12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ярошинская Светлана Эдмундовна113
Россия, Омская обл., Омск

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Азбука этикета»

для 1 - 3 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1

Составитель:

учитель начальных классов

Ярошинская Светлана Эдмундовна

 

Омск, 2017

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273 – Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12».

Актуальность создания программы «Азбука этикета» обусловлена необходимостью совершенствования форм, методов и средств воспитания обучающихся с умственной отсталостью, погружения их в атмосферу нравственно-эстетического отношения к окружающим. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Обучающему с умственной отсталостью необходимо дать возможность развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей.

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения детей с легкой степенью отсталости.

Задачи:

1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

5.Формирование навыков поведения в повседневной жизни.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

2. Общая характеристика учебного предмета

Правилами этикета должен владеть каждый человек. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях.

Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.

Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах. Основные правила довольно просты, но детям с умственной отсталостью нелегко их освоить. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут казусов. А это способствует повышению детской самооценки и формированию целостной личности. Важно, чтобы ребенок еще в самом раннем возрасте чувствовал себя уверенным.

«Азбука этикета» учит учащихся:

Знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Азбука этикета» входит в образовательную область «Внеурочная деятельность» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника с лёгкой степенью умственной отсталостью.

Программа «Азбука этикета» разработана на основе личностно-ориентированного подхода в условиях адаптивной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы реализации программы:

- доступность (индивидуально личностный подход к каждому ребенку);

- систематичность и последовательность;

- наглядность;

- коллективизм.

Для достижения поставленных задач на занятиях будут использоваться следующие методы и формы работы:

этический диалог;

фронтальная беседа;

игровые виды деятельности;

игры по этикету;

групповая деятельность;

работа в парах.

Программа по курсу «Азбука этикета» рассчитана для учащихся 1- 3 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

4. Ожидаемые результаты освоения программы

Рабочая программа «Азбука этикета» для 1-3 классов направлена на достижение учащимися определенных результатов.

В результате прохождения программного материала к концу

1 класса учащиеся научатся:

1. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

2. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

3. Знать правила поведения в школе и на улице.

4. Уметь пригласить в гости.

5. Употребление вежливых слов в общении людьми.

6. Уметь выполнять обещание.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса учащиеся научатся:

1. Быть доброжелательными.

2. Соблюдать этикет в кафе, кино, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Знать правила общения по телефону.

5. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

6. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса учащиеся научатся:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

3.Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло.

Результаты оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - не умеет, не научился;

1 баллов - выполняет задания с помощью учителя;

2 балла - допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;

3 балла - выполняет все самостоятельно.

Уровень обученности:

Высокий (В) -от 9-12 баллов,

Средний (С) -5-8 баллов,

Низкий (Н) - 1-4 балла,

Нулевой (О) - 0 баллов

6. Содержание курса

Содержание курса «Азбука этикета» включает следующие разделы:

- Этикет - компонент поведенческой культуры;

- Школьный этикет;

- Этикет;

- Этика отношений с окружающими;

- Этика общения с друзьями

 

Наименование раздела

Всего часов

1

Этикет - компонент поведенческой культуры

2

2

Школьный этикет

9

3

Этикет

7

4

Этика отношений с окружающими

9

5

Этика общения с друзьями

7

 

Итого

34 ч

 

 

 

1 класс

Этикет - компонент поведенческой культуры (2 ч)

Что такое культура поведения. Что такое этикет.

Школьный этикет (9 ч)

Знакомство со школой. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. В школьной столовой. Школьные принадлежности. Школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

Этикет (7 ч)

Простые правила этикета. Повседневный этикет Весёлые правила хорошего тона. Для чего человеку нужна семья. Правила поведения за столом. Как вести себя во время разговора. Правила поведения в общественных местах. Соблюдение правил этикета на улице.

Этика отношений с окружающими (9 ч)

Учимся представляться. Мимика и жесты. Зачем нужны «вежливые слова» (доброжелательность). Обидные слова. Правила поведения мальчика по отношению к девочке. Я люблю маму милую мою. Употребление вежливых слов в общении. Люби всё живое.

Этика общения с друзьями (6 ч)

Слова – приветствия. Мои друзья. О дружбе мальчиков и девочек. Мои одноклассники. Как вести себя во время разговора. Золотое правило общения.

2 класс

Этикет - компонент поведенческой культуры (2 ч)

Что такое этикет. Я стараюсь понравиться всем.

Школьный этикет (9 ч)

Правила поведения в школе. Школьная дисциплина. Твоя школа. Твой класс. Операция «Чистюля». Соблюдение этикета в столовой. Наблюдение за учащимися. Правило обращения с учебником. «Сколько стоит учебник». Надо ли соблюдать этикет в школе? Игра «Вопросы - ответы».

Этикет (7 ч)

Этикет дома, в гостях, в общественных местах. Праздничный этикет. Правила семейного этикета. Какая в доме есть посуда? Правила поведения в кафе. Практикум «Мы покупатели в магазине». Приятный пассажир. Правила поведения в транспорте.

Этика отношений с окружающими (9 ч)

Памятка жизненных правил. От чего зависит настроение. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. О недостатках и достоинствах человека. С взрослыми и сверстниками. Правила добрых и вежливых поступков. Правила вежливости. Памятка «жизненных правил.

Этика общения с друзьями (6 ч)

Что такое «дружба». Советуем друг другу. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Поговорил бы кто со мной. Опасные ситуации. Правила общения по телефону.

