Программа внеурочной проектно-исследовательской деятельности «Фактория» (2–7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75», г. Ульяновск
Рабочая программа внеурочной
проектно-исследовательской деятельности по изобразительному искусству
«ФАКТОРиЯ» для 2-7 классов
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка к программе ««ФАКТОРиЯ».
Программа внеурочной проектно-исследовательской деятельности по художественно-эстетическому направлению «ФАКТОРиЯ» для 2-7 классов разработана с опорой на :
1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., с изменениями и дополнениями от 03.07.2016 г №306- ФЗ.
2.Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от31.12.2015 г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413).
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №75.
6.Учебный план МБОУ СШ №75 на 2018-2019 учебный год.
7.СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189.
8.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010.
9.Н.В, Федяинова, И.С. Кирьянова «Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ»,-Волгоград, Учитель, 2014,-175 с.
10.О.А.Бакиева, Е.В.Данилюк «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в 6 классе: методические рекомендации/авт-сост. О.А.Бакиева, Е.В. Данилюк. - Тюмень: ТОГИРРО, 2017. - 42 с.
11.В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе., -Сургут, РИО СурГПУ,2014,-135 с.
12.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М.,Просвещение, 2013, -223 с.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые ФГОСы предполагают приобретение учащимися общенаучных умений (работа с различными источниками: учебниками, справочниками, составление таблиц, оформление наблюдений в письменной форме, умений формулировать свои мысли во внутренней и внешней речи, осуществление контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа) приобретение интеллектуальных умений, таких как умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Таким образом, исследование становится центральной технологией современного образования и проектная деятельность во многом способствует продвигаться учащимся от текущего уровня понимания к более новому, глубокому.
Внешкольная проектная деятельность ориентирована на развитие интереса учащихся к научно-исследовательской работе уже со школьной скамьи , предоставляя им возможность более активного участия в конкурсах, НПК,
фестивалях , проводимых в школе, так и в городских, областных, Всероссийских и Международных форматах.
Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одной из продуктивных форм организации образовательного процесса, способствующей развитию познавательного интереса, критического мышления, умения самостоятельно сформулировать свои мысли, свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, проявлять компетенции в вопросах, связанных с избранной темой проекта.
Цели художественного образования:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
• развитие умений и навыков поисково-исследовательской работы в проектной деятельности.
Основные задачи:
1.Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения .
2.Развитие пространственного мышления, эстетического восприятия действительности.
3.Формировать эстетическую культуру ребенка, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное.
4.Содействовать раскрытию творческого потенциала учащегося.
5.Способствовать реализации желания создать «прекрасное» своими руками.
Основные функции художественно-творческого развития учащихся:
1.Коммуникативная: обсуждение творческих заданий, консультация с учителем, защиты проекта, в общении со сверстниками.
2Личностная: развитие творческого самобытного мышления, фантазии, любознательности, наглядно-образной памяти, абстрактно-логического мышления.
3.Социальная:способность работать в коллективе, умение «слушать и слышать», проявление терпимости к мнению других, соблюдение самодисциплины.
4.Художественно-творческая: самостоятельно разработка изделия, дизайнерское оформление, умение отстаивать свою точку зрения.
5.Поисково-исследоательская: умение находить нужную информацию, уместно использовать их в творческой работе, точно выражать свои идеи и донести их до слушателей.
Сроки реализации: программа рассчитана на 6 лет
Всего-210 часов; 35 часов в год, 1час в неделю.
Преобладающие методы обучения
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– использование игровых методов;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
- фронтальная
- индивидуальная
- коллективная
Содержание программ:
2 класс
1.Основы живописи. Основные и составные цвета-1 ч.
2. Тёплые и холодные цвета. Освоение приёмов насыщения цвета белой и чёрной краской. Изображение пейзажа.-2 ч.
3. Изображение осенних цветов.-2 ч
4. Изображение осеннего пейзажа2 ч
5. Дерево в ясную погоду.-1ч.
6. Дерево в пасмурную погоду.-1ч.
7. Изображение цветка мака, смешивая разные краски.-2ч.
8. Изображение сказочных персонажей.-2ч.
9. Графика. Изображение забавных животных Творчество Е.Чарушина.-1ч.
10. Тематический рисунок «Мы встречаем Новый год»-1ч.
11. Тематический рисунок «Рождественские мотивы».-1ч.
12. Изображение деревьев, птиц. Цветные карандаши, фломастеры.-1ч.
13. Портрет человека в графике.-1ч.
14. Портрет человека в графике. Добрый и злой герой.-1ч.
15. «Славная наша Армия»-1ч.
16. Изображение насекомых.-1ч.
