Рабочая программа по предмету «Технология» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 6 December 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ № 3

664020, г. Иркутск, улица Ленинградская, дом 75, тел. 32-91-55, 32-91-54

t1607266887aa.gif

Согласовано с руководителем СП

эстетико-прикладного цикла и физической культуры

Дубова Т.А.

протокол №1 от 25.08.2020

 

подпись РСП

Согласовано с заместителем директора ______

Токарева М.И.

 

 

 

подпись зам. директора

Утверждено приказом директора МБОУ г. Иркутска гимназии №3

317 от 28.08.2020

 

________________ Трошин А. С.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Технология» для 5 классов

Срок реализации программы 1 года

 

 

 

Составитель программы:

Безденежных П.В., учитель технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2020 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общая характеристика программы

 

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) 2015 г., требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) 2010 г., федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с применением авторских рабочих программ Глозман, Е. С., Кудакова Е.Н. «Технология. 5-9 классы. Рабочая программа» [1] и Тищенко, А. Т., Синица Н.В. «Технология: рабочая программа: 5—9 классы» [2].

Рабочая программа включает в себя содержание, тематическое планирование, планируемые результаты обучения. Как приложение 1 к программе включены методические материалы, приложение 2 примерные оценочные материалы.

Программа реализуется из расчета 2 часов в неделю в 5 классах.

 

Количество учебных недель

34

Количество часов в неделю

2 ч/нед

Количество часов в год

68

 

Уровень подготовки учащихся: базовый

Место предмета в учебном плане: обязательная часть

 

Учебно-методический комплекс:

Тищенко, А. Т. Технология : рабочая программа: 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.

Тишенко А.Т. Синица Н.В. Технология. 5 класс. Учебник – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник», 2018 – 240 с.

Глозман, Е. С. Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — 132 с.

Кожина О.А., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Учебник - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник», 2018 – 256 с.
 

Цели изучения учебного предмета «Технология»:

 

формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

формирование проектно-технологического мышления обучающихся;

уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;

овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

 

Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов.

Лабораторно-практические работы выполняются по материаловедению, машиноведению, обработке пищевых и текстильных материалов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных, кулинарных работ, выполнение индивидуальных и коллективных исследовательских и творческих проектных работ, развитие конструкторских, творческих, коммуникативных навыков обучающихся.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

 

БАЗОВЫЕ МОДУЛИ

 

Модуль «Производство и технологии»

 

Тема 1. Организация рабочего места.

 

Основы промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности. Понятие «эргономика». Организация рабочего места ученика.

 

Тема 2. Основы конструирования и моделирования.

Преобразующая деятельность человека и технологии. Основы графической грамоты. Эскиз. Основные понятия о машине, механизмах, деталях. Техническое конструирование и моделирование. Технологический процесс.

 

Тема 3. Информационные технологии и продукты.

 

Понятие «информационные технологии». Области применения информационных технологий. Электронные документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность.

 

Тема 4. Технологии ведения дома.

 

Понятие об интерьере. Основные вопросы планировки кухни Оформление кухни

 

Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов»

 

Тема 9. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов

 

Столярно-механическая мастерская. Столярный инструмент. Характеристика дерева и древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы. Технологический процесс конструирования и изготовления изделий из древесины. Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины. Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины. Технологии отделки изделий из конструкционных материалов. Идеи творческих проектов.

 

Тема 11. Технологии получения и преобразования текстильных материалов

 

Рабочее место закройщика, портного, швеи. Правила безопасной организации рабочего места в щвейной мастерской.

Текстильные волокна Текстильные волокна: натуральные и химические. Хлопчатник. Лён. Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Технология производства тканей. Технологии выполнения ручных швейных операций. Основные приёмы влажно-тепловой обработки швейных изделий. Влажно-тепловая обработка. Терморегулятор утюга. Правила безопасной работы с утюгом. Требования к выполнению влажно-тепловой обработки.

 

Модуль «Компьютерная графика, черчение»

 

Тема 14. Инженерная графика.

 

Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов.

 

Тема 15. Компьютерная графика.

Программные продукты для построения 2-мерных изображений и чертежей. Программные продукты для построения 3-мерных изображений и моделей.

 

Тема 16. Основы дизайна.

 

Цвет в интерьере. Влияние цвета на психологическое состояние человека. Цвет в интерьере дома. Создание элементов интерьера.

 

Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование»

 

Тема 17. Макетирование и формообразование.

Назначение макетов и прототипов. Этапы выполнения макетов и прототипов.

 

Модуль «Робототехника»

 

Тема 19. Моделирование, программирование, автоматизация.

 

Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь. Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Электроника в робототехнике.