 

3 класс

Этикет - компонент поведенческой культуры (2 ч)

Соблюдение этикета - важное условие общения. Значение этикета.

Школьный этикет (9 ч)

Чем мы будем заниматься в этом году? Обязанности ученика в школе и дома. Отношение к учителю. Соблюдение режима дня школьника. Премудрости школьного этикета. Поведение и дисциплина. Порядок в классе. Внешний вид ученика.

Этикет (7 ч)

Этикет в нашей жизни. Как речевые манеры раскрывают человека. Как создать домашний уют. Семейные праздники. Сервировка стола. О чем можно и нельзя говорить. Правила пользования телефоном. Культура внешнего вида.

Этика отношений с окружающими (9 ч)

Наши заповеди общения. О хороших и дурных привычках. Как понравиться людям. Мои недостатки и достоинства. Отношение поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение? Поздравляем наших мам. Правила толерантного общения. Правила поведения в природе.

Этика общения с друзьями (7 ч)

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. О зависти и скромности. Как поддерживать дружеские отношения. Этикет дружбы.

Приходилось ли Вам общаться в сети? Сетевой этикет.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Фронтальная форма применяется, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всей группой обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. Учитель ведет работу со всей группой одновременно, обобщается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечение школьников в обсуждение вопросов.

Групповая форма применяется для решения всех основных проблем: закрепления и повторения, нового материала. Групповая работа учителя выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы. В выполнении групповых заданий школьники приучаются к коллективным методам работы. Всем членам группы рекомендуется излагать свои мнения, не перебивая друг друга. Работа в группах, стала привычным традиционным элементом художественной деятельности учащихся.

Парная форма применяется, когда в группе работают два человека. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Парная форма применяется при слушании объяснения учителя. Часто работа в паре предполагает взаимное обучение. Целью этой работы научить детей общаться друг с другом.

Индивидуальная форма работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником заданий, а также индивидуальная помощь педагогом конкретному ученику

Календарно - тематическое планирование курса «Азбука Этикета»

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

Этикет - компонент поведенческой культуры

1.Что такое культура поведения

1.Что такое этикет

1. Соблюдение этикета - важное условие общения

2.Что такое этикет

2. Я стараюсь понравиться всем

2. Значение этикета

Школьный этикет

1.Знакомство со школой

Правила поведения в школе. Школьная дисциплина

Чем мы будем заниматься в этом году?

2.Мы пришли на урок

Твоя школа

Обязанности ученика в школе и дома

3. Зачем нужны перемены?

Твой класс

Отношение к учителю

4. Правила поведения в гардеробе

Операция «Чистюля»

Соблюдение режима дня школьника

5. В школьной столовой

Соблюдение этикета в столовой. Наблюдение за учащимися

Премудрости школьного этикета

7.Правила поведения в библиотеке

Правило обращения с учебником.

Поведение и дисциплина

8.Школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке

«Сколько стоит учебник»

Порядок в классе

9.Правила поведения в школьном дворе

Надо ли соблюдать этикет в школе? Игра «Вопросы - ответы»

Внешний вид ученика

Этикет

1.Простые правила этикета

Этикет дома, в гостях, в общественных местах

Этикет в нашей жизни

2.Повседневный этикет Весёлые правила хорошего тона

Праздничный этикет

Как речевые манеры раскрывают человека

3. Для чего человеку нужна семья

Правила семейного этикета

Как создать домашний уют. Семейные праздники

4.Правила поведения за столом

Какая в доме есть посуда?

Сервировка стола

5.Как вести себя во время разговора

Правила поведения в кафе

О чем можно и нельзя говорить

6. Правила поведения в общественных местах

Практикум «Мы покупатели в магазине

Правила пользования телефоном

7.Соблюдение правил этикета на улице

Приятный пассажир.

Правила поведения в транспорте

Культура внешнего вида

Этика отношений с окружающими

1.Учимся представляться

Памятка жизненных правил

Наши заповеди общения

2. Мимика и жесты

От чего зависит настроение

О хороших и дурных привычках

3.Зачем нужны «вежливые слова» (доброжелательность)

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

Как понравиться людям

5. Обидные слова

О недостатках и достоинствах человека

Мои недостатки и достоинства

6. Правила поведения мальчика по отношению к девочке

Со взрослыми и сверстниками

Отношение поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение?

7.Я люблю маму милую мою

Правила добрых и вежливых поступков

Поздравляем наших мам

8. Употребление вежливых слов в общении

Правила вежливости

Правила толерантного общения

9.Люби всё живое

Соблюдение режима дня, умение организовать свой труд дома

Правила поведения в природе

Этика общения с друзьями

1.Слова – приветствия

Что такое «дружба»

Чтобы быть коллективом

2.Мои друзья

Советуем друг другу

Коллектив начинается с меня

3. О дружбе мальчиков и девочек

Общее и особенное для мальчиков и девочек

О зависти и скромности

4.Мои одноклассники

Поговорил бы кто со мной

Как поддерживать дружеские отношения

5.Как вести себя во время разговора

Опасные ситуации

Этикет дружбы

6. Золотое правило общения

Правила общения по телефону

Приходилось ли Вам общаться в сети? Сетевой этикет

     

Список используемой литературы:

1.Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983.

2.Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.

3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. Екатерибург. 2002.

4.Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.

5.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.

6.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.

7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.

8.Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.

9.Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.

10. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон-информ, 2014.

11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.

12. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие для 1 класса. М., Рост, 2015.

Технические средства обучения:

Классная доска.

Компьютер.

Интернет – ресурсы к занятиям по этикету.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.