17. Художник-фантазёр. Изображение сказочных зверей и птиц.-1ч.
18. Архитектурные сооружения. Домик сказочного героя.-1ч.
19. Проект детской площадки. Разработка эскиза детской площадки.-2ч.
20.. Композиция из бумаги. Вырезание силуэтов животных, птиц.-1ч.
21. Вырезание силуэтов людей.-1ч.
22. Домик в лесу.-1ч.
23. Изображение флота с использованием скорлупок грецкого ореха, шишек, косточек, семян.-1ч.
24. Рисование на тему : « Весенний день»-1ч.
25. Декоративное панно «Этот День Победы»-2ч.
26. Организация выставки работ учащихся. награждение .-1ч.
Итого-35 ч.
3 класс
1.Цвета радуги. Дополнительные цвета, способы их получения.-1ч.
2.Приемы работы с акварельными и гуашевыми красками.-1ч.
3.Изображение сказочного животного. Сказочные животные в архитектуре и скульптуре. Проект.2ч.
4.Краски осени. Понятие «тёплых красок».-1ч.
5.«Ковер осенних листьев»-1ч.
6.«Осенний пейзаж». Понятие «холодных» красок.-1ч.
7.Проект. «Дары осени». Панно из соленого теста (глины).-2ч.
8.Проект. «Жар-птица». Композиция с использованием цветной ткани, бумаги и др. материалов.-2ч.
9.Поздняя осень. Птицы улетают.-1ч.
10.Изображение насекомых.-1ч.
11.«Подводное царство» .Проект. Изображение рыбок, подводной растительности.-2ч.
12.Ажурные ограды моего города.-1ч.
13.Изображение дерева карандашом, гелевой ручкой.-1ч.
14.«Волшебница-зима». Зимние узоры на стекле.-1ч.
15.Изготовление снежинок из бумаги.-1ч.
16.Зимний пейзаж.-1ч.
17.Скульптурные материалы, их выразительные возможности.-1
18.Лепка животных.-1ч.
19.Лепка фигуры человека.-1ч.
20.Лепка декоративных игрушек.-1ч.
21.Натюрморт в технике аппликации.-2ч.
22.Коллаж. Композиция в технике коллаж.-1ч.
23.Весенний пейзаж в живописной технике.-1ч.
24.«Праздник в городе»-1ч.
25.Праздничное убранство города.-2ч.
26.Проект городского сквера, парка.-2ч.
27.Проект спортивной площадки.-2ч.
Итого-35 ч.
4 класс
1.Этюд букета осенних цветов.-1ч.
2.Живописные техники: по-сырому и по-сухому.-1ч.
3.Натюрморт в контрастных тонах.-1ч.
4.Составление композиции из родственных цветов.-1ч.
5.Контраст и нюанс цвета. Этюд с различным цветовым решением.-1ч.
6.Творческие этюды.-1ч.
7.Этюд лесного пейзажа по представлению.-1ч.
8.Изображение доброго и злого сказочного героя. Снежная королева и Фея.-1ч.
9.Передача характера различных пород деревьев.-1ч.
10.Натюрморт кувшина с яблоком.-1ч.
11.Творческий натюрморт по представлению.-1ч.
12.Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка». Проект. «Резиденция Деда Мороза».-2ч.
13.Линия в пространстве.-1ч.
14.Изображение животных «сухой кистью»-1ч.
15.Изображение деревьев сухой кистью на картоне.-1ч.
16.Изображение портрета человека линиями разной толщины.-1ч.
17.Изображение пейзажа гелевой ручкой.-1ч.
18.Изображение цветов гелевой ручкой.-1ч.
19.Изображение гор черным цветом.-1ч.
20.Творческий проект «Я рисую природу».-2ч.
21.Композиция «Мимоза»-1ч.
22.Проект. Самостоятельная композиция «Разноцветный зоопарк».-1ч.
23.Рельефная композиция «Птицы в полёте»-2ч.
24.Лепка декоративного украшения из солёного теста, глины.-1ч.
25.Композиция «Букет сирени» в живописной технике.-1ч.
26.Цветочная композиция в технике аппликации.-1ч.
27. Проект памятника героям Великой Отечественной.-1ч.
28.Изображение геометрических тел в перспективе.-1ч.
29.Наши друзья.(животные)-1ч.
30.Предметная композиция «Петрушка»-2ч.
31.Выполнение композиции «Цветок» из срезов дерева.-1ч.
Итого-35 ч.
5 класс
1.Введение в образовательную программу. Материалы и инструменты.
2.Техника безопасности.-1ч.
3.Цветовое пятно . Приемы работы с цветовым пятном.-1ч.
