12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Атращенкова Анна Анатольевна310
Россия, Белгородская обл., пгт Октябрьский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская основная общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____/Гладыщева Г.М. /

Протокол № ___ от

«__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора поУВР МОУ «Отрадненская ООШ» ______/Шевцова Е.А./

«__»___________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./

Приказ № ___ от «__»______________20___г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мире книг»

3 класс

 

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 9,5-10лет


Разработана учителем начальных классов

Атращенковой Анной Анатольевной

 

2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «В мире книг» составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011г.) в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

Класс – 3

Количество занятий в неделю – 2 часа

Количество часов в год – 68 часов

Срок реализации – 1 год

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми начальных классов; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Цели программы:

создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи программы:

обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Место курса «Православная культура» в учебном плане

Авторская программа рассчитана на 68 часов: 34 часа на изучение программы 2 года обучения и 34 часа на изучение программы 3 года обучения. В качестве дополнительного сопровождения введён интегрированный сквозной курс «Белгородоведение» предполагающий изучение исторической культуры родного края. В количестве 2 часов:

В тему «Родные поэты» занятия 44 добавлена тема: «Стихи о родной природе Белгородских поэтов»

66 занятие Тема: «Детская областная газета «Большая переменка»»

В программе принимают участие школьники 3 класса.

Срок реализации программы – один год.

Основной формой обучения являются групповые занятия.

Наполняемость группы – 16 человек.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Количество занятий в год – 68 ч

Ценностные ориентиры содержания внеурочного курса способствуют:

умственному развитию – в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение; ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Программа «В мире книг» создаёт условия для для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

нравственному воспитанию - создаются условия воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

эстетическому воспитанию - на основе литературных произведений воспитание ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

 

Условия реализации программы

Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).

Формы организации занятий:

литературные игры,

конкурсы,

библиотечные уроки,

путешествия по страницам книг,

проекты,

спектакли.

Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных спектаклях, портфолио достижений. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом занятии в форме теста (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Формирование универсальных учебных действий

.Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Воспитание чувства справедливости, ответственности;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные умения:

Пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

Знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Уметь самостоятельно работать с новым произведением;

Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные умения:

Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные умения:

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Предметные результаты:

Осознавать значимость чтения для личного развития;

Формировать потребность в систематическом чтении;

Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы внеурочной работы по курсу «В мире книг»

2 год обучения (34 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб­лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек­тронная версия).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло­виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

 

Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч­ном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михал­ков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок пародов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). По­исковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работав группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра­фии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле­нию, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

3 год обучения (34часа)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Ска­зители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абоне­мент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи­летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе­ний, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон­дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор­ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару­бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте­ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате­риалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографи­ческие справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Часы

Учебного

времени

1

Книга, здравствуй

3

2

Книгочей — любитель чтения

2

3

Книги о твоих ровесниках

4

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

5

Писатели-сказочники

4

6

Книги о детях

4

7

Старые добрые сказки

4

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

3

9

Защитникам Отечества посвящается

3

10

По страницам любимых книг

2

11

История книги. Библиотеки

4

12

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

13

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

14

Книги о родной природе

3

15

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

16

Животные — герои детской литературы

4

17

Дети — герои книг

3

18

Книги зарубежных писателей

2

19

Книги о детях войны

3

20

Газеты и журналы для детей

5

21

Итоговый тест за год

1

 

Итого

68 ч

В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением занятий расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

 

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Воспитательная

работа

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Книга, здравствуй (3 ч.)

1

 

Роль книги в жизни человека.

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

Оформление рукописной книги.

Самостоятельное чтение выбранной книги.

Дать понятие о значимости чтения для личного развития

2

 

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

3

 

Структура книги (элементы книги).

2

Книгочей — любитель чтения

(2 ч.)

4

 

Экскурсия в Малиновскую библиотеку.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Учить применять установленные правила поведения и общения в школе и в библиотеке.

5

 

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.Каталожная карточка.

3

Книги о твоих ровесниках

(4 ч.)

6

 

Выставка книг о детях. Структура книги. Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Познакомить детей с книгами-сборниками В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и др. Организовать выставку книг этих авторов.

Называть авторов детских книг: В.Осеева, Е.Пермяк, В.Драгунский, Н.Носов и др.

Принять участие в организации выставки книг.

Получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком

7

 

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

8

 

Книги Н. Носова. Типы книг.

