Рабочая программа по внеурочной деятельности «По дороге безопасности» (Социальное направление, 1 класс)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «По дороге безопасности» для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Кемеровской области в 2015-2016 учебном году».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0002724, регистрационный номер: 12948 от 15.08.2012 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Цель программы:
- воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
- развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
Задачи программы:
- Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
- Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.
- Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика.
- Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «По дороге безопасности» достигается в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия
- выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
- умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования;
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
- планирование и выполнение мини- проектов;
- подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с учителем;
Познавательные универсальные учебные действия
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП;
- умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- работа в группах;
- ролевые игры;
В результате освоения программы «По дороге безопасности» формируются следующие предметные умения:
историю возникновения ПДД и ПБ;
правила движения по дороге;
дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;
сигналы светофора и пожарной сигнализации;
виды транспорта;
средства пожаротушения;
причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать своё поведение на дороге;
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п |
Тема занятий |
Формы организации |
Виды деятельности |
1. |
Изучение правил дорожного движения. Безопасность (14 час.). Из истории появления транспорта и ПДД. Виды транспорта. Азбука дорожного движения (безопасность на дороге). Знаки разрешающие и запрещающие. Безопасный путь домой. Я - пешеход (разбор дорожных ситуаций). КВН «Знатоки ПДД». Праздник «Посвящение в юные пешеходы». Где можно и где нельзя играть? Безопасные места для детей. Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Беседы, ролевые игры, праздник, наблюдение, разбор ситуации. |
2. |
Наш друг- Светофор (8 час.). Наш друг- Светофор. Светофор и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного движения. Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. История появления светофора. Виды светофоров. Викторина «В гостях у Светофорчика». |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Наблюдение, ролевые игры, дидактические игры, викторина. |
3. |
Дорожные знаки (7 час.). Знаки разрешающие и запрещающие. Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. Практическое занятие «Дружим мы со знаками». Проектная работа по теме: «Дорожные знаки». |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Беседы, ролевые игры, практическое занятие, проектная деятельность. |
4. |
Транспорт и дорога (4 час.). Знакомство с транспортом города. Правила поведения в общественном транспорте. Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию. Элементы улиц и дорог. |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Беседы, дидактические игры. |
5. |
Перекресток, его виды (3 час.). Виды перекрестков. Перекрестки района школы. Практическое занятие «Я у перекрестка». |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Беседы, экскурсия, практическое занятие. |
6. |
Дорожно-транспортный травматизм (10 час.) Причины ДТП. Тесты на знание ПДД. Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкр конкретных ситуаций. Игра по мульт сборнику. Урок-игра «Поле чудес». Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». Безопасность на дорогах в летние кани каникулы. Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Тесты, практические занятия, игры, викторина, праздник. |
7. |
Правила пожарной безопасности (12 час.). Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. Где дым, там и огонь. Спички детям – не игрушка. Как вести себя во время пожара в школе. Правила поведения в квартире без родителей. Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности». |
Групповая, индивидуальная, фронтальная |
Беседы, практические занятия, тест-викторина. |
8. |
Правила безопасности в природе (8 час.). Если солнечно и жарко. Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. Правила поведения на воде. Купание в водоемах. Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время. Меры предосторожности при обращении с дикими животными. Тест-викторина «Мы знаем правила безопасности». |
Групповая, индивидуальная, фронтальная |
Беседы, просмотр видеофильмов, тест-викторина. |
4.Тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
||
План. |
Факт. |
|||
Правила дорожной транспортной безопасности |
||||
Изучение правил дорожного движения. Безопасность. |
||||
1-2. |
Из истории появления транспорта и ПДД. |
|||
3-4. |
Виды транспорта. |
|||
5. |
Азбука дорожного движения(безопасность на дороге) |
|||
6. |
Безопасный путь домой . |
|||
7-8. |
Я - пешеход (разбор дорожных ситуаций). |
|||
9. |
КВН «Знатоки ПДД» |
|||
10. |
Праздник «Посвящение в юные пешеходы» |
|||
11. |
Где можно и где нельзя играть? Безопасные места для детей. |
|||
12. |
Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. |
|||
13-14. |
Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. |
|||
Наш друг- Светофор. |
||||
15. |
Наш друг- Светофор. |
|||
16. |
Светофор и его сигналы. |
|||
17. |
Сигналы регулирования дорожного движения. |
|||
18-19. |
Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. |
|||
20-21. |
История появления светофора. Виды светофоров |
|||
22. |
Викторина «В гостях у Светофорчика». |
|||
Дорожные знаки |
||||
23-24. |
Знаки разрешающие и запрещающие. |
|||
25-26. |
Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. |
|||
27. |
Практическое занятие «Дружим мы со знаками» |
|||
28-29. |
Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» |
|||
Транспорт и дорога |
||||
30. |
Знакомство с транспортом города. |
|||
31. |
Правила поведения в общественном транспорте. |
|||
32. |
Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию. |
|||
33. |
Элементы улиц и дорог. |
|||
Перекресток, его виды |
||||
34. |
Виды перекрестков. |
|||
35. |
Перекрестки района школы. |
|||
36. |
Практическое занятие «Я у перекрестка». |
|||
Дорожно-транспортный травматизм |
||||
37. |
Причины ДТП. |
|||
38-39. |
Тесты на знание ПДД. |
|||
40. |
Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкр конкретных ситуаций. |
|||
41. |
Игра по мульт сборнику. |
|||
42. |
Урок-игра « Поле чудес» |
|||
43. |
Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». |
|||
44. |
Безопасность на дорогах в летние каникулы. |
|||
45. |
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» |
|||
46. |
Экскурсия по деревне. |
|||
Правила пожарной безопасности |
||||
47. |
Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. |
|||
48-49. |
Где дым, там и огонь. |
|||
50. |
Спички детям – не игрушка. |
|||
51-52. |
Как вести себя во время пожара в школе. |
|||
53. |
Правила поведения в квартире без родителей. |
|||
54. |
Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. |
|||
55. |
Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. |
|||
56. |
Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. |
|||
57. |
Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. |
|||
58. |
Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности» |
|||
Правила безопасности в природе |
||||
59. |
Если солнечно и жарко. |
|||
60-61. |
Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. |
|||
62. |
Правила поведения на воде. Купание в водоемах. |
|||
63. |
Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время |
|||
64-65. |
Меры предосторожности при обращении с дикими животными. |
|||
66. |
Тест-викторина «Мы знаем правила безопасности» |
8