12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Крючкова Любовь Ивановна392 Учитель начальных классов. Россия, Московская обл., Кашира Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зелёные страницы» для 1 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Богатищевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Богатищевская СОШ»
____________ /Нежинская М.В./
Приказ №__________ от ___________2017г.
рабочая программа учителя
Крючковой Любови Ивановны
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Зелёные страницы»
(название)
социальное
(направление)
1класс
п. Богатищево
г.о. Кашира
Московской области
2017-2018 уч. г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни, к деятельности, направленной на его охрану и созидание. формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы:
методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности.
Формы организации деятельности младших школьников в процессе реализации данной программы:
занятия- семинары в рамках научного клуба; интеллектуальные игры; открытые мероприятия для родителей и с родителями. Особенно важны для реализации программы интеллектуальные игры, в процессе которых выявляются индивидуальные особенности учащихся, развивается их лингвистическое мышление, происходит обогащение опыта взаимодействия с другими людьми, усвоение отечественных культурных традиций и нравственных ценностей. Последовательность изучения тем отражает логику образовательного маршрута младших школьников в развитии их познавательной активности, в том числе и на основе лингвистического материала. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника.
Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 6 – 7 лет
Объём часов, отпущенных на занятия – 33 часа
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностные:
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, поведения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия;
- прогнозирование уровня усвоения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные:
- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию, разрешение конфликтов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Предметные:
- осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества;
– определять роль в природе различных групп организмов;
- формирование представления о природе как развивающейся системе;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– использовать экологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
– понимать смысл экологических терминов.
Обучающийся научится:
- проявлять интерес к познанию мира природы;
- наиболее типичных представителей животного мира России,
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие).
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ | Содержание курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации и виды деятельности. |
Введение (1 ч) | |||
1 | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «экология?»Что такое экология? Игра «Лото» | Знакомство с правилами поведения. Игра «Лото» | Практическая работа. Игра. |
Дикие животные (21ч) | |||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | Загадки, беседа, чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк». | Практическая работа, беседа. |
3 | Лиса. «Лиса Патрикеевна» | Особенности поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост», работа по содержанию рассказа. | Беседа. Проект «Лисичка – сестричка». |
4 | Серый хищник - волк | Ребусы, чтение рассказа Евгения Чарушина «Волчишко», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась» | Практическая работа в группах. |
5 | Медведь - хозяин леса - | Викторина, беседа, чтение рассказа «Рассказ о медведе». беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами. Составление портрета «Медведь». | Составление портрета, беседа. |
6 | Любознательная белка | Поведение и повадки белки, разгадывание ребусов, чтение рассказа «Рассказ о белочке». Работа в группах – «Нарисуй белку» | Работа в группах. |
7 | Рысь. | Знакомство с рысью, рассказ Евгения Чарушина «Рысь». Творческая работа «Сочини загадку» | Творческая работа. |
8 | Лось | Пословицы и загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа Г. Я. Снегирёва обсуждение, работа в группах «Собери мозаику» | Работа в группах. |
9 | Колючий ёжик | Викторина, рассказ М.М. Пришвина «Ёж». Творческая работа «Сочини сказку» | Творческая работа. |
10 | Подземный житель – крот. Король грызунов (бобры) | Интересные факты о бобрах для детей: среда обитания, уход и питание. Бобровые зубы. Бобровая шуба. Бобровый хвост. Бобровые хатки и плотины. Загадки, Игра: «Поле чудес» | Игра. |
11 | Всеядное животное — барсук | Разгадывание кроссвордов, загадок, интересные факты. Чтение рассказа К. Паустовского «Барсучий нос», обсуждение. Работа в группах «Нарисй портрет» | Работа в группах, беседа. |
12 | Крот. | Загадки, рассказ В.Зотова «Земляные холмики», конкурс рисунков. | Творческая работа. |
