Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики — развиваем речь» (1 класс)
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
-
соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики – развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики – развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, для учащихся 1 класса. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия – 30 минут.
Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся, увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.
Основные задачи:
Развивать речевую активность, фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.
Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развивать мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Новизна программы: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Предполагаемая результативность курса:
Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
понимать смысл инструкции учителя;
осуществлять взаимный контроль;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
искать, анализировать информацию;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;
под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания;
контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
следить за действиями других участников совместной деятельности;
принимать другое мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
знать основные артикуляционные упражнения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
делать звуковой разбор слова;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
точно ориентироваться в пространстве и на листе бумкги.
Содержание курса внеурочной деятельности
В данной программе используются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь., Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика., Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики.
Содержание |
Формы организации и видов деятельности |
Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя следующие упражнения: «Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения». «Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (необходимого для выработки красивого почерка). «Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве. «Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изображение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок. «Раскрась только...» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно. «Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов». «Назови четвёртое слово». «Назови все звуки в слове по порядку». Сделай «Звуковой разбор слова». Подбери «Однокоренные слова». Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты). |
Форма занятий - групповая. Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу). Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить. Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.. |
№ занятия |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1 |
Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка». |
1 |
Входной |
2 |
Грибы. Дыхательная гимнастика. |
1 |
Текущий |
3 |
Овощи. Дыхательная гимнастика. |
1 |
Текущий |
4 |
Фрукты. Самомассаж пальцев. |
1 |
Текущий |
5 |
Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев. |
1 |
Текущий |
6 |
Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки». |
1 |
Текущий |
7 |
Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают». |
1 |
Текущий |
8 |
Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки». |
1 |
Текущий |
9 |
Перелетные птицы. Самомассаж прищепками. |
1 |
Текущий |
10 |
Зимующие птицы. Упражнение «Тесто». |
1 |
Текущий |
11 |
Домашние животные. Упражнение «Клювы». |
1 |
Текущий |
12 |
Домашние птицы. Игры с мячом. |
1 |
Текущий |
13 |
Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом. |
1 |
Текущий |
14 |
Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом. |
1 |
Текущий |
15 |
Части тела. Игры с мячом. |
1 |
Текущий |
16 |
Транспорт. Упражнение «Фокусник». |
1 |
Текущий |
17 |
Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик». |
1 |
Текущий |
18 |
Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения. |
1 |
Текущий |
19 |
Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения. |
1 |
Текущий |
20 |
Времена года. Кинезиологические упражнения. |
1 |
Текущий |
21 |
Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения. |
1 |
Текущий |
22 |
Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками. |
1 |
Текущий |
23 |
Весна в природе. Игры с гласными звуками. |
1 |
Текущий |
24 |
Труд людей весной. Игры с гласными звуками. |
1 |
Текущий |
25 |
Космос. Изотонические упражнения. |
1 |
Текущий |
26 |
Насекомые и пауки. Изотонические упражнения. |
1 |
Текущий |
27 |
Посуда. Продукты. Изотонические упражнения |
1 |
Текущий |
28 |
Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры». |
1 |
Текущий |
29 |
Город. Игра «Веселые фигуры». |
1 |
Текущий |
30 |
Игры с Веселым Лесовичком. |
1 |
Текущий |
31 |
Игры с Веселым Лесовичком. |
1 |
Текущий |
32 |
Подведем итоги. |
1 |
Итоговый |
Литература:
Абрамова Л. П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.
Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. – СПб.: ИД «Литера», 2008.
Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.
Крупенчук О. И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: ИД «Литера», 2009.
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: ИД «Литера», 2009.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб.: ИД «Литера», 2009.
Разенкова Ю. А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004.
«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.