Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» (5 класс)

19
2
Материал опубликован 11 August 2020 в группе

МОУ СОШ д.Сарафаново имени Героя России Ю.П. Яковлева

Чебаркульского района Челябинской области





Рассмотрена

Заместитель директора по ВР

_________________Шалагинова Р.Д.


____ августа 2019 г.


Утверждена

Директор школы

____________________Китаева О.П.


____ августа 2019 г.












Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп»

для учащихся 5 класса

на 2019-2020 учебный год



Направление: общеинтеллектуальное

Класс : 5

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов : 70 ч.





Составлена

учителем математики

Беляниной С.Н.



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» по математике для учащихся 5 класса разработана на основе

- Федерального Государственного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

- приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО»;

- учебного плана МОУ СОШ д.Сарафаново имени Героя России Ю.П. Яковлева.



Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.



Данная программа предусматривает активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

В преподавании курса планируется использование следующих педагогических технологий:

технологии обучения на основе решения задач;

технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;

технологии проблемного обучения.


Цели программы:cоздание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.

Задачи:

Обучающие:

формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,

знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,

обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

сформировать умение учиться,

научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,

Развивающие:

развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

развитие мелкой моторики рук и глазомера,

развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету «Математика»,

расширение коммуникативных способностей детей,

формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,

воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.





Ожидаемые результаты реализации программы


Личностные УУД:

учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

различать способы и результат действия;

адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

классифицировать объекты по заданным критериям;

выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

формулировать проблему;

строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в совместной работе коллектива;

вести диалог, работая в парах, группах;

допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль совместных действий;

совершенствовать математическую речь;

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.


Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

участие в олимпиадах, конкурсах;

итоговая конференция, выставки творческих работ;


Актуальность рабочей программы:

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической значимостью математики, а так же её возможностями в развитии способностей человека. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Первоначальные математические познания входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Но результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, изучение новых понятий проходит на примерах предметов обыденной и повседневной обстановки, на задачах, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Данный курс направлен на решение всех этих задач.

Программа курса содержит материал, дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе   уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.). Учащимся предлагается выполнение самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств). На занятиях учащиеся знакомятся с различными арифметическими методами решения задач (метод решения “с конца” и др.), выполняют проектные работы. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 


Содержание программы


Решение занимательных задач

Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.

Теория: занимательные задачки (игры - шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Практическая часть: способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».


Различные системы счисления

Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.

Теория: старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян, римские цифры, счёт и цифры индейцев Майя, славянская нумерация, шестидесятеричная (вавилонская) система. Двоичная система счисления. Другие системы счисления.

Практическая часть: перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

Числовые головоломки

Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить

Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.

Практическая часть: методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.

Признаки делимости

Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.

Теория: признаки делимости на 2,3 5 и 9 (их доказательство), на 11 и 19.

Практическая часть: устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.



Логические задачи

Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.

Теория: задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?»

Практическая часть: формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.


Комбинаторные задачи

Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.

Теория: основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

Практическая часть: Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.


Элементы теории вероятностей

Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений об основных элементах теории вероятностей

Теория: События достоверные, невозможные, случайные.

Практическая часть: Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Выполнение операций над событиями.


9. Принцип Дирихле

Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.

Теория: Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Практическая часть: умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».


10. Геометрические построения

Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.

Теория: Исторические сведения о развитии геометрии. Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.

Практическая часть: Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Различные способы складывания бумаги. В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.














































Тематическое планирование

п\п

дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Виды и формы контроля



1 четверть




1


Введение в программу кружка. Цели и задачи программы, разминка.

1

Беседа, рассказ


Конкурс «Начинающий математик»

1

Математический конкурс

Работа в группах

2


Участие во всероссийской неделе мониторинга на сайте «Знаника»

1

Решение теста

Индивидуальная работа

Тренинг внимания

1

Игры:

«Пропусти число», «Сравниваем картины», «Считаем вместе»


Фронтальный контроль

3


Задачи на сравнение

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Игра «Занимательные цепочки»

1

Работа на готовых таблицах

Работа в парах

4


Задачи на сравнение. Задачи на взвешивание

1

Практическая работа

Фронтальный контроль

Школьный этап олимпиады

1

Олимпиада

Индивидуальный контроль

5


Задачи на переливание

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Математическая драка.

1

Личная олимпиада

Индивидуальный контроль (накопление баллов)









п\п

дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Виды и формы контроля

6


Задачи с числами.

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный

Математический биатлон

1

Соревнование

Работа в командах

7


Задачи с числами.

1

Практикум

Индивидуальный контроль.

