Программа модуля регионального компонента базисного учебного плана «Знакомимся с проектом»
Программа модуля регионального компонента базисного учебного плана
«Знакомимся с проектом»
Пояснительная записка
Сегодня в практику работы образовательных учреждений Кировской области вводится метод проектов как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся. При этом метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся решает собственные проблемы, ставит и достигает субъективно значимой цели, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Опыт учителей показывает, что наибольшие затруднения учащиеся, начинающие проектную деятельность, испытывают в понимании структуры проектов, их типологии, умении выбирать форму проекта адекватную решаемым задачам. Это происходит потому, что проект, как законченый логически обоснованный объект, не ассоциируется у обучающихся с конкретным образом. С другой стороны, в методической литературе не в полной мере представлен опыт педагогической практики и технологии ознакомления учащихся с лучшими образцами проектов различных видов и типов. Не учтено знакомство учеников с основаниями классификации проектов. В образовательных учреждениях существует достаточно большой разброс мнений и точек зрения педагогов на суть проекта, его ведущие характеристики. Все это отражается на учащихся, результативности их творческой работы.
Вместе с тем, проект, как сложная дидактическая система, это объект для реализации которого требуется совокупность интегрированных умений. Ориентация присвоения опыта проектной деятельности, предусматривающая на первом этапе освоение его отдельных структурных элементов с последующим «сворачиванием» в проектные компетентности требует формирования у учащихся целостного образа проекта. Решающая роль принадлежит наглядно иллюстративным методам. Общая идея модуля – дать в соответствии с возрастними особенностями, уровнем развития учащихся наиболее полное представление о проекте, как об учебном или исследовательском инструменте познания и преобразования окружающей действительности. Одновременно для учащихся готовится система обоснований изучения отдельных направлений (в рамках выбранных школой набора модулей). Особое внимание в модуле уделено соответствию ключевых компетентностей и планируемых к изучению модулей.
На наш взгляд, интенсивность формирования проектной компетентности будет значительно снижена без понимания учащимися общей цели, результата их учебной деятельности в каждом модуле. умений работать с проблемой в рамках учебных предметов.
В связи с этим в рамках регионального компонента базисного учебного плана целесообразно использовать обучающий модуль, целью которого является ознакомление учащихся с понятием проекта, его структурой, его видами и типами, готовыми образцами проектов, направлениями освоения проектных видов деятельности.
Предлагаемый учебный модуль нацелен не на освоение глубоких знаний о проектах и проектной деятельности, не на способы решения проблем, а на присвоение установок к овладению проектной деятельностью. Цели и задачи модуля скорее мотивационные и направлены на побуждение интереса учащихся к освоению нового вида деятельности. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.
Данный модуль в первую очередь рекомендуется вводить в тех школах, в практике работы которых используется или внедряется метод проектов, а также в образовательных учреждениях, где применяются другие компетентностно-ориентированные технологии.
Общая логика работы учителя, направленной на ориентацию учащихся к овладению проектной компетентностью с учетом психолого-педагогических особенностей возраста младших подростков может быть описана следующим образом.
Сначала учитель сам дает описание проекта как новой формы организации взаимодействия участников проектной деятельности. Рассказывает о роли проектов в создании бизнес-планов как основы развития мелкого и среднего предпринимательства. Знакомит учащихся с основными цифровыми данными по развитию бизнес-сообщества в Европе, США, странах Востока. Одновременно показывается роль венчурных фирм в разработке проектов.
Затем, учитель переходит к показу образцов проектов, кратко характеризуя каждый вид или тип. В качестве практической работы рекомендуется предложить сравнить два проекта по заранее заданному алгоритму. В результате сравнения «выбрать» свой проект с обоснованием выбора. Выбор учеником «своего» проекта в определенной мере будет способствовать принятию мотивации к его последующему изучению. Назначение этого приема состоит в том, чтобы показать структуру образцов проектов, смотивировать дальнейшую деятельность учащихся на целенаправленное изучение проектов и проектной деятельности.
Ученики получают возможность анализировать убедительность аргументов, осваивают различные алгоритмы разрешения проблемных ситуаций.
Далее учащиеся постепенно знакомятся с деятельностной основой в содержании проекта. Это предполагает постановку учителем таких проблем, при решении которых ученикам предлагается самостоятельно выбрать приемлимую форму, тип или вид проекта. По сути, проблема в данном случае делится на группу подпроблем, на основе которых формулируются задачи, решение которых доступно ученикам на уровне их развития.
Проблемы, приводящие к выбору вида или типа проекта, могут формулироваться учениками, а источником для них выступать их собственный опыт. В этом случае личностно-значимая проблемная ситуация рождается естественным образом.
Программа модуля носит рамочный характер, то есть задает структуру организации и содержание модуля в самом общем виде. Тематические блоки описывают отдельные элементы содержания модуля. Поэтому можно выстраивать программу работы с учетом подготовки и интересов учащихся. То есть педагог самостоятельно выбирает, на примере каких именно проектов, проблем организовать работу учащихся. При этом педагогу следует руководствоваться принципом информационной достаточности, в соответствии с которым учащиеся в том или ином виде должны получить необходимые для практической работы сведения и раздаточный материал.
