Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области
Протокол № 1 от 30.08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Биология среди наук»
в 5 классе на 2016 – 2017 уч.год
Автор-составитель: Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.
Восточный 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности для одарённых детей «Биология среди наук» в 5 и 6 классах.
Предметная область – «Естественно-научные предметы».
Количество часов в неделю – 0,232 часа из компонента образовательного учреждения плана внеурочной деятельности обучающихся.
Количество часов в год – 8 часов в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год и годовым календарным графиком.
Рабочая программа составлена на основе
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);
авторской программы
Маслак Е.Н. Программа элективного курса «Биология среди наук» / Программы элективных курсов. Биология 6 - 9 классы. Сборник 1 / авт. – сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.; Дрофа, 2007. – С. 94 – 100.
Цели:
- помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук,
- познакомить их со смежными с биологией науками через интеграцию знаний, полученных по другим школьным предметам.
Задачи:
1. Образовательные:
развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы,
показать взаимосвязи биологии с другими науками,
дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне.
2. Развивающие:
продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и
мотивационную сферы учеников.
3. Воспитательные:
продолжить нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Деятельность образовательного учреждения при организации внеурочной деятельности направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:
Личностные:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
развитие эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: обучающийся сможет
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.
Познавательные УУД: обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
определять логические связи между предметами и/или явлениями;
находить требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).
Коммуникативные УУД: обучающийся сможет
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
Ученик научится:
-
-
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
использовать методы биологической науки.
-
Ученик получит возможность научиться:
находить необходимую информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе нескольких источников информации;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание |
1 |
Природа в музыке и живописи. |
1 |
Растения, животные и человек в русских народных песнях и классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В. Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в батальных и анималистических картинах) |
2 |
Биология и литература. |
1 |
Растения и животные: в пословицах и фразеологизмах, сказках, стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова, рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других. |
3 |
История становится ближе. |
1 |
Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.) Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.) |
4 |
Биогеография. |
1 |
Биогеография, как наука. Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Антарктиды, Мирового океана. |
5 |
Биология и математика |
1 |
Как математика помогает биологам. Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить и измерить. |
6 |
Иностранные языки для биологии. |
1 |
Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни и приставки, наиболее часто встречающиеся в биологических терминах. |
7 |
Бионика. |
1 |
Что такое бионика. Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое. |
8 |
Биотехнология. |
1 |
Что такое биотехнология. Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие. |
Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя:
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М, Сфера 2005.
Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли / журнал Биология в школе №1 – 1998.
Вакула В. Биотехнология: что это такое?- М., Молодая гвардия, 1989.
Вальтер Г. Растительность земного шара. - М., Прогресс,1975.
Гар М. Тоже математика: больше, чем задачник. - Москва, «МАСС МЕДИА,1995.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология» том 1. - М, Мир, 1993.
Зедлаг У. Животный мир Земли. - М., Мир, 1975.
За страницами школьного учебника. О человеке – языком фактов и цифр / журнал Биология в школе № 5, 1994.
Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. - М. Просвещение, 1993.
Логинова Н.П., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б. и др. Интеллектуальные игры. - Чебоксары, 1996.
Макаревич Е.В. Красота как биологическая целесообразность/журнал Биология в школе №2 – 1997.
Мартьянов В.Н. Птицы, бабочки и мифы/журнал Биология в школе №1 – 1997.
Рохлов В., Теремов А. Петросова Р. Занимательная ботаника. - М., АСТ – Пресс, 1999.
Сикало Н.А. Урок парадоксов / журнал Биология в школе №3, 2004.
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. - М, АСТ - Пресс, 2002.
Третьякова Л.С. Русская музыка Х1Х века. - М., Просвещение, 1982.
Фридман М.В. Учитесь работать с биологическими терминами/журнал Биология для школьников - №3 – 2004.
Интернет-ресурсы, медиаресурсы:
CD – диски (учебные электронные издания):
«Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)» (Республиканский мультимедиа центр, 2004 год)
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 год)
«Энциклопедия классической музыки» (АО «КОМИНФО», 2002 год)
«Эрмитаж: искусство Западной Европы» (ЗАО «ИНТЕРСОФТ», 1998 год)
«Шедевры русской живописи» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2001 год)
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» (АО «КОМИНФО», 2001)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Технические средства обучения:
Компьютер с выходом в Интернет
Мультимедиапроектор
Экран
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата |
||
план |
факт |
||||
1 |
Природа в музыке и живописи. |
Слушают отрывки из музыкальных произведений с CD - диска «Энциклопедия классической музыки» и высказывают свое отношение к услышанной музыке: - П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (с видео-фрагментом) - Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru: - П.И. Чайковский - альбом «Времена года»: Апрель. Подснежник. - Аудиофрагмент № 22307 и Ноябрь. На тройке. - Аудиофрагмент № 22314 - М.П. Мусоргский – альбом «Картинки с выставки»: Балет невылупившихся птенцов. - Аудиофрагмент № 21553 Посещают виртуальные музеи – знакомятся с шедеврами живописи и жанрами изобразительного искусства: - CD - диск «Шедевры русской живописи»: В.Васнецов «Богатыри» А. Венецианов «На пашне», К.Брюллов «Последний день Помпеи», А. Суриков «Утро стрелецкой казни» - CD - диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» жанры: анималистический, пейзаж, натюрморт, портрет |
|||
2 |
Биология и литература. |
Выполняют задания - с фразеологическим словарём (CD - диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»): находят фразеологизмы и фразеологические обороты, где упоминаются растения и животные и - с текстами отрывков из стихотворений русских поэтов: находят в них биологические неточности. Слушают и обсуждают басни И. А. Крылова, главными героями которых являются животные из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:«Квартет» - Аудиофрагмент № 105741 и «Свинья под дубом» - Аудиофрагмент № 105745 |
|||
3 |
История становится ближе. |
Решают задачи – новеллы, герои которых – растения, сыгравшие некую роль в истории разных государств. Выступают на мини – конференция (ученики готовят небольшие сообщения по мифам о названиях бабочек и рассказывают присутствующим) |
|||
4 |
Биогеография. |
Знакомятся с биогеографическими картами на диске «Биология: лабораторный практикум (6 - 11 класс) и энциклопедией «Флора и фауна» на Интернет – сайте http://www.biodat.ru Создают презентацию «Флора и фауна материков» средствами Microsoft Power Point |
|||
5 |
Биология и математика |
Участвуют в беседе «Организм человека в цифрах», Решают занимательные задачи биологического содержания. |
|||
6 |
Иностранные языки для биологии. |
Создают брошюру «Биологические термины» средствами Microsoft Word (из греческих и латинских приставок и корней слов, наиболее часто встречающихся в биологических терминах). Выполняют задания по расшифровке биологических терминов. |
|||
7 |
Бионика. |
Слушают рассказ учителя «Бионика: что это такое?» Проводят исследование «Что человек «подсмотрел» у природы?» |
|||
8 |
Биотехнология. |
Участвуют в игре «Поле чудес» |