Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности для 4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска
241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56,
тел.: 51-65-73, 51-63-41,
факс: 51-65-73
E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ______________ «_______» ____________ 2018 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска ____________________Г.В.Сауткина Приказ № ________ от «____»________________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектно-исследовательской деятельности
для 4 класса
составитель:
учитель начальных классов
Коробова Эмма Валентиновна
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной проектно-исследовательской деятельности составлена на основе требований ФГОС.
На проведение проектно-исследовательской деятельности в 4 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю на 34 учебные недели.
По содержательной направленности программа является метапредметной, по функциональному предназначению – познавательно-исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой.
Срок реализации программы 2018719 уч. год
Планируемые результаты обучения:
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы (4 класс)
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Повторение (2ч)
Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч)
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Выбор темы, постановка цели и задач (3ч)
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (3ч)
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Выдвижение гипотез (3ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Источники информации. Повторение. (4ч)
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа (21 ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.
Обработка информации (12 ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (9ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Диагностика.
Обобщение материала. Правила оформления материала (6ч)
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Отчёт по собранному материалу (3ч)
Обработка информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (3ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Требования к оформлению работы. Повторение (3ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Устранение недочетов, уточнение выводов (8ч)
Оформление работы на компьютере (9ч)
Правила работы за компьютером..
Подготовка текста защиты проекта (3ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Подготовка презентации (3 ч)
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступления (5 ч)
Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.
Тематическое планирование внеурочной исследовательской деятельности
№п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
Повторение. 2 ч |
||||
1 |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? |
1 |
||
2 |
Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. |
1 |
||
Повторение этапов исследовательской работы |
2 ч |
|||
1 |
Этапы исследовательской работы и проекта |
1 |
||
2 |
Обсуждение готовых проектов. Обмен мнениями. |
1 |
||
Выбор темы, постановка цели и задач |
3 ч |
|||
1,2,3 |
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. |
3 |
||
Выбор путей решения. Составление плана работы |
3 ч |
|||
1,2,3 |
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. |
3 |
||
Выдвижение гипотез |
3 ч |
|||
1 |
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. |
1 |
||
2 |
Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если |
1 |
||
3 |
Проблема, выдвижение гипотез. |
1 |
||
Источники информации. Повторение. |
4 ч |
|||
1 |
Выбор путей решения. |
1 |
||
2 |
Правила проведения опроса, интервьюирования. |
1 |
||
3 |
Поиск объектов для опроса. |
1 |
||
4 |
Составление анкет, опросников, интервью |
1 |
||
Работа с источниками информации. |
21 ч |
|||
1,2,3 |
Отбор и анализ литературы по выбранной теме |
3 |
||
4,5,6 |
Работа с литературой, Интернет. |
3 |
||
7.8,9 |
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. |
3 |
||
10,11,12 |
Особенности чтения научно- популярной и методической литературы |
3 |
||
13,14,15 |
Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала |
3 |
||
16,17,18 |
Распределение ролей в группе. |
3 |
||
19.20,21 |
Распределение ролей в группе. |
3 |
||
Обработка информации |
12 ч |
|||
1,2,3 |
Обработка анкет. |
3 |
||
4,5,6 |
Оформление результатов анкетирования. |
3 |
||
7,8,9 |
Таблицы, схемы, чертежи. |
3 |
||
10,11,12 |
.Диаграммы. |
3 |
||
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. |
9 ч |
|||
1,2,3 |
Поиск ответов на поставленные вопросы. |
3 |
||
4,5.6 |
Эксперименты. |
3 |
||
7.8,9 |
Диагностика. |
3 |
||
Обобщение материала. Правила оформления материала |
6 ч |
|||
1,2,3 |
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. |
3 |
||
4,5,6 |
Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. |
3 |
||
Отчёт по собранному материалу |
3 ч |
|||
1,2,3 |
Обработка информации. |
|||
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию |
3 ч |
|||
Устранение недочетов, уточнение выводов. |
8 ч |
|||
Требования к оформлению работы. Повторение |
3 ч |
|||
1,2,3 |
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”. |
|||
Оформление работы на компьютере |
9 ч |
|||
Подготовка текста защиты проекта |
3 ч |
|||
Подготовка презентации |
3 ч |
|||
Представление проектов |
5 ч |