Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире математики»

13
0
Материал опубликован 9 February 2017

Программа факультатива
«В мире математики»

 

1. Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «В мире математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. 

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. 
Содержание факультатива «В мире математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может бытьиспользовано для показа учащимся возможностей применения тех зна-
ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. 
 

2.Общая характеристика факультатива. «В мире математики» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате-матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. 
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При
организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. 
 

3.Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин. Всего 35занятий. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема-тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
 

4.Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.

5.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика».

Личностные результаты


 

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

овладение способами исследовательской деятельности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

 

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках.

 

6.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

2

Из истории математики.

7ч.

3

Занимательная геометрия.

4ч.

4

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

8ч.

5

В мире задач.

Содержание курса

Формы организации и виды деятельности.

Что дала математика людям? Зачем её изучать? 6ч.

1.

Математика – царица наук.

Игра "Лото".

2

Математика вокруг нас.

Практическая работа

3

В мире чисел.

Игра «Математическая эстафета»

4

Игры с числами.

Игра «Отгадай число»

5

Числовые головоломки.

Практическая работа

6

Проект «В гостях у Царицы Математики»

Творческая работа.

 

Из истории математики 7ч.

 

7

Старинные системы записи чисел.

Беседа, практическая работа.

8

Из истории цифр и чисел.

Исследовательская работа.

9

Как люди учились считать.

Исследовательская работа.

10

Удивительное рядом или старинные меры длины.

Проектная работа.

11

Архимед-гений математики и изобретений

Беседа.

12

Из истории математических открытий.

Проектная работа.

13

Научный мир Пифагора. Первые учебники.

Исследовательская работа.

 

Занимательная геометрия 4ч.

 

14

Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

Практическая работа

15

Аппликация из геометрических фигур.

Творческая работа.

16

Геометрические головоломки.

Конкурс.

17

Геометрическая викторина.

Викторина

Очень важную науку постигаем мы без скуки. 8ч.

18

Задачи в стихах.

Практическая работа

19

Задачи – шутки.

Практическая работа

20

Ребусы.

Творческая работа.

21

Математические задачки-шутки.

Практическая работа.

22

Логические математические задания.

Игра «Молчанка»

23

Головоломки.

Практическая работа.

24

Магические квадраты.

Практическая работа.

25

Составление магических квадратов

Творческая работа.

В мире задач. 7ч.

26

Логические задачи для юных математиков.

Практическая работа.

27

Задачи повышенной трудности.

Практическая работа.

28

Решение нестандартных задач.

Практическая работа.

29

Математические тренажёры.

Практическая работа.

30

Некоторые старинные задачи.

Беседа, практическая работа.

31

Составление задач – шуток

Творческая работа.

32

Блиц - турнир по решению задач.

Конкурс.

Логика в математике 3ч.

33

Математические фокусы

Творческая работа.

34

Конкурсно-игровая программа «Умняшки»

Конкурс.

35

Презентации «В мире математики»

Творческая работа.


 

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема занятия

Решаемые проблемы

Предметные результаты

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Использование ИКТ и дидактических материалов

По пла-ну

Фактическая

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 

Что дала математика людям? Зачем её изучать? 6ч.

1

1 неделя

 

Математика – царица наук.

Зачем изучать математику?

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем

Самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

 

2

2 неделя

 

Математика вокруг нас.

Где можно увидеть математику?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов

Читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Принимать и сохранять учебную задачу

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Развитие любознательности, сообразительности

 

3

   

В мире чисел.

Что мы знаем о числах?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

осуществлять анализ и синтез;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

4

   

Игры с числами.

Как играть с числами?

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

высказывать и обосновывать свою точку зрения

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 

5

   

Числовые головоломки.

Как решать числовые головоломки?

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.

устанавливать причинно-следственные связи;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

6

   

Проект «В гостях у Царицы Математики»

Как работать над проектом?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

пользоваться справочниками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

 

Из истории математики 7ч.

7

   

Старинные системы записи чисел.

Какие мы знаем старинные системы записи чисел?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

 

8

   

Из истории цифр и чисел.

