Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ» _________Грищенко Н.П. «____»_______2019г. | Утверждаю: Директор МКОУ «С(К)ШИ ОВЗ» __________И. В. Королева «___»____2019 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Театр»
(основное общее образование)
направление: общекультурное
Срок реализации рабочей программы 5 лет
составитель:
Рохвадзе Надежда Николаевна
Воспитатель 1 категории
г. Троицк
«..... театр - единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. ... театр - ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Введение
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В рабочей программе внеурочной деятельности театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ребенка.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа рассматривает возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру воспитанников.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
В современном театре произошло взаимопроникновение искусств. Ответить на вопрос, где театр, а где его нет сегодня непросто, ни одно из определений нельзя назвать исчерпывающим потому, что театр продолжает развиваться. Театр доставляет детям много радости и удовольствие, и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение.
В период психологической адаптации ребёнка в школе у детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, гиперреактивность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Программа рассчитана на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Актуальность программы: В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Психо-коррекционная программа, построенная на различных видах народного искусства, может оказать значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Для решения комплекса психокоррекционных задач основным методическим средством является театрализованная деятельность
По направленности программа общекультурная
Настоящая программа предусматривает 5 лет обучения. Занятие на 30-35 минут. Комплектование группы производится только на добровольных началах. Возраст обучающихся 10-16 лет. Оптимальное количество детей в группе 6-12 человек, что позволяет работать с каждым индивидуально.
На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Особенно это важно для детей, имеющих нарушения интеллектуальной деятельности. В силу своего дефекта умственно отсталые дети не могут в полной мере воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию, у них нарушены все психические функции, саморегулировка поведения. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность воспитанников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Программа состоит из пяти разделов:
- Театральная игра;
- ритмопластика;
- культура и техника речи;
- основы театральной культуры;
- работа над спектаклем.
Основное место отводится изучению, культуре и технике речи, работе над спектаклем, которые построены по принципу от простого к сложному. Переход от одного уровня к другому, основанном на повторении и расширении объема знаний.
Вся работа в целом направлена на комплексное развитие ребенка, которое включает:
развитие крупной и мелкой моторики рук и выработку правильной осанки;
развитие пространственно-временной координации;
развитие артикулярного аппарата;
развитие слухо-моторной координации (согласованное соединение движения и речи);
эмоциональное развитие;
развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;
развитие коммуникативной сферы.
Цель программы: коррекция эмоционально-негативного состояния, раскрытие и развитие потенциальных творческих возможностей.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию познавательных и творческих интересов.
Активизировать посредствам искусства потенциальные возможности учащихся, их творческих проявлений.
Учить диалоговому чтению.
Учить выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение.
Учить работать организованно, в коллективе
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию психических процессов(наблюдательности, внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, воображения).
Способствовать восстановлению эмоционально-волевого равновесия.
Способствовать коррекции коммуникативных процессов.
Развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к обучению.
Воспитывать эстетические и художественные чувства.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, целеустремленность.
Воспитывать положительные черты характера: доброту, честность, трудолюбие, вежливость, ответственность.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:
беседа;
экскурсии;
игровые виды деятельности;
выразительное чтение;
создание масок, костюмов, декораций;
постановка спектакля.
Результатом освоения программы является:
творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные на занятиях театральной игрой.
театральное представление для школьников, родителей, детей.
участие в ежегодном городском театральном конкурсе «Признание».
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
-Репетиций.
-Спектаклей.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является следующее: к моменту окончания реализации программы воспитанники:
знают:
Что такое театр
Чем отличается театр от других видов искусств
С чего зародился театр
Какие виды театров существуют
Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеют понятия:
Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
умеют:
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретают навыки:
Общения с партнером (со сверстниками)
Элементарного актёрского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Структура занятия
Этап | Назначение | Комментарии |
1. Приветствие | Создать атмосферу доверия, принятия, психологической комфортности. | Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы. |
2. Разминка | Настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. | Проигрывается ритуал «входа» в занятие. |
3.Основная часть | Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. | Сказка, сюжетная игра, музыкальная импровизация, сценические упражнения, позволяющие приобрести новый опыт. |
4. Заключение | Подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта. | Анализ ситуаций из жизни, использование опыта. Ритуал «выхода» из занятия. |
Педагогические функции театральной игры:
Развивающая функция. Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый воспитанник чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения. В процессе игры дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Постепенно обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.
Воспитательная функция. Занятия театральной игрой способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
Терапевтическая функция. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера доброжелательности, эмпатического общения и защищённости. Каждый воспитанник имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие как детей, участников, так и педагога.
