Рабочая программа регионального компонента МБДОУ «ДС №195 г. Челябинска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 195 г. Челябинска»
454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 74-Б, тел. 265-50-00, ds195chel@gmail.com
Рабочая программа регионального компонента
МБДОУ «ДС № 195 г. Челябинска»
Составил воспитатель: Кузьмина Е.А.
Детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Южного Урала, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.
Компетентность педагогов по данной проблеме
Условия
для успешного
решения
вопросов внедрения регионального компонента в практику работы ДОУ
Наличие необходимого методического комплекса
по данной проблеме
Соответствующая развивающая предметно-пространственная среда
Сотрудничество с семьей, с социокультурными институтами
SWOT – анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Нормативно-правовая база. | Отсутствие площадей для реализации вариативных форм дошкольного образования |
2. Материально – техническая база: мини -музей по краеведению в группах старшего дошкольного возраста, музыкальный зал, костюмерная, мини – библиотека: «Детская художественная литература», «Методическая литература по РК». | Недостаточная оснащенность интерактивным оборудованием. Недостаточное оснащение разных кабинетов для реализации регионального компонента |
3.100% кадровая обеспеченность. Педагоги и дети комфортно ощущают себя в детском саду, любят его и отмечают хороший психологический климат Заинтересованность педагогов в работе по реализации регионального компонента. | Отсутствие высококвалифицированных специалистов дошкольного образования |
4. Предметно – развивающая среда: детские национальные костюмы, декорации для театрализованных постановок, слайды с видами Уральской природы, аудио – видео техника, проекционная техника. | Слабое дидактическое оснащение образовательного процесса для реализации регионального компонента |
5. Вопросник знаний детей по национально - региональному компоненту. | Отсутствие мониторинга по НРК |
6. Участие в районных конкурсах и мероприятиях. | Невысокая активность педагогов участия в районных мероприятиях |
7. Совместные мероприятия с родителями | Небольшая заинтересованность части родителей в сотрудничестве. |
8. Сотрудничество с детской библиотекой имени Маяковского, МБОУ СОШ № 147, детской поликлиникой № 1, ДПШ | Недостаточное сотрудничество с учреждениями культуры для реализации регионального компонента |
Ограничения и риски | Возможный способ преодоления |
1. Недостаточное владение педагогами инновационными технологиями развития детей дошкольного возраста | Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику |
2.Часть педагогов формально подходят к реализации регионального компонента | Проведение организационно- методической работы по подготовке педагогов к работе по реализации регионального компонента |
3. Недостаточное дидактическое оснащение образовательного процесса для реализации регионального компонента | Организация работы творческой группы, организация конкурса на лучшую развивающую среду с учетом регионального компонента |
4. Недостаточное развитие системы дополнительных образовательных услуг на базе ДОУ, учитывающих потребности детей и родителей | Подготовка документов для лицензирования дополнительных образовательных услуг |
Для решения вопроса организации работы по реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ творческой группой разработана модель образовательной среды МБДОУ «ДС № 195 г. Челябинска» с учетом регионального компонента.
Цель создания модели: формирование методической компетентности педагогов в области реализации регионального компонента в содержании образования дошкольников.
Задачи:
Формирование и развитие навыков отбора содержания и планирования работы с детьми;
Развитие умения использовать полученные знания для планирования содержания в соответствии с темой недели и возрастными особенностями дошкольников;
Активизация индивидуальных и творческих способностей педагогов.
Модель включает в себя 4 направления работы:
1. Научно - методическое обеспечение
1.1. Организационно-методическая работа
1.2. Программно- методическое обеспечение
1.3. Создание методического комплекса
2. Дидактическое обеспечение
2.1. Тематическое планирование
2.2. Обеспечение дидактического комплекса по пяти блокам:
1. Челябинск. Достопримечательности.
2. История и быт народов Урала.
3. Природа родного края.
4. Мир профессий.
5. Культура, искусство, спорт.
6. Знаменитые люди Челябинской обл.
3. Создание развивающей предметно- пространственной среды
3.1. Уголки краеведения в группах.
3.2. Макеты, карты, схемы, выставки
3.3. Дидактические игры, альбомы, лэпбуки.
3.4. Художественная литература
3.5. ИКТ и ТСО
4. Взаимодействие с родителями и социальными институтами
4.1. Включение родителей в образовательный процесс
4.2. Взаимодействие с библиотекой имени Маяковского, ДПШ, МБОУ СОШ № 147 и др.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
принцип развивающего обучения,
принцип личностно-ориентированного общения,
принцип дифференцированного подхода,
принцип тематического планирования,
деятельностный подход,
культуросообразность,
принцип наглядности,
принцип последовательности,
принцип занимательности,
принцип взаимодействия с социальными институтами.
Региональный компонент.
Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)
Географические особенности Челябинской области. Площадь Челябинской области равна 88,5 тысячам квадратных километров. Протяжённость области с севера на юг — 490 км, с запада на восток — 400 км. Географический центр области располагается на правом берегу реки Уя, в трёх км на юго-восток от села Нижнеусцелемово Уйского района. Челябинская область по территории занимает пятое место из восьми регионов Урала и 39 место по России. Общая протяжённость границ составляет 2750 км.
Челябинская область находится на стыке двух частей света - Европы и Азии. Челябинская область занимает восточный склон Южного Урала. И только небольшая часть территории на западе — так называемая Горно-Заводская зона — заходит на западные склоны Южного Урала. Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием, в пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершин Уральских гор. Высочайшая точка области — гора Нургуш (1406 м).
Памятники природы Урала: национальные природные парки Таганай и Зюраткуль, Государственный Ильменский заповедники др.Значительная доля полезных ископаемых сосредоточена в пределах Челябинской области: руды черных и цветных металлов, благородные металлы, уголь, строительные материалы, камни-самоцветы: гелиоры, аквамарины, аметисты, турмалины, изумруды. Символами природных богатств Урала являются малахит, яшма, орлец. Южный Урал - край озер. На территории Челябинской области насчитывается около 3170 озер. Многие озера обладают лечебными ресурсами. Крупные реки Челябинской области: Миасс, Урал, Уфа и др.
Климатические особенности Челябинской области. Климат Челябинской области - континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето относительно жаркое, с периодически повторяющимися засухами. Особенности климата связаны с расположением области в глубинах Евразии, на большом удалении от морей и океанов. На формирование климата влияют Уральские горы, создающие препятствие на пути движения западных воздушных масс. В суровые зимы температура воздуха достигает минус 45 градусов, летом - плюс 40 градусов. Атмосферные осадки распределяются не равномерно, наибольшая сумма осадков приходится на летний сезон. Зимой количество осадков уменьшается. Снежный покров достигает 35 см.
Экологические особенности Челябинской области. В связи с тем, что Челябинская область расположена в трех природных зонах: сосново - березовой, лесостепи, степи, растительный покров отличается большим разнообразием. Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении. Хвойные леса чередуются с березняками, осинниками. На севере преобладают еловые, иногда с пихтой или кедром, и сосновые, на юго - западе - широколиственные с дубом, кленом, липой. Подлесок составляют: рябина, ива, жимолость, черемуха, малина, шиповник. Богатый травяной покров включает папоротники, одуванчики, клевер, костянику, землянику, клюкву и др.). Во флоре Челябинской области около 150 видов лекарственных растений, широко используемых в медицине: валериана лекарственная, душица обыкновенная, мать-и-мачеха и др. Животный мир области разнообразен и велик. Представители животного мира: бурый медведь, волк, лисица, рысь, норка, барсук, лось, олень, косуля, заяц-русак, заяц-беляк, белка, суслик, бобр, еж обыкновенный, крот и др. Представители птиц: глухарь, тетерев, утка, гусь, журавль, ворон, грачь, галка, сова, филин, орел, дятел, кукушка, чайка и др. Основные виды рыб: карп, карась, окунь, ерш, щука и др. Земноводные и пресмыкающиеся Челябинской области: ящерица, гадюка, уж, медянка, лягушка, жаба. В Челябинской области обитают 10 тысяч видов насекомых, среди них, множество насекомых, приносящих пользу природе и хозяйственной деятельности (муравьи, пчелы-медоносы), есть вредители: жуки-короеды, саранча.
Социокультурные особенности Челябинска. На территории области расположены 30 городов. Самые крупные города: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Озерск, Троицк, Кыштым. Челябинск занимает 8 место по числу жителей среди крупнейших городов России, в нем проживает более 1 миллиона человек. Ведущие отрасли экономики Челябинской области обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых. Дети знакомятся с профессиями: металлургов, шахтёров, машиностроителей и т.п.
Культура. Самый крупный музей в Челябинске - это областной краеведческий музей. В городе Челябинске есть театры: Театр оперы и балета им. М.Глинки, Академический театр драмы им. Н.Орлова, театр юного зрителя, а для детей дошкольного возраста - кукольный театр. Достопримечательностями города являются Челябинская филармония, Зал камерной и органной музыки, которые расширяют горизонты музыкальной культуры горожан. В городе построен один из самых молодых в России зоопарков, развивается цирковое искусство. Социокультурные особенности Челябинска позволяют познакомить детей со многими значимыми для города датами, традициями.
В музее декоративно-прикладного искусства и картинной галереи регулярно организуются выставки изобразительного искусства. В Челябинске восстановлены храмы Святой Троицы, Александра Невского и др.
Челябинск принимает активное участие в спортивной жизни России. В Челябинске проходят региональные, российские и международные соревнования по разным видам спорта: дзюдо, плаванию, хоккею.
