Образовательная программа организации внеурочной деятельности учащихся кружка «Бумажные фантазии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Городской округ «город Чита»
«рассмотрено» «согласовано» «утверждено»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Руководитель МО Галимива Е.М. Скубиева С.В.
ФИО « »09.2017 приказ №__
Подпись руководителя МО от « » 09. 2017
Протокол № _____
«25» 08.2017
Образовательная программа
организации внеурочной деятельности учащихся
Кружок «Бумажные фантазии»
Срок реализации 1 года.
Автор - составитель программы
Учитель Изобразительного искусства.
первой категории МБОУ СОШ №8
Жданова Елена Ивановна
2017 – 2018учебный год.
Содержание программы.
Структура программы
Пояснительная записка
Учебно - тематический план
содержание программы
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Программа «Бумажные фантазии» разработана для начальной и средней школы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения.
Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности обучающихся.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, предметных результатов освоения учебного курса. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д., поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в школе функционирует детское объединение художественно-эстетического цикла. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности и национально региональному компоненту.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа «Декоративно прикладное искусство» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, О.А.Кожина, Е. И. Коротаеева и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы общеобразовательной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.
Содержание программы «Декоративно прикладное искусство» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, декупаж и т.д. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, декупаж, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель - предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно прикладного творчества, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
- Воспитывающие - воспитание аккуратности, настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, самостоятельности, интереса и любви к искусству. Формирование оптимистических взглядов на собственные способности и возможности в дальнейшем самоопределении. Нравственное становление личности.
- Развивающие - развитие творческих способностей, воображение, фантазии, развитие познавательной активности, развить умение наблюдать.
- Обучающие - научить использовать знания основ цветоведения, моделирование, конструирование, во всех видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Структура программы
Программа кружка «Декоративно прикладное искусство» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Презентации разработаны как наглядный материал по каждому занятию.
Методическое обеспечение программы
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Обучающиеся учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Возрастные особенности детей Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей обучающихся школьного возраста.
- Развитие мышления, переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению на уровне конкретных понятий.
- Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, учатся делать то, что надо, а не то что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением.
- Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность).
- Формируется внутренний план действий, формирование отношений в группе, уверенность в себе, формирование самооценки.
Программа разработана на три года обучения, занятия рассчитаны на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 288 часов (3 часа в неделю). Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы - 12-15 человек.
Ожидаемые результаты
Освоение обучающимися программы «Декоративно прикладное искусство» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства.
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
обучающие получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственном - творчестве;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 1– го года обучения, обучающиеся должны получить
знания: - о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
-о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
-о забайкальских народных промыслах;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
-об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных -промыслов;
-о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой; бисероплитением
умения: - работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных народных игрушках, применять разные формы лепки, бижутерии;
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 2– го года обучения, обучающиеся должны получить
знания:- о современном декоративно-прикладном искусстве;декупаж, батик холодный
- расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- об объемном конструировании из бумаги ( квилинг)
- о работе с соленым тестом; пластилин – пластик
- основы композиции изделий в технике батик, начиная с простейших орнаментальных композиций.
умения:- изготовлять изделия в технике «холодный батик».
-трансформировать бумагу, картон в объемные элементы
- решать художественно- творческие задачи;
- свободно рисовать кистью.
- лепить разными способами;
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 3– го года обучения, обучающиеся должны получить
знания:- о современном декоративно-прикладном искусстве; декупаж, батик холодный, горячий, декупаж, квилинг, бисероплитение
- расширить знания в области композиции;
- о работе с соленым тестом; пластилин – пластик
- основы композиции изделий в технике батик, начиная с простейших орнаментальных композиций.
умения: -работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, воском, резервом,
-работать с усложненной техникой - сочетанием «холодного и горячего батика»
- лепить разными способами;
-трансформировать бумагу, картон в объемные элементы
навыки:- решать художественно- творческие задачи
- работаты свободно с бисером, живописным материалом.
- изготовлять изделия в технике «холодный, горячий батик».