Решение о том, в каком классе целесообразнее введение данного модуля, можно принимать, только исходя из следующих условий: сформированности общеучебных умений учащихся, включенности их в проектную деятельность, уровня профессиональной подготовки педагога и т.п.
Модуль наиболее актуален для младших подростков, так как этот возрастной период связан со становлением способности к осуществлению осознанного выбора.
Планируемые результаты обучения учащихся определены на основе конкретизации сложных умений, необходимых для выбора проекта, осознания необходимости изучения проекта, проекттной деятельности как основы успешности.
Прогнозируемые результаты обучения для учащихся 6 класса
Учащиеся получат представление о видах и типах проектов.
Учащиеся получат опыт:
-
первичного выбора проекта под решаемую проблему;
сравнения различных проектов.
Учащиеся научатся:
различать на элементарном уровне различные виды проектов;
соотносить результаты проекта с важнейшими характеристиками (время, финансы, ресурсы).
Принципиальным является интерактивный характер модуля. Работа с учащимися должна проводится в деятельностном режиме (погружение в проблему – практическая работа – обсуждение результатов). Рекомендуется использование групповых форм работы на занятиях.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Обязательным условием и показателем успешного усвоения учебного модуля станет использование освоенных способов деятельности в рамках работы учащихся над проектами.
Особенности проектной деятельности учащихся в области экологии
Проект- одна из самых распространённых и самых перспективных форы организации деятельности школьников. Существует целый ряд формальных признаков того, что та или иная деятельность является проектной.
Проектная деятельность учащихся, в том числе и в сфере экологии, имеет свои конкретные особенности:
Основной целью проекта является направленное приобретение учащимися опыта организации собственной исследовательской деятельности.
Обязательным участником проектной деятельности учащегося является педагог, которому принадлежит организующая и руководящая роль по реализации проектной деятельности; в зависимости оттого, кто осуществляет проектную деятельность, проекты подразделяют на индивидуальные, групповые,
коллективные, общественные.
Проектная экологическая деятельность носит выраженную социальную направленность, особенно если учащимися разработаны рекомендации, ведущие к конкретному улучшению экологической обстановки в исследуемом регионе, т.е. экологическое исследование носит прикладной характер. В процессе проектной экологической деятельности осуществляется формирование экологического сознания у участников этой деятельности, формируется общественное мнение, имеющее активную позицию в сфере экологии. Всё это позволяет считать проектную экологическую деятельность учащихся, завершающуюся публичной презентацией, продуктивной и, прежде всего, в сфере социальной новизны.
Выделяют 4 направления проектной деятельности:
Проект может быть познавательным, направленным на изучение причинно-следственных связей в объекте. Такой проект можно определить как чисто исследовательский. Однако, если исследование выполнено на биологическом объекте (например, при изучении какой-либо систематической группы животных или растений), суть собственно экологического проекта здесь отсутствует.
Проект может иметь практическую направленность, включать в себя систему конкретных рекомендаций, например, по улучшению экологической обстановки того или иного региона, или систему мероприятий по охране среды обитания каких-нибудь видов растений, животных.
Проект может носить коммуникативный характер, т.е. быть направлен
ным на обмен информацией, на передачу информации широкой обществен
ности. В этом аспекте проект условно можно считать проектом практической направленности, поскольку так или иначе он решает вопросы практического плана.
Проект может носить комплексный характер, когда перед его исполнителями стоят несколько равноценных целей: исследовательская, практическая, коммуникативная. Значительная часть экологических проектов носит комплексный характер.
На основе изложенного выше, определены главные подходы к оценке результатов проектной деятельности учащихся в сфере экологии. Соответственно этому представляемые на конкурс экологические проекты, должны:
обладать всеми формальными признаками, указывающими на то, что
деятельность, результаты которой представлены на конкурс, была осуществлена в форме проекта;
содержать сведения о логической структуре проекта, включая логику
построения исследовательской, практической и социальной частей проекта;
содержать информацию об объекте, предмете и методах сбора и статистической обработки необходимого материала;
содержать информацию о методах анализа (мыслительной деятельнос
ти), направленных на получение и формулирование выводов;
давать представления о роли и участии научного руководителя в выпол
нении проекта;
в случае презентации коллективной работы, содержать в себе информа
цию о вкладе каждого участника в выполнение проекта;
содержать сведения о новизне полученных результатов (в целом, для
конкретного региона или объекта деятельности);
давать представления о социальной значимости результатов, получен
ных в процессе осуществления проектной деятельности;
содержать сведения о характере проекта: исследовательский, преобра
зовательный, коммуникативный, комплексный.
Тематическое планирование модуля
«Знакомимся с проектом»
для 5-6 класса
Тема 1. Значение проектов и проектной деятельности в современной жизни, бизнес-сообществе. Проект – основа бизне-планирования. Соотношение успешности и умений проектировать свою деятельность.
Практическая деятельность учащихся:
работа в группе поисследованию бизнес-сообществ в различных странах.
Тема 2.Виды и типы проектов. Основания для классификации.
Практическая деятельность учащихся:
работа в группах по сравнению различных проектов. Выбор проектов под решение сформулированной учителем проблемы.
Тема 3. Структура проекта. Основные характеристики проекта.
Практическая деятельность учащихся:
Учебно-тематическое планирование модуля
«знакомимся с проектом»
для 5-6 класса
Тема |
Количество часов: |
Формы контроля | |
Всего |
В том числе на практ. деятельность учащихся |
||
Проект – основа бизнес-планирования |
3 |
1 |
Заполнение таблиц сравнения |
Виды и типы проектов. Основания для классификации |
4 |
2 |
|
Структура проекта. Основные характеристики проекта. |
4 |
2 |
|
Выбор «своего» проекта. |
1 |
1 |
Тестирование по признакам «своего» проекта |
ИТОГО: |
12 |
6 |
Раздел: Экология животных
1. Сравнительная характеристика герпентофауны (ихтио-, орнитофауны) антропогенных и охраняемых территорий …………………..района Кировской области
2. Особенности экологии дождевых червей, их роль в разрушении опада
3.Мониторинг состояния популяций мелких млекопитающих (других групп животных) …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
4. Современное состояние естественного воспроизводства рыб (птиц, млекопитающих) …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
5. Биоразнообразие …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
6. Оценка стабильности развития популяций серебряного карася (другого рекомендованного методикой животного) в ……….(название водоема, или природной территории) с использованием методики определения степени флуктуирующей ассиметрии
7. Изучение популяции ……. (название вида) …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
8. Наши брошенные друзья
9. Переработка растительного опада с помощью кольчатых червей
10. Видовой состав и условия обитания муравьев (других родов, или групп) на территории …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
11.Биотопическая приуроченность дневных булавоусых чешуекрылых (или других групп, родов, семейств) …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
12. К вопросу экологии …….(название вида) на территории…………..района Кировской области (или ООПТ – название)
13. Орнитофауна …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
14. Видовое разнообразие птиц и млекопитающих городских мусорных свалок
15. Особенности зимовки свободноживущих водоплавающих птиц в условиях…………..района Кировской области (или ООПТ – название)
16. Сезонная динамика состава и пространственной структуры сообществ птиц…………..района Кировской области (или ООПТ – название)
17. Эколого-фаунистические особенности орнитофауны (ихтиофауны,) …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
18. Экологическая оценка видового состава орнитофауны ООПТ (название)
Раздел: Экология растений
1. Анализ состояния атмосферного воздуха в ….. (название населенного пункта) методом лихеноиндикации
2. Лихенофлора …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
3. Лишайники как биоиндикаторы
4. Трутовые грибы как показатель рекреационной нагрузки на экосистемы леса
5. Влияние дереворазрушающих грибов на продуктивность лесных насаждений различного возраста
6. Флора и растительность …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
7. Биоиндикация воздушного загрязнения …………..района Кировской области (или ООПТ – название)на основе изучения хвойных и лиственных насаждений
8. Встречаемость и особенность биологии …..(название вида) …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
9. Оценка жизненного состояния древесных насаждений на территории …(название населенного пункта)
10. Экологические особенности редких и исчезающих растений …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
и вопросы их сохранности
11.Изучение структуры ценопопуляций редких растений …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
12. Растения-пионеры на рекультивированных участках промзоны……(название предприятия)
13.Показатели воспроизводства ели сибирской (др.вида) в условиях города (поселка,
14. Сравнительная характеристика флоры луговых сообществ …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
15. Влияние борщевика Сосновского на растительное сообщество
16. Календарь природы …………..района Кировской области (или ООПТ – название)
17. Проблема сохранения (название вида) на территории…………..района Кировской области (или ООПТ – название)
18. Изучение влияния антропогенной нагрузки на видовой состав биоиндикаторов пойменного луга (другого фитоценоза)
Раздел: охрана территорий
1. Болото как экосистема
2. Живые лёгкие города
3. Исследование состояния экосистем …. (название ООПТ)в условиях антропогенной нагрузки
4. Влияние рекреационной нагрузки на видовой состав травянистых растений лесного биоценоза памятника природы ………..
5. Оценка состояния популяций некоторых редких видов растений. ООПТ:……….
6. Проект организации памятника природы "
7. Изучение и пропаганда охраны растительного (животного) мира ООПТ……..
Литература
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения. – АРКТИ, Москва, 2005
Матяш Н.В. и др Проектная деятельность младших школьников. - Вента-граф, Москва, 2004
Естественно-научные проекты (10-11 классы: физика, география, экология, химия).-М., Школьная пресса, 2005
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - АРКТИ Москва, 2005
Беляева В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования.- АРКТИ, Москва, 2005
Гражданское и социальное проектирование. - Новый учебник, Москва, 2003
Социальное проектирование подростка.- Новый учебник, М., 2003
Развитие проектной культуры в образовательном процессе. –журн. Управление дошкольным образовательным учреждением, №3, 2005, С.18
Попов В.М., Захаров, А.А. Бизнес-план (Step by step).-Бизнес-пресса, С-Петербург, 2005
Павкина Галина Геннадьевна