Программа внеурочной деятельности по биологии «Экология животных» (7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. «Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор». (Н. Н. Моисеев). Становится ясно, что спасти и сохранить окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Осознание себя как части живого мира и становится целью экологического образования, одним из важнейших принципов которого считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Главная цель экологического образования в школе – формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.
Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология животных» для учащихся 7 классов – это нормативная модель деятельности педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов, она является составным компонентом целостного документа – основной образовательной программы муниципальной бюджетной организации средней общеобразовательной школы № 44 (далее – МБОУ СОШ № 44).
Программа внеурочной деятельности учитывает основные требования образовательной программы: соответствует требованиям к структуре (титульный лист, пояснительную записку, общие цели учебного курса; концептуальные основы программы, продолжительность и последовательность изучения тем и разделов, обоснование внесенных изменений; технологии, методики обучения; описание места курса в учебном плане; оценка достижения планируемых результатов; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса); содержит планируемые результаты освоения курса; содержание курса; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; информационные источники для учащихся и учителя, интернет-ресурсы.
Программа разработана с учетом стратегических ориентиров развития образования в ХМАО-Югре и направлена на:
расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей;
внедрение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих повышение функциональной грамотности школьников автономного округа;
расширение использования современных образовательных технологий (разрабатываю уроки с использованием современных образовательных технологий (технологии дифференцированного обучения, развития критического мышления, проблемного обучения, игровые технологии и другие);
создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам с учетом особенностей психофизиологического развития детей;
становление системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.
Широко используется региональный компонент в содержательном материале урока, исследовательской и проектной деятельности учащихся: включаю в содержательный компонент урока материал по экологии территории ХМАО-Югры.
Программа внеурочной деятельности «Экология животных» для 7-х классов МБОУ СОШ № 44 г. Сургута составлена в соответствии с нормативно-правовой базой, методическими рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Учебный план МБОУ СОШ №44 г. Сургута, ХМАО-Югры на 2018-2019 уч.г.;
Локальные акты школы.
В основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
• формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
• развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
• обучение школьников методам познания окружающего мира;
• воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:
• обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
• реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Краеведческий принцип во внеурочной работе по формированию экологической культуры школьников является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеурочной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными. Формирование экологической культуры школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Экологическое направление—это средство образования в сознании школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к живому миру. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные. Успех в экологическом образовании и воспитании школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
Основной целью учителей является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной и внеурочной работы. Внеурочная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей. При определении содержания такой работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, регион, город; соответствие содержания внеурочной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Одной из задач внеурочной работы по экологическому образованию является расширение объема интереса школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды. Для того чтобы внеурочные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.
Внеурочная работа дает возможность привлекать школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы внеурочной деятельности с экологической направленностью для школьников. Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Программа внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов «Экология животных» помогает учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения. Достигнуть этого возможно только в том случае, если содержание будет вызывать интерес учащихся, желание и стремление изучать биологию в старших классах на повышенном уровне. Исходя из этого, отбор содержания программы «Экология животных» осуществлялся на основе ряда факторов, стимулирующих развитие познавательных интересов у школьников.
Одной из главных задач экологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования.
Экологическая направленность программы обеспечивает:
формирование системы экологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Реализация программы «экология животных» обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. В основные идеи изучения программы заложены в целях формирования научного мировоззрения, овладении фундаментальными знаниями, умениями и методами познания природы. Уделяется особое внимание аксиологической составляющей образования, через воспитание ценностного отношения к природе, собственному здоровью, здоровью окружающих, гигиенической, генетической и экологической грамотности.
Построение содержания осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Задачи:
Обучающие:
развивать познавательный интерес к естественно-научным дисциплинам.
углублять научные знания о современных экологических проблемах, устанавливать взаимосвязь между отдельными явлениями в природе, выявлять последствия воздействий человека на природу;
осознания исключительной роли зеленых растений жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества;
формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения своей местности через систему лабораторных работ и экскурсий.
Воспитывающие:
воспитание общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения
воспитывать эмоциональное отношение учащихся к природе, формировать ответственность за состояние окружающей среды; за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность.
формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни;
Развивающие:
развивать активный интерес учащихся к охране природы, их самостоятельность и инициативу, экологическое мышление;
ознакомление школьников с элементарными биологическими основами медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии;
формирование представления о природе как развивающейся системе;
формирование у учащихся практических навыков по экологии, биологии для их использования в практической жизни;
осуществление исследовательской и общественно-полезной деятельности учащихся в кабинете биологии и в пришкольном сквере;
создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Концептуальной основой данной программы являются идеи:
преемственности начального и основного общего образования;
интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, краеведение и др.);
гуманизации образования;
соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
личностной ориентации содержания образования;
деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности (универсальные учебные действия) в реальной жизни для решения практических задач в общении, познавательной деятельности.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данной программы внеурочной деятельности.
Объем программы:
Представленная программа разработана для учащихся 7-х классов.
На 1 год обучения - «Экология животных» (35 часов).
Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.
Место проведения: школа, окрестности школы, музеи, ВУЗ (экскурсии, экологические десанты).
Вид программы: компилятивная программа составлена на основе программы курса «Экология животных» для 7 класса д.б.н. профессора Н.М. Черновой. Тема: «Условия существования животных», программы элективного курса «Тайны живой природы» (автор Семерез О.Б.) темы: «Загадки экологии» и «Секреты сохранения здоровья человека» и дополнена материалами краеведческого характера.
Направленность: обще-интеллектуальная.
Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием занятий курсов по выбору образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов «Экология животных» в соответствии с ФГОС. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 140, из них 35 (1 ч в неделю) в 7 классе. Программа внеурочной деятельности является частью образовательного модуля, разработанный мной, который состоит из нескольких программ:
1. Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов «Человек и природа».
2. Программа внеурочной деятельности для учащихся 6-х классов «Экология растений».
3. Программа внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов «Экология животных».
4. Программа внеурочной деятельности для учащихся 8-х классов «Экология человека. Культура здоровья».
5. Программа внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов «Экология биосферы».
Взаимосвязь изучаемых программ позволяет реализовать преемственность в обучении экологии, комплексно решить проблемы экологического образования.
Формы работы.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.
Формы организации занятий:
Теоретический компонент: рассказ, беседа, работа с учебником, с дополнительной литературой в разных источниках.
Практический компонент: игра, акция, встреча, демонстрация, диспут, проект, круглый стол, моделирование, коллективно-творческое дело, трудовой десант, викторины, КВН, экскурсия, проект.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организовано диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Методы и формы
обучения определены требованиями профилизации обучения, учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);
личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);
фасилитация.
Ведущее место в обучении отведено методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
Значительна доля самостоятельной работы учащихся (семинары, практические и лабораторные работы). На занятиях учащиеся работают с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - фасилитация – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать лишенный духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель-фасилитатор превращается в «проводника» в мир знаний : эксперта и консультанта – при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего – в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта – при выполнении учебного проекта.
Курс может изучаться как одним, так и группой учащихся.
Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся при работе в группе и во время проведения консультаций.
Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
По улучшению природной среды (посадка растений, уборка сквера 32 микрорайона);
По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат.
Экологические проекты, вошедшие в программу:
Проект «Зимняя кладовая» (сбор корма для птиц);
Проект «Зимнее изобилие» (создание кормушек и ежедневное кормление птиц и белок);
Проект «Красная книга глазами детей».
Проект «Домик для друга» (изготовление и развешивание скворечников).
Модули программы:
Сентябрь - Проект «Зимняя кладовая»
октябрь - апрель - Проект «Зимнее изобилие»
октябрь - ноябрь – «Загадки экологии», «Секреты сохранения здоровья человека».
декабрь - «Условия существования животных».
январь - февраль – «Фауна ХМАО».
март – «Красная книга ХМАО»
апрель-май – «Проектная деятельность».
Используются технологии обучения:
Технологии |
Цель |
Сущность |
Механизм |
Активное (контекстное) обучение |
Организация активности обучаемых |
Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности |
Методы активного обучения |
Проблемное обучение |
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся |
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания |
Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Развивающее обучение |
Развитие личности и ее способностей |
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию |
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Дифференцированное обучение |
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей |
Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) |
Методы индивидуального обучения |
Концентрированное обучение |
Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса |
Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки (повторение) |
Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся |
Компьютерные технологии |
Обеспечение поиска информации через систему Интернет |
Достижение расширенных знаний о природе |
компьютерные методы вовлечения обучаемых в образовательный процесс |
Игровое обучение |
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений |
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации |
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность |
Обучение развитию критического мышления |
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс |
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения |
Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. |
Ожидаемые результаты обучения
Среди важнейших результатов в обучении экологии в 7 классе, называются:
Личностные результаты;
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами изучения курса «Экология животных» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами
изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:
обязательный минимум содержания |
максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится ... |
ученик получит возможность ... |
осуществлять элементарные биологические исследования; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; перечислять представителей растений, животных, грибов, лишайников и бактерий; выделять существенные признаки растений, животных, грибов, бактерий и лишайников; различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (голосеменные и покрытосеменные) и животных (простейшие, кишечнополостные), сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять принадлежность живых организмов к разным таксономическим единицам систематики; роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека; • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. |
понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы; демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы); уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; умение постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов.