Национально-культурные особенности Челябинска и Челябинской области. Область многонациональна, здесь проживают представители национальностей: русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, мордва, казахи, дагестанцы, армяне, грузины.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
1. Научно - методическое обеспечение
1.1. Организационно-методическая работа
Задачи организационно-методической работы:
- разработать и реализовать систему мероприятий по подготовке педагогов к работе по реализации регионального компонента;
- разработать цикл проектов и методические рекомендации для педагогов по реализации регионального компонента средствами проектной деятельности;
- оборудовать познавательно-игровое пространство краеведческой направленности.
Подготовка педагогического коллектива:
семинары
практикум
неделя педагогического мастерства
смотр-конкурс РППС «Краеведческий уголок»
работа творческой группы
- отбор содержания для планирования
- сбор и обработка полученной информации
1.2. Программно - методическое обеспечение
Перечень программ, технологий, пособий по освоению регионального компонента:
Перечень программ | Наш дом - Южный Урал: программно- методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [Текст] / сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, и др. - Челябинск: Челябинское областное отделение. Российского детского фонда, АБРИС, 2014 г. |
Перечень учебно-методических пособий | Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к программно- методическому комплексу Наш дом- Южный Урал:- Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014 г. Корецкая, Т.Л. Путешествие по Челябинску [Текст]/Т.Л. Корецкая. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006 г. Корецкая, Т.Л. Земля уральская: Энциклопедия для детей. [Текст]/– Челябинск: ОАО «Юж-Урал. Кн.изд-во», 2004 г. Корецкая Т. История Урала в рассказах для детей: книга для чтения/Т. Корецкая.- Челбинск: «Край Ра», 2013 г. Коротковских, Л.Н. В гостях у хозяйки медной горы [Текст]: наглядно-дидактическое пособие для занятий по изобразительной деятельности с детьми 5-9 лет /Л.Н. Коротковских. - Челябинск: Взгляд, 2003 г. Мой город –Челябинск. Учебное пособие По общ. ред Калининой Т.Г. Калининой Ю.А.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2001 г. Окружающий мир 1 класс: учебное пособие/С.О.Кирочкина и др. – Челябинск: «Край Ра», 2012 г. Петрова О. Наша Родина Россия- Пособие для развивающего обучения/ О.Петрова М.: Эксмо, 2012 г. Природа Южного Урала: иллюстрированное приложение к программно- методическому комплексу Наш дом- Южный Урал:- Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014 г. Славянская семья: родство и занятия – демонстрационный материал для занятий в группах детских садов. Киров: Весна-дизайн. Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста/ сост. Т.Н.Крохалева,- Челябинск: Взгляд, 2007 г. |
1.3. Создание методического комплекса
- конспекты образовательных мероприятий,
- картотеки подвижных игр,
- картотеки художественного слова,
- картотеки пословиц и поговорок
2. Дидактическое обеспечение
Социокультурные особенности Челябинска определяют содержание психолого- педагогической работы в ДОУ.
Для реализации этого содержания можно использовать Программу «Наш дом - Южный Урал», разработанную авторами: Е.С. Бабуновой, Л.В. Градусовой и др. (Магнитогорский государственный университет). Цель данной программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики.
Целевые ориентиры при реализации Программы на этапе завершения дошкольного образования
Комплексные целевые ориентиры как возрастные достижения детей при реализации всех образовательных областей:
ребенок способен опираться на личный опыт при знакомстве с историей и культурой народов Южного Урала;
ребенок проявляет эмоции эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) при ознакомлении с народной культурой (традициями, семейными взаимоотношениями, праздниками, бытом и т.д.) и искусством народов Южного Урала;
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, стремится к толерантности, уважению к носителям других культур;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания об истории, культуре, видах народного искусства.
Целевые ориентиры образовательной области
«Познавательное развитие»:
ребенок имеет первичные представления об истории заселения людьми территории Южного Урала, местах проживания первобытных людей; о появлении первой металлургии, добыче железной, медной руды, возникновении городов-крепостей в эпоху бронзы; о проживании разных народов на Южном Урале; о разных видах труда народов в различных районах Южного Урала; о мастеровых и рабочих железо- и медеплавильных заводов и шахт Южного Урала. Задает вопросы взрослым и сверстникам об истории, культуре народов Южного Урала;
ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса; о кочевых и оседлых народах Южного Урала; жизненном укладе - «ладе» народов, их традициях, обычаях; о службе казаков, охраняющих границы Родины, имеющих традиции, кодекс чести; активно участвует в обсуждении культуры, истории региона Южного Урала;
ребенок знаком с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная; с названиями некоторых природных объектов (озер, гор, рек и др.), отражающих историю родного края; растениями, животными, птицами, обитающими в регионе. Объясняет взаимозависимость человека от природы (живой, неживой), мироустройство, лад, порядок в жизни разных народов. Объясняет взаимосвязь народного календаря с основными видами труда народов. Понимает необходимость посильного участия в труде в детском саду и дома;
ребенок знаком с особенностями взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье, традициями и обрядами народов
Южного Урала; с названиями народных жилищ, планировки, предметов народного быта; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении; с народными особенностями режима семьи; с функциями членов семьи у разных народов; с нравственными основами жизни семьи у народов Южного Урала; с распределением обязанностей по ведению хозяйства в семье у разных народов; с некоторыми действиями домоводства и ремесел народов Южного Урала; с родственными связями, родословной; с народными домашними способами лечения больных в семье, с народными видами закаливания. Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. Понимает значение нравственных основ семьи, социальных традиций (отношение к людям, попавшим в беду, к больным, сиротам, к малым детям, старикам и др.). Осознает важность принятого обществом решения. Понимает возможность оздоровления человека народными способами лечения, закаливания. Понимает народные обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.
