12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Крючкова Любовь Ивановна382
Учитель начальных классов.
Россия, Московская обл., Кашира

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор МБОУ

«Богатищевская СОШ»

____________ /Нежинская М.В./

Приказ №__________ от ___________2017г.

 

 

рабочая программа учителя

 

Крючковой Любови Ивановны

 

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Зелёные страницы»

(название)

социальное

(направление)

1класс

п. Богатищево

г.о. Кашира

Московской области

2017-2018 уч. г.


 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.

Цели и задачи реализации программы.

 Цель: подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни, к деятельности, направленной на его охрану и созидание. формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

 Задачи:

- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

- формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

- формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

- развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы:

методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Принципы программы


Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности.

Формы организации деятельности младших школьников в процессе реализации данной программы:

занятия- семинары в рамках научного клуба; интеллектуальные игры; открытые мероприятия для родителей и с родителями. Особенно важны для реализации программы интеллектуальные игры, в процессе которых выявляются индивидуальные особенности учащихся, развивается их лингвистическое мышление, происходит обогащение опыта взаимодействия с другими людьми, усвоение отечественных культурных традиций и нравственных ценностей. Последовательность изучения тем отражает логику образовательного маршрута младших школьников в развитии их познавательной активности, в том числе и на основе лингвистического материала. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника.

Направления реализации программы


1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.


 

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 6 – 7 лет

Объём часов, отпущенных на занятия – 33 часа

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. 

Личностные:

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, поведения;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение планировать свои действия;

- прогнозирование уровня усвоения;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные:

- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение, классификацию ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию, разрешение конфликтов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

Предметные:

- осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества;

определять роль в природе различных групп организмов;

- формирование представления о природе как развивающейся системе;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

использовать экологические знания в быту;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

- объяснять мир с точки зрения экологии;

перечислять отличительные свойства живого;

различать основные группы живых организмов;

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

понимать смысл экологических терминов.

Обучающийся научится:

- проявлять интерес к познанию мира природы;

- наиболее типичных представителей животного мира России,

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие).

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Содержание курса

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации и виды деятельности.

Введение (1 ч)

1

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «экология?»Что такое экология? Игра «Лото»

Знакомство с правилами поведения. Игра «Лото»

Практическая работа. Игра.

Дикие животные (21ч)

2

Заяц - «Длинное ухо»

Загадки, беседа, чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк».

Практическая работа, беседа.

3

Лиса. «Лиса Патрикеевна»

Особенности поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост», работа по содержанию рассказа.

Беседа. Проект «Лисичка – сестричка».

4

Серый хищник - волк

Ребусы, чтение рассказа Евгения Чарушина «Волчишко», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась»

Практическая работа в группах.

5

Медведь - хозяин леса -

Викторина, беседа, чтение рассказа «Рассказ о медведе».

беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами. Составление портрета «Медведь».

Составление портрета, беседа.

6

Любознательная белка

Поведение и повадки белки, разгадывание ребусов, чтение рассказа «Рассказ о белочке».

Работа в группах – «Нарисуй белку»

Работа в группах.

7

Рысь.

Знакомство с рысью, рассказ Евгения Чарушина «Рысь».

Творческая работа «Сочини загадку»

Творческая работа.

8

Лось

Пословицы и загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа Г. Я. Снегирёва

обсуждение, работа в группах «Собери мозаику»

Работа в группах.

9

Колючий ёжик

Викторина, рассказ М.М. Пришвина «Ёж». Творческая работа «Сочини сказку»

Творческая работа.

10

Подземный житель – крот. Король грызунов (бобры)

Интересные факты о бобрах для детей: среда обитания, уход и питание. Бобровые зубы. Бобровая шуба. Бобровый хвост. Бобровые хатки и плотины. Загадки, Игра: «Поле чудес»

Игра.

11

Всеядное животное — бар­сук

Разгадывание кроссвордов, загадок, интересные факты. Чтение рассказа  К. Паустовского «Барсучий нос», обсуждение. Работа в группах «Нарисй портрет»

Работа в группах, беседа.

12

Крот.

Загадки, рассказ В.Зотова «Земляные холмики», конкурс рисунков.

Творческая работа.

13

Запасливый бурундук

Знакомство с бурундуком, разгадывание загадок. Чтение рассказа И.С. Соколова - Микитова «Бурундук, обсуждение, беседа.

Беседа.

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа Г. Я. Снегирёва «Кабаны». Викторина «Кто? Где? Когда?

Викторина

15

Летучие мыши.

Интересные факты, сообщения учащихся, Чтение рассказа «Мышиные истории». Конкурс «Вылепи мышку».

Творческая работа.

16

Рысь

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Рысь». Сочини загадку.

Творческая работа.

