Рабочая программа к уроку русского языка в 1 классе «Русский язык и литературное чтение: обучение грамоте»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
и литературное чтение
(обучение грамоте)
начальный уровень
1 класс
2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык » для 1 класса составлена в соответствии с Законом ДНР «Об образовании», Государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2018 № 665, согласно программе
Русский язык : 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ
ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –226 с.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего
лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических
новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи. Развитие коммуникативных умений.
Развитие нравственных и эстетических чувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико- орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоят и другие задачи – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) период – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Место предмета в учебном планеОсвоение языка в 1 классе начинается с курса « Обучение грамоте», который в данной программе рассчитан на 25 учебных недель (200 ч ): 8 часов в неделю.
Курс русского языка в 1 классе занимает 7 недель и составляет 35 ч : 5 часов в неделю. Литературное чтение в 1 классе занимает 7 недель и составляет 21 ч : 3 часа в неделю. Всего в первом классе 32 учебные недели.
В 1 классе в период обучения грамоте один раз в неделю 20 мин урока литературного чтения отводится на работу с детской книгой.
№ темы |
Название темы |
Количество часов, отведенных на изучение темы |
1. |
Добукварный период |
40 |
2. |
Букварный период |
126 |
3. |
Послебукварный период |
34 |
Всего |
200 |
№ п/п |
№ уро-ка в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Приме-чание |
||||
по плану |
по факту |
|||||||
ТЕМА 1. Добукварный период ( 40 ч ) |
||||||||
1 |
1 |
«Азбука» — первая учебная книга. Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой. |
04.09. |
Стр.3 |
||||
2 |
Пропись — первая учебная тетрадь. Элементы прописи (обложка, титульный лист). Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме. Правила посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. |
04.09. |
Стр. 4-5 |
|||||
3 |
Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Роль знаний в жизни человека |
05.09. |
Стр. 4-5 |
|||||
4 |
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо элементов букв (овал, полуовал, наклонные линии), бордюров |
05.09. |
Стр. 5-6 |
|||||
5 |
Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Пословицы о труде и трудолюбии |
07.09. |
Стр.6-7 |
|||||
6 |
Обводка предметов по контуру. Письмо в |
07.09. |
Стр. 7-8 |
|||||
7 |
Слог. Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Дикие и домашние животные. |
10.09. |
Стр.8-9 |
|||||
8 |
Рисование предметных картинок. Письмо в ограниченном пространстве элементов букв (прямые и наклонные линии) |
10.09. |
Стр. 9 |
|||||
9 |
Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах.. Работа с детской книгой. |
11.09. |
Стр.10 |
|||||
10 |
Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. |
11.09. |
Стр.10 |
|||||
11 |
Ударение. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). |
12.09. |
Стр. 11 |
|||||
12 |
Подготовка руки к письму. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Разные типы штриховки. Письмо в ограниченном пространстве рабочей строки элементов букв (наклонная короткая линия, короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево, вправо) |
12.09. |
Стр. 11 |
|||||
13 |
Ударение. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). |
14.09. |
Стр.12 |
|||||
14 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Обведение изображений по контуру. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглениями влево и вправо и без них. |
14.09. |
Стр. 12 |
|||||
15 |
Звуки в окружающем мире и в речи. Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков. Игры и забавы детей. |
17.09. |
Стр.13 |
|||||
16 |
Разные типы штриховки. Письмо овалов больших и маленьких, прямых и наклонных коротких линий |
17.09. |
стр.13 |
|||||
17 |
Звуки в словах. Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Природа родного края. Работа с детской книгой. |
18.09. |
Стр. 14-15 |
|||||
18 |
Обведение изображений по контуру. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглениями влево и вправо и без них. |
18.09 |
Стр.14 |
|||||
19 |
Слог-слияние. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Правила безопасного поведения в быту. |
19.09. |
Стр. 16-17 |
|||||
20 |
Разные типы штриховки. Обведение изображений по контуру. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглениями влево и вправо и без них. |