|
Промежуточными контрольными параметрами при изучении данного курса являются:
Практические работы – 3.
Семинарское занятие – 8.
Защита проектов и подпроектов – 4.
Отчет об экскурсии – 4.
Полевая практика – 2.
Круглый стол – 1.
Деловая игра – 2.
Итоговый контроль – проектная деятельность учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие способы, как наблюдение активности на занятиях, беседа с учащимися, родителями, экспертная оценка психолога и социального педагога школы, анализ исследовательских, творческих работ, результатов выполнения лабораторных, практических работ, тестирование, анкетирование. Оценка промежуточных достижений позволяет своевременно корректировать деятельность как учащихся, так и учителя и является инструментом положительной мотивации.
В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся при работе в группе и во время проведения консультаций.
Портфолио (исследовательские работы, отчеты по практическим работам, участие в конкурсах и олимпиадах).
Проектная работа (оценивается на основе критериального подхода).
Требования к оформлению исследовательской работы
для 7 учащихся классов
Объем работы должен быть не менее 10 и не более 25 печатных страниц.
Структура работы
1. Титульный лист.
2. Содержание (содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц).
3. Введение.
Введение содержит следующую информацию.
Название темы.
Проблема. Какую проблему вы хотите решить в результате работы над проектом?
Актуальность. У кого возникает или может возникнуть такая проблема в настоящее время? Почему эту проблему важно решить? Почему прежние методы решения данной проблемы не актуальны?
Область исследования - это сфера науки, в которой происходит исследование.
Цель. Сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий.
Гипотеза. Какое предположение вы хотите проверить (доказать или опровергнуть) в результате проведения исследования.
Задачи. Какие действия необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы.
Методы работы. Каким образом вы анализировали и решали поставленную проблему? Какие виды работ вы делали или планируете сделать? Какие известные методики вы использовали?
4. Основная часть (состоящая из глав и параграфов)
5. Заключение (общая оценка проделанной работы)
6. Список использованной литературы (в алфавитном порядке не менее четырех источников).
7. Список используемых терминов в алфавитном порядке и их толкование.
8. Приложения (могут включать диаграммы, графики, таблицы и другие вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в тексте работы). Каждая часть работы, а так же главы основной части начинаются с новой страницы.
Требования к презентации для защиты проекта
Структура презентации
Первый слайд – «титульный». На нём обозначаются тема проекта, предметная область и информация об исполнителе.
Второй слайд содержит информацию о цели и задачах проекта.
Третий слайд – гипотеза проекта.
Четвёртый слайд содержит план, по которому будет происходить защита проекта. Он может соответствовать плану самого проекта или быть его переработанной версией.
Следующие слайды создаются в порядке, предусмотренном в плане защиты проекта (третьем слайде). Слайды могут содержать иллюстрации (с подписью), схемы (с подписью), диаграммы и графики (с подписью) и небольшой текст, выражающий основную мысль. Содержимое слайда должно обязательно соответствовать заголовку слайда.
Предпоследний слайд – подтверждение или опровержение гипотезы (выводы).
Последний слайд – список литературы. Рекомендация при разработке компьютерной презентации: не нагружать слайды сильно текстом. Объём текста такой, чтобы его можно было «ухватить» взглядом в течение 2-3 секунд
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Экологические проблемы и пути их решения (5 ч.)Инструктаж по ТБ. Знакомство с фауной и флорой сквера 32 микрорайона. Распознавание экологических проблем, определение пищевых сетей, влияние антропогенного фактора. Проект "Зимняя кладовая" Изучение Правил сбора и хранения природного корма для птиц и белок. Сбор природного корма и закладка на хранение. Проект “Зимнее изобилие". Изучение правил изготовления и размещения кормушек для птиц и белок. Размещение и наполнение кормушек.
Тема 2.Загадки экологии (2 ч.)Биологические ритмы, их проявление у растений, животных, человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. Астрономическая медицинская служба.
