Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьный калейдоскоп» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА № ___
по внеурочной деятельности
(название предмета)
Школьный калейдоскоп
Класс 2
Составитель: Киселева Анастасия Викторовна
(ФИО)
Учитель начальных классов первой категории
(предмет, категория)
Школьный калейдоскоп
Социальное направление
Комплексная образовательная программа для 1-4 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школьный калейдоскоп» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При создании программы темы мероприятий взяты из плана воспитательной работы школы.
Цели программы:
- создание условий для развития творческих, художественных способностей, эстетического вкуса, креативности мышления в реализации программы, раскрепощения каждого ребенка в детском социуме;
-содействие всестороннему развитию личности, воспитание патриотизма через традиции и обычаи русского народа, жизненно важным навыкам и умениям, необходимым в общении с окружающим миром;
Задачи программы:
1. Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
2. Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
4. Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
5. Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
6. Разнообразить жизнедеятельность школьного коллектива.
7. Создать оптимальное позитивное воспитательное пространство для раскрепощения и творческой реализации природных художественных, эстетических, познавательных способностей каждого ребенка
Место курса в учебном плане
На изучение данного курса во 2 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
У учащихся продолжат формироваться умения:
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями народа;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
У учащихся должны формироваться умения:
- осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
- самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
- находить несколько вариантов решения проблемы.
- устанавливать причинно-следственные связи.
- находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- умения и навыки работы в сотрудничестве. Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Содержание курса внеурочной деятельности.
День Знаний. Урок Мира.
Безопасный путь в школу и из школы. Экскурсия по селу. Международный день распространения грамотности.
Безопасность в сети Интернет. Конкурс рисунков «Прощай лето».
Экскурсия в природу «Золотая осень». Конкурс рисунков «Дорожная мозаика». Подготовка к выставке «Осенняя фантазия». Безопасное поведение на дорогах. Ты и улица.
Подготовка к Дню Учителя. День пожилого человека. Каждому дело по душе. Подготовка к празднику «Мы выбираем ЗОЖ». Подготовка к декаде начальных классов. Беседа о правилах поведения во время каникул, правила противопожарной безопасности.
В гостях у Этикета. Безопасный пешеход. Дорожные знаки. Международный день толерантности. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Подготовка к Дню матери. Акция «Милосердие инвалидам». День Неизвестного Солдата.
Беседа о гражданственности «Моя роль в школе». День героев Отечества.
Подготовка к Новому году. Мастерская Деда Мороза. Праздник «Новогоднее представление». День здоровья «На лыжах по родному краю». Как ходить по улицам группами. Опасно ходить по скользкой дороге. День детского кино. Я и моя семья. Мой край в годы войны. День именинника. Беседа по ПДД. Перекрёсток. «Домашний ОБЖ». День Российской науки.
Уроки мужества « Защитники земли русской. Юные герои». Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Женщины России. Подготовка к празднику наших мам. Наши интересы и творчество.
Подготовка к конкурсу песни «Посвящение». День воссоединения Крыма с Россией. Беседа о правилах поведения во время каникул, правила противопожарной безопасности. Неделя детской книги «Мои первые книжки». Юморина. На дороге не зевай!
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы».
Экскурсия в природу «Весна идёт, весне дорогу!»
Операция «Мой край родной». Беседа «Кем я стану, когда вырасту». Беседы по ТБ ОСВОД. Земля – наш дом. Вахта Памяти, операция «Ветеран».
