Рабочая программа профильного лагеря с дневным пребыванием детей «Эрудит» (5–7 классы)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Кочкуровского муниципального района
Республики Мордовия
Рабочая программа профильного лагеря с дневным пребыванием детей «Эрудит»Кочкурово 2017г.
Утверждаю:
директор МОУ «Кочкуровская
средняя общеобразовательная школа»
_______________В.И.Пяткин
Программа
профильного лагеря «Эрудит»
(по русскому и английскому языкам, математике и биологии)
МБОУ
«Кочкуровская средняя
общеобразовательная школа»
Составители: начальник лагеря В.Ф.Герасимова,
учителя-воспитатели: Л.Г. Фролкина, Е. Е. Каталова,
С.Е. Арюткина, Е.А. Свербихина;
организатор воспитательной работы: Н.Кудашкина,
инструктор по физической культуре: В.А.Косов.
Пояснительная запискаОжидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске «нового себя», просто купание, чтение, прогулки и игры – «поля творческой свободы».
По определению В.И. Даля, каникулами следует назвать время, «когда нет дела, когда нечего работать». В наше время слово каникулы стало употребляться в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв занятий в учебных заведениях в течение учебного года.
Явление «школьные каникулы» обладает следующими характеристиками.
Школьные каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых, как на деятельность, которая снимает утомление, напряжению и способствует восстановлению работоспособности).
Школьные каникулы – это смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий.
Школьные каникулы – это смена стиля информации.
Школьные каникулы – это новая природная и социальная среда.
Но школьные каникулы – это и продолжение учебно-воспитательного процесса.
Каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени ребёнка и являются его главной мечтой.
Учитывая различные трактовки понятия «каникулы», можно определить назначение летних каникул.
С точки зрения дополнительного образования, каникулы – это развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
С точки зрения педагогов, каникулы – это физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление. Это расширение культурного пространства самореализации личности путем обмена вида деятельности.
С точки зрения подростка, каникулы – это отдых от школы и одноклассников, время, независимое от школы и учебы, когда делаешь все, что нравится, время, проводимое с пользой для себя и окружающих, без строгого надзора родителей. Это встречи с интересными людьми, друзьями, любимые занятия и интересные встречи.
Исходя из выше сказанного, мы постарались сделать программу лагеря максимально интересной для детей и отвечающей потребностям и детей и педагогов.
Цели и задачи
Профильный лагерь – форма организации образовательно-досуговой деятельности детей, проявивших особые способности в освоении научных знаний и имеющих интерес к углублённому изучению отдельных предметов (математика, русский и английский языки, биология).
Цель деятельности профильного лагеря:
создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития одаренных детей, предоставления им полноценного отдыха, оздоровления и совершенствования интеллектуально-креативных способностей; способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению знаний по математике и информатике, умений в исследовательской и поисковой деятельности.
Задачи:
профилактика физического и психологического здоровья детей путем осуществления комплекса адаптационных психолого-педагогических, социальных и физкультурно-спортивных мероприятий.
создать благоприятные условия для развития математических способностей, подготовить учащихся к изучению углубленных программ по математике и информатике.
организовывать значимую общественно-полезную деятельность и активный отдых детей, способствовать развитию лидерских и организаторских качеств подростков.
использовать многообразие методов и форм организации отдыха и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Принципы, положенные в основу программы:
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.
Природообразность воспитания: предполагается обязательный учет половозрастных особенностей детей.
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.
Деятельностный подход к воспитанию: организация жизнедеятельности детского лагеря как основы воспитательного процесса.
Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форма методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями подростков.
Принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.
Средовой подход в воспитании: педагогически целесообразная организация работы детского лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).
Непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
Профильный лагерь реализует:
-
образовательные программы по математике, русскому и английскому языкам, биологии;
оздоровительные, досуговые, спортивные, другие программы.
Механизм реализации программы
Летний профильный лагерь «Эрудит» с интеллектуальным профилем будет организован с 2 по 23 июня на базе МБОУ «Кочкуровская СОШ», в которой реализуются программы углублённого изучения математики, русского и английского языков, биологии.
Лагерь комплектуется из числа учащихся, поступивших в 6-7 класс школы. Предварительно организуются:
- презентация программы лагеря,
- оформление информационного стенда лагеря,
- родительские собрания.
Продолжительность пребывания – 21 день, с 8.30 до 14.30 часов.
Планируется создание 2-х отрядов (17 человек).
Отряд действует на основе программы лагеря и плана-сетки. Любая деятельность должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, удовлетворять потребности личности в саморазвитии.
Лагерь располагается в 2-х кабинетах, а также в распоряжении детей спортивный зал, компьютерный кабинет, библиотека.