19.09. |
Стр.15 |
|||||
21 |
Повторение и обобщение пройденного материала. Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями. Любимые сказки. |
21.09. |
Стр.18 |
|||||
22 |
Разные типы штриховки. Обведение изображений по контуру. Письмо длинной наклонной линии. Письмо наклонных линий с петлёй внизу. |
21.09. |
Стр.16 |
|||||
23 |
Повторение и обобщение пройденного материала. Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями. Любимые сказки. |
24.09. |
Стр.19 |
|||||
24 |
Разные типы штриховки. Обведение изображений по контуру. Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу влево. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. |
24.09 |
Стр.17 |
|||||
25 |
Гласный звук а, буквы А, а. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. Работа с детской книгой. |
25.09. |
Стр. 20-21 |
|||||
26 |
Строчная буква а. |
25.09. |
Стр.19 |
|||||
27 |
Гласный звук а, буквы А, а. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. |
26.09. |
Стр. 22-23 |
|||||
28 |
Заглавная буква А . Заглавная буква в именах собственных |
26.09. |
Стр.20 |
|||||
29 |
Гласный звук о, буквы О, о. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. |
28.09. |
Стр. 24-27 |
|||||
30 |
Строчная и заглавная буквы О, о. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо предложения. Развитие речи. Безопасное поведение вблизи водоёмов |
28.09. |
Стр. 21-22 |
|||||
31 |
Гласный звук и, буквы И, и. Особенности произнесения звука, его характеристика. |
01.10. |
Стр. 28-29 |
|||||
32 |
Строчная буква и. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. |
01.10. |
Стр.23 |
|||||
33 |
Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Русские народные и литературные сказки Дружба и взаимоотношения между друзьями |
02.10. |
Стр. 30-31 |
|||||
34 |
Заглавная буква И. Развитие речи: составление рассказа по иллюстрации, мнемотаблице |
02.10. |
Стр. 24, 27 |
|||||
35 |
Гласный звук ы, буква ы. Особенности буквы ы. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Учение — это труд. Обязанности ученика. Работа с детской книгой. |
03.10. |
Стр. 32-35 |
|||||
36 |
Строчная буква ы. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами. Комментированное письмо слов и предложений. |
03.10. |
Стр. 25-26 |
|||||
37 |
Гласный звук у, буквы У, у. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы].Ученье — путь к уменью. Дикие и домашние птицы |
05.10. |
Стр. 36-37 |
|||||
38 |
Строчная и, у. Закрепление изученных звуков и букв. |
05.10. |
Стр.28 |
|||||
39 |
Гласный звук у, буквы У, у. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. |
08.10. |
Стр. 38-39 |
|||||
40 |
Заглавная буква У. Закрепление изученных звуков и букв. |
08.10. |
Стр. 29-30 |
|||||
ТЕМА 2. Букварный период (126 ч ) |
Строчная и, у. Заглавная буква У. Закрепление изученных звуков и букв. Письмо предложений. Обозначение границ предложения на письме. |
|||||||
1 |
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Любовь к Родине. Труд на благо Родины. |
09.10. |
Стр. 40-43 |
|||||
2 |
Строчная буква н. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Письмо слогов и слов с буквой н. Письмо предложений с комментированием. |
09.10. |
Стр.31 |
|||||
3 |
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Любовь к Родине. Труд на благо Родины. Работа с детской книгой. |
10.10. |
Стр. 40-43 |
|||||
4 |
Заглавная буква Н. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Письмо слогов и слов с буквами Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с комментированием. |
10.10. |
Стр. 32-33 |
|||||
5 |
Согласные звуки с, с’, буквы С, с. Особенности артикуляции новых звуков. Чтение слогов с новой буквой. В осеннем лесу. |
12.10. |
Стр. 44-45 |
|||||
6 |
Строчная буква с. Письмо слогов и слов с буквой с. Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку. |
12.10. |
Стр. 34,37 |
|||||
7 |
Формирование навыка слогового чтения. Бережное отношение к природе. |
15.10. |
Стр. 46-47 |
|||||
8 |
Заглавная буква С. Развитие речи: составление устного рассказа, диалога по картинкам |
15.10. |
Стр. 35,38 |
|||||
9 |
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. |
16.10. |
Стр. 48-49 |
|||||
10 |
Строчная буква к. Письмо слогов и слов с буквой к. Списывание предложений. Границы предложения. Дефис. |
16.10. |
Стр. 39,42 |
|||||
11 |
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. Работа с детской книгой. |
17.10. |
Стр. 50-51 |
|||||
12 |
Заглавная буква К. Заглавная буква в именах собственных. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме. Интонирование различных предложений. |
17.10. |
Стр. 40-41 |
|||||
13 |
Согласные звуки т, т, буквы Т, т.Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. |