9

 

Книги В. Драгунского. Аппарат книги. Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

10

 

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Познакомить с книгами-сборниками малых жанров фольклора; беседа об особенностях детских книг с фольклорными произведениями (оформление, тексты); создание игровой ситуации.

Называть малые жанры фольклора и произведения этого жанра; знать отличительные особенности детских книг с фольклором; участие в игровых ситуациях.

Воспитывать патриотизм, уважение к истокам народной мудрости

11

 

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

12

 

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

13

 

Скороговорки и чистоговорки.

5

Писатели-сказочники (4 ч.)

14

 

Книги с литературными (авторскими) сказками.

Знакомить с авторами литературных сказок, учить находить книгу в открытом библиотечном фонде; организация поисковой работы в группах. Подготовить детей к инсценированию отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Называть авторов литературных сказок;

находить нужную книгу в открытом библиотечном фонде;

принять участие в подготовке выставки книг с литературными сказками.

Воспитывать интерес к самостоятельному чтению

15

 

Писатели-сказочники.

16

 

Герои сказок. Викторина «По страницам сказок Х.К.Андерсена».

17

 

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

6

Книги о детях (4 ч.)

18

 

Книги о детях. Выставка книг. Герои книг В. Осеевой.

Познакомить с книгами-сборниками о детях и для детей и их авторами: В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков.

Организация литературной игры.

Знать и называть авторов, писавших о детях;

знать и называть детей-героев литературных произведений по жанрам;

участвовать в литературной игре, в конкурсе рисунков.

На основе произведений о детях учить детей общаться со сверстниками

19

 

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и егодрузьях.

20

 

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

21

 

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

7

Старые добрые сказки (4 ч.)

22

 

Книги-сборники сказок народов мира.

Познакомить со сборниками сказок народов мира, организовать выставку книг-сборников.

Называть сказки и какому народу она принадлежит;

принять участие в организации выставки книг-сборников.

Воспитывать умение участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

23

 

Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

24

 

Народные сказки на страницах детских журналов.

25

 

Народные сказки на страницах детских журналов.

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч.)

26

 

Книги о семье.

Литературная игра «По страницам прочитанных книг»: чтение произведений о семье по книге или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

Рукописная книга «Семья».

Дать представление об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

27

 

Пословицы о семье. Стихотворения о семье.

28

 

Мини-проекты (работа в группах): «Рукописная книга «Семья»

9

Защитникам Отечества посвящается (3 ч.)

29

 

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Чтение, рассматривание книг.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином своей страны

30

 

А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

31

 

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

10

По страницам любимых книг (2 ч.)

32

 

Оформление еженедельника «Книгочей»

или «Дневника читателя».

беседа по ранее изученным произведениям (по жанрам, тем, типов и авторской принадлежности)

Называть книги по жанрам, темам, типам и авторской принадлежности;

Подготовка к защите проектов.

Расширение читательского кругозора

33

 

Игра-путешествие «Волшебная страна Читалия»

11

История книги (4 ч.)

34

 

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

     

35

 

Первые книги. Библия. Детская библия.

Беседа о первых книгах – сборниках

Просмотр презентации о книгах – сборниках былин

Чтение библии, летописей.

Проект «Первопечатник Иван Фёдоров».

Расширение читательского кругозора

36

 

Летописи. Рукописные книги.

37

 

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

     

12

По дорогам сказок (3 ч.)

38

 

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

Беседа о сказках А. С. Пушкина

Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина»

 

39

 

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Беседа о бытовых , волшебных, о сказках о животных

Чтение учащимися сказок

Расширение читательского кругозора

40

 

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

13

Книги – сборники. Басни и баснописцы 3 (ч.)

41

 

История басни. Аппарат книги-сборника.

Рассказ учителя об истории басни

Беседа о героях басни

Инсценировка басен.

Расширение читательского кругозора

42

 

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. Герои басен.

43

 

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Инсценирование басен.

14

Книги о родной природе 3 ( ч.)

44

 

Родные поэты. Стихи о природе Белгородских поэтов.

   

Получение обучающимися опыта ощущения себя гражданином своей страны

45

 

Книги-сборники стихотворений

Ф. Тютчева,

А. Майкова,А. Фета, Н.Некрасова.

Сообщения учащихся о поэтах.

Просмотр презентации о поэтах.

46

 

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

15

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.)

48

 

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Сообщения учащихся

Просмотр презентации «Книги Л.Н. Толстого»

Расширение читательского кругозора

49

 

Книги Л.Н. Толстого для детей.

50

 

Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

16

Животные — герои детской литературы (4 ч.)