Беседы о милосердии. Операция «Зелёный подоконник». Подготовка к последнему звонку. Мои планы на лето.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности:
Экскурсии
Кружки
Олимпиады
Секции
Диспуты
Круглые столы
Соревнования
Поисковые исследования
Общественно-полезные практики
Календарно – тематическое планирование
(всего 68 ч , 2 ч в неделю)
№ п/п |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) |
Планируемые сроки прохождения темы |
Скорректированные сроки прохождения темы |
1 |
День Знаний. Урок Мира. |
Торжественная линейка. Выступление первоклассников. Презентация. |
02. 09. |
2. |
Безопасный путь в школу и из школы. Экскурсия по селу. Инструктаж по ОТ и ТБ. Инструкция № 24. |
Применение правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Игра "Мы по улице идем". |
13. 09 |
3. |
Международный день распространения грамотности. |
Беседа, высказывания детей. Для чего нужно учиться. Презентация. |
16. 09 |
|
4 |
Безопасность в сети Интернет. |
Рассказы детей, поиск нужной информации в Интернет. |
20. 09 |
|
5 |
Конкурс рисунков «Прощай лето» |
Беседа «Как я провёл лето», рисунки детей, работа в парах. |
23. 09 |
|
6 |
Экскурсия в природу «Золотая осень» Инструктаж по ОТ и ТБ. Инструкция № 24 |
Наблюдение за осенними изменениями в природе с приходом осени. Сбор листьев. Распознавание деревьев по листьям. |
27. 09 |
|
7 |
Конкурс рисунков «Дорожная мозаика» |
Беседа о правилах дорожного движения. Кто должен соблюдать ПДД? Высказывания детей. Викторина по ПДД. |
30. 09 |
|
8 |
Подготовка к выставке «Осенняя фантазия» |
Чтение стихов про осень, явления природы, отгадывание ребусов, загадок про осень. |
04. 10 |
|
9 |
Выставка «Осенняя фантазия» |
Чтение стихов про осень, явления природы, отгадывание ребусов, загадок про осень. |
07.10 |
|
10 |
Безопасное поведение на дорогах. Ты и улица. |
Работа с иллюстративным материалом. Учащиеся знакомятся с понятиями об участниках дорожного движения. |
11. 10 |
|
11 |
Подготовка к Дню Учителя. |
Разучивание стихов, песен к празднику. |
14. 10 |
|
12 |
День пожилого человека. |
Беседа, рассказы детей о своих бабушках и дедушках, рисунки. |
18. 10 |
|
13 |
Каждому дело по душе. |
Выборы актива класса, распределение общественных поручений. |
21. 10 |
|
14 |
Подготовка к празднику «Мы выбираем ЗОЖ» |
Беседа о ЗОЖ, отгадывание загадок, пословицы и поговорки о ЗОЖ, разучивание физкультминуток. |
25. 10 |
|
15 |
Подготовка к празднику «Мы выбираем ЗОЖ |
Заучивание стихов о ЗОЖ, исполнение песен, рисунки по ЗОЖ. |
28. 10 |
|
16 |
Подготовка к декаде начальных классов. |
Разучивание стихов, песен, разучивание сценок из школьной жизни. |
01. 11 |
|
17 |
Подготовка к декаде начальных классов. |
Отгадывание ребусов, загадок на школьную тему, рисунки, викторины. |
03. 11 |
|
18 |
Беседа о правилах поведения во время каникул, правила противопожарной безопасности. |
Высказывания детей, презентации, обсуждение увиденного, опираясь на опыт детей. |
08. 11 |
|
19 |
В гостях у Этикета. |
Беседа о культуре общения. Составление правил этикета. Вежливые слова, их применение. |
11. 11 |
|
20 |
Безопасный пешеход. Дорожные знаки. |
Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам |
15. 11 |
|
21 |
Безопасный пешеход. Дорожные знаки. |
Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам |
18. 11 |
|
22 |
Подготовка к Дню матери. |
Беседа о профессиях своих мам, рисунки «Самая лучшая и красивая» |
22.11 |
|
23 |
Подготовка к Дню матери. |
Разучивание стихотворений и песен о маме. Поздравления мам. |
25. 11 |
|
24 |
Международный день толерантности. |
Беседа о толерантности, высказывания детей, рисунки. |
29. 11 |
|
25 |
Акция «Милосердие инвалидам» |
Беседа о милосердии. Презентация, поделки, рисунки детей. |
02. 12 |
|
26 |
День Неизвестного Солдата. |
Беседа, разучивание стихов, чтение рассказов на военную тему. |
06. 12 |
|
27 |
Беседа о гражданственности «Моя роль в школе» |
Беседа о гражданственности, Анкетирование «Я и школа» |
09. 12 |
|
28 |
День Героев Отечества. |
Беседа о героях Отечества, рисунки «Я рисую мир» |
13. 12 |
|
29 |
Подготовка к Новому году. |
Разучивание новогодних песен, танцев, стихов. |
16. 12 |
|
30 |
Подготовка к Новому году. |
Разучивание новогодних песен, танцев, стихов. |
20. 12 |
|
31 |
Подготовка к Новому году. |