В программе лагеря 4 проектные линии.
1 линия. Создание условий для успешной адаптации подростков. Эта линия рассматривается как пропедевтика реализации адаптационной программы, существующей вшколе. В деятельности лагеря планируется реализация психолого-педагогических мероприятий, способствующих адаптации учащихся к новым условиям: организационно-деятельностные игры, тренинги, психологические игры. Такая организация позволит снять проблемы адаптации в коллективе, избежать негативные проявления дезадаптации и ускорит формирование детского коллектива. Учитывая психологические особенности одаренных детей, психологом разработаны тренинги, направленные на создание благоприятных условий для самовыявления, самоанализа и самопринятия особенностей личности, выявление резервов для снятия проблем в личном плане. Участвуя в работе тренинга личностного роста, подростки должны понять, что главное – принять себя таким, каким ты есть сегодня; одновременно понять и признать свои достоинства и недостатки и активизировать творческий потенциал для личностного роста.
2 линия. Создание условий для расширения интеллектуальных способностей. В течение лагерной смены будут проводиться занятия по предметам воспитателями в форме лекций, семинаров, олимпиад, интеллектуальных игр, викторин.
3 линия. Формирование здорового образа жизни. В лагере под руководством учителя физической культуры будут проходить подвижные игры на открытом воздухе (футбол, баскетбол, волейбол), эстафеты, конкурсы.
4 линия. Создание условий для развития творческих способностей детей. Участвуя в занятиях и общественных делах лагеря, подростки выбирают то, что действительно важно для них, то, что они более всего ценят. Это обеспечивает целостность их личности, позволяет понять и составить свое отношение к окружающей действительности.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Концепцией лагеря является идея социальной и психологической поддержки, предусматривающая создание условий для отдыха и реабилитации определённых категорий детей и подростков: дез-адаптированных, сирот, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся жестокому обращению, потерпевших в рамках уголовного судопроизводства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также, осуждённых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, возвратившихся из учебных учреждений закрытого типа: спецшкол, спец. училищ, через туризм, спорт, экологию, краеведенье, игру.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Туристические походы представляют наибольшие возможности незаметно, но действительно влиять на особенных детей и подростков. В походе лучше раскрывается внутренний мир ребёнка, его сильные и слабые стороны. При подготовке к походу воспитанники лагеря знакомятся с маршрутами, правилами поведения в походе. Многие ребята во время проведения походов проявляют заботу о коллективе, помогают младшим, берут на себя ответственность, принимают правильные решения, создают условия для разрешения конфликтов в коллективе.
Гуманистические законы взаимоотношений в туристской деятельности снимают с воспитанников лагеря неприятные ощущения моральной небезопасности, возникает возможность изучить их особенности, подобрать необходимые средства и условия, собрать их в комплекс педагогических воздействий на личность, сделать процесс воспитания управляемым.
Воспитанники лагеря поднимались на перевалы, где проходили ожесточённые бои в годы Великой Отечественной войны, приводили в порядок памятники и обелиски защитникам перевалов, возлагали цветы, встречались с ветеранами, пограничниками, местными жителями.
Огромную роль в туристической деятельности играли походные поручения. Цель педагогической инструментовки в туристической деятельности – включение в систему самоуправления всех участников похода, чтобы каждый участник туристской группы получил определённое поручение и походное задание, которое является средством утверждения и самоутверждения, дают возможность приучить подростка к общественно полезной для всего коллектива работе. Туристические походы используются в лагере для создания различных жизненных ситуаций, в которых подростки преодолевают трудности. Воспитательные возможности коллектива в этих условиях проявляются с особой силой. Жизнь в походе учит подростков работать для коллектива, преодолевать усталость, что, в свою очередь, способствует самовоспитанию, выработке таких положительных качеств, как настойчивость, упорство, самостоятельность.
Спортивная деятельность сочетается с другими видами, особенно военно-патриотической работой, которая строится на основе широкой самодеятельности воспитанников. Работа по военно-патриотическому воспитанию, проводимая в лагере, содействует целенаправленному формированию морально – волевых качеств, чувства долга и собственного достоинства, настойчивости и мужества, способствует нравственной закалке личности.
В лагере между походами хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как коллективные творческие дела. Воспитанники лагеря с удовольствием участвуют в полюбившихся им: Верёвочном курсе, «Охоте на мамонта», экономической игре «Свободная республика «Вертикаль», Дне смеха, Празднике – фантазии на темы гороскопов, Зимних олимпийских играх, Робинзонаде, «Формуле -101», вечерах при свечах: «О себе самом», «Песни Афгана», «Памяти поэта», других мероприятиях.
