Ступень обучения: начальное общее, 1 - 2 классы
Количество часов: по 33 Уровень базовый
Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В. А. Горского, авторской программы внеурочной деятельности «В мире книг» Л.А. Ефросинина (модифицирована)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной программы внеурочной деятельности «В мире книг» Л.А. Ефросинина, М: Вента – Граф, 2013.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа занятий для учащихся 1 класса «Радость чтения» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, на обучение в течение одного года.
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
- формировать интерес к литературному чтению,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- приобщение к правилам хранения и обращения с книгой;
- овладеть правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- познакомить со структурными элементами библиотеки: абонемент, читальный зал.
Ценностные ориентиры содержания занятий
внеурочной деятельности
- Содержание программы занятий создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
- Программа занятий способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане
В 1 классе занятия проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч.
Формы организации занятий внеурочной деятельности
- Литературные игры
- Конкурсы-кроссворды
- Библиотечные уроки
- Путешествия по страницам книг
- Проекты
В результате реализации программы учащиеся должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
Планируемые результаты изучения курса «В мире книг»
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- Формировать положительное отношение к школе; - развивать познавательный интерес; - формировать способность к самооценке; - ориентировать на нравственные поступки; - развивать этические чувства; - формировать моральные нормы; - развивать эстетические чувства; - учить понимать других людей. | Регулятивные УУД - Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - Уметь самостоятельно работать с учебным произведением; - Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; Коммуникативные УУД - Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. Познавательные УУД - Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - Ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); - Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. | - Осознавать значимость чтения для личного развития; - Формировать потребность в систематическом чтении; - Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. |
Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Тема | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | ||
2 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Изготовление закладки. | ||
3 | Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой. | ||
4 | Книги о Родине и родной природе. | ||
5 | Народная мудрость. Пословицы и поговорки. Скороговорки. | ||
6 | Проба пера. Составление загадок. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | ||
7 | Писатели детям. | ||
8 | Выставка любимой книги детского писателя. | ||
9 | Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. | ||
10 | По страницам книг В. Сутеева. Библиографическая справка. | ||
11 | В. Сутеев – автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». | ||
12 | Сказки. Русские народные сказки. Инсценировка сказки «Лиса и Петух». | ||
13 | Сказки народов России и мира. | ||
14 | Изготовление книжки-малышки. | ||
15 | Проба пера. Составление сказок. Конкурс. | ||
16 | Викторина «В сказку дверь мы приоткроем». | ||
17 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино» | ||
18 | Творческая работа «Встреча с Буратино» | ||
19 | Детские писатели. Книги С. Маршака для детей. | ||
20 | Друзья детства. К. Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» «Телефон» | ||
21 | Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг. | ||
22 | Сказки зарубежных писателей. Книги сказок Ш.Перро. | ||
23 | Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | ||
24 | Стихотворения о детях и для детей. | ||
25 | Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. | ||
26 | Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов» | ||
27 | Литературная игра «Послушай и назови» | ||
28 | Дети – герои сказок. Паспорт героев. | ||
29 | Дети – герои рассказов. Игра «Диалоги героев» | ||
30 | Дети – герои стихотворений. Конкурс стихов. | ||
31 | Книги-сборники о животных. Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы» | ||
32 | Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. | ||
33 | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг» |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
№ п/п | Тема | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Книга, здравствуй! Роль книги в жизни человека. | ||
2 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление в книжку-малышку. | ||
3 | Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. | ||
4 | Библиотека. Библиотечный формуляр. Викторина «Что вы знаете о книге? | ||
5 | Игра «Я – библиотекарь». Поиск книги на стеллаже. | ||
6 | Дети – герои детских книг. Выставка книг. | ||
7 | Книги о твоих ровесниках. Устные отзывы. | ||
8 | Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских журналов. | ||
9 | «Парад героев». Инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях. | ||
10 | Путешествие по тропинкам фольклора. Пословицы. | ||
11 | Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай-ка» | ||
12 | Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики» | ||
13 | Проект «Живой цветок народной мудрости» | ||
14 | Писатели-сказочники. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. | ||
15 | Герои сказок. Викторина. | ||
16 | Творческая работа «Лукошко сказок» | ||
17 | Книги-сборники о детях и для детей (Осеева В., Носов Н., Михалков С. и др.) | ||
18 | Книги о животных (В. Бианки, Н. Сладков и др.) | ||
19 | Животные – герои детской литературы. | ||
20 | Сказки народов мира. Выставка. | ||
21 | Читальный зал: сказки на страницах журналов. | ||
22 | Газеты и журналы для детей. | ||
23 | Книги о родной природе. | ||
24 | Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. | ||
25 | Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | ||
26 | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. | ||
27 | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | ||
28 | Книги о семье, маме. Литературная игра «По страницам учебника» | ||
29 | Проект «Жанры произведений о семье» | ||
30 | Книги о детях войны. | ||
31 | Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твердом слове». | ||
32 | Коллективная творческая проектная деятельность: веселые истории. | ||
33 | Оформление «Дневника читателя» | ||
34 | Летнее ПроЧтение. |