19.10. |
Стр. 52-55 |
|||||
14 |
Строчная буква т. Письмо слогов и слов с буквами т. Списывание предложений с письменного шрифта. Развитие речи: труд рабочих Донбасса |
19.10. |
Стр. 43,46 |
|||||
15 |
Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. |
22.10. |
Стр. 56-57 |
|||||
16 |
Заглавная буква Т. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание предложений с письменного шрифта. Создание письменных текстов. |
22.10. |
Стр. 44-45 |
|||||
17 |
Согласные звуки л, л, буквы Л, л. Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
23.10. |
Стр. 58-61 |
|||||
18 |
Строчная буква л. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. Письмо слогов и слов с буквами л.. Списывание с письменного шрифта. |
23.10. |
Стр.47 |
|||||
19 |
Согласные звуки л, л, буквы Л, л. Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа с детской книгой. |
24.10. |
Стр. 62-63 |
|||||
20 |
Заглавная буква Л. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Правописание имён собственных. Сравнение предложений с различными видами интонации. Обозначение интонации в письменной речи знаками «!», «?», «.». Оформление границ предложения. Интонирование различных предложений |
24.10. |
Стр. 48-49 |
|||||
21 |
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Особенности артикуляции звуков р, р’.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
26.10. |
Стр. 64-65 |
|||||
22 |
Строчная буква р. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменный ответ на вопрос |
26.10. |
Стр. 50, 52 |
|||||
23 |
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Особенности артикуляции звуков р, р’.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Уход за комнатными растениями. |
05.11. |
Стр. 66-67 |
|||||
24 |
Строчная буква р. Заглавная буква Р. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Развитие речи: составление диалога |
05.11. |
Стр. 51, 53 |
|||||
25 |
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. |
06.11. |
Стр. 68-69 |
|||||
26 |
Строчная буква в. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. Письменный ответ на вопрос. |
06.11. |
Стр.54 |
|||||
27 |
Согласные звуки в, в’, буквы В, в.Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Работа с детской книгой. |
07.11. |
Стр. 70-71 |
|||||
28 |
Заглавная буква В. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. Письменный ответ на вопрос. |
07.11. |
Стр. 55-56 |
|||||
29 |
Буквы Е, е. Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В лесу. Растительный и животный мир леса. |
09.11. |
Стр. 72-75 |
|||||
30 |
Строчная буква е. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Двойная роль буквы е. Обозначение буквой е мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Е, е. Развитие речи: составление сказки по сюжетным картинкам |
09.11. |
Стр. 57-58 |
|||||
31 |
Буквы Е, е. Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. На реке. Речные обитатели |
12.11. |
Стр. 76-77 |
|||||
32 |
Заглавная буква Е. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. Дополнение текста своим предложением. Оформление границ предложения. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. |
12.11. |
Стр. 59-60 |
|||||
33 |
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. |
13.11. |
Стр. 78-81 |
|||||
34 |
Строчная буква п. Дополнение предложений словами по смыслу. Составление предложений |
13.11. |
Стр. 61, 63 |
|||||
35 |
Согласные звуки п, п’, буквы П, п.Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Профессии родителей. Работа с детской книгой. |
14.11. |
Стр. 82-83 |
|||||
36 |
Заглавная буква П. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Списывание с прописного шрифта. |
14.11. |
Стр. 62-63 |
|||||
37 |
Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
16.11. |
Стр. 84-87 |
|||||
38 |
Строчная буква м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. Дополнение предложен словами по смыслу. Запись предложений. |
16.11. |
Стр. 64, 66 |
|||||
39 |
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
19.11. |
Стр. 88-89 |
|||||
40 |
Заглавная буква М. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. Письменные ответы на вопросы. Разгадывание ребусов. |
19.11. |
Стр. 65-66 |
|||||
41 |
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. В зоопарке. |
20.11. |
Стр. 90-93 |
|||||
42 |
Строчная буква з. Письмо слогов и слов с буквой з. Письмо элементов буквы З в широкой строке безотрывно. |
20.11. |
Стр. 67,69 |
|||||
43 |
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. В зоопарке. Работа с детской книгой. |
21.11. |
Стр. 94-95 |
|||||
44 |
Строчная и заглавная буквы З, з. Письмо строчной и заглавной букв З, з. Упражнения в правильном соединении букв. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Развитие речи: музеи Донецкой Народной Республики |