 

Модуль «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности»

 

Тема 25. Проектная и исследовательская деятельность.

 

Проектная деятельность и проектная культура. Проект. Проектирование. Творческий проект. Социальный проект. Индивидуальный и коллективный проекты. Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся Основные этапы выполнения практических заданий. Этапы проектирования: поисково-исследовательский, конструкторско-технологический, заключительный. Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками». Технология изготовления. Анализ проекта.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

 

Модуль «Растениеводство»

 

Тема 28. Растениеводство.

 

Классификация растений. Выращивание культурных растений. Способы размножения растений. Вегетативное размножение растений.

 

Модуль «Животноводство»

 

Тема 29. Животноводство.

 

Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные.

 

Модуль «Строительные материалы и технологии»

 

Тема 30. Строительные материалы и технологии.

 

Современные строительные материалы. Энергосберегающие технологии в строительстве.

 

 

 

Почасовое тематическое планирование по модулям и классам

 

Модули

Классы обучения

5

6

7

8

БАЗОВЫЕ МОДУЛИ

56

50

50

50

Производство и технологии

18

 

 

 

Компьютерная графика, черчение

6

 

 

 

3D-моделирование, прототипирование и макетирование

2

 

 

 

Технологии обработки материалов, пищевых продуктов

18

 

 

 

Робототехника

4

 

 

 

Автоматизированные системы

 

 

 

 

Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

8

 

 

 

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

 

 

 

 

Дополнительные модули

12

18

18

18

Растениеводство

4

 

 

 

Животноводство

4

 

 

 

Строительные материалы и технологии

4

 

 

 

Семейная экономика и основы предпринимательства

 

 

 

 

ВСЕГО:

68

68

68

68

 

 

Календарно-тематическое планирование обучающихся 5 классов

(подгруппа «А» (юноши))

п/п

Дата

план

Дата

факт

Наименование модулей курса, разделов,

тем уроков

Кол-во

часов

Примечание

 

 

 

Производство и технологии

18

 

 

 

 

Организация рабочего места

2

 

 

 

 

Основы промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности.

1

 

 

 

 

Понятие «эргономика». Организация рабочего места ученика.

1

 

 

 

 

Основы конструирования и моделирования

10

 

 

 

 

Преобразующая деятельность человека и технологии.

2

 

 

 

 

Основы графической грамоты. Эскиз.

2

 

 

 

 

Основные понятия о машине, механизмах, деталях.

2

 

 

 

 

Техническое конструирование и моделирование.

2

 

 

 

 

Технологический процесс.

2

 

 

 

 

Информационные технологии и продукты

2

 

 

 

 

Понятие «информационные технологии». Области применения информационных технологий. Электронные документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность.

2

 

 

 

 

Технологии ведения дома

2

 

 

 

 

Понятие об интерьере. Основные вопросы планировки кухни. Оформление кухни.

2

 

 

 

 

Компьютерная графика, черчение

6

 

 

 

 

Инженерная графика

2

 

 

 

 

Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов.

2

 

 

 

 

Компьютерная графика

2

 

 

 

 

Программные продукты для построения 2-мерных изображений и чертежей.

2

 

 

 

 

Программные продукты для построения 3-мерных изображений и моделей.

2

 

 

 

 

Основы дизайна

2

 

 

 

 

Цвет в интерьере. Влияние цвета на психологическое состояние человека.

2

 

 

 

 

3D-моделирование, прототипирование и макетирование

2

 

 

 

 

Макетирование и формообразование.

2

 

 

 

 

Назначение макетов и прототипов. Этапы выполнения макетов и прототипов.

2

 

 

 

 

Технологии обработки материалов, пищевых продуктов

18

 

 

 

 

Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов

12

 

 

 

 

Столярно-механическая мастерская. Столярный инструмент.

2

 

 

 

 

Характеристика дерева и древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы.

2

 

 

 

 

Технологический процесс конструирования и изготовления изделий из древесины.

2

 

 

 

 

Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины.

2

 

 

 

 

Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины.

2

 

 

 

 

Технологии отделки изделий из конструкционных материалов.

2

 

 

 

 

Технологии получения и преобразования текстильных материалов

6

 

 

 

 

Рабочее место закройщика, портного, швеи. Правила безопасной организации рабочего места в щвейной мастерской

1

 

 

 

 

Текстильные волокна. Производство ткани.

1

 

 

 

 

Технологии выполнения ручных швейных операций.

2

 

 

 

 

Основные приёмы влажно-тепловой обработки швейных изделий.

2

 

 

 

 

Робототехника

4

 

 

 

 

Моделирование, программирование, автоматизация

4

 

 

 

 

Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь.

2

 

 

 

 

Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Электроника в робототехнике.

2

 

 

 

 

Дополнительные модули

12

 

 

 

 

Растениеводство

4

 

 

 

 

Классификация растений. Выращивание культурных растений.

2

 

 

 

 

Способы размножения растений. Вегетативное размножение растений.

2

 

 

 

 

Животноводство

4

 

 

 

 

Животные организмы как объект технологии. Потребности человека, которые удовлетворяют животные.

2

 

 

 

 

Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Идеи для творческих проектов.

2

 

 

 

 

Строительные материалы и технологии

4

 

 

 

 

Современные строительные материалы

2

 

 

 

 

Энергосберегающие технологии в строительстве

2

 

 

 

 

Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

8

 

 

 

 

Творческий проект

8

 

 

 

 

Проектная деятельность и проектная культура

2

 

 

 

 

Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся

2

 

 

 

 

Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками». Технология изготовления.

2

 

 

 

 

Анализ проекта

2

 

 

 

 

Итого часов:

68

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

 

Результаты освоения программы по блокам:

 

Блок «ТЕХНОЛОГИЯ»: Современные технологии и перспективы их развития

 

Выпускник научится:

называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;

производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

 

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;

осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий

 

Блок «КУЛЬТУРА»: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

 

Выпускник научится:

проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; определять цели проектирования субъективно нового продукта;

анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в заданной ситуации; готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления (например, дизайн-мышление, ТРИЗ и др.);

описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения, инструкций и иной технологической документации;

выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;

планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования; применять базовые принципы управления проектами;

проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;

оценивать условия применимости технологии, в т.ч. с позиций экологической защищенности; применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

прогнозировать итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, самостоятельно проверять прогнозы;

в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения нового материального или информационного продукта;

выполнять изготовление материального продукта с заданными свойствами на основе технологической документации с применением элементарных и сложных рабочих инструментов /технологического оборудования; включая планирование, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), согласно задачам собственной деятельности /на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

следовать технологическому процессу, проводить оценку и испытание полученного продукта;

выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации).

 

 

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с потребностью/задачей деятельности; в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию изготовления на основе базовой технологии;

технологизировать личный опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или иной технологической документации;

оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.

 

Блок «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»: Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

 

Выпускник научится:

характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу;

характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;

разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;

анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;

анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.

 

Выпускник получит возможность научиться:

предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития;

характеризовать группы предприятий региона проживания;

получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда.

 

Индивидуальные результаты освоения программы выпускниками:

 

Личностные результаты освоения выпускниками программы:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

критичная обоснованная самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

 

Метапредметные результаты освоения выпускниками программы:

самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей

познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты освоения выпускниками программы:

в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

 

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

 

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

 

в эстетической сфере:

овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

участие в оформлении класса и гимназии, озеленении участка, прилегающего к зданию гимназии, стремление внести красоту в домашний быт;

 

в коммуникативной сфере:

практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в диспуте своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований и вопросов личной безопасности и безопасности окружающих;

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

 

Универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся при освоении программы

 

Регулятивные УУД

 

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

 

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Обучающийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задач;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

планировать свою деятельность для решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

 

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 

Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

подбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий, критериев и требований;

принимая полную ответственность, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в него и текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и при необходимости предлагать пути альтернативного решения и самостоятельно исправлять ошибки.

 

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

 

Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

 

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приёмы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 

Познавательные УУД

 

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 

Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

 

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 

Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата, проводить рефлексию.

 

8. Смысловое чтение.

 

Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

критически оценивать содержание и форму текста.

 

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Обучающийся сможет:

определять своё отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать своё отношение к природе через рисунки, эссе, модели, проектные работы.

 

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 

Обучающийся сможет:

формулировать оптимальные ключевые поисковые слова и запросы для минимизации времени поиска;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

критически оценивать источники информации и формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Коммуникативные УУД

 

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

выполнять определённую роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

 

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 

Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные тексты по существующим шаблонам и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

 

13. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

 

Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание эссе, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Приложение 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

Список литературы и электронных источников:

 

Глозман, Е. С. Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — 132 с.

Тищенко, А. Т. Технология : рабочая программа: 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.