Коррекционная функция. Выделяются две области коррекционного воздействия — индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. В процессе практической деятельности педагог помогает воспитаннику увидеть главное в пьесах и проанализировать содержание своих эмоциональных состояний. Проигрывание различных новых жизненных ситуаций с использованием театральных средств позволяет воспитаннику более адекватно строить свои взаимоотношения в социуме.
Диагностическая функция. Театральная игра обладает существенными диагностическими возможностями. Вместе с тем она не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Любинский, ИЛ. Театр для детей. /И.Л. Любинский. – М. Детская литература., 1965.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – М. 1991.
Зепалова, Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя,./ Т.С. Зепалова. – М. 1982.
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мозаика детского отдыха. Школьный театр. / И.А.Агапова, М.А.Давыдова.М. «Вако»., 2006.
Учебно-тематический план работы
Темы теоретических и практических занятий по программе.
I. Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.
Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игрзнакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Тема 2. Основы сценической речи.
2.1. Предмет «Сценическая речь» .
Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.
2.2. Культура речи.
Беседа о вежливости.
Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений). 2.3. Дыхание и голос.
2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
Практические занятия – дыхательная гимнастика:
Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).
Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).
Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).
Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).
Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.
Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).
2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.
Практические занятия – голосовая разминка:
Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).
Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).
Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).
Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).
2.4. Дикция .
Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи. Практические занятия:
Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
Артикуляционная гимнастика:
Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).
Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).
Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.
Вводное занятие .
Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях,играх, этюдах.
Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Экспертыкриминалисты» и т.д.).
Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах
(«Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).
Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:
действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла
– если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)
действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).
Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.
упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).
Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия: 4.1.Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).
Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).
Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).
Тема 4. Ритмопластика.
Предмет «Ритмопластика» .
Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.
Ритмика.
Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве.
Практические занятия:
Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:
отстукивание, прохлопывание заданного ритма
ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
построение и переход в колонну, шеренгу, круг
прыжки под музыку под скакалку
бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.
Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.). 3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).
4.3. Пластика .
Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности.
Практические упражнения:
Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).
Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).
Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.).
Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).
Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).
Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).
Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).
4.4. Танцевальная азбука .
Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).
Практические занятия:
Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)
Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.
Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).
Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения
(«Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).
Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.
Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.
Практические занятия:
Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.
Распределение ролей.
Рабочие репетиции.
Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.
Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.
Показ номера на общешкольном мероприятии.
Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.
Тема 6. Концертная деятельность.
Практические занятия.
После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать два номера – пластический этюд с предметом и драматическую миниатюру (инсценировку)- по выбору педагога.
Тема 7. Итоговое занятие.
Заключительная беседа руководителя кружка с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.
II.Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление учащихся с задачами кружка на данный учебный год.
Тема 2. Основы сценической речи.
2.1. Культура речи .
Беседа о культуре общения.
Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.
2.2. Дыхание и голос .
Практические занятия:
Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).
Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.).
Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.).
Голосовой тренинг.
Пропевание куплетов известных детских песен.
2.3. Дикция .
Практические занятия - артикуляционная гимнастика:
Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики», «Молотки» и т.д.).
Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.
Орфоэпия.
Содержание понятия «орфоэпия». Буква и звук. Речь письменная и устная.
Практические занятия:
Комплекс упражнений на развитие способностей узнавать и различать речевые звуки («Веселые колокольчики», «Зайки-барабанщики», «Найди игрушку» и т.д.).
Гласные и согласные звуки.
Практические занятия:
Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и согласных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.).
Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца», «Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.).
Работа над текстом .
Темпоритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного в чтении.
Практические занятия:
Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.
Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А мы громко хлопаем …» и т.д.).
Логические ударения. Определение логических ударений по смысловому признаку. Практические занятия:
Комплекс игр на выделение в стихах логических ударений («Веселые горнисты» и т.д.).
Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.
Выразительное чтение четверостиший. Практическое занятие – «Словарный КВН».
Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.
3.1. Наблюдательность как важнейший признак сценического действия . Практические занятия:
Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например, наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и т д.).
Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки», «Все к своим флажкам» и т.д.).
Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.). Также можно использовать в этом разделе творческие игры:
бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.)
игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)
игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей и т.д.)
игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и т.д.)
сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.
3.2. Сценическое действие.
Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.
Практические занятия:
Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в коридор, потому что … и т.д.).
Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем:
групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)
этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.)
этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.)
парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)
этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву» и т.д.)
3.3. Сценическое внимание.
Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания– внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене. Практические занятия:
Комплекс упражнений на развитие произвольного внешнего внимания (например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать монеты; узнать по запаху вещь и т.д.).
Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).
Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Заяц без норки», «Летающий мешочек» и т.д.).
Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.)
Тема 4. Ритмопластика.
Ритмика.
Практические занятия:
Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма:
отстукивание, прохлопывание заданного ритма
ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
построение и переход в колонну, шеренгу, круг
прыжки под музыку под скакалку
бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.