Экологические аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Антропогенные ландшафты, роль человека в их возникновении. Животные, обитающие в городских условиях, их роль в жизни человека: практическая, эстетическая. Регуляция численности городских животных как одно из условий сохранения городских экосистем. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных.
Тема 3. Секреты сохранения здоровья человека (2 ч.)Здоровье человека и окружающая среда. Влияние космоса на здоровье человека.
Основные законы природы: энергия, биоритмы и здоровье человека.
Использование животных в народной медицине.
Тема 4. Условия существования животных.(4 ч.)
Среда обитания и условия существования. Изменчивость условий. Основные компоненты среды обитания. Предельные условия существования животных. Гетеротрофы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофаги. Копрофагия. Пассивное питание. Паразитическое питание. Активное питание. Животные - фильтраторы. Внешние и внутренние паразиты. Правила поведения при встрече с дикими животными. Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитыми животными. .Абиотические факторы и их влияние на животных. Приспособление к неблагоприятным условиям среды. Моделирование оптимальных условий для обитателей ХМАО.
Тема 5. Фауна Югры. (4 ч.)
Фауна рек, озер и болот Югры. Фауна тайги. Правила поведения при встрече с дикими животными. Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитыми животными.
Тема 6. Красная книга фауны Югры (7 ч.)
Краснокнижные водные обитатели Югры. Краснокнижные обитатели суши Югры.
Тема 7. Проект «Домик для друга» (3 ч.)
Инструктаж по ТБ Правила изготовления и размещения скворечников и дуплянок. Изготовление птичьих домиков. Инструктаж по ТБ. Развешивание птичьих домиков в сквере 32 микрорайона.
Тема 8. Проектная деятельность учащихся (8 ч.)
Выбор темы исследования, ее планирование. Написание проекта. Научное консультирование у преподавателей СурГУ. Корректировка проекта. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов. Оформление результатов. Выступление на школьной конференции. Распространение через сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы
Календарно-тематическое планирование
курса по выбору «Экология животных»
№ |
Программный материал |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Практическая часть |
I |
Экологические проблемы и пути их решения |
5 |
|
|
|
1 |
Экскурсия в сквер 32 микрорайона |
1 |
|
|
Экскурсия |
2 |
Правила сбора и хранения природного корма |
1 |
|
|
Полевая практика |
3 |
Защита проекта «Зимняя кладовая» |
1 |
|
|
Проект |
4 5 |
Изготовление и развешивание кормушек |
2 |
|
|
Практическая работа № 1 «Изготовление кормушек» |
II |
Загадки экологии |
2 |
|
|
|
6 |
Что такое биологические ритмы и биологические часы? |
1 |
|
|
Семинар |
7 |
Кто живет в городе рядом с нами? |
1 |
|
|
Семинар |
III |
Секреты сохранения здоровья человека |
2 |
|
|
|
8 |
Биоэнергетическая система человека |
1 |
|
|
|
9 |
Использование животных в народной медицине. |
1 |
|
|
|
IV |
Условия существования животных |
4 |
|
|
Семинар |
10 |
Среда обитания и условия существования |
1 |
|
|
|
11 |
Пища животных и способы ее добывания |
1 |
|
|
Семинар |
12 |
Абиотические факторы, влияющие на животных |
1 |
|
|
Практическая работа № 2 «Абиотические факторы среды» |
13 |
Деловая игра «Создай оптимум» |
1 |
|
|
Деловая игра |
V |
Фауна Югры |
4 |
|
|
|
14 |
Фауна рек, озер и болот Югры |
1 |
|
|
Семинар |
15 |
Фауна тайги |
1 |
|
|
Семинар |
16 |
Правила поведения при встрече с дикими животными. Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитыми животными |
1 |
|
|
Семинар |
17 |
Круглый стол «Фауна экосистем ХМАО» |
1 |
|
|
Круглый стол |
VI |
Красная книга фауны Югры |
7 |
|
|
|
18 |
Краснокнижные водные обитатели Югры |
1 |
|
|
|
19 |
Краснокнижные обитатели суши Югры |
1 |
|
|
|
20 |
Экскурсия в эколого-биологический центр |
1 |
|
|
Экскурсия |
21 |
Экскурсия в музей «Природы и человека» |
1 |
|
|
Экскурсия |
22 |
Экскурсия в зоологический музей СурГУ |
1 |
|
|
Экскурсия |
23 24 |
Защита проекта «Красная книга глазами детей» |
2 |
|
|
Защита проекта |
VII |
Проект «Домик для друга» |
3 |
|
|
|
25 |
Правила изготовления скворечников и дуплянок |
1 |
|
|
|
26 |
Изготовление птичьих домиков |
1 |
|
|
Практическая работа № 3 «Изготовление птичьих домиков» |
27 |
Развешивание «Домиков для друзей» |
1 |
|
|
Полевая практика |
VIII
|
Проектная деятельность |
8 |
|
|
|
28 29 |
Выбор темы исследования, ее планирование |
2 |
|
|
|
30 31 |
Написание проекта |
2 |
|
|
|
32 |
Научное консультирование |
1 |
|
|
|
33 |
Корректировка проекта |
1 |
|
|
|
34 35 |
Конференция |
2 |
|
|
Защита проектов |
Технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, цифровой микроскоп, документкамера
Для реализации образовательной программы имеются:
помещение для занятий – кабинет;
специализированная мебель: доска, стол для учителя, столы и стулья для учащихся, шкафы секционные для хранения оборудования;
школьная библиотека;
имеется возможность доступа к сети Интернет;
лабораторное оборудование;
таблицы.