17

Смышлёный зверёк - соболёк

Интересные факты, разгадывание загадок, игра «Узнай по описанию».

Игра.

18

Слон.

Ребусы. Интересные факты. Чтение рассказа Б. Жидкова «Про слона». Проект «Что мы знаем про слона?»

Творческая работа.

19

Обезьяна.

Интересные факты.Чтение рассказа «Рассказ про обезьяну детям». Проект «Обезьны».

Творческая работа.

20

Тигр

Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа «Рассказ о тигре детям». Составление портрета.

Творческая работа.

21

Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

Лес-дом лесных животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных».

Викторина

22

«Красная книга» животных

Московской области.

Составление «Красной книги» животных Московской области.

Практическая работа

Пернатые жители (14 часов)

23

Воробей.

Пословицы, загадки. Разучивание стихотворения «Где обедал воробей?». Изготовление кормушек.

Практическая работа

24

Баклан.

Интересные факты. Чтение и анализ рассказа «Птица баклан». Прослушивание фонограммы. Игра «Узнай голос».

Игра

25

Филин.

Загадки. Чтение и анализ рассказа «Леший». Составление словесного портрета. Сочини загадку.

Творческая работа.

26

Ворона

Легенды о воронах. Народные приме­ты. Чтение рассказа «Ворона», работа над содержанием. Поговорки. Конкурс «Нарисуй ворону». Игра «Вороньи гнезда».

Конкурс «Нарисуй ворону».

27

Ворон

Интересные факты. Приметы. Поэтическая страница.
Дети читают стихи о вороне. Игра «Ворон» 

Игра «Ворон» 

28

Дятел

Беседа: «Почему его так назвали?», загадки, народными приметами. Чтение и анализ рассказа «Дятел». Конкурс «Отчего? Почему?»

Беседа. Конкурс «Отчего? Почему?»

29

Соловей

Интересные факты, сообщения учеников, инсценировка стихотворения Т. Лавровой «Соловей». Чтение и анализ сказки «Сказка о соловье». Мини – проект «Соловей – певец земли».

Мини-проект.

30

Галка

Загадки, разгадывание кросс­ворда народные приметы. Чтение и анализ рассказа Б. Жидкова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Работа в группах.

31

Проект «Наши пернатые друзья»

Работа над проектом.

Мини-проект.

32

Выпуск «Жалобной книги природы». Изготовление условных знаков и экологических памяток.

Беседа о природе, о её состоянии, о правилах поведения в природе. Правила поведения в природе. Беседа «Для чего нужны условные знаки?»

Творческая работа.

33

Проект «Экологическая лаборатория»

Работа над проектом.

Мини-проект.

4. Тематическое планирование.

Тема занятия

Часы

1

Введение

1ч.

2

Дикие животные

21

3

Пернатые жители

11

5. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Примечание

 

По плану

Факт

 

Введение 1ч.

 

1

1неделя

 

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «экология?» Что такое экология? Игра «Лото»

   

Дикие животные (21 ч)

 

2

2 неделя

 

Заяц - «Длинное ухо»

   

3

3 неделя

 

Лиса. «Лиса Патрикеевна»

   

4

4 неделя

 

Серый хищник - волк

   

5

5 неделя

 

Медведь - хозяин леса -

   

6

6 неделя

 

Любознательная белка

   

7

7 неделя

 

Рысь.

   

8

8 неделя

 

Лось

   

9

9 неделя

 

Колючий ёжик

   

10

10 неделя

 

Подземный житель – крот. Король грызунов (бобры)

   

11

11 неделя

 

Всеядное животное — бар­сук

   

12

12 неделя

 

Крот.

   

13

13 неделя

 

Запасливый бурундук

   

14

14 неделя

 

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

   

15

15 неделя

 

Летучие мыши.

   

16

16 неделя

 

Рысь

   

17

17 неделя

 

Смышлёный зверёк - соболёк

   

18

18 неделя

 

Слон.

   

19

19 неделя

 

Обезьяна.

   

20

20 неделя

 

Тигр

   

21

21 неделя

 

Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

   

22

22 неделя

 

Составление «Красной книги» животных Московской области.

   
     

Пернатые жители (11 часов)

   

23.

23неделя

 

Воробей.

   

24

24 неделя

 

Баклан.

   

25

25 неделя

 

Филин.

   

26

26 неделя

 

Ворона

   

27

27 неделя

 

Ворон

   

28

28 неделя

 

Дятел

   

29

29 неделя

 

Соловей

   

30

30 неделя

 

Галка

   

31

31 неделя

 

Проект «Наши пернатые друзья»

   

32

32 неделя

 

Выпуск «Жалобной книги природы». Изготовление условных знаков и экологических памяток.

   

33

33 неделя

 

Проект «Экологическая лаборатория»

   

Согласовано

Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./

«____» ___________ 2017 г.

Дата проведения:  
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.