12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомина Екатерина Александровна247
Россия, Курская обл., с. Толпино

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

  • соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа внеурочной деятельности «Тренируем пальчики – развиваем речь» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для обучающихся с нарушением речи. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Внеурочная деятельность «Тренируем пальчики – развиваем речь» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Занятия включают в себя разнообразные игровые и логопедические упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, для учащихся 1 класса. Количество обучающихся в группе 3-5 человек, продолжительность занятия – 30 минут.

Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся, увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой.

Основные задачи:

Развивать речевую активность, фразовой и связной речи, обогащать словарный запас, грамматический строй речи.

Развивать и уточнять основные движения органов речи (языка, челюсти, губ) посредством артикуляционной речевой гимнастики.

Развивать у детей фонематический (звуковой) слух, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).

Развивать мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

Новизна программы: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Предполагаемая результативность курса:

Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, зву­ковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Планируемые результаты: готовность детей к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития; навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

понимать смысл инструкции учителя;

осуществлять взаимный контроль;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

устанавливать причинно-следственные связи;

выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

искать, анализировать информацию;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;

обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

Обучающийся получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;

под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания;

контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности;

принимать другое мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

знать основные артикуляционные упражнения;

 

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

делать звуковой разбор слова;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

точно ориентироваться в пространстве и на листе бумкги.

Содержание курса внеурочной деятельности

В данной программе используются методические пособия: Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь., Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств., Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика., Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики.

Содержание

Формы организации и видов деятельности

Предлагаемая система внеурочной деятельности включает в себя следующие упражнения:

«Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические упражнения», «Изотонические упражнения».

«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (не­обходимого для выработки красивого почерка).

«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительно­го внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.

«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изобра­жение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.

«Раскрась только...» — раскраски уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.

«Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».

«Назови четвёртое слово».

«Назови все звуки в слове по порядку».

Сделай «Звуковой разбор слова».

Под­бери «Однокоренные слова».

Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); рисование (пальчиками, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты).

Форма занятий - групповая. Виды занятий: практические, игровые, наглядные (работа по образцу).

Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.

Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.

Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность..

Тематическое планирование

занятия

Тема занятий

Кол-во часов

Форма контроля

1

Давайте познакомимся. Упражнение «Наши ручки». Игра «Сказочка-указочка».

1

Входной

2

Грибы. Дыхательная гимнастика.

1

Текущий

3

Овощи. Дыхательная гимнастика.

1

Текущий

4

Фрукты. Самомассаж пальцев.

1

Текущий

5

Ягоды и заготовки. Самомассаж подушечек пальцев.

1

Текущий

6

Осень. Деревья. Самомассаж «Щелчки».

1

Текущий

7

Дикие животные. Упражнение «Пальчики кивают».

1

Текущий

8

Дикие животные готовятся к зиме. Упражнение «Колечки».

1

Текущий

9

Перелетные птицы. Самомассаж прищепками.

1

Текущий

10

Зимующие птицы. Упражнение «Тесто».

1

Текущий

11

Домашние животные. Упражнение «Клювы».

1

Текущий

12

Домашние птицы. Игры с мячом.

1

Текущий

13

Зима. Зимняя одежда. Игры с мячом.

1

Текущий

14

Зимние забавы. Новый год. Игры с мячом.

1

Текущий

15

Части тела. Игры с мячом.

1

Текущий

16

Транспорт. Упражнение «Фокусник».

1

Текущий

17

Инструменты. Упражнение «Мяч-ежик».

1

Текущий

18

Профессии. Стройка. Кинезиологические упражнения.

1

Текущий

19

Защитники Отечества. Кинезиологические упражнения.

1

Текущий

20

Времена года. Кинезиологические упражнения.

1

Текущий

21

Мамин день. Семья. Кинезиологические упражнения.

1

Текущий

22

Электроприборы. Ателье. Игры с гласными звуками.

1

Текущий

23

Весна в природе. Игры с гласными звуками.

1

Текущий

24

Труд людей весной. Игры с гласными звуками.

1

Текущий

25

Космос. Изотонические упражнения.

1

Текущий

26

Насекомые и пауки. Изотонические упражнения.

1

Текущий

27

Посуда. Продукты. Изотонические упражнения

1

Текущий

28

Животные жарких стран. Игра «Веселые фигуры».

1

Текущий

29

Город. Игра «Веселые фигуры».

1

Текущий

30

Игры с Веселым Лесовичком.

1

Текущий

31

Игры с Веселым Лесовичком.

1

Текущий

32

Подведем итоги.

1

Итоговый

Литература:

Абрамова Л. П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г. Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. – СПб.: ИД «Литера», 2008.

Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

Крупенчук О. И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: ИД «Литера», 2009.

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: ИД «Литера», 2009.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПб.: ИД «Литера», 2009.

Разенкова Ю. А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004.

«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Янушко Е. А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.