Весь период смены с подростками работают психологи Центра диагностики и консультирования отдела образования администрации города, которые вместе с инструкторами лагеря проводят работу, направленную на реабилитацию и профилактику правонарушений, вредных привычек у ребят.
Инструкторы лагеря, психологи опираются в общении с детьми на следующие заповеди:
- Я не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им.
- Я хочу, чтобы меня любили, поэтому я буду открыт любящим детям.
- Я хочу больше принимать в себе ребёнка, поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать мой мир.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить себя.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий, поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребёнка.
- Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище детям.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
- Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я человечный и склонный ошибаться, поэтому Я буду терпелив к человеческой сущности ребёнка.
- Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности, поэтому я постараюсь ослабить хватку и войти в мир ребёнка.
Приятно почувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы, поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.
- Я – это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую, поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.
- Я – единственный, кто может прожить свою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
- Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и поддерживать чувство самостоятельности у ребёнка.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование исчезли, поэтому я буду стараться смягчить удар.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской, нежностью.
Кадровый состав инструкторского состава формируется из числа
Лагерная смена проводится в июне по 12 дней. В смене по 12 подростков.
В ходе проведения смены большинство подростков – участников лагеря открываются с положительной стороны и по возвращении снимаются с учёта в связи с исправлением, так как:
- уяснили и осознали своё место в обществе, осознали взаимосвязь с ним и ответственность перед ним;
- осознали своё «Я» в собственной жизни;
- испытали себя, увидели пределы своих физических и духовных сил;
- самоутвердились.
За время, проведённое в лагере, ребята получили полезные жизненные навыки: научились устанавливать палатки, разводить костры, разбивать лагерь, составлять меню, приготавливать пищу, работать с компасом, картой, вязать узлы, ориентироваться в горах, пользоваться страховочной верёвкой, карабином, ледорубом, преодолевать разные препятствия, многому другому. А главное – научились дружить!
За весь период существования лагеря ни один из 2 900 его воспитанников ни во время проведения лагерных смен, ни после окончания лагеря, не допустили совершения повторных преступлений и правонарушений.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
1. Закон правды:
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим людям.
Будь правдив!
2. Закон добра:
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы:
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4. Закон любви:
Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся её.
5. Закон милосердия:
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, не забывай о них.
6. Закон памяти.
Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
7. Закон уважения:
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
8. Закон старости:
Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован!
9.Закон свободы:
Каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
10. Закон смелости:
Вчера ты трусил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел.
11. Закон чести:
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Особенности программы
Программа лагеря «Эрудит» предполагает, что подросток каждый день должен делать для себя открытие:
-
открытие о себе и своей личности,
открытие в образовательной области,
открытие в своих спортивных способностях,
открытие в своих друзьях.
Каждый день лагеря – тематический, и все содержательные линии соответствуют теме. Программы дней-тем реализуются педагогами, в результате складывается общая картина – тема.
Дни-темы не имеют жёсткой привязки к датам и определяются за один день до реализации, исходя из особенностей погоды, ресурсного обеспечения. Это позволяет сделать программу мобильной.
Управление, контроль, мониторинг
№ п/п |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ответственные |
1. |
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. |
май |
начальник лагеря |
2. |
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. |
1 неделя июня |
воспитатель |
3. |
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. |
В течение смены |
воспитатель, педагог-психолог |
4. |
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. |
Конец смены |
воспитатель |
5. |
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. |
В течение смены |
педагог-психолог |
Разработан механизм обратной связи. Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня подростки заполняют мониторинг-карты, фиксируя позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Ожидаемые результаты
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Приобретение новых знаний, развитие математических способностей
Формирование позитивного психологического микроклимата в едином образовательном пространстве, укрепление здоровья школьников.
Личностный рост участников смены.