4.Композиция из осенних цветов.-1ч.
5.Тематическая композиция «Осень в городе»-1ч.
6.Кленовый лист.-1ч.
7.Композиция «Горный пейзаж»-1ч.
8.Рисование ветки дерева карандашом.-1ч.
9.Освоение приемов кистевой росписи. Замалевок, подмалевок.-1ч.
10.Цветочная композиция в круге.-1ч.
11.Проект. Роспись готовой формы по жостовским мотивам.-1ч.
12.Создание фантастического дерева.-1ч.
13.Тематическая композиция «Частица моря»-1ч.
14.Тематический рисунок «Дерево»-1ч.
15.«Дерево с кроной и тенью»-1ч.
16.Тематическая композиция «Наши зимние забавы»-1ч.
17.Рисование ствола старых деревьев.-1ч.
18.Тематическая композиция «Морской пейзаж»-1ч.
19.Рисование лодки (карандаш).-1ч.
20.Пейзаж городской улицы (акварель, гуашь).-2ч.
21.Графический портрет-1ч.
22.Лепка лежащих животных.-1ч.
23.Выполнение творческого задания. Лепка рельефа.-1ч.
24.Пейзаж в технике аппликации.-1ч.
25.Тематическая композиция «Весенний день»-1ч.
26.Проект. Коллаж из разных материалов.-1ч.
27.Проект. Фантастические животные. (Резьба, лепка).Изображение животных в декоре фасада крестьянского жилища.-2ч.
28.Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.-1ч.
29.Проект уголка природы с небольшим водоемом.-2ч.
30.Проект дачного домика с резным декором.-1ч.
31.Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся.-1ч.
Итого -35 ч.
6класс
1.Пейзаж «Воспоминания о лете»-1ч.
2.Натюрморт из цветов и фруктов.-1ч.
3.Линейный графический рисунок «Цветы и травы»-1ч.
4.Букет для моего любимого учителя.-1ч.
5.Силуэтный рисунок животных, птиц.-1ч.
6.Тематический рисунок «Вот и осень наступила»-1ч.
7.Изображение природы в различном состоянии с помощью пятна.-1ч.
8.Лепка любимого животного (Глина, пластилин).-1ч.
9.Перспектива куба-1ч.
10.Особенности восприятия окружающего мира. Рисуем улицу в перспективе.-2ч.
11.Понятие формы. Конструктивный рисунок различных сосудов в графике.-1
12.Изображение кувшина с разных точек зрения.-1ч.
13.Объемные геометрические тела: цилиндр, конус, шар.-1ч.
14.Графический натюрморт из предметов быта.-1ч.
15.Живописный натюрморт.-2ч.
16.Особенности акварельной живописи. Пишем этюды цветов и веток.-1ч.
17.Проект. Человек-главная тема в искусстве. Работа над портретом в графике.-1ч.
18.Работа над живописным портретом.-2ч.
19.Портрет –коллаж.-1ч.
20.Портрет-шарж.-1ч.
21.Скульптурный портрет.-1ч.
22.Проект. Человек и пространство. Пейзаж.-2ч.
23.Морской пейзаж.-1ч.
24.Горный пейзаж.-1ч.
25.Городской пейзаж.-1ч.
26.Сельский пейзаж.-1ч.
27.Пейзаж настроения.-1ч.
28.Мы ответственны за тех, кого приручаем. Изображение животных.-1ч.
29.Итоговое занятие. Чему мы научились?-1ч.
Итого-35 ч.
7 класс
1.Тематический рисунок «Воспоминания о лете»-1ч.
2.Искусство шрифта.-1ч.
3.Эскиз плаката на экологическую тему.-1ч.
4.Комфортная городская среда. Что это такое?-1ч.
5.Проект «Дом моей мечты»-2ч.
6.Создание макета «Дом моей мечты»-2ч.
7.Создание предметов исходя из особенностей материала.-2ч.
8.Проект «Путешествие в мир прошлого».-1ч.
Архитектура Симбирска в видении Шодэ.-2ч.
9.Проект «Город будущего - какой он ?»-2ч.
10.Проект. Малые архитектурные формы.-2ч.
11.Проект. Дизайн фасадов зданий.-2ч.
12.Интерьер современного жилья.-2ч.
13.Макет уголка современного жилья.-2ч.
14.Проект. Ландшафтный дизайн. Уголок моего сада.-2ч.
15.Фонтаны. Какие они?-2ч.
16.Город моей мечты.-2ч.
17.«Мой кабриолет…» Тюнинг автомобиля.-2ч.
18.Дизайн одежды.-2ч.