Целевые ориентиры образовательной области «Речевое развитие»:
ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);
ребенок знаком с творчеством писателей и поэтов Южного Урала;
ребенок способен осознать нравственный смысл и эстетическую ценность фольклорных произведений;
ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений;
ребенок может использовать содержание фольклорных произведений в творческой деятельности;
ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам с использованием эмоционально-образной, объяснительно-выразительной речи; умеет вести диалог по поводу культуры, искусства, истории, природы родного края; связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.
Целевые ориентиры образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
ребенок умеет рассказать о правилах игр, использовать народные игры, народные игрушки в самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры, участников по совместной игре;
ребенок проявляет эмоционально-активное отношение к играм, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх, готов выступить в роли ведущего в играх;
ребенок владеет разными видами народных игр, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими в народных подвижных играх;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах народных игр, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
ребенок имеет знания об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом на Южном Урале.
Целевые ориентиры образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»:
-ребенок проявляет эстетическое отношение к произведениям уральского декоративно-прикладного искусства;
-ребенок способен эмоционально воспринимать произведения уральского декоративно-прикладного искусства, понимать содержание произведений, связывать выбор средств выразительности с замыслом художника (мастера);
-в самостоятельной творческой деятельности стремится к созданию работ по мотивам уральского декоративно-прикладного искусства, к самовыражению в изобразительном творчестве.
Содержание для включения в основную образовательную программу ДОУ регионального компонента
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами
различных образовательных областей:
"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие" (природа Уральского региона, растительный и животный мир, культура и быт народов Южного Урала);
"Речевое развитие" (произведения устного народного творчества народов Южного Урала);
"Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Южного Урала, музыкальные произведения уральских композиторов);
"Физическое развитие" (игры народов Уральского региона, спортивная жизнь Урала).
Содержание образования направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных
ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Уральского региона);
формирование общих представлений о своеобразии природы Уральского региона;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе
Уральского региона.
Задачи образовательной деятельности с детьми:
Формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии Южного Урала.
Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы Южного Урала.
Знакомить детей с историческим прошлым края, родного города
Продолжать развивать у дошкольников интерес к городу Челябинску, его достопримечательностям.
Приобщать детей к народным промыслам (каслинскому литью, златоустовской гравюре, камнерезному искусству, уральской росписи и др.)
Дать представления о национальных праздниках (Сабантуй, медовый, яблочный, ореховый и хлебный Спас и др.).
Приобщать детей к уральским традициям, которые передаются из поколения в поколение (сказы, легенда, народные игры, танцы).
Продолжать знакомить детей с профессиями, распространенными на Урале: машиностроители, металлурги, животноводы, сталевары. Так как социальный состав родителей ДОУ - в основном служащие и предприниматели, то данный перечень дополняется такими профессиями, как частный предприниматель, директор фирмы, банкир, менеджер и др.
Продолжать знакомить детей с произведениями писателей и поэтов Южного Урала (П. Бажов, Н.В. Пикулева, Ася Горская, Андрей Середа, Михаил Придворов, Д.Н. Мамин- Сибиряк, Н.П. Шилов и др.)
Продолжать развивать у дошкольников интерес к национальным подвижным играм (татарским, башкирским), так как детский сад посещают двуязычные дети.
Учить выделять положительные изменения, происходящие в родном городе (расширение дорог, строительство новых предприятий, жилых комплексов, возведение архитектурных сооружений, памятников, благоустройство парков).
Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.
Задачи образовательной работы с детьми 2 - 3 лет:
Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням, потешкам, пестушкам.
Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен, пестушек, потешек.
Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем, обращая внимание на их художественные особенности.
Учить отражать наблюдаемые явления природы в продуктивной деятельности.
Задачи образовательной работы с детьми 3 - 4 лет:
Приобщать детей к устному народному творчеству.
Дать детям представления о происхождении и назначении колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек.
Познакомить с некоторыми фольклорными образами уральских произведений.
Способствовать исполнению колыбельных песен, пестушек, потешек в самостоятельной игровой деятельности.
Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления от окружающей действительности в изобразительной деятельности (рисование, лепка).
Задачи образовательной работы с детьми 4-5 лет:
Дать представления об уральской природе в разное время года.
Познакомить с наиболее распространенными на Урале птицами, животными, насекомыми, растениями.
