Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» (5 класс)
МОУ СОШ д.Сарафаново имени Героя России Ю.П. Яковлева
Чебаркульского района Челябинской области
Рассмотрена Заместитель директора по ВР _________________Шалагинова Р.Д. ____ августа 2019 г. | Утверждена Директор школы ____________________Китаева О.П. ____ августа 2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
для учащихся 5 класса
на 2019-2020 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное
Класс : 5
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов : 70 ч.
Составлена
учителем математики
Беляниной С.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» по математике для учащихся 5 класса разработана на основе
- Федерального Государственного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО»;
- учебного плана МОУ СОШ д.Сарафаново имени Героя России Ю.П. Яковлева.
Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа предусматривает активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
В преподавании курса планируется использование следующих педагогических технологий:
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
– технологии проблемного обучения.
Цели программы:cоздание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.
Задачи:
Обучающие:
формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,
знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться,
научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Математика»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные УУД:
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
участие в олимпиадах, конкурсах;
итоговая конференция, выставки творческих работ;
Актуальность рабочей программы:
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической значимостью математики, а так же её возможностями в развитии способностей человека. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Первоначальные математические познания входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Но результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, изучение новых понятий проходит на примерах предметов обыденной и повседневной обстановки, на задачах, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Данный курс направлен на решение всех этих задач.
Программа курса содержит материал, дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.). Учащимся предлагается выполнение самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств). На занятиях учащиеся знакомятся с различными арифметическими методами решения задач (метод решения “с конца” и др.), выполняют проектные работы. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Содержание программы
Решение занимательных задач
Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.
Теория: занимательные задачки (игры - шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практическая часть: способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
Различные системы счисления
Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.
Теория: старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян, римские цифры, счёт и цифры индейцев Майя, славянская нумерация, шестидесятеричная (вавилонская) система. Двоичная система счисления. Другие системы счисления.
Практическая часть: перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.
Числовые головоломки
Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить
Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.
Практическая часть: методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.
Признаки делимости
Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.
Теория: признаки делимости на 2,3 5 и 9 (их доказательство), на 11 и 19.
Практическая часть: устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.
Логические задачи
Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.
Теория: задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?»
Практическая часть: формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
Комбинаторные задачи
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.
Теория: основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практическая часть: Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
Элементы теории вероятностей
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений об основных элементах теории вероятностей
Теория: События достоверные, невозможные, случайные.
Практическая часть: Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Выполнение операций над событиями.
9. Принцип Дирихле
Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.
Теория: Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практическая часть: умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
10. Геометрические построения
Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.
Теория: Исторические сведения о развитии геометрии. Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.
Практическая часть: Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Различные способы складывания бумаги. В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.
Тематическое планирование
№ п\п | дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды и формы контроля |
| | 1 четверть | | | |
1 | | Введение в программу кружка. Цели и задачи программы, разминка. | 1 | Беседа, рассказ | |
Конкурс «Начинающий математик» | 1 | Математический конкурс | Работа в группах | ||
2 | | Участие во всероссийской неделе мониторинга на сайте «Знаника» | 1 | Решение теста | Индивидуальная работа |
Тренинг внимания | 1 | Игры: «Пропусти число», «Сравниваем картины», «Считаем вместе» | Фронтальный контроль | ||
3 | | Задачи на сравнение | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Игра «Занимательные цепочки» | 1 | Работа на готовых таблицах | Работа в парах | ||
4 | | Задачи на сравнение. Задачи на взвешивание | 1 | Практическая работа | Фронтальный контроль |
Школьный этап олимпиады | 1 | Олимпиада | Индивидуальный контроль | ||
5 | | Задачи на переливание | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Математическая драка. | 1 | Личная олимпиада | Индивидуальный контроль (накопление баллов) | ||