19.Костюм на «Выпускной».-2ч.
20.Организация выставки работ учащихся.-1ч.
Итого- 35 ч
Тематическое планирование внеурочной деятельности
учащихся 2-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во ч. |
Дата -план |
Дата-факт |
1. |
Живопись.Основы живописи. Основные и составные цвета |
1 |
17-22.09 |
|
2-3 |
Тёплые и холодные цвета. Освоение приёмов насыщения цвета белой и чёрной краской. Изображение пейзажа. |
2 |
24.09-05.10 |
|
4-5 |
Изображение осенних цветов. |
2 |
08.10-20.10 |
|
6-7. |
Изображение осеннего пейзажа. |
2 |
22.10-10.11 |
|
8. |
Дерево в ясную погоду. |
1 |
12-17.11 |
|
9. |
Дерево в пасмурную погоду. |
1 |
19-24.11 |
|
10-11. |
Изображение цветка мака, смешивая разные краски. |
2 |
26.11-01.12 |
|
12-13. |
Изображение сказочных персонажей. |
2 |
03-15.12 |
|
14. |
Графика. Изображение забавных животных Творчество Е.Чарушина. |
1 |
17-22.12 |
|
15. |
Тематический рисунок «Мы встречаем Новый год» |
1 |
24-29.12 |
|
16. |
Тематический рисунок «Рождественские мотивы» |
1 |
14-19.01 |
|
17. |
Изображение деревьев, птиц. Цветные карандаши, фломастеры. |
1 |
21-26.01 |
|
18. |
Варианты создания тонового пятна в графике. Изображение веток. |
1. |
28.01-02.02 |
|
19. |
Портрет человека в графике. |
1 |
04-09.02 |
|
20. |
Портрет человека в графике. Добрый и злой герой. |
1 |
11-16.02 |
|
21. |
«Славная наша Армия» |
1 |
18-23.02 |
|
22. |
Изображение насекомых. |
1 |
25.02-02.03 |
|
23-24 |
Художник-фантазёр. Изображение сказочных зверей и птиц. |
2 |
04-09.03 11-16.03 |
|
25. |
Архитектурные сооружения. Домик сказочного героя. |
1 |
18-23.03 |
|
26.-27 |
Проект детской площадки. Разработка эскиза детской площадки. |
2 |
01-13.04 |
|
28. |
Композиция из бумаги. Вырезание силуэтов животных, птиц. |
1 |
15-20.04 |
|
29. |
Вырезание силуэтов людей. |
1 |
22-27.04 |
|
30. |
Домик в лесу. |
1 |
29.04-04.05 |
|
31 |
Изображение флота с использованием скорлупок грецкого ореха, шишек, косточек, семян. |
1 |
06-11.05 |
|
32 |
Рисование на тему : « Весенний день» |
1 |
13-18.05 |
|
33-34 |
Декоративное панно «Этот День Победы» |
2 |
20-25.05 |
|
35 |
Организация выставки работ учащихся. награждение . |
1 |
27-31.05 |
|
Итого |
35 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся 3-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Часы |
Дата-план |
Дата-факт |
1. |
Цвета радуги. Дополнительные цвета, способы их получения. |
1 |
17-22.09 |
|
2. |
Приемы работы с акварельными и гуашевыми красками. |
1 |
24-29.09 |
|
3-4 |
Изображение сказочного животного. Сказочные животные в архитектуре и скульптуре. Проект. |
2 |
01-13.10 |
|
5 |
Краски осени. Понятие «тёплых красок». |
1 |
15-20.10 |
|
6. |
«Ковер осенних листьев» |
1 |
22-27.10 |
|
7. |
«Осенний пейзаж». Понятие «холодных» красок. |
1 |
06-10.11 |
|
8-9 |
Проект. «Дары осени». Панно из соленого теста (глины). |
2 |
12-24.11 |
|
10-11 |
Проект. «Жар-птица». Композиция с использованием цветной ткани, бумаги и др. материалов. |
2 |
26.11-08.12 |
|
12. |
Поздняя осень. Птицы улетают. |
1 |
10-15.12 |
|
13. |
Изображение насекомых. |
1 |
17-22.12 |
|
14-15 |
«Подводное царство» .Проект. Изображение рыбок, подводной растительности. |
2 |
24.12-19.01 |
|
16. |
Ажурные ограды моего города. |
1 |
21-26.01 |
|
17. |
Изображение дерева карандашом, гелевой ручкой. |
1 |
28.01-02.02 |
|
18. |
«Волшебница-зима». Зимние узоры на стекле. |
1 |
04-09.02 |
|
19. |
Изготовление снежинок из бумаги. |
1 |
11-16.02 |
|
20. |
Зимний пейзаж. |
1 |
18-23.02 |
|
21. |
Скульптурные материалы, их выразительные возможности. |
1 |
25.02-03.03 |
|
22. |
Лепка животных. |
1 |
04-09.03 |
|
23. |
Лепка фигуры человека. |
1 |
11-16.03 |
|
24. |
Лепка декоративных игрушек. |
1 |
01-06.04 |
|
25-26 |
Натюрморт в технике аппликации. |
2 |
08-20.04 |
|
27. |
Коллаж. Композиция в технике коллаж. |
1 |
22-27.04 |
|
28. |
Весенний пейзаж в живописной технике. |
1 |
29.04-04.05 |
|
29. |
«Праздник в городе» |
1 |
06-11.05 |
|
30-31 |
Праздничное убранство города. |
2 |
13-25.05 |
|
32-33 |
Проект городского сквера, парка. |
2 |
27-31.05 |
|
34-35. |
Проект спортивной площадки |
2 |
резерв |
|
Итого |
35 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности
по изобразительному искусству в 4 классе.
