12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитина Ольга Леонидовна50
1

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса с учетом регионального компонента для Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

«___»_08____2018г

Протокол №_1____

______/ Р.Р.Аюпова

Руководитель ШМО

Согласовано

заместитель директора

по УР

__________/Н.А.Чернова

«____»________2018г.

Утверждаю

директор

__________/О.В.Идрисова

МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк

Приказ №_____ «___»____2018г.

Рабочая программа

по литературе

для 5 а, 5 б классов

на 2018 – 2019 учебный год

Уровень обучения: базовый

Составитель: учитель русского языка и литературы

Никитина Ольга Леонидовна

Бижбуляк 2018 г.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных - правовых документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

Примерной и авторской программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2014. – 352 с.

Программа соответствует учебнику «Литература» для пятого класса образовательных учреждений/ Под ред. Коровиной В.Я. и др. – Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М. Просвещение, 2018г./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Литература» для 5-го класса авторов Коровиной В.Я. и др. (М.: Просвещение).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Литература»

для обучающихся 5 класса.

Личностные результаты:

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неѐ.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты:

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приѐмы;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

 

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета

5 класс

Введение.

Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

Русские народные сказки.

«Царевна - лягушка». Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

Сказки о животных.

Бытовые сказки.

РК. В.И. Даль. Рассказ «Башкирская русалка». Отражение в сюжете рассказа традиционных фольклорных мотивов.

Из Древнерусской литературы.

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Из литературы 18 века.

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру».

Из литературы 19 века.

И.А. Крылов

«Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В. А. Жуковский. «Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворение «Няне».Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

РК Башкирия в биографии и творчестве С.Т. Аксакова. Повесть «Детские годы Багрова –внука».

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. «Ашиб-кериб» внеклассное чтение.

Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Внеклассное чтение «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. « Мороз, красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

И. С. Тургенев. « Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

А.А. Фет Стихотворения: «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листья, облетая…». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник»

А. П. Чехов. « Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.

Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. И.А.

Русская литература 20 века

И.А.Бунин. «Косцы»

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов «Никита».

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Поэты о ВОВ

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

Писатели и поэты 20 века о Родине и родной природе.

И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер», Д. Кедрин «Аленушка», Прокофьев « Аленушка», Н. Рубцов « Родная деревня». Дон Аминаго «Города и горы»

Писатели улыбаются

С. Черный. «Кавказский пленник », «Игорь –Робинзон».

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

Из зарубежной литературы.

Стивенсон. « Вересковый мед».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Г. X. Андерсен. «Снежная королева».

М. Твен. « Приключения Тома Сойера».

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

Для заучивания наизусть (9 стихотворений):

И.А. Крылов. Басня – на выбор.

А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)

Н.А.Некрасов. Одно стихотворение – по выбору.

Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А.Бунин. Одно стихотворение – на выбор.

С.А.Есенин. Одно стихотворение – на выбор.

Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.

 

Содержание практической деятельности

(контрольно- измерительный материал)

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть

.Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебно-тематический план по литературе

5 а , 5 б классы

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Количество контрольных работ

Развитие речи

1.

Вводный урок

1

-

-

2.

Устное народное творчество

8

-

1

3.

Из древнерусской литературы

2

-

-

4.

Из русской литературы XVIII века

3

1

-

5.

Из русской литературы XIX века

36

1

3

6.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

2

-

-

7.

Из русской литературы XX века

22

1

1

8.

Поэты о Великой Отечественной войне

4

-

1

9.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

2

-

-

11.

Из зарубежной литературы

20

1

1

10

Писатели улыбаются

3

1

-

12.

Региональный компонент

2

   

13

Итого

105

5

7

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 105 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

Количество часов в год

Количество часов по четвертям

Уроки развития речи

I

II

III

IV

I

II

III

IV

год

105

25

24

29

27

2

2

1

1+1


 

Итого:7

Календарно-тематическое планирование 5а класс

Составитель: учитель русского языка и литературы Никитина О.Л.

Из федерального компонента на учебный предмет «Литература» отведено 3 часа, за учебный год составляет 105 часов.

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред. Коровиной В.Я. и др. М. Просвещение, 2018г.

Тема урока

Дата

Коррекция

по плану

факт

1 четверть (25 часа)

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

03.09.

   

Устное народное творчество ( 9 часов)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

04.09.

   

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

07.09.

   

4

Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой героя сказки «Царевна-лягушка».

10.09.

   

5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

11.09.

   

6

Система образов сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа

14.09.

   

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

17.09.

   

8

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

18.09.

   

9

Мои любимые русские народные сказки.

РК В.И.Даль Рассказ «Башкирская русалка». Отражение в сюжете рассказа традиционных фольклорных мотивов.

21.09.

   

10

Р.р Подготовка к домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

24.09.

   

Древнерусская литература (2 часа)

11

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

25.09.

   

12

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

28.09.

   

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

13

М. В.Ломоносов. Слово о великом ученом. Его заслуги. Роды и жанры литературы.

01.10.

   

14

М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.

02.10

   

15

Контрольная работа №1 (тестирование)

05.10.

   

Русская литература XIX века (46 часов)

И. А. Крылов (4 часа)

16

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Понятие об эзоповом языке.

08.10.

   

17

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

09.10.

   

18

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.

12.10.

   

19

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Конкурс инсценированной басни. Обучение выразительному чтению басни.

15.10.

   

В. А. Жуковский (2 часа)

20

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

16.10.

   

21

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

19.10.

   

А.С. Пушкин (8 часов)

22

А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

РК Башкирия в биографии и творчестве С.Т. Аксакова. Повесть «Детские годы Багрова-внука».

22.10

   

23

Пролог к поэме «Руслан и Людмила», как собирательная картина народных сказок.

23.10.

   

24

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

26.10.

   

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

27.10

   
 

2 четверть (24 часа)

26

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

05.11.

   

27

Р.р. Подготовка к сочинению по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие».

06.11.

   

28

Р.р Написание сочинения по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие».

09.11.

   

А. Погорельский, М. Ю. Лермонтов (3 часа)

29

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки

12.11.

   

30

.М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастер­ство поэта в создании батальных сцен.

13.11.

   

31

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

 

16.11.

   

Н. В. Гоголь (4 часа)

32

Урок внеклассного чтения. М.Ю. Лермонтов «Ашик-

Кериб» как литературная сказка.

19.11.

   

33

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

20.11.

   

34

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

23.11

   

35

Урок внеклассного чтения. Н. В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

26.11.

   

Н.А. Некрасов (2 часа)

36

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

27.11.

   

37

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

30.11.

   

И.С. Тургенев (7 часов)

38

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

03.12.

   

39

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

04.12.

   

40

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

07.12.

   

41

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества в рассказе «Муму»

10.12

   

42

Р.р Подготовка к сочинению по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

11.12

   

43

Р.р. Написание сочинения по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

14.12

   

44

Контрольная работа №2 (тестирование)

17.12.

   

Л.Н. Толстой (4 часа)

45

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

18.12.

   

46

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

21.12.

   

47

Р.р Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"».

24.12.

   

48

Р.р. Написание сочинения по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"».

25.12

   

49

А.А.Фет

Лирика. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Особенности стихов о природе.

28.12

   
 

3 четверть (29часов)

А.П. Чехов ( 2 часа)

50

А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

14.01.

   

51

Урок внеклассного чтения. А.П.Чехов. Рассказы. Чеховские образы и герои.

15.01.

   

Поэты XIX века о Родине и родной природе (2 часа)

52

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

18.01.

   

53

Лирика И.С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З. Сурикова, А. В. Кольцова.

21.01.

   

Русская литература XX века

И. А. Бунин (1 час)

 

54

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

22.01.

   

В. Г. Короленко (5 часов)

55

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

25.01

   

56

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

28.01

   

57

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литера­турного произведения.

29.01

   

58

Р.р. подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».

01.02

   

59

Р.р. Написание сочинения по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».

04.02.

   

С. А. Есенин (1 час)

60

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений.

05.02.

   

П. П. Бажов (2 часа)

61

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

08.02.

   

62

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы. Отличие сказа от сказки. Реальность и фантастика сказа.

11.02.

   

К. Г. Паустовский (3 часа)

63

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

12.02.

   

64

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

15.02.

   

65

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского.

18.02.

   

С.Я. Маршак (4 часа)

66

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев». Драма как род литературы.

19.02.

   

67

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

22.02

   

68

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке.

25.02

   

69

Урок внеклассного чтения.

С.Я. Маршак Сказки для детей Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. .

26.02

   

А.П. Платонов (3 часа)

70

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

01.03.

   

71

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

04.03.

   

72

Контрольная работа №3 (тестирование)

05.03.

   

В.П. Астафьев (4 часа)

73

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

08.03

   

74

Понятие об автобиографическом произведении В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

11.03.

   

75

Анализ эпизода «В тайге» по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

12.03.

   

Поэты о Великой Отечественной войне (4 часа)

76

К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети.

15.03.

   

77

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Мужество и героизм русского солдата.

18.03.

   

78

Р.р Подготовка к сочинению на тему «Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны»

22.03

   

4 четверть (27 часов)

79

Р.р Написание сочинения на тему «Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны»

01.04

   

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (2 часа)

80

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем

02.04.

   

81

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

05.04.

   

Писатели улыбаются (3 часа)

82

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

08.04.

   

83

Образы и сюжеты литератур­ной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

09.04

   

84

Контрольная работа №4 (тестирование)

12.04

   

Зарубежная литература (20 часов)

85

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

15.04.

   

86

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

16.04.

   

87

Необычайные приключения Робинзона Кру­зо.

19.04.

   

88

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

22.04.

   

89

Д.Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

23.04.

   

90

X.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

03.05

   

91

X.- К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о

великой силе любви.

06.05.

   
         

92

Р.р. Подготовка к сочинению «Мужественное сердце Герды»

07.05.

   

93

Р.р. Написание сочинения «Мужественное сердце Герды»

10.05.

   

94

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

13.05

   

95

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

14.05.

   

96

Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

20.05..

   

97

Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.

17.05.

   

98

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

20.05.

   

99

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни се­верного народа.

21.05.

   

100

Контрольная работа №5 (тестирование)

24.05

   

Итоги учебного года

101

Внеклассное чтение Т. Янссон «Последний в мире дракон»

27.05

   

102

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся.

28.05

   

103

Рекомендации для летнего чтения

30.05

   

104105

Резервные уроки

     

Календарно-тематическое планирование 5б класс

Составитель: учитель русского языка и литературы Никитина О.Л.

Из федерального компонента на учебный предмет «Литература» отведено 3 часа, за учебный год составляет 105 часов.

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред. Коровиной В.Я. и др. М. Просвещение, 2018г.

Тема урока

Дата

Коррекция

по плану

факт

1 четверть (25 часа)

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

04.09.

   

Устное народное творчество ( 9 часов)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

05.09.

   

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

08.09.

   

4

Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой героя сказки «Царевна-лягушка».

11.09.

   

5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

12.09.

   

6

Система образов сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа

15.09.

   

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

18.09.

   

8

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

19.09.

   

9

Мои любимые русские народные сказки.

РК В.И.Даль Рассказ «Башкирская русалка». Отражение в сюжете рассказа традиционных фольклорных мотивов.

22.09.

   

10

Р.р Подготовка к домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

25.09.

   

Древнерусская литература (2 часа)

11

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

26.09.

   

12

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

29.09.

   

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

13

М. В.Ломоносов. Слово о великом ученом. Его заслуги. Роды и жанры литературы.

02.10.

   

14

М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.

03.10

   

15

Контрольная работа №1 (тестирование)

06.10.

   

Русская литература XIX века (46 часов)

И. А. Крылов (4 часа)

16

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Понятие об эзоповом языке.

09.10.

   

17

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

10.10.

   

18

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.

13.10.

   

19

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Конкурс инсценированной басни. Обучение выразительному чтению басни.

16.10.

   

В. А. Жуковский (2 часа)

20

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

17.10.

   

21

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

20.10.

   

А.С. Пушкин (8 часов)

22

А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

РК Башкирия в биографии и творчестве С.Т. Аксакова. Повесть «Детские годы Багрова-внука».

23.10

   

23

Пролог к поэме «Руслан и Людмила», как собирательная картина народных сказок.

24.10.

   

24

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

27.10.

   

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

06.11

   
 

2 четверть (24 часа)

26

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

07.11

   

27

Р.р. Подготовка к сочинению по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие».

10.11.

   

28

Р.р Написание сочинения по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие».

13.11.

   

А. Погорельский, М. Ю. Лермонтов (3 часа)

29

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки

14.11.

   

30

.М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастер­ство поэта в создании батальных сцен.

17.11.

   

31

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

 

20.11.

   

Н. В. Гоголь (4 часа)

32

Урок внеклассного чтения. М.Ю. Лермонтов «Ашик-

Кериб» как литературная сказка.

21.11.

   

33

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

24.11.

   

34

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

27.11

   

35

Урок внеклассного чтения. Н. В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

28.11

   

Н.А. Некрасов (2 часа)

36

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

01.12

   

37

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

04.12

   

И.С. Тургенев (7 часов)

38

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

05.12.

   

39

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

08.12.

   

40

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

11.12.

   

41

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества в рассказе «Муму»

12.12

   

42

Р.р Подготовка к сочинению по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

15.12

   

43

Р.р. Написание сочинения по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

18.12

   

44

Контрольная работа №2 (тестирование)

19.12.

   

Л.Н. Толстой (4 часа)

45

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

22.12.

   

46

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

25.12.

   

47

Р.р Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"».

26.12.

   

48

Р.р. Написание сочинения по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"».

29.12

   

49

А.А.Фет Лирика. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Своеобразие языка стихотворений

15.01

   
 

3 четверть (28 часов)

А.П. Чехов ( 2 часа)

50

А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

16.01.

   

51

Урок внеклассного чтения. А.П.Чехов. Рассказы. Чеховские образы и герои.

19.01.

   

Поэты XIX века о Родине и родной природе (2 часа)

52

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

22.01.

   

53

Лирика И.С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З. Сурикова, А. В. Кольцова.

23.01.

   

Русская литература XX века

И. А. Бунин (1 час)

 

54

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

26.01.

   

В. Г. Короленко (5 часов)

55

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

29.01

   

56

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

30.01

   

57

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литера­турного произведения.

02.02

   

58

Р.р. подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».

05.02

   

59

Р.р. Написание сочинения по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».

06.02.

   

С. А. Есенин (1 час)

60

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений.

09.02.

   

П. П. Бажов (2 часа)

61

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

12.02.

   

62

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы. Отличие сказа от сказки. Реальность и фантастика сказа.

16.02.

   

К. Г. Паустовский (3 часа)

63

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

19.02.

   

64

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

20.02.

   

65

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского.

23.02.

   

С.Я. Маршак (4 часа)

66

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев». Драма как род литературы.

26.02.

   

67

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

27.02

   

68

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке.

02.03

   

69

Урок внеклассного чтения.

С.Я. Маршак Сказки для детей Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. .

05.03

   

А.П. Платонов (3 часа)

70

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

06.03.

   

71

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

09.03.

   

72

Контрольная работа №3 (тестирование)

12.03.

   

В.П. Астафьев (4 часа)

73

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

13.03

   

74

Понятие об автобиографическом произведении В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

16.03.

   

75

Анализ эпизода «В тайге» по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

19.03.

   

Поэты о Великой Отечественной войне (4 часа)

76

К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети.

20.03.

   

77

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Мужество и героизм русского солдата.

23.03.

 

4 четверть (28 часов)

78

Р.р Подготовка к сочинению на тему «Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны»

02.04

   

79

Р.р Написание сочинения на тему «Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны»

03.04

   

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (2 часа)

80

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем

06.04.

   

81

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

09.04.

   

Писатели улыбаются (3 часа)

82

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

10.04.

   

83

Образы и сюжеты литератур­ной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

13.04

   

84

Контрольная работа №4 (тестирование)

16.04

   

Зарубежная литература (20 часов)

85

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

17.04.

   

86

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

20.04.

   

87

Необычайные приключения Робинзона Кру­зо.

23.04.

   

88

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

24.04.

   

89

Д.Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

27.04.

   

90

X.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

02.05

   

91

X.- К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о

великой силе любви.

04.05

   
         

92

Р.р. Подготовка к сочинению «Мужественное сердце Герды»

07.05

   

93

Р.р. Написание сочинения «Мужественное сердце Герды»

08.05

   

94

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

11.05.

   

95

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

14.05.

   

96

Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

15.05.

   

97

Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.

18.05

   

98

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

21.05.

   

99

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни се­верного народа.

22.05..

   

100

Контрольная работа №5 (тестирование)

25.05.

   

Итоги учебного года

101

Внеклассное чтение Т. Янссон «Последний в мире дракон»

28.05.

   

102

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся.

29.05.

   

103

Рекомендации для летнего чтения

30.05

   

104105

Резервные уроки

     

Учебно-методическое обеспечение

предмета «Литература» в 5 классе

Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:

Для учителя

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 352 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

5. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.

6. Литература. 5 класс. Планы-конспекты уроков. Инна Халабаджах. - Феникс, 2013.

Литература для учеников

1.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2009.

2.  Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. – М., Экзамен, 2014

3. Литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: СкоркинаН.М.Издательство «Учитель – АСТ».

4. Башкирия в русской литературе. В 6 томах / Предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г. Рахимкулова. – Уфа: Китап

5. «Литература» для пятого класса образовательных учреждений/Под ред. Коровиной В.Я. и др. – Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М. Просвещение, 2013г

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com . – Пословицы и поговорки

3. http://old- russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Материально-техническое оснащение

1. Презентации по всему курсу литературы.

2. Таблицы по литературе.

3. Электронный учебник для 5 класса.

4. Электронное поурочное планирование.

5. Карточки для индивидуальной работы.

6. Дидактический  раздаточный материал.

х. Портреты писателей.

9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

10. Проектор.

11. Экран.

12. Колонки.

13. Компьютер.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.