Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Московская средняя общеобразовательная школа имени Ивана Ярыгина
Согласовано на методическом совете протокол № ______ «_____» _________________ 20___г. | Утверждаю Директор Ситникова Г.Ф._________________ Приказ № ___________ от «____» _________________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я пешеход и пассажир»
направление социальное
для 1 -4 классов
на 20__ / 20__ учебный год
Разработчик программы:
Рубцов Александр Викторович
педагог-организатор
первая категория
20__ - 20__ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:
Авторской программы «Я пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным стандартом начального образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности обучающихся по каждой теме.
Направленность, классификация образовательной программы
Тип программы | Образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности |
Вид внеурочной деятельности | Я — пешеход и пассажир |
Направленность программы | социальное |
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся начальной школы с 1 по 4 классы. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость более полного изучения этого вопроса в начальной школе.
Целью программы внеурочной деятельности является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Содержание программы направлено на развитие познавательной активности школьников. Дети должны усвоить, что транспортные средства могут представлять опасность для людей и участники дорожного движения должны соблюдать установленные правила.
Место программы в учебном плане
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения.
Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
Приёмы методы реализации программы:
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается при использовании ярких образных формы, наглядных примеров.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому для его убеждения достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание.
Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
1.Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Знать | Уметь |
- правила дородного движения - сигналы светофора и жесты регулировщика -правила пользования общественным транспортом - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | - пользоваться правилами дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников, в данном случае «социальной» распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Ожидаемые результаты освоения курса.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты — пешеход и пассажи»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Содержание программы внеурочной деятельности
«Я - пешеход и пассажир»
1 класс - 12 ч., 2 - 4 класс - 18 часов
1 класс
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой I го краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
объяснять свой путь от дома до школы;
определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко — далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять из многообразия объектов транспортное средство;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «Что обозначает этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними
находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
различать сигналы светофора и объяснять их значение;
группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
2 класс
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко — ближе, далеко — дальше, рядом, перед, за и т. д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко — близко; медленно — быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. 'Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населённый пункт как территория, застроенная домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево...». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты - пассажир
В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
сравнивать предметы по их положению в пространстве;
определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему;
соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко — медленно; близко — быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко — далеко, ближе — дальше, рядом, около и пр.);
различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);
ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;
объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.
3 класс
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»), Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекрёсток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правила движения в тёмное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость).
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать её части;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4 класс
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие опасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный повоют», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населённого пункта», «конец населённого пункта», «пешеходная зона». информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекрёсток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрёстках).
Дорожные опасности. Населённый пункт, знаки, обозначающие разные населённые пункты. Правила поведения на дорогах в разных населённых пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололёд, манёвры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть а бортах или на грузе, который выше бортов.
Универсальные учебные действия
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
характеризовать слова «опасность», «опасный»;
объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «внимательный» и «невнимательный»;
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
представлять возможное развёртывание ситуации, отвечать на вопрос «Что будет, если ...?»;
осуществлять правильный подсчёт времени на дорогу при неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
объяснять значение ПДД;
группировать знаки дорожного движения по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
соблюдать изученные правила движения (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
анализировать своё и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Ответы на вопросы теста.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, практические работы, встречи с работниками ГИБДД и др. виды творческих работ.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | |
теория | практика |
1 | На чём люди ездят | 1 | 1 | | Вводное занятие |
2 | Чему нас учат правила дорожного движения | 1 | 1 | | Кроссворд, видеофильм |
3 | Какие бывают дороги | 1 | 1 | | Игровая форма |
4. | Светофоры | 1 | 1 | | Игровая форма |
5. | Дорожные знаки | 1 | 1 | | Игровая форма |
6. | Нас увидят в сумерках | 1 | 1 | | |
7. | Мы переходим улицу | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая форма |
8. | Мы — пассажиры | 1 | 1 | | Ребусы |
9. | Остановка транспорта | 1 | 1 | | Игровая форма |
10. | Опасные ситуации | 1 | 1 | | Игровая форма |
11. | Проверим себя | 1 | 1 | | тест |
12. | Учимся соблюдать ПДД | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговое занятие, игровая форма |
ИТОГО: | 12 | 11 | 1 | |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | |
теория | практика |
1. | О транспорте | 1 | 1 | | Игровая форма, видеофильм |
2. | Дорога | 1 | 1 | | Игровая форма |
3. | Дорога за городом | 1 | 1 | | Игровая форма, видеофильм |
4. | Части дороги | 1 | 1 | | Игровая форма, видеофильм |
5. | Дорожные знаки | 1 | 1 | | Кроссворд |
6. | Внимание! Опасность! | 1 | 1 | | Игровая форма |
7. | Мы здесь живём | 1 | | 1 | Экскурсия по посёлку |
8. | Мы — пешеходы | 1 | | 1 | Игровая форма |
9. | Перекрёсток | 1 | 1 | | Игровая форма |
10. | Регулировщик | 1 | 1 | | Игровая форма |
11. | Мы — пассажиры | 1 | 1 | | Ребусы |
12. | Мы едем на машине | 1 | 1 | | Игровая форма |
13. | Мы покупаем велосипед | 1 | 1 | | Игровая форма |
14. | Дорожные знаки | 1 | 1 | | Игровая форма |
15. | Ты – велосипедист. | 1 | | 1 | Соревнования |
16. | Поездка на автобусе | 1 | 1 | | Игровая форма, видеофильм |
17. | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | | Конкурс рисунков |
18. | Проверим себя. Итоговое занятие. | 1 | 1 | | Тест |
ИТОГО: | 18 | 15 | 3 | |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | |
теория | практика |
1. | Будем осторожными | 1 | 1 | | Вводное занятие |
2. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | 1 | 1 | | Показ видеофильма |
3. | Виды транспорта | 1 | 1 | | Игровая форма |
4. | Какие бывают дороги | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая форма видеофильм |
5. | Дорожное движение | 1 | 1 | | Игровая форма |
6. | Перекрёсток и автомагистраль | 1 | 1 | | Игровая форма |
7. | Дорожные знаки | 1 | 1 | | Игровая форма |
8. | Регулировщик | 1 | 1 | | Игровая форма |
9. | Правила для пешеходов | 1 | | 1 | Игровая форма |
10. | Населённый пункт | 1 | | 1 | экскурсия |
11. | Движение на загородной дороге | 1 | 1 | | Игровая форма |
12. | Внимание! Железнодорожный переезд! | 1 | 1 | | Игровая форма |
13. | Движение в трудных условиях | 1 | 1 | | видеофильм |
14. | Жилая зона | 1 | 1 | | Игровая форма |
15. | Мы ориентируемся на местности | 1 | | 1 | экскурсия |
16. | Что такое тормозной путь | 1 | 1 | | видеофильм |
17. | Световые сигналы автомобиля | 1 | 1 | | видеофильм |
18. | Оказание медицинской помощи | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая форма |
ИТОГО: | 18 | 14 | 4 | |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | |
теория | практика |
1. | Будем себя беречь | 1 | 1 | | Вводное занятие, видеофильм |
2. | Транспорт | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая форма |
3. | Правила дорожного движения | 1 | 1 | | Кроссворд |
4. | Дорожно-транспортное происшествие | 1 | 1 | | видеофильм |
5. | Дорожные знаки | 1 | 1 | | Игровая форма |
6. | Дорога | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая форма |
7 | Движение транспорта | 1 | 1 | | видеофильм |
8. | Как перевозят людей | 1 | 1 | | видеофильм |
9. | Рядом с железной дорогой | 1 | 1 | | видеофильм |
10. | Населённый пункт | 1 | | 1 | экскурсия |
11. | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | 1 | 1 | | Игровая форма |
12. | Опасный случай | 1 | 1 | | видеофильм |
13. | Необычные пешеходы и водители | 1 | 1 | | Игровая форма |
14. | Мы изучаем свой поселок | 1 | | 1 | экскурсия |
15. | Проверим себя | 1 | 1 | | тест |
16. | Регулировщик и его сигналы (повторение) | 1 | 1 | | Итоговое занятие |
17. | Встреча с инспектором дорожной полиции | 1 | 1 | | беседа |
18. | Знатоки правил дорожного движения. | 1 | 1 | | Итоговое занятие |
ИТОГО: | 18 | 15 | 3 | |
Мониторинговая карта результатов освоения
программы внеурочной деятельности
№ п/п | Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Год реализации программы | Сроки проведения |
1 | Личностные | принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; | тест | 2015-2019 | Итоговое занятие |
| | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; | тест | | Итоговое занятие |
| | уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; | тест | | Итоговое занятие |
| | способность к самооценке; | тест | | Итоговое занятие |
2 | Метапредметные | навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; | тест | 2015-2019 | Итоговое занятие |
| | умение ставить и формулировать проблемы; | тест | | Итоговое занятие |
| | навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; | тест | | Итоговое занятие |
| | установление причинно-следственных связей; | тест | | Итоговое занятие |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Камакин О.Н. «Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения».// «Классный руководитель».-2007.- №5
Правила дорожного движения для школьников и малышей. Д.Орлова. М.: АСТ, - 2008.
Про правила дорожного движения. С.Волков. М.: Омега, - 2005.
Сценарии школьных праздников. / Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В.Барканова, О.А.Никоновой.-М., 2001
Аксонов,И.Я.Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксонов.- М.: Наука, 1985
3. Ковалько,В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улцу: 1-4 классы/В.И Ковалько.- М.: ВАКО,2004. – (Мастерская, учителя)
Правила дорожного движения.
Цифровые ресурсы:
Познавательные мультимедиа фильмы - «Уроки тётушки Совы»,
"Азбука безопасности на дороги"
Оборудование:
Портативный компьютер учителя
Мультимедиа проектор
Интерактивная доска
Акустическая система
Интернет-ресурсы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа : http://festival://1september.ru/ articles/576894
Учительский портал. - Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/102-l-0-13511
К уроку.ru. - Режим доступа : http://www.k-yroky.ru/load/71-l-0-6958
Сеть творческих учителей. - Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx
Pedsovet.Su. - Режим доступа : http://pedsovet.su
Ргошколу-Ru. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ru
Педсовет.org. - Режим доступа : http://pedsovet.org
19
Панагушина Елена Аркадьевна