№ п/п |
Темы занятий |
Часы |
Дата-план |
Дата-факт |
1 |
Этюд букета осенних цветов. |
1 |
17-22.09 |
|
2 |
Живописные техники: по-сырому и по-сухому. |
1 |
24-29.09 |
|
3 |
Натюрморт в контрастных тонах. |
1 |
01-06.10 |
|
4 |
Составление композиции из родственных цветов |
1 |
08-13.10 |
|
5 |
Контраст и нюанс цвета. Этюд с различным цветовым решением. |
1 |
15-20.10 |
|
6 |
Творческие этюды. |
1 |
22-27.10 |
|
7 |
Этюд лесного пейзажа по представлению. |
1 |
06-10.11 |
|
8 |
Изображение доброго и злого сказочного героя. Снежная королева и Фея. |
1 |
12-17.11 |
|
9 |
Передача характера различных пород деревьев. |
1 |
19-24.11 |
|
10 |
Натюрморт кувшина с яблоком. |
1 |
26.11-01.12 |
|
11 |
Творческий натюрморт по представлению. |
1 |
03-08.12 |
|
12-13 |
Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка». Проект. «Резиденция Деда Мороза». |
2 |
10-22.12 |
|
14 |
Линия в пространстве. |
1 |
24-29.12 |
|
15 |
Изображение животных «сухой кистью» |
1 |
||
16 |
Изображение деревьев сухой кистью на картоне. |
1 |
14-19.01 |
|
17 |
Изображение портрета человека линиями разной толщины. |
1 |
21-26.01 |
|
18 |
Изображение пейзажа гелевой ручкой. |
1 |
28.01-02.02 |
|
19. |
Изображение цветов гелевой ручкой. |
1 |
04-09.02 |
|
20 |
Изображение гор черным цветом. |
1 |
11-16.02 |
|
21-22 |
Творческий проект «Я рисую природу». |
2 |
18.02-02.03 |
|
23 |
Композиция «Мимоза» |
04-09.03 |
||
24 |
Проект. Самостоятельная композиция «Разноцветный зоопарк». |
1 |
11-16.03 |
|
25-26 |
Рельефная композиция «Птицы в полёте» |
2 |
24.03-06.04 |
|
27 |
Лепка декоративного украшения из солёного теста, глины. |
1 |
08-13.04 |
|
28. |
Композиция «Букет сирени» в живописной технике. |
1 |
15-20.04 |
|
29 |
Цветочная композиция в технике аппликации. |
1 |
22-27.04 |
|
30 |
Помним мы их имена. Проект памятника героям Великой Отечественной. |
1 |
29.04-04.05 |
|
31-32 |
Изображение геометрических тел в перспективе. |
1 |
06-18.05 |
|
33 |
Наши друзья.(животные) |
1 |
20-25.05 |
|
34 |
Предметная композиция «Петрушка» |
2 |
27-31.05 |
|
35. |
Выполнение композиции «Цветок» из срезов дерева. |
1 |
резерв |
|
Итого |
35 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся 5-х классов.