| | | | | |
№ п\п | дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды и формы контроля |
6 | | Задачи с числами. | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный |
Математический биатлон | 1 | Соревнование | Работа в командах | ||
7 | | Задачи с числами. | 1 | Практикум | Индивидуальный контроль. |
Брейн-ринг | 1 | Соревнование | Работа в группе | ||
8 | | Подготовка материала для математической газеты «__________________» №1 | 1 | Знакомство с литературой | Работа в паре |
Оформление математической газеты «______________» | 1 | Творческая работа | Работа в паре | ||
9 | | Задачи с числами | 1 | Практическая работа | Фронтальный |
Тренинг «Логическое мышление» | 1 | Решение заданий для развития логического мышления | Фронтальный | ||
| | 2 четверть | | | |
10 | | Задачи на графы | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный |
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике | 1 | Решение олимпиадных заданий | Фронтальный | ||
11 | | Задачи «Верно ли» | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный |
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике | 1 | Решение олимпиадных заданий | Фронтальный | ||
12 | | Задачи на тему «Некоторые утверждения -ложны» | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный |
Подготовка материала для математической газеты «______________» №2 | 1 | Знакомство с литературой | Работа в паре | ||
№ п\п | | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды и формы контроля |
13 | | Логические задачи | 1 | Практическая работа | Фронтальный контроль |
Конкурс «Математическая сказка» | 1 | Сказка математического содержания | Индивидуальный контроль | ||
14 | | Задачи на тему «Круги Эйлера» | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный |
Математический хоккей | 1 | Соревнование | Работа в группе | ||
15 | | Задачи на части | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Тренинг «Развитие логического мышления» | 1 | Решение заданий для развития логического мышления | Индивидуальный контроль | ||
16 | | Задачи на проценты | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Турнир смекалистых | 1 | Соревнование | Работа в группе | ||
| | 3 четверть | | | |
17 | | Задачи, решаемые с конца | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Игра «Счастливый случай» | 1 | Игра | Работа в группе | ||
18 | | Принцип Дирихле | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Математическая регата | 1 | Игра | Работа в группе | ||
20 | | Диофантовы уравнения | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Подготовка материала для математической газеты «_____________» №3 | 1 | Знакомство с литературой | Работа в группе | ||
21 | | Задачи со сказочным сюжетом | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Работа над творческими проектами | 1 | Знакомство с литературой | Работа в группе | ||
22 | | Числовые ребусы | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Работа над творческими проектами | 1 | Знакомство с литературой | Работа в группе | ||
23 | | Календарь и время | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Игра «Крестики-нолики» | 1 | Соревнование | Работа в группе | ||
24 | | Текстовые задачи | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Конкурс на лучшую задачу | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
25 | | Как играть, чтобы не проиграть | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Игра «Звездный час» | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
26 | | Арифметика остатков | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Конкурс на лучший математический ребус | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
27 | | Четность | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Конкурс на лучший математический кроссворд | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
| | 4 четверть | | | |
28 | | Среднее арифметическое. Средняя скорость движения | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Конкурс на лучший рисунок на математическую тему. | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
29 | | | | | |
Числа простые и составные | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль | ||
Турнир смекалистых | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
30 | | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальный контроль |
Геометрический полигон | 1 | Соревнование | Индивидуальный контроль | ||
31 | | Построение фигур одним росчерком карандаша | 1 | Микроисследование в группах | Работа в парах |
Танграммы | 1 | Составление танграмов | Уровневая групповая работа | ||
32 | | Геометрические задачи на «разрезание» | 1 | Выполнение письменно-графических работ | Самостоятельная практическая работа |
Подготовка материала для математической газеты «________________» №4 | 1 | | Работа в парах | ||
33 | | Переправы | 1 | Лекция, практическая работа | Фронтальная |
Оформление математической газеты «_____________________» №4 | 1 | Творческая работа | Работа в парах | ||
34 | | Работа над творческими проектами | 1 | Творческая работа | Индивидуальный контроль |
Работа над творческими проектами | 1 | Творческая работа | Индивидуальный контроль | ||
35 | | Защита проектов | 1 | Защита проекта | Индивидуальный контроль |
Защита проектов. Выставка проектов. | 1 | Выставка | Индивидуальный контроль | ||
36 | | Заключительное занятие «Математическая карусель». | 1 | Решение задач на разные темы | Индивидуальный контроль |
Подведение итогов работы | 1 | | |
Литература:
«Задачи для математического кружка» составитель Е.Е.Казакова ФМЛ №31,2001
Математические олимпиады в школе. А.В.ФарковМ.:Айрис-пресс,2005
«Подготовка школьников к олимпиадам по математике» Г.И.Григорьева М.:Издатеьство «Глобус»,2009
«Внеклассная работа по математике» В.А.Гусев,А.И.Орлов,А.Л.Розенталь
М.:Просвещение,1984
5. Математика. Предметная неделя в школе. Г.И.Григорьева М: Глобус,2008
Марголис Ольга Викторовна
Белянина Светлана Николаевна