12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Старчкова Светлана Геннадьевна55 Учитель начальных классов Россия, Хабаровский край, пос.Литовко |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»
Пояснительная записка
Программа «Волшебные пальчики»» создана для детей, имеющих интерес к художественной деятельности, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Рабочая программа «Волшебные пальчики» предназначена для обучающихся 3 - 4 классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с красками, пластилином, бумагой, природными материалами;
-привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
-воспитать нравственные качества;
-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задания курса направлены на освоение языка художественной выразительности (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Описание места программы в учебном плане
Занятия проводятся по одному академическому часу, по 34 часа в год в 3 - 4 классах.
Планируемы результаты.
Личностные результаты:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события),
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
-умение проговаривать последовательность действий на занятиях;
-умение учиться высказывать своё предположение (версию);
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-умение учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона
Познавательные:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
-умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные:
-умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить простейшие монологические высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
В 3 классе:
Ученик научится:
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), -анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции;
-передавать тоном и цветом объем и пространство
Ученик получит возможность научиться:
- с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
В 4 классе:
Ученик научится:
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки отдельных предметов, цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
Ученик получит возможность научиться:
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно
Содержание программы.
Раздел 1. Живопись
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Раздел 2. Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Раздел 3. Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Раздел 4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Раздел 5. Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Раздел 6. Работа с природными материалами
В качестве природных материалов используются шишки, семена, камни, мох.. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Тематическое планирование
3 – 4 классы
Наименование раздела | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Живопись | 10 | -определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; -проговаривать последовательность действий; -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.; -учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; -выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. -анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; -устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; -обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку; -участвовать в диалоге на занятие и в жизненных ситуациях; -слушать и понимать речь других; -принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; -контролировать свои действия при совместной работе. |
Графика | 8 | |
Скульптура | 4 | |
Аппликация | 4 | |
Бумажная пластика | 4 | |
Работа с природными материалами | 4 |
Календарно тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Отметка об использовании ИКТ | Примечание |
Раздел 1. Живопись. | |||||
1 | Введение «Прекрасное вокруг нас». | 1 | |||
2 | Выполнение набросков с натуры | 1 | презентация | ||
3 | Рисование осенних листьев. | 1 | |||
4 | Осень в лесу. | 1 | |||
5 | Ты и природа. | 1 | |||
6 | Иллюстрирование сказки. | 1 | |||
7 | Праздник. | 1 | |||
8 | Изображение и фантазия. | 1 | |||
9 | Зимний пейзаж. | 1 | |||
10 | Выставка творческих работ «Мы и живопись» | 1 | |||
Раздел 2. Графика | |||||
11 | Виды графики. | 1 | презентация | ||
12 | Типы линий. | 1 | |||
13 | Гравюра. | 1 | презентация | ||
14 | Чёрное и белое. | 1 | |||
15 | Натюрморт в графике. | 1 | |||
16 | Графические серии. | 1 | презентация | ||
17 | Монотопия. | 1 | |||
18 | Выставка творческих работ «Мы и графика» | 1 | |||
Раздел 3. Скульптура | |||||
19 | Виды скульптуры. | 1 | презентация | ||
20 | Рельеф. | 1 | |||
21 | Человек и украшения. | 1 | |||
22 | Ярмарка. | 1 | |||
Раздел 4. Аппликация | |||||
23 | Виды аппликации. | 1 | |||
24 | Изображение и фантазия. | 1 | презентация | ||
25 | Объёмная аппликация. | 1 | |||
26 | Выставка творческих работ. | 1 | |||
Раздел 5. Бумажная пластика | |||||
27 | Свойства бумаги. | 1 | презентация | ||
28 | Трансформация плоского листа бумаги. | 1 | |||
29 | Сюжетная работа «Храм» | 1 | |||
30 | Праздник творчества | 1 | |||
Раздел 6. Работа с природными материалами | |||||
31 | Виды природных материалов. | 1 | |||
32 | Работа с камнями и мхом. | 1 | |||
33 | Композиция из шишек. | 1 | |||
34 | Выставка творческих работ. | 1 |
Календарно тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Отметка об использовании ИКТ | Примечание |
Раздел 1. Живопись. | |||||
1 | Введение «Как стать художником» | 1 | |||
2 | Многослойная живопись. | 1 | |||
3 | Рисование по влажному. | 1 | |||
4 | Осенний пейзаж. | 1 | |||
5 | Кляксография обычная. Рисование природы. | 1 | |||
6 | Узор и орнамент. | 1 | презентация | ||
7 | Выполнение набросков с натуры. | 1 | |||
8 | Рисование портрета. | 1 | презентация | ||
9 | Натюрморт. | 1 | презентация | ||
10 | Выставка творческих работ | 1 | |||
Раздел 2. Графика | |||||
11 | Работа в технике граттаж. | 1 | |||
12 | Работа в технике граттаж. | 1 | |||
13 | Гравюра на картоне. | 1 | |||
14 | Прикладная графика. | 1 | |||
15 | Открытка. Поздравление. Шрифт. | 1 | |||
16 | Монотипия. | 1 | |||
17 | Коллективная композиция с применением монотипии. | 1 | |||
18 | Выставка творческих работ. | 1 | |||
Раздел 3. Скульптура | |||||
19 | Образ человека в скульптуре | 1 | презентация | ||
20 | Женский образ в скульптуре | 1 | |||
21 | Мужской образ в скульптуре | 1 | |||
22 | Рельефный портрет. | 1 | |||
Раздел 4. Аппликация | |||||
23 | Вырезанная аппликация. | 1 | |||
24 | Сюжетная аппликация. | 1 | |||
25 | Симметричная аппликация. | 1 | |||
26 | Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». | 1 | |||
Раздел 5. Бумажная пластика | |||||
27 | Свойства бумаги. | 1 | |||
28 | Подвесная композиция. | 1 | |||
29 | Панно «Наш дружный класс» | 1 | |||
30 | Выставка творческих работ | 1 | |||
Раздел 6. Работа с природными материалами | |||||
31 | Аппликация из соломки. | 1 | |||
32 | Композиция с использованием мха. | 1 | |||
33 | Коллективная работа «В гостях у природы» | 1 | |||
34 | Праздник творчества. | 1 |
Список литературы.
Абрамова М.А. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М.: ВЛАДОС, 2003
Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» ,М.: Столетие, 1998.