Ритмическая гимнастика:
Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны
Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме
Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая палка, обруч и т.д.)
Бег под музыку
Комплекс упражнений с различными видами синкоп
Комплекс музыкальных игр («Музыкальный мяч», «Волшебная шапка», «Веселая дудочка» и т.д.)
Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и ночь», «Хитрый кот» и т.д.)
Комплекс упражнений на построение и перестроение («Корзиночка», «Цепочка» и т.д.)
Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием - передача в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.)
4.2. Пластика.
4.2.1. Понятие «акробатика». Ёе значение в формировании актерской личности.
Практические занятия:
Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений первого года обучения.
Комплекс простых акробатических упражнений (кувырки, «березка» и т.д.).
4.2.2.Пантомима. Движение и образ. Практические занятия:
Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри»,
«Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)
Пластические этюды («Аленький цветочек», «Водоросли», «Роботы» и т.д.)
Комплекс упражнений на равновесие («Лягушка - веселушка»,
«Переправа через ручей», «Выше ноги» и т.д.)
4.3. Танцевальная азбука .
Русские народные танцы и пляски. Простейшие элементы исполнения русских народных танцев и плясок (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).
Практические упражнения:
Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития техники танца (см. первый год обучения).
Комплекс упражнений и элементов русских народных танцев:
Девочки – руки на платье, мальчики – руки на поясе
Полуприседания
Вытягивание ноги вперед, в сторону
Подъём на носочках
Повороты и наклоны головы 2.6.Повороты и наклоны корпуса и т.д.
Разучивание несложных композиционных рисунков («Диагонали»,
«Хоровод» и т.д.).
Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.
5.1. Основные этапы работы над театральным действием .
Особенности театральных постановок. Их виды и жанры. Понятие «мизансцена». Мизансцена как часть театрального действия. Виды и примеры мизансцен. Практические занятия:
Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра произведения.
Определение главных событий постановки.
Работа над отдельными эпизодами и сценами.
Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.
Выпуск и показ постановки.
Обсуждение постановки с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Тема 6. Концертная деятельность.
Практические занятия.
После второго года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать четыре номера (театральные постановки, танец, пластический этюд)- по выбору педагога. Номера должны отличаться более сложной постановкой в отличие от номеров первого года обучения.
Тема 7. Итоговое занятие.
Заключительная беседа руководителя с разбором работы каждого участника кружка. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.
III.Третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа с учащимися о задачах кружка на данный учебный год.
Тема 2. Основы сценической речи.
2.1. Дыхание и голос.
Практические занятия – голосо - речевой тренинг:
Комплекс упражнений на беззвучном и звучащем выдохе («Жуки», «Самолет» и т.д.).
Комплекс упражнений (по стихотворным строчкам и текстам пословиц и поговорок) на повышение каждой строчки текста (по полутонам напевным способом).
Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания 2.2. Дикция .
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика. Освоение четкости и ясности произношения на материале стихотворений и сказок, где в предложениях встречаются труднопроизносимые сочетания звуков.
Орфоэпия.
Основные орфоэпические правила.
Практические занятия:
Урок – зачет по теме «основные орфоэпические правила».
Комплекс упражнений на звукоподражание («Совушка», «Попробуй, испугай!» и т.д.).
Работа над текстом.
2.4.1. Этапы работы чтеца над художественным произведением. Практическое занятие - самостоятельная работа над текстом.
2.4.2. Комплекс упражнений на упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания («Кукушка и кукушата», «Мячикихлопушки» и т.д.).
2.4.3. Чтение и разбор басен русских писателей (И. Крылов, С. Михалков и др.). Знакомство с произведениями художественной литературы. Практическое занятие – инсценировка стихотворений.
Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.
3.1. Сценическое воображение.
Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение. Особенности сценического воображения.
Практические занятия:
Комплекс упражнений на умение относиться к условному как к безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? – печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой, колючим кустарником и т.д.).
Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).
Комплекс упражнений на умение оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной (например, прячусь в комнате - оправдай - почему? от кого?; закрываю дверь - почему? как? и т.д.).
Комплекс игр для развития воображения («Шарады», «Скульптуры» и т.д.).
Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств («В ожидании поезда», «Долгожданная встреча» и т.д.).
Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика (например, ловлю рыбу – клюёт; наливаю чай в стакан, кладу сахар, пью – оказывается, положил соль; кошу траву – задеваю гнездо с птенцом и т.д.).
3.2. Сценическое общение.
Понятие «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в жизни.
Практические занятия:
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов («Повтори», «Зеркало», «Пойми меня», «Глухие телефоны» и т.д.).
Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки («Встреча разведчиков в тылу врага» и т.д.).
