Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»

0
0
Материал опубликован 22 July в группе

Ступень обучения: начальное общее, 1 - 2 классы

Количество часов: по 33 Уровень базовый

Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В. А. Горского, авторской программы внеурочной деятельности «В мире книг» Л.А. Ефросинина (модифицирована)

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной программы внеурочной деятельности «В мире книг» Л.А. Ефросинина, М: Вента – Граф, 2013.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа занятий для учащихся 1 класса «Радость чтения» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, на обучение в течение одного года.

Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

- создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

- формировать интерес к литературному чтению,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- приобщение к правилам хранения и обращения с книгой;

- овладеть правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- познакомить со структурными элементами библиотеки: абонемент, читальный зал.

Ценностные ориентиры содержания занятий

внеурочной деятельности

- Содержание программы занятий создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

- Программа занятий способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане

В 1 классе занятия проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч.

Формы организации занятий внеурочной деятельности

- Литературные игры

- Конкурсы-кроссворды

- Библиотечные уроки

- Путешествия по страницам книг

- Проекты

В результате реализации программы учащиеся должны уметь:

- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

- Отвечать на вопросы по содержанию текста.

- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.

Планируемые результаты изучения курса «В мире книг»

Личностные

Метапредметные

Предметные

- Формировать положительное отношение к школе;

- развивать познавательный интерес;

- формировать способность к самооценке;

- ориентировать на нравственные поступки;

- развивать этические чувства;

- формировать моральные нормы;

- развивать эстетические чувства;

- учить понимать других людей.


Регулятивные УУД

- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

Коммуникативные УУД

- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Познавательные УУД

- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- Ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


- Осознавать значимость чтения для личного развития;

- Формировать потребность в систематическом чтении;

- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Календарно-тематическое планирование для 1 класса


п/п

Тема

Дата

План

Факт

1

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.



2

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Изготовление закладки.



3

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой.



4

Книги о Родине и родной природе.



5

Народная мудрость. Пословицы и поговорки. Скороговорки.



6

Проба пера. Составление загадок. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.



7

Писатели детям.



8

Выставка любимой книги детского писателя.



9

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.



10

По страницам книг В. Сутеева. Библиографическая справка.



11

В. Сутеев – автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева».



12

Сказки. Русские народные сказки. Инсценировка сказки «Лиса и Петух».



13

Сказки народов России и мира.



14

Изготовление книжки-малышки.



15

Проба пера. Составление сказок. Конкурс.



16

Викторина «В сказку дверь мы приоткроем».



17

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино»



18

Творческая работа «Встреча с Буратино»



19

Детские писатели. Книги С. Маршака для детей.



20

Друзья детства. К. Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» «Телефон»



21

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг.



22

Сказки зарубежных писателей. Книги сказок Ш.Перро.



23

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса»



24

Стихотворения о детях и для детей.



25

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию.



26

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов»



27

Литературная игра «Послушай и назови»



28

Дети – герои сказок. Паспорт героев.



29

Дети – герои рассказов. Игра «Диалоги героев»



30

Дети – герои стихотворений. Конкурс стихов.



31

Книги-сборники о животных. Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы»



32

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.



33

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг»



Календарно-тематическое планирование для 2 класса


п/п

Тема

Дата

План

Факт

1

Книга, здравствуй! Роль книги в жизни человека.



2

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление в книжку-малышку.



3

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.



4

Библиотека. Библиотечный формуляр. Викторина «Что вы знаете о книге?



5

Игра «Я – библиотекарь». Поиск книги на стеллаже.



6

Дети – герои детских книг. Выставка книг.



7

Книги о твоих ровесниках. Устные отзывы.



8

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских журналов.



9

«Парад героев». Инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях.



10

Путешествие по тропинкам фольклора. Пословицы.



11

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай-ка»



12

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики»



13

Проект «Живой цветок народной мудрости»



14

Писатели-сказочники. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.



15

Герои сказок. Викторина.



16

Творческая работа «Лукошко сказок»



17

Книги-сборники о детях и для детей (Осеева В., Носов Н., Михалков С. и др.)



18

Книги о животных (В. Бианки, Н. Сладков и др.)



19

Животные – герои детской литературы.



20

Сказки народов мира. Выставка.



21

Читальный зал: сказки на страницах журналов.



22

Газеты и журналы для детей.



23

Книги о родной природе.



24

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.



25

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.



26

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.



27

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».



28

Книги о семье, маме. Литературная игра «По страницам учебника»



29

Проект «Жанры произведений о семье»



30

Книги о детях войны.



31

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твердом слове».



32

Коллективная творческая проектная деятельность: веселые истории.



33

Оформление «Дневника читателя»



34

Летнее ПроЧтение.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.