№ п/п |
Темы |
часы |
Дата-план |
Дата-факт |
1 |
Введение в образовательную программу. Материалы и инструменты. Техника безопасности. |
1 |
17-22.09 |
|
2 |
Цветовое пятно . Приемы работы с цветовым пятном. |
1 |
24-29.09 |
|
3. |
Композиция из осенних цветов. |
1 |
01-06.10 |
|
4. |
Тематическая композиция «Осень в городе» |
1 |
08-13.10 |
|
5. |
Кленовый лист. |
1 |
15-20.10 |
|
6. |
Композиция «Горный пейзаж» |
1 |
22-27.10 |
|
7. |
Рисование ветки дерева карандашом. |
1 |
06-10.11 |
|
8. |
Освоение приемов кистевой росписи. Замалевок, подмалевок. |
1 |
12-17.11 |
|
9. |
Цветочная композиция в круге. |
1 |
19-24.11 |
|
10. |
Проект. Роспись готовой формы по жостовским мотивам. |
1 |
26.11-01.12 |
|
11. |
Создание фантастического дерева. |
03-08.12 |
||
12. |
Тематическая композиция «Частица моря» |
1 |
10-15.12 |
|
13. |
Тематический рисунок «Дерево» |
1 |
17-22.12 |
|
14. |
«Дерево с кроной и тенью» |
1 |
24-29.12 |
|
15. |
Тематическая композиция «Наши зимние забавы» |
1 |
14-19.01 |
|
16. |
Рисование ствола старых деревьев. |
1 |
21-26.01 |
|
17. |
Тематическая композиция «Морской пейзаж» |
1 |
28.01-02.02 |
|
18. |
Рисование лодки (карандаш). |
1 |
04-06.02 |
|
19-20. |
Пейзаж городской улицы (акварель, гуашь). |
2 |
11-16.02 18-23.02 |
|
21. |
Графический портрет. |
1 |
25.02-02.03 |
|
22. |
Лепка лежащих животных. |
1 |
04-09.03 |
|
23. |
Выполнение творческого задания. Лепка рельефа. |
1 |
11-16.03 |
|
24. |
Пейзаж в технике аппликации. |
1 |
18-23.03 |
|
25. |
Тематическая композиция «Весенний день» |
1 |
01-06.04 |
|
26-27. |
Проект. Коллаж из разных материалов. |
2 |
08-20.04 |
|
28-29. |
Проект. Фантастические животные. (Резьба, лепка).Изображение животных в декоре фасада крестьянского жилища. |
2 |
22.04-04.05 |
|
30. |
Создание образов танцующих фигур, фигур в движении. |
1 |
06-11.05 |
|
31-32. |
Проект уголка природы с небольшим водоемом. |
2 |
13-25.05 |
|
33-34. |
Проект дачного домика с резным декором. |
2 |
27-31.05 |
|
35. |
Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся. |
1 |
резерв |
|
Итого |
35 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся
6-х классов.
№ п/п |
Темы |
часы |
Дата-план |
Дата-факт |
1. |
Пейзаж «Воспоминания о лете» |
1 |
03-08.09 |
|
2. |
Натюрморт из цветов и фруктов. |
1 |
10-15.09 |
|
3. |
Линейный графический рисунок «Цветы и травы» |
1 |
17-22.09 |
|
4. |
Букет для моего любимого учителя. |
1 |
24-29.09 |
|
5 |
Силуэтный рисунок животных, птиц. |
1 |
01-06.10 |
|
6. |
Тематический рисунок «Вот и осень наступила» |
1 |
08-13.10 |
|
7. |
Изображение природы в различном состоянии с помощью пятна. |
1 |
15-20.10 |
|
8. |
Лепка любимого животного (Глина, пластилин). |
1 |
22-27.10 |
|
9. |
Перспектива куба |
1 |
06-10.11 |
|
10-11. |
Особенности восприятия окружающего мира. Рисуем улицу в перспективе. |
2 |
12-24.11 |
|
12. |
Понятие формы. Конструктивный рисунок различных сосудов в графике. |
1 |
26.11-01.12 |
|
13. |
Изображение кувшина с разных точек зрения. |
1 |
03-08.12 |
|
14. |
Объемные геометрические тела: цилиндр, конус, шар. |
1 |
10-15.12 |
|
15. |
Графический натюрморт из предметов быта. |
1 |
17-22.12 |
|
16-17. |
Живописный натюрморт. |
2 |
24-29.12 |
|
18. |
Особенности акварельной живописи. Пишем этюды цветов и веток. |
1 |
14-19.01 |
|
19-20. |
Проект. Человек-главная тема в искусстве. Работа над портретом в графике. |
2 |
21.01-02.02 |
|
21-22. |
Работа над живописным портретом. |
2 |
04-16.02 |
|
23. |
Портрет –коллаж. |
1 |
18-23.02 |
|
24. |
Портрет-шарж. |
1 |
25.02-01.03 |
|
25. |
Скульптурный портрет. |
1 |
04-09.03 |
|
26-27. |
Проект. Человек и пространство. Пейзаж. |
2 |
11-23.03 |
|
28. |
Морской пейзаж. |
1 |
01-06.04 |
|
29. |
Горный пейзаж. |
1 |
08-13.04 |
|
30. |
Городской пейзаж. |
1 |
15-20.04 |
|
31. |
Сельский пейзаж. |
1 |
22-27.04 |
|
32. |
Пейзаж настроения. |
1 |
29.04-04.05 |
|
33-34. |
Мы ответственны за тех, кого приручаем. Изображение животных. |
1 |
06-18.05 |
|
35. |
Итоговое занятие. Чему мы научились? |
1 |
20-25.05 |
|
Итого |
35 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся
7-х классов.