Брейн-ринг

1

Соревнование

Работа в группе

8


Подготовка материала для математической газеты «__________________» №1

1

Знакомство с литературой

Работа в паре

Оформление математической газеты «______________»

1

Творческая работа

Работа в паре

9


Задачи с числами

1

Практическая работа

Фронтальный

Тренинг «Логическое мышление»

1

Решение заданий для развития логического мышления

Фронтальный



2 четверть




10


Задачи на графы

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике

1

Решение олимпиадных заданий

Фронтальный

11


Задачи «Верно ли»

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике

1

Решение олимпиадных заданий

Фронтальный


12




Задачи на тему «Некоторые утверждения -ложны»

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный

Подготовка материала для математической газеты «______________» №2

1

Знакомство с литературой


Работа в паре

п\п


Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Виды и формы контроля


13


Логические задачи

1

Практическая работа

Фронтальный контроль

Конкурс «Математическая сказка»

1

Сказка математического содержания

Индивидуальный контроль

14


Задачи на тему «Круги Эйлера»

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный

Математический хоккей

1

Соревнование

Работа в группе

15


Задачи на части

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Тренинг «Развитие логического мышления»

1

Решение заданий для развития логического мышления

Индивидуальный контроль

16


Задачи на проценты

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Турнир смекалистых

1

Соревнование

Работа в группе



3 четверть




17


Задачи, решаемые с конца

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Игра «Счастливый случай»

1

Игра

Работа в группе

18


Принцип Дирихле

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Математическая регата

1

Игра

Работа в группе

20


Диофантовы уравнения

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Подготовка материала для математической газеты «_____________» №3

1

Знакомство с литературой

Работа в группе

21


Задачи со сказочным сюжетом

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Работа над творческими проектами

1

Знакомство с литературой

Работа в группе

22


Числовые ребусы

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Работа над творческими проектами

1

Знакомство с литературой

Работа в группе

23


Календарь и время

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Игра «Крестики-нолики»

1

Соревнование

Работа в группе

24


Текстовые задачи

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Конкурс на лучшую задачу

1

Соревнование

Индивидуальный контроль

25


Как играть, чтобы не проиграть

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Игра «Звездный час»

1

Соревнование

Индивидуальный контроль

26


Арифметика остатков

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Конкурс на лучший математический ребус

1

Соревнование

Индивидуальный контроль

27


Четность

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Конкурс на лучший математический кроссворд

1

Соревнование

Индивидуальный контроль



4 четверть




28


Среднее арифметическое. Средняя скорость движения

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Конкурс на лучший рисунок на математическую тему.

1

Соревнование

Индивидуальный контроль


29







Числа простые и составные

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Турнир смекалистых

1

Соревнование

Индивидуальный контроль

30


Задачи с геометрическим содержанием

1

Лекция, практическая работа

Фронтальный контроль

Геометрический полигон

1

Соревнование

Индивидуальный контроль

31


Построение фигур одним росчерком карандаша

1

Микроисследование в группах

Работа в парах

Танграммы

1

Составление танграмов

Уровневая групповая работа

32


Геометрические задачи на «разрезание»

1

Выполнение письменно-графических работ

Самостоятельная практическая работа

Подготовка материала для математической газеты «________________» №4

1


Работа в парах

33


Переправы

1

Лекция, практическая работа

Фронтальная

Оформление математической газеты «_____________________» №4

1

Творческая работа

Работа в парах

34


Работа над творческими проектами

1

Творческая работа

Индивидуальный контроль

Работа над творческими проектами

1

Творческая работа

Индивидуальный контроль

35


Защита проектов

1

Защита проекта

Индивидуальный контроль

Защита проектов. Выставка проектов.

1

Выставка

Индивидуальный контроль

36


Заключительное занятие «Математическая карусель».

1

Решение задач на разные темы

Индивидуальный контроль

Подведение итогов работы

1





Литература:

«Задачи для математического кружка» составитель Е.Е.Казакова ФМЛ №31,2001

Математические олимпиады в школе. А.В.ФарковМ.:Айрис-пресс,2005

«Подготовка школьников к олимпиадам по математике» Г.И.Григорьева М.:Издатеьство «Глобус»,2009

«Внеклассная работа по математике» В.А.Гусев,А.И.Орлов,А.Л.Розенталь

М.:Просвещение,1984

5. Математика. Предметная неделя в школе. Г.И.Григорьева М: Глобус,2008

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Николаевна, спасибо за рабочую программу. Взяла себе на заметку некоторые моменты из неё. Вы не против? Я в этом году тоже составляла аналогичную программу для 5-6 классов. За основу взяла учебное пособие "Тысяча и одна задача по математике, 5 - 7 классы", автор А.В. Спивак. И ещё есть книги А.А. Гусева "Математический кружок", 5 - 9 классы (эти книги составлены на основе книги Спивака, но отличие в том, что книга разбита не на пункты, а на занятия (по 34 занятия для каждого класса).

12 August 2020

Эти книги мне знакомы.По данной программе веду внеурочку уже 2 года.В этом году пойду третий.Мне нравится,хотя немного хлопотно. Ребята ходят с удовольствием, т.к. в основном занятия в игровой форме.Если что-то понравилось, я только рада этому.Благодарю за внимание,Ольга Викторовна!

12 August 2020