Комплекс упражнений и этюдов, требующих целенаправленного воздействия словом (например, попросить у незнакомого человека монету для телефона – автомата; остановить человека, который идет и не видит, что открыт люк и т.д.).
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него – краткий диалог (например, «Ты? – (в смысле) – «Вот приятная встреча!»; или сказать «Здравствуй, Пётр!» по-разному: радостно, заискивающе, зло, осуждающе и т.д.).
Комплекс упражнений и этюдов с более развернутым текстом на развитие образных представлений – видений (например, рассказать о дороге в школу из дома для того, чтобы убедить ребят прогуляться вместе; удивить друзей рассказом о необыкновенной встрече и т.д.).
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений
(например, «Буратино», «Лев и собачка», «Королевство кривых зеркал» и т.д.).
Тема 4. Ритмопластика.
4.1. Пластика.
Основные сценические приемы, техника их исполнения.
Практические занятия:
Комплекс основных сценических приемов (падения, поклоны, сценические бои и т.д.).
Комплекс упражнений для пластичности рук («Малярная кисть», «Голуби» и т.д.).
Пантомимический тренинг («Мертвая точка», «Стена», «Палка о двух концах» и т.д.).
Комплекс упражнений для пластичности тела (работа над походкой, пластические этюды и т.д.).
4.2. Танцевальная азбука.
Танцы народов мира. Современное танцевальное искусство (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).
Практические упражнения:
Комплекс упражнений на постановку корпуса, позиции ног, положения рук (у шведской стенки).
Комплекс основных танцевальных движений:
а) шаг вперед – назад
б) легкий бег
в) шаг с подскоком
г) боковой галоп
д) шаг польки
е) шаги вальса
Комплекс простых движений и элементов современных танцев:
а) элементы «макарены»
б) элементы «ламбады»
в) шаговые движения
г) прыжки
д) вращательные движения корпусом
е) элементы хип - хопа, брейк-данса
ж) элементы танцевальной аэробики и т.д.
Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.
5.1. Основные этапы работы над театральным действием .
Практические занятия.
Совершенствование творческих навыков и умений, приобретенных за время работы в кружке. Усложнение постановки номеров и театральных композиций для показа в общешкольных мероприятиях.
Тема 6. Концертная деятельность.
Практические занятия.
На третьем году занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать шесть номеров (театральных постановок, танцы, пластические этюды, стихотворные монтажи, имитации и т. д. (по выбору педагога)) различной сложности.
Тема 7. Итоговое занятие.
Итоговое занятие планируется провести в форме творческого отчета – концерта участников кружка перед учащимися и педагогами школы с поощрением самых активных участников кружка.
На протяжении всех трех лет занятий в кружке могут быть применены такие формы обучения, как сюжетно-игровые и конкурсные программы:
«Посвящение в кружок» (первый год обучения)
«Народный артист» (конкурс по итогам успеваемости)
«Самый – самый …» (конкурсы на самых пластичных, артистичных, послушных и т.д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
После окончания первого года занятий в кружке учащиеся должны знать:
правила поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;
понятие «театр», виды театров;
знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; уметь:
выполнять простейшие упражнения по актерскому мастерству;
выполнять разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога. навыки:
выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и
фантазию в присутствии постороннего человека; - преодолевать страх перед публичным выступлением.
После окончания второго года занятий участники кружка должны знать:
понятие «танец», основные танцевальные направления.
простые элементы русских народных танцев и плясок.
уметь:
декламировать стихи;
выполнять основные движения русских народных танцев;
выполнять пластические и актерские этюды на темы, предложенные педагогом;
выполнять базовые упражнения на общую физическую подготовку; - применять полученные знания и умения при выступлениях на общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.
навыки:
внимательно, не отвлекаясь работать на протяжении всего времени занятий;
выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека.
После окончания третьего года занятий учащиеся должны знать:
основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления;
основные этапы работы над театральным действием; уметь:
уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
самостоятельно выполнить упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики;
выполнять современные танцевальные движения;
самостоятельно выполнять актерские этюды на темы, придуманные руководителем или самим учащимся;
владеть приемами разминки и разогрева тела. - уметь ориентироваться в пространстве сцены. навыки:
выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;
владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе; - применять полученные знания и умения при выступлениях на общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.
По окончанию всего курса обучения участники кружка должны знать:
основные теоретические понятия по предметам «сценическая речь»,
«актерское мастерство» и «ритмопластика»;
основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
уметь:
ориентироваться в сценическом пространстве;
владеть основными навыками сценической речи;
создавать роль с помощью мимики, жестов, звукоподражания или слов; - работать индивидуально и в коллективе. навыки:
внимательно и продуктивно работать на протяжении всего времени занятий и репетиций;
выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии зрителей.