№ п/п |
темы |
часы |
Дата-план |
Дата-факт |
1 |
Тематический рисунок «Воспоминания о лете» |
1 |
03-08.09. |
|
2. |
Искусство шрифта. |
1 |
10-15.09 |
|
3. |
Эскиз плаката на экологическую тему. |
1 |
17-22.09 |
|
4. |
Комфортная городская среда. Что это такое? |
1 |
24-29.09 |
|
5-6 |
Проект «Дом моей мечты» |
2 |
01-13.10 |
|
7-8 |
Создание макета «Дом моей мечты» |
2 |
15-27.10 |
|
9-10 |
Создание предметов исходя из особенностей материала. |
2 |
06-17.11 |
|
11-12. |
Проект «Путешествие в мир прошлого». Архитектура Симбирска в видении Шодэ. |
2 |
19.11-01.12 |
|
13-14. |
Проект «Город будущего - какой он ?» |
2 |
03-15.12 |
|
15-16 |
Проект. Малые архитектурные формы. |
2 |
17-29.12 |
|
17-18. |
Проект. Дизайн фасадов зданий. |
2 |
14-26.01 |
|
19-20. |
Интерьер современного жилья. |
2 |
28.01-02.02 |
|
21-22. |
Макет уголка современного жилья. |
2 |
04-16.02 |
|
23-24. |
Проект. Ландшафтный дизайн. Уголок моего сада. |
2 |
18.02-02.03 |
|
25.-26. |
Фонтаны. Какие они? |
2 |
04-16.03 |
|
27-28. |
Город моей мечты. |
2 |
18.03-06.04 |
|
29-30. |
«Мой кабриолет…» Тюнинг автомобиля. |
2 |
08-20.04 |
|
31-32. |
Дизайн одежды. |
2 |
22.04-04.05 |
|
33-34. |
Костюм на «Выпускной». |
2 |
06.05-18.05 |
|
35. |
Организация выставки работ учащихся. |
1 |
20-25.05. |
|
Итого |
35 |
Этапы работы над творческим проектом:
1.Выбор темы проекта.
2. Определение целей и задач.
3.Определение структуры и формы работы над проектом.
4.Подбор и систематизация источников информации
5.Консультации с руководителем по форме обработки собранной информации.
6.Корректировка хода работы над проектом.
7.Обобщение промежуточных результатов.
8.Продумывание оформления и формы защиты проекта.
9. Защита проектов.
10.Анализ и оценка работы участников проекта, определение дальнейших планов работы над проектами.
Типология проектов учащихся:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые;
- краткосрочные;
- долгосрочные.
Индивидуальный проект
Индивидуальный проект- выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Исследовательский проект
Исследовательский проект- предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются единые этапы (вне зависимости от области исследования).
1.Изучение теоретического материала.
2.Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
3.Формулировка рабочей гипотезы.
4.Освоение методики исследования.
5.Сбор собственного экспериментального материала.
6.Обработка собранного материала.
7.Обобщение, анализ, выводы.
8.Представление исследовательской работы.
Структура исследовательского проекта:
1.Обоснование темы.
2.Постановка цели и задач.
3. Выдвижение гипотезы.
4.Выбор методики исследования.
5.Использование собственных данных, полученных в ходе исследования.
6.Анализ, выводы.
7.Список используемой литературы.
Для исследовательской работы важно выбрать интересную и познавательную тему не только для себя, но и для своих одноклассников. Важно в ходе работы выбор реально существующего объекта, его значимость для исследования. Определить конкретную цель, к чему должны стремиться. Наметить задачи и шаги по достижению поставленной цели. Для выдвижения гипотезы для исследования необходимо прогнозировать ожидаемый результат исследования.
Важно выбрать правильную методику исследования, ожидаемые данные, способы обработки этих данных, провести аналитическую работу . В результате проведенной работы необходимо сравнить полученный результат с выдвинутой гипотезой исследования.