Разучивание новогодних песен, танцев, стихов. |
23. 12 |
|
32 |
Мастерская Деда Мороза. |
Изготовление ёлочных украшений, украшений для класса. |
27. 12 |
|
33 |
Мастерская Деда Мороза. |
Изготовление ёлочных украшений, украшений для класса. |
10. 01 |
|
34 |
Праздник «Новогоднее представление» |
Веселье вокруг ёлки, праздничное чаепитие. |
13. 01 |
|
35 |
День здоровья «На лыжах по родному краю». |
Прогулка на лыжах. |
17.01 |
|
36 |
Как ходить по улицам группами. Опасно ходить по скользкой дороге. |
Изучение действий участников дорожного движения. |
20. 01 |
|
37 |
День детского кино. |
Беседа о детском кино. Рассказы детей, рисунки любимого героя. Лепка из пластилина сказочного персонажа. |
24. 01 |
|
38 |
Я и моя семья. |
Рассказы детей о своей семье, рисунки, фотографии. |
27. 01 |
|
39 |
Мой край в годы войны. |
Беседа о Великой Отечественной войне, презентация. |
31. 01 |
|
40 |
День именинника |
Стихи, песни, поздравления, праздничное чаепитие. |
03. 02 |
|
41 |
Беседа по ПДД. Перекрёсток. |
Беседа по ПДД, Презентация, рисунки детей. |
07. 02 |
|
42 |
«Домашний ОБЖ» |
Беседы о правилах безопасности в домашних условиях, загадки, рисунки детей. |
10. 02 |
|
43 |
День Российской науки |
Презентация, поиск нужной информации в Интернете. |
14. 02 |
|
44 |
Уроки мужества «Защитники земли русской. Юные герои» |
Беседа о защитниках земли русской, презентация «Юные герои», чтение стихов, рассказов. |
17. 02 |
|
45 |
Подготовка к празднику «День защитника Отечества» |
Разучивание стихов, песен, исполнение |
21. 02 |
|
46 |
Женщины России |
Рассказы детей о профессиях мам, подготовка к празднику |
28. 03 |
|
47 |
Подготовка к празднику наших мам |
Разучивание стихов, песен, сценок, конкурс рисунков |
03.03 |
|
48 |
Подготовка к празднику наших мам |
Разучивание стихов, песен, сценок, конкурс рисунков |
07. 03 |
|
49 |
Наши интересы и творчество |
Беседы о профессиях, творческие работы учащихся, работа в парах по интересам детей |
10. 03 |
|
50 |
Подготовка к конкурсу песни «Посвящение» |
Разучивание песни, репетиция |
14. 03 |
|
51 |
Подготовка к конкурсу песни «Посвящение» |
Разучивание песни, репетиция |
17. 03 |
|
52 |
Подготовка к конкурсу песни «Посвящение» |
20.03 |
||
53 |
Беседа о правилах поведения во время каникул, правила противопожарной безопасности. |
Высказывания детей, презентации, обсуждение увиденного, опираясь на опыт детей. |
24. 03 |
|
54 |
День воссоединения Крыма с Россией |
Беседа об истории России, презентация |
04. 04 |
|
55 |
Неделя детской книги « Первые книжки» |
Чтение интересных рассказов, стихов, викторина по русским народным сказкам, рисунки детей |
07. 04 |
|
56 |
Юморина |
День смеха, смешные истории, весёлые загадки, конкурсы, небылицы |
11. 04 |
|
57 |
На дороге не зевай! |
Заучивание стихов по правилам дорожного движения, викторина по ПДД, конкурс рисунков |
14. 04 |
|
58 |
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» |
Беседа о космосе, презентация, рассказы детей, рисунки |
18.04 |
|
59 |
Экскурсия в природу «Весна идёт, весне дорогу!» Инструктаж по ОТ и Тб. Инструкция № 24 |
Наблюдение за весенними изменениями в природе. Правила поведения в природе. |
21. 04 |
|
60 |
Операция «Мой край родной» |
Конкурс рисунков «Вот моя деревня» |
25. 04 |
|
61 |
Беседа «Кем я стану, когда вырасту» |
Беседа о профессиях, чтение стихов, загадок, ребусы, презентация о профессиях |
28. 04 |
|
62 |
Беседы по ТБ ОСВОД |
Беседы о поведении вблизи водоёмов, презентация про ОСВОД |
04. 05 |
|
63 |
Земля – наш дом |
Беседы, чтение стихов о природе, отгадывание загадок, ребусов, конкурс рисунков о природе |
05. 05 |
|
64 |
Вахта Памяти, операция «Ветеран» |
Встреча с ветеранами ВОВ, разучивание стихов о войне |
12. 05 |
|
65 |
Беседы о милосердии |
Беседы , что такое милосердие, поиск нужной информации в Интернете |
16. 05 |
|
66 |
Операция «Зелёный подоконник» |
Уход за комнатными растениями |
19. 05 |
|
67 |
Подготовка к последнему звонку |
Разучивание стихов, песен, репетиция |
23. 05 |
|
68 |
Мои планы на лето |
Беседы с детьми, рисунки о лете, правила поведения, ТБ во время каникул |
26. 05 |
Предполагаемые результаты реализации программы
Предполагаемые результаты реализации программы
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.