51

 

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог,

ка­таложная карточка»

Составление аннотации

Написание отзыва.

Воспитывать умение участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

52

 

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу

А. Куприна «Ю-ю».

53

 

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

   

54

 

Художники-иллюстраторы книг о животных.

17

Дети — герои книг (3 ч.)

55

 

Дети — герои книг. Типы книг.

Беседа. Дети — герои книг. Типы книг.

Чтение произведений о детях. Литературная игра

Учить детей оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию

56

 

Книги-сборники произведений о детях.

57

 

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —

твоих сверстниках».

18

Книги зарубежных писателей (2 ч.)

58

 

Книги зарубежных писателей.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.


 

Расширение читательского кругозора

59

 

Библиографический справочник: отбор информациио зарубежных писателях.

19

Книги о детях войны (3 ч.)

60

 

Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города».

Аннотация.

Работа с выставкой книг

Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

Дать представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между поколениями

61

 

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

Чтение рассказа.

Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

62

 

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой»

20

Газеты и журналы для детей (5 ч.)

63

 

Библиотечный урок: детская периодика.

История создания журнала «Мурзилка»

Работа с электронными периодическими изданиями : «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

Расширение читательского кругозора

64

 

Детские газеты и журналы. История создания журнала

«Мурзилка»

65

 

Электронные периодические издания: «Детская газета»,

журнал «Антошка» и др.

66

 

Детская областная газета «Большая переменка».

67

 

Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?»

68

 

Итоговый тест за год

     

Итого: 68 часов

 

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

 

Библиотечный фонд

 

1

Рабочая программа 1-4 классы Н. Ф. Виноградовой, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г .

Д

2

Агапова И.А., Давыдова М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. – Волгоград: Учитель, 2012.

Д

3

Бугаева М.А. Информационные компетенции младших школьников: библиотечные- библиографические уроки.- Волгоград: Учитель, 2011.

Д

4

Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний. Методическое пособие. 1- 11 классы. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

Д

5

Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские

Д

 

Печатные пособия

 

1

Портреты писателей и поэтов

Д

 

Оборудование класса

 

1

Компьютер

Д

2

Проектор

Д

3

Принтер

Д

4

Магнитная доска

Д

 

Итоговый тест

Вариант 1.

1. Отметь жанр фольклора.

басня

художественный рассказ

научно-познавательный рассказ

сказка

стихотворение

2. Отметь фамилию поэта.

А.П. Чехов

И.С. Тургенев

С.А. Есенин

А.И. Куприн

К.Г. Паустовский

3. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить
предложение.

Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...

И.С. Никитин

С.А. Есенин

С.Д. Дрожжин

Ф.И. Тютчев

НА. Некрасов

4. Отметь имя и отчество Есенина.

Александр Сергеевич

Николай Алексеевич

Сергей Александрович

Иван Захарович

Фёдор Иванович

 

5. Отметь лишнее слово.

загадка

потешка

считалка

олицетворение

былина

6. Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...

сказочники

баснописцы

летописцы

поэты

7. Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,

8. Отметь фамилию поэта, который написал стихи

о русской берёзе.

С.А. Есенин

И.С. Никитин

А.С. Пушкин

Н.А. Некрасов

С.Д. Дрожжин

9. Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.

«Белолобый»

«Стальное колечко»

«Барбос и Жулька»

«Акула»

«Воробей»

Допиши одну фамилию в ряд других.
Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,

Вариант 2.

1. Отметь жанр фольклора.

басня

рассказ

былина

повесть

стихотворение

2. Отметь сказочных героев.

Приёмыш

Индюк

Ёж

Соболько

Ю-Ю

3. Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой

4. Отметь лишнее слово.

рассказ

сказка

былина

обложка

басня

5. Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».

Л.Н. Андреев

А.И. Куприн

А.П. Чехов

И.С. Тургенев

Д.Н. Мамин-Сибиряк

6. Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно
дополнить предложение.

Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ...

Иван Сергеевич

Антон Павлович

Александр Иванович

Михаил Михайлович

Константин Георгиевич

7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение
в книге-сборнике? Отметь ответ.

П заголовок произведения

обложка

сведения об авторе

цвет корешка

размер книги

8. Допиши одну фамилию в ряд данных.

Пушкин, Есенин, Фет, Майков,

9. Отметь фамилию автора рассказов о животных.

А.С. Пушкин

И.С. Никитин

А.И. Куприн

И.А. Крылов

С.Д. Дрожжин

10. Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.

сказки

басни

повести

рассказа

былины

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.