Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»

2
0
Материал опубликован 6 February 2017 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области

Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области

Протокол № 1 от 30.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Биология среди наук»

в 5 классе на 2016 – 2017 уч.год

Автор-составитель: Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.
 

 

Восточный 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности для одарённых детей «Биология среди наук» в 5 и 6 классах.

Предметная область – «Естественно-научные предметы».

Количество часов в неделю – 0,232 часа из компонента образовательного учреждения плана внеурочной деятельности обучающихся.

Количество часов в год – 8 часов в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год и годовым календарным графиком.

Рабочая программа составлена на основе

Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);

авторской программы

Маслак Е.Н. Программа элективного курса «Биология среди наук» / Программы элективных курсов. Биология 6 - 9 классы. Сборник 1 / авт. – сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.; Дрофа, 2007. – С. 94 – 100.

Цели:

- помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук,

- познакомить их со смежными с биологией науками через интеграцию знаний, полученных по другим школьным предметам.

Задачи:

1. Образовательные:

развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы,

показать взаимосвязи биологии с другими науками,

дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне.

2. Развивающие:

продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и

мотивационную сферы учеников.

3. Воспитательные:

продолжить нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятельность образовательного учреждения при организации внеурочной деятельности направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

развитие эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: обучающийся сможет

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

Познавательные УУД: обучающийся сможет:

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

определять логические связи между предметами и/или явлениями;

находить требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Коммуникативные УУД: обучающийся сможет

играть определенную роль в совместной деятельности;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

Ученик научится:

    • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;

      использовать методы биологической науки.

Ученик получит возможность научиться:

находить необходимую информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

создавать собственные письменные и устные сообщения на основе нескольких источников информации;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Природа в музыке и живописи.

1

Растения, животные и человек

в русских народных песнях и

классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов

на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В. Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в батальных и анималистических картинах)

2

Биология и литература.

1

Растения и животные:

в пословицах и фразеологизмах,

сказках,

стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,

рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других.

3

История становится ближе.

1

Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)

Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)

4

Биогеография.

1

Биогеография, как наука.

Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Антарктиды, Мирового океана.

5

Биология и математика

1

Как математика помогает биологам.

Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить и измерить.

6

Иностранные языки для биологии.

1

Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни и приставки, наиболее часто встречающиеся в биологических терминах.

7

Бионика.

1

Что такое бионика.

Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.

8

Биотехнология.

1

Что такое биотехнология.

Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.

Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:

Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М, Сфера 2005.

Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли / журнал Биология в школе №1 – 1998.

Вакула В. Биотехнология: что это такое?- М., Молодая гвардия, 1989.

Вальтер Г. Растительность земного шара. - М., Прогресс,1975.

Гар М. Тоже математика: больше, чем задачник. - Москва, «МАСС МЕДИА,1995.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология» том 1. - М, Мир, 1993.

Зедлаг У. Животный мир Земли. - М., Мир, 1975.

За страницами школьного учебника. О человеке – языком фактов и цифр / журнал Биология в школе № 5, 1994.

Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М. Просвещение, 1993.

Логинова Н.П., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б. и др. Интеллектуальные игры. - Чебоксары, 1996.

Макаревич Е.В. Красота как биологическая целесообразность/журнал Биология в школе №2 – 1997.

Мартьянов В.Н. Птицы, бабочки и мифы/журнал Биология в школе №1 – 1997.

Рохлов В., Теремов А. Петросова Р. Занимательная ботаника. - М., АСТ – Пресс, 1999.

Сикало Н.А. Урок парадоксов / журнал Биология в школе №3, 2004.

Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. - М, АСТ - Пресс, 2002.

Третьякова Л.С. Русская музыка Х1Х века. - М., Просвещение, 1982.

Фридман М.В. Учитесь работать с биологическими терминами/журнал Биология для школьников - №3 – 2004.

Интернет-ресурсы, медиаресурсы:

CD – диски (учебные электронные издания):

«Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)» (Республиканский мультимедиа центр, 2004 год)

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 год)

«Энциклопедия классической музыки» (АО «КОМИНФО», 2002 год)

«Эрмитаж: искусство Западной Европы» (ЗАО «ИНТЕРСОФТ», 1998 год)

«Шедевры русской живописи» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2001 год)

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» (АО «КОМИНФО», 2001)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Технические средства обучения:

Компьютер с выходом в Интернет

Мультимедиапроектор

Экран

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

план

факт

1

Природа в музыке и живописи.

Слушают отрывки из музыкальных произведений с CD - диска «Энциклопедия классической музыки» и высказывают свое отношение к услышанной музыке:

- П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (с видео-фрагментом)

- Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»

из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:

- П.И. Чайковский - альбом «Времена года»: Апрель. Подснежник. - Аудиофрагмент № 22307 и Ноябрь. На тройке. - Аудиофрагмент № 22314

- М.П. Мусоргский – альбом «Картинки с выставки»: Балет невылупившихся птенцов. - Аудиофрагмент № 21553

Посещают виртуальные музеи – знакомятся с шедеврами живописи и жанрами изобразительного искусства:

- CD - диск «Шедевры русской живописи»: В.Васнецов «Богатыри»

А. Венецианов «На пашне», К.Брюллов «Последний день Помпеи», А. Суриков «Утро стрелецкой казни»

- CD - диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» жанры: анималистический, пейзаж, натюрморт, портрет

   

2

Биология и литература.

Выполняют задания

- с фразеологическим словарём (CD - диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»): находят фразеологизмы и фразеологические обороты, где упоминаются растения и животные и

- с текстами отрывков из стихотворений русских поэтов: находят в них биологические неточности.

Слушают и обсуждают басни И. А. Крылова, главными героями которых являются животные из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:«Квартет» - Аудиофрагмент № 105741 и «Свинья под дубом» - Аудиофрагмент № 105745

   

3

История становится ближе.

Решают задачи – новеллы, герои которых – растения, сыгравшие некую роль в истории разных государств.

Выступают на мини – конференция (ученики готовят небольшие сообщения по мифам о названиях бабочек и рассказывают присутствующим)

   

4

Биогеография.

Знакомятся с биогеографическими картами на диске «Биология: лабораторный практикум (6 - 11 класс) и энциклопедией «Флора и фауна» на Интернет – сайте http://www.biodat.ru

Создают презентацию «Флора и фауна материков» средствами Microsoft Power Point

   

5

Биология и математика

Участвуют в беседе «Организм человека в цифрах»,

Решают занимательные задачи биологического содержания.

   

6

Иностранные языки для биологии.

Создают брошюру «Биологические термины» средствами Microsoft Word (из греческих и латинских приставок и корней слов, наиболее часто встречающихся в биологических терминах).

Выполняют задания по расшифровке биологических терминов.

   

7

Бионика.

Слушают рассказ учителя «Бионика: что это такое?»

Проводят исследование «Что человек «подсмотрел» у природы?»

   

8

Биотехнология.

Участвуют в игре «Поле чудес»

   
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации