Рабочая программа внеурочной деятельности во 2–3 классах «Занимательная математика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка « Занимательная математика» ориентирована на общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности младших школьников второго и третьего класса.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.
Программа рассчитана на 68 часов на 2 года с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Цель: привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике.
Задачи:
· создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
· развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
· развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· воспитание настойчивости, инициативы
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
§ самоопределение
§ смыслообразование
§ самооценка и личностная саморегуляция
§ нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать правило в планировании контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Занимательная математика» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Ученик научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Ученик научится:
• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2 КЛАСС (34 часа).
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Из истории математики. |
3 |
1 |
Старинные системы записи чисел |
1 |
2 |
Из истории чисел и цифр |
1 |
3 |
Как люди учились считать |
1 |
|
Развитие познавательных способностей. |
19 |
4 |
Тренировка внимания |
4 |
5 |
Тренировка памяти |
4 |
6 |
Поиск закономерностей |
4 |
7 |
Совершенствование воображения |
4 |
8 |
Развитие быстроты реакции |
3 |
|
Олимпиадные задания по математике. |
9 |
9 |
Занимательные задачи. |
2 |
10 |
Логические задачи для юных математиков. |
2 |
11 |
Задачи повышенной трудности. |
1 |
12 |
Решение нестандартных задач. |
1 |
13 |
Математические тренажёры. |
1 |
14 |
Блиц - турнир по решению задач |
1 |
15 |
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» |
1 |
|
Очень важную науку постигаем мы без скуки. |
3 |
16 |
Задачи в стихах. |
1 |
17 |
Экспромт - задачки и математические головоломки. |
1 |
18 |
Логические математические задачки-шутки. |
1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 3 КЛАСС (34 часа).
№ п/п
|
Наименование тем |
Кол-во часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
1 |
+ |
|
2 |
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
+ |
|
3 |
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
+ |
|
4 |
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
+ |
|
5 |
Римские цифры. Как читать римские цифры? |
1 |
+ |
|
6 |
Решение логических задач |
1 |
|
+ |
7 |
Задачи с изменением вопроса. |
1 |
|
+ |
8 |
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
+ |
9 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
|
+ |
10 |
Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
+ |
11 |
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
1 |
|
+ |
12 |
Деление. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
+ |
13 |
Делится или не делится. |
1 |
|
+ |
14 |
Как люди научились считать |
1 |
+ |
|
15 |
Новогодние забавы. |
1 |
|
+ |
16 |
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
1 |
|
+ |
17 |
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
1 |
+ |
|
18 |
Игра «Веришь или нет». |
1 |
|
+ |
19 |
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
1 |
|
+ |
20 |
Интересные приемы устного счёта. |
1 |
+ |
|
21 |
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
1 |
|
+ |
22 |
Математические фокусы. |
1 |
|
+ |
23 |
Конкурс знатоков. |
1 |
|
+ |
24 |
Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
1 |
|
+ |
25 |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
+ |
26 |
Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
1 |
|
+ |
27 |
Решение задач повышенной трудности. |
1 |
|
+ |
28 |
Игра «Цифры в буквах». |
1 |
|
+ |
29 |
КВМ «Царица наук». |
1 |
|
+ |
30 |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
+ |
31 |
Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
1 |
|
+ |
32 |
Игра «Поле чудес». |
1 |
|
+ |
33 |
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
1 |
|
+ |
34 |
Интеллектуальный марафон. |
1 |
|
+ |
Список литературы.
1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя - М., Просвещение, 2010г.
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
4. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989.
7. Ресурсы Интернета.
Ильина Оксана Геннадьевна
Устинова Людмила Валентиновна