Литература
Агесс П. Ключи к экологии, 1982г. Л.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии, Ярославль, 1998г.
Бобылева Л.Д. Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе, Тамбов, 1988г.
Бобылева Л.Д. Игра в экологическом образовании старшеклассников, Москва, 2000г.
Будыко Н. Глобальная экология, Москва, 1977г.
Грехова Л.И. В союзе с природой. Спб., 2002г.
Голубев И.Р. Окружающая среда и её охрана, Москва-просвещение, 1985г.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе, Москва, 1984г.
Зверев И.Д. Проблемы социальной экологии, Москва, 1984г.
Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба, Москва, 1990г.
Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л., 1979г.
Кашлев С.С. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся, Минск, 2001г.
Морозов Г.И. Глобальная экологическая проблема, Москва, 1988г.
Моррис Т.К. Тайны живой природы, Москва, 1996г.
Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, Минск, 1996г.
Новиков Ю.В. Природа и человек, Москва, 1991г.
Сидоренко Г.И. Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения, Москва, 1987г.
Серия детской энциклопедии «Я познаю мир».
Стариков В.П. Экология животных ХМАО, Томск, 2004 г.
Стариков В.П. Млекопитающие ХМАО, Томск, 2003 г.
Стариков В.П. Краснокнижные животные ХМАО, Томск, 2012
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Образовательные диски серии «1С» 7 класс.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. 6 класс, (виртуальная школа), 2015
Открытая Биология – версия 2.6, автор курса Д.И. Мамонтов, физикон, 2009
Уроки Биологии 7 класс – Мультимедийное приложение к урокам, ООО Глобус,2010
Биология 6-11класс интерактивные дидактические материалы, Планета.
Биология 5-11 класс – материалы к урокам, Учитель, 2010.
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
Интернет – источники
http://www.sbio.info/list.php?c=orgchenoz
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1531499
http://www.sbio.info/list.php?c=orgmnogoklet
http://www.sbio.info/list.php?c=orgodnoklet
http://www.sbio.info/list.php?c=obbdarvin
http://www.sbio.info/list.php?c=obbchelpro
http://www.iro.yar.ru/rkc/sites/site001/p6aa1.html
http://www.iro.yar.ru/rkc/sites/site001/p14aa1.html
http://www.iro.yar.ru/rkc/sites/site001/p5aa1.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Pasechnik_Uroki-biolog_7kl/2.html
http://bio.krsnet.ru/zoology/zoo_metod.htm
http://opencollection.ru/or/bank/Main.html
http://interneturok.ru/ru/distancionnoe
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
school-collection.edu.ru/.
nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
Формулировка экологической проблемы.
Определение целей и задач экологической проблемы,
Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
Составление сценариев мероприятий, разработка проектов.
Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
Организационные работы экологического и трудового отрядов.
Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, сквер 32 микрорайона);
Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
Написание Проекта
III этап: Обобщающий этап.
Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.
Критерии эффективности программыПоказателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности |
Кто будет оценивать |
Критерии эффективности оценки |
Анкетирование |
Родители Администрация школы |
Положительная динамика |
Проведение рефлексии |
Ответственные за проведение мероприятий |
Понравилось или нет мероприятие |
Качественные результаты |
Администрация школы |
Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников |
Количественные результаты |
Администрация школы |
Объем выполненных работ |