13 | Запасливый бурундук | Знакомство с бурундуком, разгадывание загадок. Чтение рассказа И.С. Соколова - Микитова «Бурундук, обсуждение, беседа. | Беседа. |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа Г. Я. Снегирёва «Кабаны». Викторина «Кто? Где? Когда? | Викторина |
15 | Летучие мыши. | Интересные факты, сообщения учащихся, Чтение рассказа «Мышиные истории». Конкурс «Вылепи мышку». | Творческая работа. |
16 | Рысь | Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Рысь». Сочини загадку. | Творческая работа. |
17 | Смышлёный зверёк - соболёк | Интересные факты, разгадывание загадок, игра «Узнай по описанию». | Игра. |
18 | Слон. | Ребусы. Интересные факты. Чтение рассказа Б. Жидкова «Про слона». Проект «Что мы знаем про слона?» | Творческая работа. |
19 | Обезьяна. | Интересные факты.Чтение рассказа «Рассказ про обезьяну детям». Проект «Обезьны». | Творческая работа. |
20 | Тигр | Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа «Рассказ о тигре детям». Составление портрета. | Творческая работа. |
21 | Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | Лес-дом лесных животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». | Викторина |
22 | «Красная книга» животных Московской области. | Составление «Красной книги» животных Московской области. | Практическая работа |
Пернатые жители (14 часов) | |||
23 | Воробей. | Пословицы, загадки. Разучивание стихотворения «Где обедал воробей?». Изготовление кормушек. | Практическая работа |
24 | Баклан. | Интересные факты. Чтение и анализ рассказа «Птица баклан». Прослушивание фонограммы. Игра «Узнай голос». | Игра |
25 | Филин. | Загадки. Чтение и анализ рассказа «Леший». Составление словесного портрета. Сочини загадку. | Творческая работа. |
26 | Ворона | Легенды о воронах. Народные приметы. Чтение рассказа «Ворона», работа над содержанием. Поговорки. Конкурс «Нарисуй ворону». Игра «Вороньи гнезда». | Конкурс «Нарисуй ворону». |
27 | Ворон | Интересные факты. Приметы. Поэтическая страница. | Игра «Ворон» |
28 | Дятел | Беседа: «Почему его так назвали?», загадки, народными приметами. Чтение и анализ рассказа «Дятел». Конкурс «Отчего? Почему?» | Беседа. Конкурс «Отчего? Почему?» |
29 | Соловей | Интересные факты, сообщения учеников, инсценировка стихотворения Т. Лавровой «Соловей». Чтение и анализ сказки «Сказка о соловье». Мини – проект «Соловей – певец земли». | Мини-проект. |
30 | Галка | Загадки, разгадывание кроссворда народные приметы. Чтение и анализ рассказа Б. Жидкова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». | Работа в группах. |
31 | Проект «Наши пернатые друзья» | Работа над проектом. | Мини-проект. |
32 | Выпуск «Жалобной книги природы». Изготовление условных знаков и экологических памяток. | Беседа о природе, о её состоянии, о правилах поведения в природе. Правила поведения в природе. Беседа «Для чего нужны условные знаки?» | Творческая работа. |
33 | Проект «Экологическая лаборатория» | Работа над проектом. | Мини-проект. |
4. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Введение | 1ч. |
2 | Дикие животные | 21 |
3 | Пернатые жители | 11 |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Примечание | |||
По плану | Факт | |||||
Введение 1ч. | ||||||
1 | 1неделя | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «экология?» Что такое экология? Игра «Лото» | ||||
Дикие животные (21 ч) | ||||||
2 | 2 неделя | Заяц - «Длинное ухо» | ||||
3 | 3 неделя | Лиса. «Лиса Патрикеевна» | ||||
4 | 4 неделя | Серый хищник - волк | ||||
5 | 5 неделя | Медведь - хозяин леса - | ||||
6 | 6 неделя | Любознательная белка | ||||
7 | 7 неделя | Рысь. | ||||
8 | 8 неделя | Лось | ||||
9 | 9 неделя | Колючий ёжик | ||||
10 | 10 неделя | Подземный житель – крот. Король грызунов (бобры) | ||||
11 | 11 неделя | Всеядное животное — барсук | ||||
12 | 12 неделя | Крот. | ||||
13 | 13 неделя | Запасливый бурундук | ||||
14 | 14 неделя | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | ||||
15 | 15 неделя | Летучие мыши. | ||||
16 | 16 неделя | Рысь | ||||
17 | 17 неделя | Смышлёный зверёк - соболёк | ||||
18 | 18 неделя | Слон. | ||||
19 | 19 неделя | Обезьяна. | ||||
20 | 20 неделя | Тигр | ||||
21 | 21 неделя | Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | ||||
22 | 22 неделя | Составление «Красной книги» животных Московской области. | ||||
Пернатые жители (11 часов) | ||||||
23. | 23неделя | Воробей. | ||||
24 | 24 неделя | Баклан. | ||||
25 | 25 неделя | Филин. | ||||
26 | 26 неделя | Ворона | ||||
27 | 27 неделя | Ворон | ||||
28 | 28 неделя | Дятел | ||||
29 | 29 неделя | Соловей | ||||
30 | 30 неделя | Галка | ||||
31 | 31 неделя | Проект «Наши пернатые друзья» | ||||
32 | 32 неделя | Выпуск «Жалобной книги природы». Изготовление условных знаков и экологических памяток. | ||||
33 | 33 неделя | Проект «Экологическая лаборатория» |
Согласовано
Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./
«____» ___________ 2017 г.