Создавать условия для обогащения, пополнения и активизации эмоционально - эстетических переживаний детей; действенного их приобщения к народному искусству.
Продолжать знакомить детей с предметами быта, народным жилищем (избой), одеждой (русского и башкирского народа);подводить к пониманию выразительной функции отдельных художественных средств (форма, цвет, ритм, чередование, симметрия).
Продолжать знакомить с жанровыми особенностями уральских колыбельных песен, уточнять представления о пестушках, потешках, прибаутках, небылицах, поговорках, пословицах; развивать исполнительские умения, желание использовать их в игровой деятельности; развивать творческие способности детей, придумывать небылицы, заклички, колыбельные песни по аналогии с готовыми текстами.
Стимулировать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в продуктивной деятельности, подводить к созданию выразительного образа.
Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, украшающим жизнь людей.
Задачи образовательной работы с детьми 5-7 лет:
Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала: природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.
Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).
- совершенствовать исполнительские умения.
- развивать творческие способности, чувство юмора.
- воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной,
- активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.
Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры:
- познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала;
- с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др.
- развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
5. Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта и др).
6. Продолжать приобщать детей к народному искусству:
- познакомить их с национальным жилищем башкир (юртой);
- расширить представления об особенностях русской избы, отдельных элементах её экстерьера (конек, причелина, наличники, ставни).
7. Формировать представления детей о назначении, основных художественных особенностях народного искусства (жизнерадостность, декоративность, яркость), его связи с природой, семантике мотивов (солярные знаки), единстве художественной и утилитарной функций.
8. Развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора - вариации - импровизации; выражать собственное эмоционально - ценностное отношение к действительности, искусству.
9. Продолжать развивать и обогащать эмоционально - образную речь, умение рассказывать об увиденном, выражать своё отношение к нему.
10. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, быта.
2.1. Тематическое планирование регионального компонента продумано в соответствии с темами недель образовательной работы
2.2. Обеспечение дидактического комплекса по пяти блокам:
1. Челябинск. Достопримечательности.
2. История и быт народов Урала.
3. Природа родного края.
4. Мир профессий.
5. Культура, искусство, спорт.
6. Знаменитые люди Челябинской области
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «Челябинск. Достопримечательности»
Задачи | Темы и формы работы |
Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях
Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями
Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала | Младший и средний дошкольный возраст Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии : вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: «Дом» «Семья» «Улица города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» |
Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Челябинск - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы В библиотеку Сюжетно-ролевые игры: «Дом-семья» «Улица города» «Стройка» «Экскурсоводы» Конкурсы: Рисунков «Челябинск-город будущего» Изготовление макетов на нашей улице Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции» |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «История и быт народов Урала»
Задачи | Темы и формы работы |
Знакомить детей с историческим прошлым края, родного города Приобщать детей к уральским традициям, которые передаются из поколения в поколение (сказы, легенда, народные игры, танцы) Приобщать детей к народным промыслам (каслинскому литью, златоустовской гравюре, камнерезному искусству, уральской росписи и др.) Дать представления о национальных праздниках (Сабантуй, медовый, яблочный, ореховый и хлебный Спас и др.).
| Младший и средний дошкольный возраст Приобщение детей к устному поэтическому творчеству Чтение и разучивание народного фольклора (песенок, потешек, колыбельных песен и др.) Знакомство с русской избой и домашней утварью Рассматривание фотографий Изготовление макета «Русское подворье» Загадки о предметах быта. Рисование «Роспись предметов народно- декоративного творчества» Знакомство с традиционными народными праздниками. «Масленица» Сюжетно-ролевые игры: «Дом» «Семья» Режиссерская игра «Деревенское подворье» Содружество с семьей Совместное развлечение «В гостях у бабушки» День открытых дверей «Масленица», «Ярмарка» |
Старший дошкольный возраст Тема «История родного края» Путешествие в прошлое Уральского края Челябинск – от крепости до большого города «Путешествие по реке времени» Истоки национальной и региональной культуры Рассматривание - оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, - картин и репродукции, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио - и видеозаписей Беседа об этнической топонимии- знакомство с названиями местности Чтение и разучивание народного фольклора Экскурсии: В краеведческий музей В музей народного и декоративно-прикладного искусства Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья «Экскурсоводы» «В юрте» Конкурсы: Рисунков «Народы Южного Урала» Изготовление макетов «Быт народов Урала» Содружество с семьей Анкетирование ««Знаете ли вы историю родного края» День открытых дверей «Масленица», «Ярмарка» Семейный проект «Семейные традиции» |
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Задачи | Темы и формы работы |
Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Дать представления об уральской природе в разное время года Познакомить с наиболее распространенными на Урале птицами, животными, насекомыми, растениями Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу | Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Живая, неживая природа» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Наблюдение за живыми объектами и уход за ними» «Как звери готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Вернисаж картин» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Экскурсии: в природу /лес, , огород, цветник/ Наблюдения и опыты: свойства воды, снега, льда, песка/ потребность растений и животных во влаге свойства солнечных лучей состояние почвы от погодных условий необходимость тепла для роста растений защитные свойства снега Акции «Покормим птиц» «Цветущий город» Содружество с семьей Конкурс «Кормушки для птиц» |
Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её | Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Кто живет в реке, а в озере? Доктора леса Черенкование комнатных растений Для чего человек сажает лес? Путешествие капельки С кем дружите? Лес - живой организм, этажи леса, кто в лесу Почему земля кормит Строим экологический город Изготовление плаката «Круговорот Воды» Составление коллекции лекарственных растений. Экскурсии: В лес, парк К реке Миасс Опыты, эксперименты: первые заморозки почва – глина – песок – необходимость почвы для жизни растений разные агрегатные состояния воды проращивание гороха на разных субстратах опыт с одуванчиком Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Конкурс на лучшую игрушку «Снеговики». Экологическая акция «Береги елочку». Выставка детских работ «Храбрый цветок». «Покормим птиц» «Цветущий город» Содружество с семьей Совместная викторина «Что я знаю о природе Урала» Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада» |
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «МИР ПРОФЕССИЙ»
Задачи | Темы и формы работы |
Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей. Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.) Воспитывать в детях уважение к труду взрослых. | Младший и средний дошкольный возраст Тема «Всякий труд почетен» Кто работает в детском саду? /пом. воспитателя, повар, врач, воспитатель, муз. руководитель, дворник/ Зачем люди трудятся на кухне Хочу быть как мама, хочу быть как папа Кто работает в городе? /строитель, маляр, каменщик, шофер, продавец, парикмахер, милиционер, почтальон/ Экскурсии: Кто построил этот дом В парикмахерскую В магазин Сюжетно-ролевые игры: Стройка Салон красоты Почта Магазин Детский сад Поликлиника Встреча с интересными людьми: Наш милый доктор Главный повар |
Продолжать знакомить детей с профессиями, распространенными на Урале: машиностроители, металлурги, животноводы, сталевары. Так как социальный состав родителей ДОУ - в основном служащие и предприниматели, то данный перечень дополняется такими профессиями, как частный предприниматель, директор фирмы, банкир, менеджер и др. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов. | Старший дошкольный возраст Тема «Всякий труд почетен» Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/ Кто работает в городе? / сталевар, архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/ Кто построил новый город служба «01», «02», «03» всегда на страже города Кем ты будешь, когда станешь взрослым Кто работает на Металлургическом заводе Профессия шахтер Экскурсии: В школу, библиотеку К проходной Металлургического завода Сюжетно-ролевые игры: Стройка Школа, библиотека Металлурги Ателье мод Работники ГИБДД Спасатели Почта Банк Телевидение Встреча с интересными людьми: Металлург С представителями разных профессий Содружество с семьей: Сбор материала о профессиях родителей Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых» Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны» |
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, СПОРТ»
Задачи | Темы и формы работы |
Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. | Младший дошкольный возраст Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Знакомство с фольклором В гости к нам пришли матрешки Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремёсел Бабушкина сказки Дедушкины золотые руки театрализованная деятельность, народные праздники Чтение произведений поэтов Челябинской области Стихи и потешки Н. Пикулевой, Веселые стихи В. Кузнецова, Большаковой Т. Городские традиции День города 1 июня – день защиты детей «Выставка цветов и плодов» Содружество с семьей: Совместный поход в ледовый дворец «Молния», арену «Трактор», «Мечел» Совместные физкультурные и музыкальные досуги Выставка фотографий «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом формировать у детей навыки культурного поведения | Старший дошкольный возраст Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Мастера народных ремёсел Традиции русского народа театрализованная деятельность, народные праздники Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Чтение произведений поэтов Челябинской области Стихи и потешки Н. Пикулевой, Веселые стихи В. Кузнецова, Большаковой Т. Экскурсии: Школа искусств Челябинский государственный музей изобразительных искусств Библиотека Городские традиции Фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей «Выставка цветов и плодов» Весенняя эстафета Содружество с семьей: Совместный поход в ледовый дворец «Молния», арену «Трактор», «Мечел» Театры (Кукольный, ТЮЗ, театр оперы и балета и др.) Совместные физкультурные и музыкальные досуги Конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми Фотовыставка «Летний отдых» «Мама, папа, я – спортивная семья» |
5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Задачи | Темы и формы работы |
Дать представление детям о знаменитых людях, живущих в городе Челябинске. Познакомить их с творчеством челябинских художников, поэтов, писателей . | Младший и средний дошкольный возраст Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям» «Кем быть? » «Знаменитые люди нашего города»» Сюжетно-ролевые игры: Идем в театр (на концерт) Прогулки по улице Б. Хмельницкого Содружество с семьей: Организация вечеров поэзии. |
Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми, живущими в городе Челябинске. Познакомить их с творчеством челябинских художников, поэтов, писателей. Рассказать о вкладе каждого из них в культурное наследие нашего города. Воспитывать гордость за людей прославляющих наш город. | Старший дошкольный возраст Тема: Боевая слава не померкнет никогда» «Боевая слава нашего города» Экскурсия к вечному огню Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям» «Прошлое и будущее города в произведениях челябинских авторов». «Слушаем сказы П. Бажова» «Читаем стихи Н. Пикулевой» Экскурсии: В школу, Библиотеку По улице Б. Хмельницкого Сюжетно-ролевые игры: Библиотека Выставочный зал На концерте В театре Встреча с интересными людьми: Педагогом музыкантом И. Галянт Поэтессой Н. Пикулевой С фольклорной группой детской школы искусств Содружество с семьей: Организация вечеров поэзии. Посещение выставок картин художников |
3. Создание развивающей предметно- пространственной среды
Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов, участия родителей. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы открыток, фотографии, макеты, карты, схемы, выставки, дидактические игры, лэпбуки, ИКТ и ТСО.
В детском саду существует переносной музей «Краеведческий», включающий в свой экспозиционный ряд: полезные ископаемые, гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону.
Все материалы подобраны в соответствии с блоками образовательной работы
№ | Название блока | Развивающая среда |
1. | Челябинск. Достопримечательности. | Энциклопедии «Моя Родина - Россия», «Земля Уральская», «Путешествие по Челябинску» герб города Челябинска и Челябинской области карта города флаг Челябинска набор открыток с видом Челябинска фотоальбом «Мой город - Челябинск», «Наш дом – Металлургический район» макет Древнего города - Челябы буклеты Подборка стихов «Кировка» Презентации: «Виртуальные экскурсии по городу», «Кировка», «Наш район», «Наша улица» Атрибуты для сюжетно- ролевых игр Дидактические игры: « Найди памятник (театр и т.д.) «Реши ребус», «Куда отправился Незнайка» «Найди дорогу домой» |
2. | История и быт народов Урала. | Энциклопедии «Земля Уральская», «История Урала в рассказах для детей» Альбом «Быт народов Южного Урала» «Костюмы народов Южного Урала» фотоальбом «Народные промыслам», макет русской избы, башкирской юрты Подборка произведений устного народного творчества» Альбомы для раскрашивания Народный костюм», «Народные промыслы» Схемы изготовления тряпичных кукол» Презентации: «Виртуальные экскурсии в прошлое», Атрибуты для сюжетно- ролевых игр Дидактические игры: «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьё национальное блюдо», «Кому, что нужно для работы» |
3. | Природа родного края. | Альбомы: растительный мир Карелии животный мир Карелии слайды о природе коллекция полезных ископаемых муляжи «овощи, фрукты» природный календарь народный календарь оборудование для игр с песком и водой - лупа Плакат «Круговорот Воды» настольные дидактические игры о природе детская художественная литература о природе наборы игрушек домашние животные дикие животные животные жарких стран животные морских просторов Дидактические игры Угадай растение по описанию Ботаническое лото с элементами моделирования Кто, где живет В зимней столовой Чья это тень Что сажают в огороде, саду Магазин цветов Зоологическое лото Съедобное – несъедобное Создание эко-макета «Обитатели водоема!» Изготовление панно «Осенний зонтик. Подарки осени». Творческая выставка детских работ из природного материала. Презентации и видеофильмы о природе, заповедниках Южного Урала» |
4. | Мир профессий. | Буклеты предприятий Альбомы «Профессии нашего города» «Профессии наших мам и пап» «Кто работает в детском саду» «Уральские умельцы» Образцы продукции Презентации и видеофильмы «Металлургический завод» Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Назови профессию» Схемы трудовых действий Атрибуты для сюжетно- ролевых игр Материалы о работниках сельского хозяйства Челябинской обл. Иллюстрации о выращивании хлеба «Колесо истории»- труд людей на Урале Дид. игра «Вчера и сегодня» -орудия труда раньше и сейчас «Труд мужчин и женщин в древности» |
5. | Культура, искусство, спорт. | Репродукции картины художников «Времена года» Экспонаты декоративно-прикладного искусства: матрешки, предметы урало- сибирской росписи, изделия из уральских самоцветов, статуэтки каслинского литья, златоустовская гравюра и т.д. Альбомы «Уральская роспись» Экспозиция « Каслинское литье» «Златоустовская гравюра» Картотеки народного фольклора Пословицы и поговорки народов Урала Песнки, потешки, считалки, заклички и т.д. Картотека народных подвижных игр. Дидактические игры: «Все про ремесла» , «Кому, что нужно для работы», «Русская изба и что в ней», « Сказки о ремесле» Лото по промыслам Урала Книги южноуральских поэтов и писателей Диски - с песнями об Урале, г. Челябинске - музыка народов Южного Урала» Фотографии: - театров Челябинска - спортивных сооружений - спортивных соревнований - парков |
6. | Знаменитые люди Челябинской области | Альбом «Герои – Челябинцы» Карта района с улицами – героями ВОВ Альбомы: «Художники Южного Урала» «Знаменитые люди культуры и искусства Южного Урала» «Спортсмены, которые прославили Южный Урал» Книги южноуральских поэтов и писателей Программа «Палочки- стукалочки» И. Галянт Диски с песнями и музыкой челябинских музыкантов Выставки, посвященные творчеству Н. Пикулевой Диски с мультфильмами по сказам П. Бажова Макеты по сказам П. Бажова |
4. Взаимодействие с родителями и социокультурными институтами
Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.
Взаимодействие с родителями:
участие в народных праздниках
развлечения, досуги, конкурсы
привлечение к участию во встречах с интересными людьми
фестиваль театрального искусства
фестиваль подвижных игр народов Урала
создание мини-музеев в группе
выставки семейных газет, поделок, рисунков
совместные акции
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
1. Создание условий для использования возможностей социума: эффективного использования ресурсов, для создания единой воспитательной системы и создания максимальных возможностей для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
2. Создание межведомственного взаимодействия, для реализации модели кооперации и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты.
3. Использование возможностей социума для реализации образовательных задач, направленных на повышение уровня развития ребенка дошкольного возраста и достижения им результатов освоения образовательной программы дошкольного образования.
4. Расширение возможностей образования и социально-позитивной деятельности воспитанников за пределами образовательных организаций с учетом индивидуальных интересов и возрастных потребностей.
5. Создание единого информационного пространства государственных образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и науки и других организаций, для повышения компетентности педагогов и родителей по вопросам успешной социализации и приобщения детей дошкольного возраста, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формы сотрудничества дошкольных учреждений с организациями социума:
Организации | Формы работы |
Музеи | -Посещение тематических экскурсий, экспозиций музея. Знакомство с профессиями работников музея. -Участие в интерактивных экскурсиях. -Участие в мастер–классах. -Использование экспозиций музея и информации, получаемой на экскурсиях, для реализации проектной и познавательно – исследовательской деятельностей. -Участие в выставках детского творчества, организованных музеем. -Участие в конкурсах, организованных работниками музея. |
Библиотеки | -Знакомство с профессией библиотекаря и правилами читателя через экскурсии в библиотеку. -Посещение музыкально-литературных гостиных (встречи с писателями, композиторами, знакомство с их творчеством, знакомство с жанром и т.д.). -Участие педагогов, родителей и детей в мастер-классах, организованных работниками библиотеки и ДОО. -Участие в культурно – досуговых мероприятиях, организованных работниками библиотеки. -Использование информации, получаемой в библиотеке, для реализации проектов. -Посещение выставок изобразительного искусства, организованных в библиотеке. -Участие в конкурсах-выставках детского творчества, организованных в библиотеке. |
Театры | -Посещение детских спектаклей. -Участие в «Вечере интересных встреч» с актерами театра и людьми разных профессий, относящихся к созданию и организации театрализованных представлений. -Создание совместных театральных постановок для родителей, ветеранов войны, труда. |
Почтовые отделения | -Экскурсии в почтовое отделение. Знакомство с профессиями работников почты. Тематические беседы с детьми о работе на почте. -Организация совместных акций (подготовка поздравительных открыток своими руками и поздравление с праздником). |
Отделения полиции, ГИБДД и МЧС | -Тематические экскурсии в отделение пожарной части. Знакомство с профессиями: сотрудник полиции, спасатель, пожарный. -Участие в «Вечере интересных встреч» с сотрудниками ГИБДД, полиции, спасателями, пожарными, организованных работниками организаций и педагогами ДОО. -Подготовка и проведение тематических досугов, выставок детского творчества. |
МБОУ СОШ № 147 | -Тематические экскурсии в музей боевой славы - Знакомство с профессией учителя. - Подготовка к школьному обучению, формирование мотивационной готовности - Выступление отряда ЮИД перед воспитанниками ДОУ - Организация шефской работы -Организация совместных мероприятий |
Общественные организации по работе с детьми и молодежью, досуговые клубы для детей, подростков и взрослых | -Участие в мастер-классах, организованных работниками общественных организаций; -Участие в культурно – досуговых и спортивных мероприятиях, организованных работниками общественных организаций. -Организация совместных акций. -Участие в тематических гостиных, «Вечерах интересных встреч», организованных работниками общественных организаций и ДОО. -Участие в детских конкурсах, проводимых общественными организациями. |
Центры дополнительного образования, школы искусств (музыкальная, художественная), спортивные школы | -Участие в интерактивных программах и мастер- классов, организованных педагогами Центров дополнительного образования и Школой искусств. -Посещение театрализованных представлений, концертных программ, подготовленных работниками организаций. -Организация совместных культурно – досуговых мероприятий. -Посещение музыкальных гостиных, организованных педагогами Школы искусств. -Посещение Дней открытых дверей, организованных педагогами организациями. -Участие в совместных конкурсах детского творчества. |
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
определяет свою социальную роль;
имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
развивает самостоятельность, творчество, инициативность
24