Работа учащихся над тем или иным проектом опирается на четкое руководство учителя, от его мастерства, педагогического такта, стратегии исследования во многом зависит успех работы учащихся.
Критерии оценки проектов учащихся:
N п/п |
Критерии оценки работы |
Максимальное количество баллов |
1 |
Обоснование актуальности темы исследования |
5 |
2 |
Формулировка цели и задач, их обоснованность |
5 |
3 |
Построение, логика исследования |
10 |
4 |
Анализ источников литературы |
10 |
5 |
Соответствие выводов целям и задачам |
10 |
6 |
Видение перспектив использования (исследования) |
10 |
7 |
Эстетика оформления работы |
5 |
Рекомендуемые темы для проектов:
2 класс:
-Проект детской площадки. Разработка эскиза детской площадки.
- «Наша славная Армия».
- Проект праздничного оформления фойе ко Дню Победы.
3 класс:
- Сказочные животные в архитектуре и скульптуре. Проект.
- Проект. «Дары осени». Панно из соленого теста (глины).
- Проект. «Жар-птица». Композиция с использованием цветной ткани, бумаги и др. материалов.
- «Подводное царство» .Проект. Изображение рыбок, подводной растительности.
- Проект городского сквера, парка.
- Проект спортивной площадки.
4 класс:
- Творческий проект «Я рисую природу».
- Проект. Самостоятельная композиция «Разноцветный зоопарк».
- Проект. «Резиденция Деда Мороза».
- «Помним мы их имена». Проект памятника героям Великой Отечественной.
5 класс:
- Проект. Роспись готовой формы по жостовским мотивам.
-Проект. Фантастические животные. (Резьба, лепка).Изображение животных в декоре фасада крестьянского жилища.
- Проект дачного домика с резным декором.
- Проект «Костюм моего народа».
- Проект «Герб моего города».
- Проект «Герб моей семьи».
6 класс:
- Проект. «Человек-главная тема в искусстве».
- Проект. «Человек и пространство. Пейзаж.».
7 класс:
- Проект «Дом моей мечты».
- Проект «Путешествие в мир прошлого». Архитектура Симбирска в видении Шодэ.
- Проект. Малые архитектурные формы.
- Проект. Дизайн фасадов зданий.
- Проект «Город будущего - какой он ?»
- Проект. Ландшафтный дизайн. «Уголок моего сада».
Форма представления работы:
1.Проект может быть представлен в печатном виде с использованием иллюстративного материала.
2.Проект может быть представлен в виде презентации.
Требования к оформлению презентации:
1.Макет для презентации должен быть однотонным, не загроможденным рисунками.
2.Шрифт должен быть крупным, хорошо читаемым, четко просматриваемым со всех сторон.
3.Текст должен быть небольшим по объему, отражающим содержание темы.
4.Используемые изображения должны быть четкими, хорошо просматриваемыми.
5.На используемые текст и изображения должны быть указаны ссылки используемых источников в конце презентации.
Защита проекта:
При защите проекта учащийся должен постараться раскрыть:
1. Цель работы;
2.Обосновать тему;
3.Доказать актуальность и значимость творческой работы;
4.Раскрыть задачи, поставленные перед собой;
5.Изложить краткую предысторию проекта;
6.Рассказать о ходе выполнения проекта;
7.Показать результативность работы (достижение цели и задач, что нового узнал, чему научился, где можно применить, возможность продолжения работы в данном направлении).
Используемые источники:
1.БакиеваО.А., Данилюк Е.В. «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в 6 классе: методические рекомендации/авт-сост. О.А.Бакиева, Е.В. Данилюк. - Тюмень: ТОГИРРО, 2017. - 42 с., с. 20.
2.Голуб Г.Б. Метод проектов –технология и компетентностно-ориентированного образования метод.- Самара: Учебная литература, 2006.
3.ГригорьевД.В., СтепановП.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М.,Просвещение, 2013,-223 с.
5.Дубова М.В..Организация проектной деятельности младших школьников. Пособие для учителей начальных классов.-М: Баласс, 2010.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010.
7. В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе., -Сургут, РИО СурГПУ,2014,-135 с.
8.Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.М..-М., Просвещение, 2016,-148 с.
9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
10.Федяинова,Н.В., Кирьянова И.С.«Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ»,-Волгоград, Учитель, 2014,-175 с.,
11.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., с изменениями и дополнениями от 03.07.2016 г №306- ФЗ.
12.Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от31.12.2015 г.
13.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413
14.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
https://i.pinimg.com/originals/b8/f3/c3/b8f3c3befec8729f9052949d50399d21.jpg
https://educontest.net/component/content/article/62-school/53536--q-q2 -4.html