Федеральный закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» - https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., № 1897 (в ред. от 31.12.2015 г., № 1577 - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602050011?index=20&rangeSize=1

Федеральный перечень учебников. Приказ Министерства просвещения РФ № 249 от 18.05.2020 г. – https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MinprosvescheniyaRossii-ot-18.05.2020-N-249/

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., № 189 (в ред. от 22.05.2019 г.) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_111395/

Приказ Министерства просвещения РФ № 465 от 03.09.2019 г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения ….., по созданию ……новых мест в общеобразовательных организациях ….» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_341857/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518/

Примерная основная образовательная программа основного общего образования - https://fgosreestr.ru/registry/пооп_ооо_06-02-2020/

 

 

Приложение 2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

Формы контроля освоения учащимися предметной области «Технология»

 

обзорный тест;

фронтальный опрос учащихся в ходе занятия;

контрольная работа по изученной теоретической части;

оценка практической работы на занятии.

 

Оценочные материалы:

 

Входной срез – 21-26.09.2020

Итоговая контрольная работа за I четверть – 12.10-17.10.2020

Итоговая контрольная работа за II четверть – 14.12-19.12.2020

Итоговая контрольная работа за III четверть – 09.03-15.03.2021

Защита творческих проектов – 10.05-22.05.2021

 

 

Тест. Деревообработка.

 

Вопрос № 1

 

Как называется графическое изображение детали, выполненное с помощью чертёжных инструментов в заданном масштабе?

 

чертёж

эскиз

технический рисунок

 

Вопрос № 2

 

Какие породы древесины относятся к хвойным?

дуб, берёза, клён

лиственница, сосна, ель

липа, осина

ольха, тополь

 

Вопрос № 3

Какая порода древесины является самой твёрдой из указанных?

липа

осина

дуб

ольха

 

Вопрос № 4

Как называется самая широкая плоскость доски?

торей

пласть

кромка

ребро

 

Вопрос № 5

Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

слесарь

столяр

токарь

 

 

 

Вопрос № 6

 

Как называется выполненная операция по нанесению контурных линий будущей детали на заготовку?

 

рисунок

 

чертёж

разметка

 

Вопрос № 7

 

помощью какого инструмента можно разметить на заготовке из древесины прямой угол (угол 90%)?

 

линейка

 

столярный угольник рубанок

 

Вопрос № 8

 

Назовите виды пиления в зависимости от направления разрезания волокон поперечное продольное смешанное все перечисленные виды

 

Вопрос № 9

Какой инструмент предназначен для окончательного чистового строгания? шерхебель рубанок шлифовальная шкурка

 

Вопрос № 10

Какой инструмент применяется для ручного сверления древесины? коловорот ручная дрель

все перечисленные инструменты

 

Вопрос № 11

 

Какой инструмент применяют при вытаскивании гвоздей из древесины? щипцы клещи кусачки

 

Вопрос № 12

В какую сторону должен быть направлен наклон зубьев пилки в лобзике?

сторону ручки (вниз);

к верхнему зажиму (вверх).

 

 

 

Тест. Деревообработка.

 

1.Из каких основных трех частей состоят деревья?

а) листья, крона, сердцевина;

 

б) бревно, доска, рейка;

в) ствол, крона, корни.

 

2.Рисунок, образованный годичными кольцами, называется…

а) эскиз;

б) текстура;

в) пиломатериал.

 

3.Шурупы для соединения различных деталей:

а) забивают;

б) завинчивают;

в) склеивают.

 

4.Коловорот - это…

а) инструмент для строгания древесины;

б) инструмент для сверления древесины;

в) инструмент для долбления древесины.

 

5.Приспособление, применяемое, для точного пиления реек называется…

 

а) рейсмус;

б) стусло;

в) угольник.

 

Какой инструмент применяют для строгания? а) шерхебель, рубанок; б) ножовка; в) дрель.

 

Из каких основных частей состоит рубанок? а) рожок, колодка и резец (нож);

б) рожок, колодка, резец (нож) и клин;

в) клин, колодка и рожок.


 

 

Чем оснащается рабочее место ученика в столярной мастерской? а) спецодеждой, инструментами, материалами;

 

б) столярным верстаком, необходимыми материалами и инструментами; в) письменным столом, спецодеждой и материалами.

 

 

9.Из какого материала изготавливают изделия в столярной мастерской; а) из металла;

б) из древесины;

в) из древесины, пластмассы и металла.

 

 

Какие вы знаете хвойные породы деревьев? а) сосна, дуб, осина;

б) ель, сосна, берёза;

в) пихта, сосна, ель.

 

11.По каким признакам различают древесину?

а) по цвету, запаху, текстуре, и твёрдости;

б) по цвету ядра, форме заболони, текстуре;

в) по запаху, годичным кольцам, твёрдости.

 

 

Какими клеями склеивают детали из древесины? а) канцелярским, резиновым и синтетическим клеями; б) глютиновым, костным и синтетическим клеями;

 

в) глютиновым, казеиновым или синтетическими клеями.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.