12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старчкова Светлана Геннадьевна55
Учитель начальных классов
Россия, Хабаровский край, пос.Литовко


 

Пояснительная записка

 Программа «Волшебные пальчики»» создана для детей, имеющих интерес к художественной деятельности, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Рабочая программа «Волшебные пальчики» предназначена для обучающихся 3 - 4 классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с красками, пластилином, бумагой, природными материалами;

-привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

-воспитать нравственные качества;

-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задания курса направлены на освоение языка художественной выразительности (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Описание места программы в учебном плане

Занятия проводятся по одному академическому часу, по 34 часа в год в 3 - 4 классах.      

Планируемы результаты.

 Личностные результаты:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события),

-называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

-умение проговаривать последовательность действий на занятиях;

-умение учиться высказывать своё предположение (версию);

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-умение учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

-умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона

 Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

-умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Коммуникативные:

-умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

В 3 классе:

Ученик научится:

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), -анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции;

-передавать тоном и цветом объем и пространство

Ученик получит возможность научиться:

- с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

В  4 классе:

Ученик научится:

-делать по наблюдению и с натуры  зарисовки отдельных  предметов, цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

 пользоваться техникой аппликации;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

Ученик получит возможность научиться:

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно

Содержание программы.

Раздел 1. Живопись

Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Раздел 2. Графика

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Раздел 3. Скульптура

Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Раздел 4. Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Раздел 5. Бумажная пластика

Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Раздел 6. Работа с природными материалами

В качестве природных материалов используются шишки, семена, камни, мох.. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Тематическое планирование

3 – 4 классы

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Живопись

10

-определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

-анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

-устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку;

-участвовать в диалоге на занятие и в жизненных ситуациях;

-слушать и понимать речь других;

-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

-контролировать свои действия при совместной работе.

Графика

8

Скульптура

4

Аппликация

4

Бумажная пластика

4

Работа с природными материалами

4

Календарно тематическое планирование

3 класс

Тема

Кол-во час

Дата

Отметка об использовании ИКТ

Примечание

Раздел 1. Живопись.

1

Введение «Прекрасное вокруг нас».

1

     

2

Выполнение набросков с натуры

1

 

презентация

 

3

Рисование осенних листьев.

1

     

4

Осень в лесу.

1

     

5

Ты и природа.

1

     

6

Иллюстрирование сказки.

1

     

7

Праздник.

1

     

8

Изображение и фантазия.

1

     

9

Зимний пейзаж.

1

     

10

Выставка творческих работ «Мы и живопись»

1

     

Раздел 2. Графика

11

Виды графики.

1

 

презентация

 

12

Типы линий.

1

     

13

Гравюра.

1

 

презентация

 

14

Чёрное и белое.

1

     

15

Натюрморт в графике.

1

     

16

Графические серии.

1

 

презентация

 

17

Монотопия.

1

     

18

Выставка творческих работ «Мы и графика»

1

     

Раздел 3. Скульптура

19

Виды скульптуры.

1

 

презентация

 

20

Рельеф.

1

     

21

Человек и украшения.

1

     

22

Ярмарка.

1

     

Раздел 4. Аппликация

23

Виды аппликации.

1

     

24

Изображение и фантазия.

1

 

презентация

 

25

Объёмная аппликация.

1

     

26

Выставка творческих работ.

1

     

Раздел 5. Бумажная пластика

27

Свойства бумаги.

1

 

презентация

 

28

Трансформация плоского листа бумаги.

1

     

29

Сюжетная работа «Храм»

1

     

30

Праздник творчества

1

     

Раздел 6. Работа с природными материалами

31

Виды природных материалов.

1

     

32

Работа с камнями и мхом.

1

     

33

Композиция из шишек.

1

     

34

Выставка творческих работ.

1

     

Календарно тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол-во час

Дата

Отметка об использовании ИКТ

Примечание

Раздел 1. Живопись.

1

Введение «Как стать художником»

1

     

2

Многослойная живопись.

1

     

3

Рисование по влажному.

1

     

4

Осенний пейзаж.

1

     

5

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

     

6

Узор и орнамент.

1

 

презентация

 

7

Выполнение набросков с натуры.

1

     

8

Рисование портрета.

1

 

презентация

 

9

Натюрморт.

1

 

презентация

 

10

Выставка творческих работ

1

     

Раздел 2. Графика

11

Работа в технике граттаж.

1

     

12

Работа в технике граттаж.

1

     

13

Гравюра на картоне.

1

     

14

Прикладная графика.

1

     

15

Открытка. Поздравление.

Шрифт.

1

     

16

Монотипия.

1

     

17

Коллективная композиция с применением монотипии.

1

     

18

Выставка творческих работ.

1

     

Раздел 3. Скульптура

19

Образ человека в скульптуре

1

 

презентация

 

20

Женский образ в скульптуре

1

     

21

Мужской образ в скульптуре

1

     

22

Рельефный портрет.

1

     

Раздел 4. Аппликация

23

Вырезанная аппликация.

1

     

24

Сюжетная аппликация.

1

     

25

Симметричная аппликация.

1

     

26

Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».

1

     

Раздел 5. Бумажная пластика

27

Свойства бумаги.

1

     

28

Подвесная композиция.

1

     

29

Панно «Наш дружный класс»

1

     

30

Выставка творческих работ

1

     

Раздел 6. Работа с природными материалами

31

Аппликация из соломки.

1

     

32

Композиция с использованием мха.

1

     

33

Коллективная работа «В гостях у природы»

1

     

34

Праздник творчества.

1

     

Список литературы.

Абрамова М.А. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М.: ВЛАДОС, 2003

Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» ,М.: Столетие, 1998.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.