Паспорт программы
Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия |
Юридический адрес |
431580, Республика Мордовия, Кочкуровский район, ул. Школьная, д.5 |
Контактный телефон |
2-14-74 |
Директор школы |
Пяткин Василий Иванович |
Название Программы |
Программа профильного лагеря для одаренных детей «Эрудит» |
Цель программы |
Цель: создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития одаренных детей, предоставления им полноценного отдыха, оздоровления и совершенствования интеллектуально-креативных способностей; способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению знаний по русскому и английскому языкам, математике и биологии, умений в исследовательской и поисковой деятельности. |
Условия достижения цели и задач программы |
Наличие кадрового, научно-методического обеспечения и ресурсного обеспечения. Наличие предыдущего положительного опыта в работе с одарёнными детьми. |
Основные направления программы |
1. Образовательное (филологическое, математическое, биологическое). 2. Спортивно-оздоровительное. 3. Творческое. |
Сроки реализации программы |
21 день |
Участники программы |
Учащиеся 5-6 классов, имеющие высокую мотивацию к изучению русского и английского языков, математики и биологии на углублённом уровне |
Ожидаемые результаты |
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, развитие математических, филологических способностей. |
Система контроля |
Текущий и итоговый в форме тестов, анкетирования, опросов детей, педагогов, родителей, используя методику мониторинга. |
Взаимодействие с заинтересованными в деятельности Лагеря структурами |
Администрация школы – контроль реализации Программы Управление образования администрации Кочкуровского района – контроль организации работы лагеря Средства Массовой организации – освещение деятельности Лагеря |
Утверждаю
Директор
МБОУ «Кочкуровская СОШ»
________В.И.Пяткин
Режим
работы профильного лагеря с дневным пребыванием «Эрудит»
при МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
8.30- 9.00 Прием детей. Зарядка
9.00 -9.30 Завтрак
9.30- 10.15 1 занятие
10.15-10.25 Перемена
10. 25 -11.10 2 занятие
11.10-11.25 Перемена
11.25 - 12.10 3 занятие
12.10- 12.20 Перемена
12.20- 13.05 4 занятие
13.05 -13.30 Обед
13.30-14.30 Спортивный час. Клубный час
14.30 – Уход домой
Утверждаю
директор МБОУ «Кочкуровская
средняя общеобразовательная
школа»
_________________В.И.Пяткин
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
работников профильного лагеря с дневным пребыванием
«Эрудит»
Герасимова Валентина Федоровна – начальник лагеря «Эрудит»,
образование высшее, стаж работы – 34 года, учитель русского языка и литературы
Воспитатели:
1. Арюткина Светлана Евгеньевна - образование высшее, стаж работы – года, учитель иностранного языка
2.Каталова Елена Емельяновна - образование высшее, стаж работы –года, учитель русского языка и литературы
3.Свербихина Елена Анатольевна - образование высшее, стаж работы – года, учитель химии и биологии
4.Фролкина Людмила Григорьевна - образование высшее, стаж работы – года, учитель физики и математики.
5. Кудашкина Елена Николаевна - образование высшее, стаж работы – года образование высшее, стаж работы – года, организатор по внеклассной работе
6. Косов Виктор Алексеевич – образование высшее, стаж работы – года, инструктор по физической культуре
Обслуживающий персонал:
Жидкин Михаил Петрович - ответственный за пожарную безопасность, образование средне-специальное, стаж работы – 27 лет, рабочий по обслуживанию здания.
Баряева Светлана Николаевна – повар, образование среднее, стаж работы – 29 лет.
Агафонова Наталия Николаевна – повар, образование среднее, стаж работы 10 лет.
Губанова Валентина Дмитриевна – уборщик школьных помещений, образование высшее, стаж работы 35 лет.
Лыбаева Анастасия Николаевна - уборщик школьных помещений, образование высшее, стаж работы 5 лет.
Шубникова Татьяна Петровна – гардеробщица, образование среднее, стаж работы 35 лет.
Начальник лагеря: В.Ф. Герасимова
План
работы по профилактике ДТП среди детей летнего лагеря дневного пребывания «Эрудит»
при МБОУ «Кочкуровская СОШ», июнь 2017 г.
№ |
Мероприятие |
Дата |
Ответственные |
1 |
Посвящение в пешеходы |
04.06.2017 |
Воспитатели |
2 |
Выставка рисунков «Дорога и я – верные друзья» |
04.06.2017 |
Организатор |
3 |
Выпуск листовок - обращений к пешеходам |
06.06.2017 |
Воспитатели |
4 |
Конкурс рисунков на асфальте по ПДД - «История светофора» - «История велосипеда» - «История автомобиля» |
13.06.2017 |
Воспитатели по отрядам |
5 |
Беседы: - «Основные правила поведения на улице и дороге» - «Перекрестки и их виды» - «Наш путь в школу и новые маршруты» - «Дорожные знаки и их группы» - «Причины дорожно - транспоных происшествий» |
Каждый вторник, пятницу |
Воспитатели |
6 |
Практические занятие: - «Правила безопасного дорожного движения» - «Дорожные знаки. История дорожных знаков» - «Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды» - «Дорожные знаки. Дорожная разметка» |
08-20. 06. 2017 |
Воспитали по группам |
План
мероприятий по безопасному поведению детей летнего
лагеря дневного пребывания «Эрудит»
при МБОУ «Кочкуровская СОШ»,
июнь 2015 г.
