изготовление композиции.
Тема 59-60. Сказочные образы в технике оригами. Бычок.
Знакомство с инструкционными картами для складывания бычка. Подготовка модулей.
Тема 61-62. Сказочные образы в технике оригами. Бычок.
Выполнение практической работы. Завершение работы.
Тема 63-64. Творческий урок.
Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». Соединение различных техник в одной работе.
Тема 65-66. Подготовка выставки поделок.
Подведение итогов. Выполнение практической работы. Соединение различных техник в одной работе.
Тема 67-68. Что мы узнали и чему научились за год.
Моя лучшая работа.
VIII. Методическое обеспечение:
Реализация программы достигается с помощью различных методов обучения.
Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают информацию).
Наглядный (показ мультимедийных материалов, показ педагогом, работа по образцу).
Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске).
Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Метод стимулирования (создание ситуации успеха).
Дидактическое обеспечение:
Плакаты, схемы, образцы работ в технике оригами, модульное оригами, квиллинг.
Игровой материал, иллюстрации.
Презентация для ознакомления с техникой оригами, модульное оригами, квиллинг.
Медиа пособие.
Кадровое обеспечение:
Для реализации данной программы педагог должен обладать знаниями и быть компетентным в области декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данной программы необходим кабинет с хорошим освещением, рабочее место должно соответствовать росту ребёнка. Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей (наилучшим является ПВА). Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеёнка.
Используемые источники информации:
1. Список используемой литературы
Светлана Букина Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — Россия: Феникс, 2010.
Название: Забавные фигурки. Модульное оригами. Автор: Проснякова Татьяна Николаевна Издательство: АСТ-Пресс, 2010.
2. Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
Методика обучения технике «Модульное оригами». Мастер класс
http://www.slideshare.net/Stahlhammer/ss