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть: школьные, районные, городские , краевые, и т.д.
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п |
Название темы. |
Количество часов |
||
Общее |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2 |
Живопись. Цветоведение. |
34 |
4 |
30 |
3 |
Аппликация. Конструирование моделирование из бумаги |
10 |
2 |
8 |
4 |
Графика. Жанры изобразительного искусства. |
16 |
2 |
14 |
5 |
Бумажная пластика |
10 |
2 |
8 |
Итого |
72 |
Содержание курса.
1. Вводное занятие.
Обзор декоративно-прикладного творчества; инструктаж по технике безопасности; правила дорожного движения; режим работы, организационные вопросы о содержании занятий.
2.Живопись.
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета и зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения него ахроматической шкалой( насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей,
Второй год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные обучающим как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ароматическим рядом. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Третий год обучения Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов – освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветом. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок, сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных обьектов, сказочных персонажей.
3. Аппликация.
Первый год обучения. Работа с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изучение выразительности готовых световых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций). изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Второй год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмами использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
4.Графика. Рисунок.
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкого искусства. Выразительность линий, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о котрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, животных и птиц, портрета человека.
Второй год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики, рисунка и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати не картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.) Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, растений, деревьев,
Третий год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, рисунка использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраст. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: пейзажей, натюрмортов, портретов.
5.Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склейвание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. . Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок.
Третий год обучения. всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Практическая работа: Квиллинг В результате обучения по данной программе учащиеся: научатся различным приемам работы с бумагой; знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. познакомятся с искусством бумагокручения; овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Воспитательная работа
Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению декоративно-прикладного творчества. Подготовка и проведение общих праздников, выступлений, утренников, выставок, игр, КВН-ов и т.д. Также совместное посещение музеев, знакомство с памятниками архитектуры, походы. Очень важно отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему развитию ребенка, но и формированию нравственных качеств детей. Одна из задач педагога – создавать комфортный микроклимат, дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единиым целым.
Мероприятия в кружке
День знакомства. День здоровья. Веселые старты. Литературный ринг. День именинника. Новогоднее представление. А ну-ка, девочки. А ну-ка, мальчики.
Мамин праздник. С Днем юмора. Путешествие эрудитов. Заключительная выставка.
Работа с родителями
В процессе развития личности ребенка наиболее значимыми лицами являются родители. Родители – звено через которое осуществляется связь педагога с ребенком. Хорошая связь способствует успешной работе. Основная форма работы с родителями – родительские собрания, которые проводятся четыре раза в год. Педагог должен постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблему как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка. Разговор с родителями должен идти о создании положительного микроклимата в семье, так как ничто не может заменить ребенку семейный уют. Педагог должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуются выставки-ярмарки.
Список используемой литературы
К.Беспятова Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации,// Москва, Аирис пресс, 2003;
О.В.Островская, Уроки изобразительного искусства, //Москва, Владас,2010;
В.И.Калякина Методика организации уроков коллективного творчества, Москва, Владас,2003;
Н.Н.Николенко Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения, Москва-Ставрополь,2005;
Л.Н.Яровая Внеклассные мероприятия, //Москва, Вако, 2005;
А.М.Гусакова Внеклассная работа по труду//, Москва, Просвещение, 2005;
М.В.Трофимова Популярное пособие для родителей и педагога, //Ярославль, Академия развития, 1997;
И.Г.Майорова Дидактический материал по трудовому обучению, Москва, Просвещение, 1996;
Г.И.Долженко Сто поделок из бумаги,// Ярославль, академия Холдинг, 2012.
Жукова О.Г. “Бисерное рукоделие”, Москва Просвещение 2012
Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.
Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.
Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.
«Все о декупаже: технике и изделия» //под ред. М. Лупато, изд. «Ниоло – Пресс». 6
16. «Стильные штучки в технике декупаж» // серия: Ручная работа, изд. «АСТ – Пресс Книга». 2007
17. Н.Н. Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы» // Аст, Астрель. 2011
Список литературы для детей
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного
ремесла»).