№ |
Мероприятие |
Дата |
Ответственные за проведение |
1 |
Информационные пятиминутки «Обзор газет и телепередач» |
Ежедневно |
Воспитатели |
2 |
Знакомство с уголком безопасности, телефонами безопасности |
Открытие лагеря 03.06.17 |
Начальник лагеря |
3 |
Беседы: * Безопасное поведение на улице * Меры безопасности в быту *Безопасное поведение при пожаре в здании * Правила поведения при звонке террориста * Правила поведения при угрозе и во время взрыва *Правила безопасного поведения на воде *Правила поведения при нападении собаки |
03.06.17 04.06.17
06.06.17 08.06.15 09.06.17 11.06.17 13.06.17 |
Арюткина Светлана Евгеньевна Каталова Елена Емельяновна Свербихина Елена Анатольевна Фролкина Людмила Григорьевна Арюткина Светлана Евгеньевна Каталова Елена Емельяновна Свербихина Елена Анатольевна |
Утверждаю:
директор МБОУ «Кочкуровская средняя
общеобразовательная школа»
_________________Пяткин В.И.
Календарный план работы профильного лагеря «Эрудит»
День |
Мероприятия |
1-ый |
а) Открытие лагеря. Знакомство, принятие правил поведения в лагере. Принятие символики, девиза. 1-2 занятия. Математика: Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. 3-4 занятия. Биология. Биологическое краеведение. Флора Мордовии в) Игры на воздухе. |
2-ой |
а) 1-2 занятия. Математика: Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. 3-4 занятия. Биология. Многообразие мира растений Мордовии. г) Шоу-программа песенная карусель. |
3-ий |
а) 1-2 занятия. Математика: Приемы рационального вычислений. б) 3-4 занятия. Биология. Многообразие мира растений Мордовии. в) Спортивная игра «Зов джунглей» |
4-ый |
а) 1-2 занятия. Математика: Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. в) 3-4 занятия. Биология. Многообразие мира растений Мордовии. г) Конкурс актерского мастерства. |
5-ый |
а) 1-2 занятия. Математика: логические и традиционные головоломки. Задачи на «переливание». б) 3-4 занятия. Биология. Многообразие мира растений Мордовии. г) Кулинарное шоу. |
6-ой |
а) 1-2 занятия. Математика. Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение». в) 3-4 занятия. Биология. Грибы и лишайники. Растения и окружающая среда. в) Беседа «Здоров будешь – все добудешь!» |
7-ой |
а) 1-2 занятия. Математика. Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. в) 3-4 занятия. Биология. Растения и окружающая среда. г) Поездка в «Ледовый Дворец» |
8-ой |
а) 1-2 занятия. Математика. Математическая эстафета. Как возникают дроби в практических измерениях в) 3-4 занятия. Биология. Охрана флоры родного края. г) Дискуссия на тему «Можно ли быть свободным без ответственности». |
9-ый |
1-2 занятия. Математика. Как возникают дроби в практических измерениях. Задачи на делимость. в) 3-4 занятия. Биология. Охрана флоры родного края. г) Шашечный турнир. |
10-ый |
1-2 занятия. Математика. Математические фокусы. в) 3-4 занятия. Биология. Заключение. г) Викторина «Экономика и бизнес». |
11-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Вводное занятие. Русский язык – национальное богатство. Правила русского этикета. в) 3-4 занятия. Английский язык. Новоселье «Давайте познакомимся!». Песенка “Hello”. г) Беседа «Молодежный образ жизни». |
12-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Азбука важных и вежливых слов.. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. в) 3-4 занятия. Английский язык. Продукты питания. Национальная кухня. г) День предпринимателя в профильном лагере. (Конкурсно -развлекательная программа) |
13-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Местные говоры. в) 3-4 занятия. Английский язык. Говорим в столовой только на английском языке. Проект “Mordovian cuisine“ г) Волейбол-шоу. |
14-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики Мишнева «Русская изба» в) 3-4 занятия. Английский язык. Говорим в столовой только на английском языке. Проект “Mordovian cuisine“. Игра “Happy English“ г) КВН « В человеке должно быть все интересно». |
15-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Фразеологическое богатство языка. Краткие мудрые изречения. 3-4 занятия. Английский язык. Театральная гостиная. Мини сценки. Зачем мне нужен английский язык? г) Шоу-программа песенная карусель. |
16-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Общеупотребительные слова. Термины. Профессионализмы. Молодежный сленг и отношение к нему. в) 3-4 занятия. Английский язык. Сбор информации “English everywhere” . Мастерская “English everywhere”. г) Этикет нам очень нужен. (Игра). |