Что мы знаем о цифрах и числах?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

устанавливать причинно-следственные связи;

Принимать и сохранять учебную задачу

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Развитие любознательности, сообразительности

 

9

   

Как люди учились считать.

Как люди учились считать.

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках.

строить рассуждения;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

10

   

Удивительное рядом или старинные меры длины.

Какие мы знаем старинные меры длины?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 

11

   

Архимед-гений математики и изобретений

Кто такой Архимед?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

высказывать и обосновывать свою точку зрения

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

12

   

Из истории математических открытий.

Каккие математические открытия мы знаем?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Принимать и сохранять учебную задачу

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

13

   

Научный мир Пифагора. Первые учебники.

Кто такой Пифагор?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

осуществлять анализ и синтез;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

Занимательная геометрия 4ч.

         

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

14

   

Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

Что знаем о плоских фигурах?

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках.

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

высказывать и обосновывать свою точку зрения

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

15

   

Аппликация из геометрических фигур.

Как использовать геометрические фигуры в аппликации?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для количественных и пространственных отношений.

устанавливать причинно-следственные связи;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 

16

   

Геометрические головоломки.

Как решать головоломки?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

осуществлять анализ и синтез;

Принимать и сохранять учебную задачу

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

17

   

Геометрическая викторина.

Какие знаем геометрические фигуры?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

строить рассуждения;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

Очень важную науку постигаем мы без скуки. 8ч.

         

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем

18

   

Задачи в стихах.

Как решать задачи в стихах?

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

 

19

   

Задачи – шутки.

Какие знаем задачи-шутки?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов

устанавливать причинно-следственные связи;

Принимать и сохранять учебную задачу

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Развитие любознательности, сообразительности

 

20

   

Ребусы.

Как отгадывать ребусы?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

строить рассуждения;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

21

   

Математические задачки-шутки.

Как решать математические задачки-шутки.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 

22

   

Логические математические задания.

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
 

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

высказывать и обосновывать свою точку зрения

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

23

   

Головоломки.

Как заполнять числовой кроссворд?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Принимать и сохранять учебную задачу

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

24

   

Магические квадраты.

Как заполнить магические квадраты?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,

осуществлять анализ и синтез;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

25

   

Составление магических квадратов

Как составить магические квадраты?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

устанавливать причинно-следственные связи;

Принимать и сохранять учебную задачу

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

 

В мире задач. 7ч.

         

устанавливать причинно-следственные связи;

26

   

Логические задачи для юных математиков.

Как решать логические задачи?

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи,

строить рассуждения;

Самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Развитие любознательности, сообразительности

 

27

   

Задачи повышенной трудности.

Решение олимпиадных задач.

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Принимать и сохранять учебную задачу

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

 

28

   

Решение нестандартных задач.

Как решать нестандартные задачи?

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках.

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 

29

   

Математические тренажёры.

Работа с математическим тренажёрами.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,

Читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

высказывать и обосновывать свою точку зрения

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

30

   

Некоторые старинные задачи.

Какие знаем старинные задачи?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

осуществлять анализ и синтез;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

31

   

Составление задач – шуток

Как составить задачи – шутки?

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

овладение способами исследовательской деятельности

 

32

   

Блиц - турнир по решению задач.

Решение задач повышенной трудности.

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

устанавливать причинно-следственные связи;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

воспитание чувства справедливости, ответственности

 

Логика в математике 3ч.

         

строить рассуждения;

33

   

Математические фокусы

Как отгадать фокус?

Расширить и углублять знания ,полученные на уроках.

осуществлять анализ и синтез;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

овладение способами исследовательской деятельности

 

34

   

Конкурсно-игровая программа «Умняшки»

Решение заданий на развитие логического мышления

Использование приобретённых математических знаний

строить рассуждения;

Принимать и сохранять учебную задачу

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитание чувства справедливости, ответственности

 

35

   

Презентации «В мире математики»

Как подготовить презентацию?

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

пользоваться справочниками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

 

Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./

«____» ___________ 2016 г.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации