Рабочая программа по химии 8 класс по УМК Н.Е. Кузнецовой
МБОУ СОШ №1 р. п. Новоспасское
Согласовано.
Зам. директора по УВР
__________Рудометова О.В.
«___»_______________2014
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей
географии, биологии, химии
протокол №1 от «___»_________2014
Руководитель ШМО:
______________________Бойко Т.Г.
Утверждаю
и.о. директора школы
_____________Рудометова О.В. приказ №___от «___»_________2014
Рабочая программа учебного курса
по химии для 8-ых классов
(базовый уровень)
Учитель биологии и химии
Нинашева Р.Т.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Представленная рабочая программа составлена, основываясь на Программе основного общего образования по химии, соответствуя учебнику: Кузнецова Л.М.«Химия. 8 класс» — М.: Мнемозина, 2010. Рабочая программа рассчитывается на 2 урока в неделю и соответствует 70 часам в год. Программа учитывает обязательный минимум, который должен содержаться в курсе химии для общеобразовательной школы и требования, которые предъявляются к уровню подготовки учеников. В курсе химии раскрываются такие важные мировоззренческие идеи, как материальное единство веществ природы, то что свойства веществ зависят от их состава и строения; единство природы химических связей.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химически свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте ;
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомномолекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Место предмета «Химия» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования в 8 классе.
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Цели обучения ,воспитания и развития обучающихся
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: В познавательной сфере:
•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; •классифицировать изученные объекты и явле-ния;наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
•моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
•анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
•проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2)использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3)умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4)умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5использование различных источников для получения химической информации.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1)в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2)в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3)в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Контроль уровня обученности
Контроль уровня обученности учащихся осуществляется по следующим критериям:
- Оценка знаний учащихся: при этом необходимо учитывать правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов; степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; самостоятельность ответа; речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
«5» - полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
«4» - раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определение понятий неполное, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
«3» - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментально, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
«2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; опущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
- Оценка практических умений:
1. Оценка умений ставить опыты: учитель должен учитывать: правильность определения цели опыта; самостоятельность подбора оборудования и объектов; последовательность в выполнении работы по закладке опыта; логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
«5» - правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения с сформулированы выводы из опыта.
«4» - правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
«3» - правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдения, формулировке выводов.
«2» - не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения: учитель должен учитывать: правильность проведения наблюдений по заданию; умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта; логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
«5» - правильно по заданию учителя проведено наблюдение; выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта; логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
«4» - правильно по заданию учителя проведено наблюдение; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
«3» - допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые; допущены (1-2) ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
«2» - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта; допущены (3-4) ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Для контроля и систематизации знаний учащихся проводятся устный опрос, промежуточные и итоговые самостоятельные работы по дидактическим карточкам, тестирование, письменные контрольные работы. Все самостоятельные, проверочные работы и тестирование проводится по индивидуальным карточкам-заданиям, разработанным с использованием различных печатных изданий (приложение 1).
Учебный план№ | Тема | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Введение Первоначальные химические понятия Кислород. Водород. Вода Важнейшие классы неорганических веществ Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева . Строение атома. Резервное время Итого | 2 22 11 22 11 2 70 |
Практические работы | ||
1. 2. 3. 4. | Очистка воды Получение кислорода Ионные реакции Кислоты и основания Итого | 1 1 1 1 4 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||
план |
факт |
||||||
РАЗДЕЛ 1. Введение |
|||||||
1. |
Предмет химии. Вещества и их превращения |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Провести дом.эксп. стр. 10 правила по ТБ |
|||
2 |
Практическая работа №1 «Очистка воды» |
1 |
Практическая работа |
Стр. 10-11 |
|||
Тема 1. Первоначальные химические понятия (22 часа) |
|||||||
3 |
Признаки химических реакций |
1 |
Объяснение с демонстрацией опытов |
§1 |
|||
4 |
Вещества и их свойства |
1 |
Урок изучения нового материала |
§2 |
|||
5 |
Строение вещества. Молекулы |
1 |
Комбинированный урок |
§3 |
|||
6 |
Кристаллы. Немолекулярные вещества |
1 |
Урок изучения нового материала |
§3 |
|||
7 |
Состав вещества. Химический элемент |
1 |
Урок изучения нового материала |
§4 |