17-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. История происхождения фамилий. К истокам слова. Почему мы так говорим? б) 3-4 занятия. Английский язык. Проект “English everywhere”. .Защита проекта“English everywhere”. Этикет нам очень нужен. (Игра). |
18-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Лексическое значение слова. Как правильно употреблять слова. б) 3-4 занятия. Английский язык. Песенка “Our famous people” . Сбор информации “Our summer camp” г) Посещение музеев г.Саранска. |
19-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Богатство русского языка. Письмо как речевой жанр. б) 3-4 занятия. Английский язык. Сбор информации “Our summer camp”. Стенгазета. г) «Сильные, смелые, ловкие – спортивные состязания». |
20-ый |
а) 1-2 занятия. Русский язык. Невербальные средства общения. Значение мимики в речи. Защита проектов. б) 3-4 занятия. Английский язык. “Greeting cards”. Презентация “Greeting cards”. г) Поход в лес. |
21-ый |
Творческий отчет. а) 1-2 занятия. Математика. Биология. б) 3-4. Английский и русский языки в) Закрытие лагеря. Дискотека. |
Содержание программы профильного лагеря «Эрудит»
Тема дня |
Содержательные линии |
Привлекаемые ресурсы |
|||
Создание условий для успешной адаптации |
Создание условий для расширения интеллектуальных способностей |
Формирование здорового образа жизни. |
Создание условий для развития творческих способностей детей |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
День имени |
Тренинг «Давайте познакомимся». Работа с мониторинг-картой. |
Интеллектуальная игра «Имена известных математиков» |
Игры на взаимодействие |
Заключение ожиданий-соглашений. Музыкальный час «Что в имени тебе моём?» |
Организатор; учитель математики |
Знания, умения, навыки. Выстраивание целей на период смены лагеря. Коммуникативные навыки. Определение места в коллективе. |
|||||
Мы - команда |
Тренинг на командообразование |
||||
Знания, умения, навыки. Умение работать в команде, ставить цель и выстраивать план по её достижению; коммуникативные навыки. |
|||||
День пиратов |
Работа с мониторинг-картой. |
Мастер-класс «Верёвочный курс – морские узлы». Игра «Морской бой» (физика) |
Эстафета «Весёлые пираты» |
Музыкальный час «Пиратские песни» |
Учителя математики, физической культуры |
Знания, умения, навыки. Умение работать с многочленами, формулами сокращенного умножения, Умение выполнять основные действия со степенями с целыми показателями. Решение алгебраических задач с геометрическим содержанием. Навыки работы в команде в условиях спортивного соревнования. Развитие музыкальных и сценических способностей. |
|||||
День кладоискателей |
Работа с мониторинг-картой. |
Национальный музей РК, экспозиция «Монеты и клады РК». Решение математических задач с экономическим содержанием. |
Игра-путешествие «Поиск клада» |
Национальный музей РК. Воспитатели |
|
Знания, умения, навыки. Умение выполнять арифметические действия с рациональными числами. Расширение знаний о своей республике. Умение решать логические нестандартные задачи, ориентирование на местности, работа с планом местности. |
|||||
День японской культуры |
Работа с мониторинг-картой. |
Мастер-класс «Оригами». Применение законов «золотого сечения» в икебане. |
Бои современных самураев |
Мастер-класс «Японская поэзия» |
Учителяфилологи, литературы, физической культуры |
Знания, умения, навыки. Умение решать текстовые задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин. Владение понятиями, связанными со свойствами делимости чисел. Расширение знаний о японской культуре: поэзия, прикладное искусство, спорт. |
|||||
Вода, вода…кругом – вода… |
Психологический тренинг «Кораблекрушение». Работа с мониторинг-картой. |
Национальная галерея РК «Кто такие маринисты?» Решение математических задач на тему «Движение по воде». |
Эстафета «Морские волки» |
Акварельный мастер-класс. |
Национальная галерея РК. Учитель биологии и филологи. |
Знания, умения, навыки. Умение решать задачи по алгоритму. Развитие художественных способностей. Навыки работы в команде в условиях спортивного соревнования. |
|||||
Моё хобби |
Работа с мониторинг-картой. |
Создание проектов «Биология в моём хобби» |
Представление проектов. |
Учитель биологии. |
|
Знания, умения, навыки. Формирование исследовательских навыков, навыки проектирования. Расширение знаний о роли математики в окружающей жизни. Умения представлять результаты своего исследования. |
|||||
День детектива |
Работа с мониторинг-картой. |
Библиотечный час «Обзор детективной литературы» Решение логических задач. |
Игры на развитие внимания |
Игра «Мафия» |
Центральная городская библиотека. Учителя-филологи, организатор |
Знания, умения, навыки. Обучение основным приемам решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент. Развитие внимания и логики. |
|||||
Будь здоров! |
Тренинг «Антистресс» |
Решение задач на тему здоровья, безопасность в быту. |
Информационная палатка, посещение музея вредных привычек |
Конкурс плакатов, слоганов. |
Учитель биологии. Организатор. |
Знания, умения, навыки. Выработка навыков составления и решения линейных уравнений и уравнений, приводящихся к линейным. Творческие способности. Расширение знаний о здоровом образе жизни. |
|||||
День цветов |
Работа с мониторинг-картой. |
Законы «золотого сечения» в ботанике. Экологические исследования в условиях города. Решение задач с помощью пропорции. |
Игры на природе. |
Музыкальный час «Во саду ли, в огороде…» |
Учитель-биолог, экологии, филологи. Учитель математики |
Знания, умения, навыки. Закрепление понятий «пропорция», прямая пропорциональность, обратная пропорциональность. Знания методик экологических исследований. Развитие музыкальных способностей. |
|||||
День тайного друга |
Психологическая игра «Тайный друг» |
Мастерская «Создание геометрических тел – подарочных коробок». Решение задач на построение (с помощью циркуля и линейки.) |
Турнир по мини-футболу. |
Концерт клуба авторской песни «Если друг оказался вдруг…» |
Клуб авторской песни. Учителя-филологи, рганизатор. |
Знания, умения, навыки. Закрепление навыков решения задач на построение; развитие пространственного воображения. Навыки работы в команде в условиях спортивного соревнования. Развитие внимания к окружающим, мотивация к взаимопомощи. |
|||||
День архитектора |
Организационно-деятельностная игра «Строим мосты общения». Работа с мониторинг-картой. |
Мастерская «Законы математики в архитектуре родного города». |
Мастерская «Город мечты» |
Учитель математики. |
|
Знания, умения, навыки. Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения. Умение производить расчеты по геометрическим формулам. Коммуникативные навыки, умение организовывать работу в группе. |
|||||
День индийской культуры |
Работа с мониторинг-картой. |
Презентация «Индия – страна известных математиков». Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?» |
Игра «Слон». Основы йоги. |
Мастерская «Снимаем индийское кино» |
Учителя математики, физической культуры. Учителя-филологи |
Знания, умения, навыки. Расширение знаний о истории математики. Творческие способности. Умения производить видеосъёмку. Умение сосредотачиваться, способность к самоконтролю. |
|||||
Знаки, знаки, знаки |
Психологический семинар «Мимика, жесты» |
Семинар «История математических символов и знаков». Практикум «Различные системы счисления, геометрическая символика». |
Квест-ориентирование «Читай по знакам» (актуализация ПДД) |
Мастерская «Придумываем новый знак» |
Учителя-филологи, физической культуры.. |
Знания, умения, навыки. Умение правильно оформлять решение геометрических задач с помощью символики. Закрепление знаний ПДД. Творческие способности. |
|||||
Моя будущая профессия |
Психологическая игра «Принц и нищий» |
Тренинг «Выбор профессии» |
Учитель биологии, филологи |
||
Знания, умения, навыки. Интересы и склонности в выборе профессии. Классификации профессий. Признаки профессий. Тип темперамента и выбор профессии. Определение типа темперамента. Выбор образовательного маршрута. |
|||||
Олимпиада |
Работа с мониторинг-картой. |
Интеллектуальная игра «История олимпийского движения» |
Мини Олимпийские игры |
Создание символа «Сочи-2014». КВН-биатлон. |
Учитель физической культуры. |
Знания, умения, навыки. Расширение знаний об истории олимпийского движения и вкладе земляков. Знакомство с технологией игры КВН. Художественные и сценические способности. Навыки работы в команде в условиях спортивного соревнования. |
|||||
День изобретений |
Работа с мониторинг-картой. |
Семинар «Великие изобретения 20 века». Просмотр учебного фильма. Решение ТРИЗ. Математические этюды. |
Дебаты «Современные изобретения приносят больше вреда, чем пользы» |
Конкурс проектов юных изобретателей |
Учитель математики |
Знания, умения, навыки. Расширение знаний о значении изобретателей в современной жизни. Развитие творчества посредством решения изобретательских задач; умений принимать нестандартные решения. Умения вести дискуссию. |
|||||
День рекламы |
Психологическая игра «Самореклама» |
Обучение игре МЭМ. Решение задач с экономическим содержанием. |
Создание рекламы на тему «Математика – царица всех наук» |
Учителя математики, организатор |
|
Знания, умения, навыки. Отработка навыков решения основных типов задач на проценты. Знакомство с компьютерной экономической игрой «Моделирование экономики и менеджмента». Творческие способности. Умение представлять себя в рамках самопрезентации. |
|||||
День игры |
Работа с мониторинг-картой. |
Математические игры. Судоку, японские кроссворды, танграм, стомахион и др. |
Дворовые игры 20 века. Шашечный турнир. |
Игры на проявление творчества. |
Учитель биологии, физической культуры. |
Знания, умения, навыки. Отработка вычислительных навыков, развитие логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать ситуацию. Расширение спектра игр, в которые могут играть подростки. |
|||||
День природы |
Работа с мониторинг-картой. |
Посещение отдела природы Национального музея РК. Решение математических задач с экологическим содержанием. |
Практикум «Правила безопасного поведения на природе» |
Изготовление поделок из природного материала. |
Национальный музей РК. Учителя-филологи Учитель математики |
Знания, умения, навыки. Умение решать текстовые задачи. Отработка вычислительных навыков, развитие логического мышления. Расширение знаний о природе РК. Умения безопасного поведения в лесу, рядом с водоёмами. Творческие способности. |
|||||
Мой город |
Работа с мониторинг-картой. |
«История Саранска» - посещение тематической выставки. Решение задач с использованием статистических показателей города Саранск |
Игры народов, проживающих в городе Сыктывкаре |
Создание социальных проектов «Мой город» |
Краеведческий музей РМ. Учителя-филологи, физической культуры. |
Знания, умения, навыки. Формирование умений находить статистические характеристики и наглядно представлять информацию в виде диаграмм, графиков и таблиц. Навыки социального проектирования. Знакомство с многонациональной культурой РК. |
Памятные даты, которые найдут отражение в содержании занятий
1 июня - Международный день защиты детей
4 июня - Соловьиный день
- Международный День мира Матери
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
-115 лет со дня рождения 1900. Деннис Габор венгеро-английский физик, основоположник голографии, лауреат Нобелевской премии 1971 года
6 Июня - пройдет Пушкинский день России. В этот день в Москве в 1799 году родился известный поэт Александр Сергеевич Пушкин.
- День эколога
-165 лет со дня рождения 1850. Карл Фердинанд Браун немецкий физик, удостоенный Нобелевской премии в 1909 году за развитие беспроволочной телеграфии
10 июня - 85 лет со дня рождения 1930. Илья Сергеевич Глазунов российский художник
11 Июня - 105 лет со дня рождения 1910. Жак Ив Кусто французский океанограф, изобретатель акваланга
12 июня - День Независимости России
15 июня - День рождения УЕФА
19 июня -105 лет со дня рождения 1910. Пол Флори американский физико-химик, один из основоположников теории поликонденсации, лауреат Нобелевской премии 1974 года
20 июня - День отца
21 июня -105 лет со дня рождения 1910. Александр Трифонович Твардовский советский поэт, автор поэмы "Василий Теркин"
22 июня - День памяти и скорби
23 июня - Международный Олимпийский день
25 июня - День дружбы, единения славян (Россия, Украина и Белоруссия)
26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков
27 июня - День молодежи
- Всемирный день рыболовства
29 июня -115 лет со дня рождения 1900. Антуан де Сент-Экзюпери французский писатель, летчик
Список литературы для педагогов
-
Баженов И.И., Порошкин А.Г., Тимофеев А.Ю., Яковлев В.Д. Задачи для школьных математических кружков: Учебное пособие/ Сыктывкар; Сыктывкарский ун-т, 2006
Понорядова Р.С., Елизарова Н.Г. Учителю математики (методические рекомендации по эстетическому воспитанию на уроках и внеклассных занятиях по математике), Сыктывкар, 1995
Игры – Обучение. Тренинг. Досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского// в четырёх книгах. – М: Новая школа, 1994
Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье). – М.: Новая школа, 1993
Кордемский Б.А., Русалев Н.В. Удивительный квадрат: научно-популярное издание для среднего и старшего возраста/ Москва, 1994
Гарднер М. Математические чудеса и тайны; пер.с англ./ Под ред.Г.Е.Шилова. – М. Наука, 1986
Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. – Спб.: Издательство СОЮЗ, 2000
Перельман Я.И. Занимательная алгебра, - М.: АО «Столетие», 1994
Перельман Я.И. Занимательная геометрия, - М.: АО «Столетие», 1994
Перельман Я.И. Занимательная арифметика, - М.: АО «Столетие», 1994
Цукарь А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. – М.: Просвещение, 1998
Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И.Шварцбурда, М., «Просвещение», 1977
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты, - М.: «Детская литература», 1972
Своя игра/ Авторы И.Тюрикова, С.Пехлецкий, С.Бражников, В.Молчанов. – М.: ТЕРРА, 1996