21.11. |
Стр. 68, 70 |
|||||
45 |
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
23.11. |
Стр. 96-99 |
|||||
46 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. |
23.11. |
Стр. 71, 73 |
|||||
47 |
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
26.11. |
Стр. 100-101 |
|||||
48 |
Письмо слогов и слов с буквами Б, б. |
26.11. |
Стр.72 |
|||||
49 |
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. |
27.11. |
Стр. 102-103 |
|||||
50 |
Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо по памяти. Работа со словами. Развитие речи: составление диалога |
27.11. |
Стр. 74-75 |
|||||
51 |
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Работа с детской книгой. |
28.11. |
Стр. 104-106 |
|||||
52 |
Строчная буква д. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквами Д, д. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Единственное и множественное число существительных (один — много). |
28.11. |
Стр. 76, 78 |
|||||
53 |
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. |
30.11. |
Стр. 107-109 |
|||||
54 |
Заглавная буква Д. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Списывание с печатного текста. |
30.11. |
Стр. 77, 79 |
|||||
55 |
Буквы Я, я. Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. |
03.12. |
Стр. 109-112 |
|||||
56 |
Строчная буква я. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Двойная роль буквы я. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. |
03.12. |
Стр. 81, 82 |
|||||
57 |
Буквы Я, я. Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. |
04.12. |
Стр. 113-115 |
|||||
58 |
Заглавная буква Я. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [а]. Двойная роль буквы я. Обозначение буквами а, я твёрдости мягкости предыдущего согласного на письме. |
04.12. |
Стр. 83-84 |
|||||
59 |
Буквы Я, я. Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Работа с детской книгой. |
05.12. |
Стр. 116-117 |
|||||
60 |
Заглавная буква Я. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [а]. Двойная роль буквы я. Обозначение буквами а, я твёрдости мягкости предыдущего согласного на письме. Развитие речи: составление рассказа по картинке |
05.12. |
Стр. 85-86 |
|||||
61 |
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
07.12. |
Стр. 118-121 |
|||||
62 |
Строчная буква г. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. |
07.12. |
Стр. 87-88 |
|||||
63 |
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
10.12. |
Стр. 122-123 |
|||||
64 |
Заглавная буква Г. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. |
10.12. |
Стр. 89-90 |
|||||
65 |
Проверим и оценим свои достижения. Работа с детской книгой |
11.12. |
||||||
66 |
Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. Развитие речи: составление рассказа по сюжетной картинке |
11.12. |
Стр. 80,91 |
|||||
67 |
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Работа с детской книгой. |
12.12. |
Стр. 4-7 |
|||||
68 |
Строчная буква ч. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’].. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч |
12.12. |
||||||
69 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
14.12. |
Стр. 8-9 |
|||||
70 |
Заглавная буква Ч. Работа по развитию речи: составление предложений о героях рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей |
14.12. |
||||||
71 |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
17.12. |
Стр. 10-13 |
|||||
72 |
Буква ь. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Тире. |
17.12. |
||||||
73 |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
18.12. |
Стр. 14-15 |
|||||
74 |
Буква ь. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Тире. |
18.12. |
||||||
75 |
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа с детской книгой. |
19.12. |
Стр. 16-19 |
|||||
76 |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши |
19.12. |
||||||
77 |
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
21.12. |
Стр. 20-21 |
|||||
78 |
Письмо слов и слогов с изученными буквами. Анализ предложений. Развитие речи: составление рассказа по иллюстрации, запись двух предложений с комментированием. |
21.12. |
||||||
79 |
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
24.12. |
Стр. 22-23 |
|||||
80 |
Письмо слов и слогов с изученными буквами. Анализ предложений. Развитие речи: составление рассказа по иллюстрации, запись двух предложений с комментированием. |
24.12. |
||||||
81 |
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
25.12. |
Стр. 24-27 |
|||||
82 |
Строчная буква ж. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. |
25.12. |
||||||
83 |
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Работа с детской книгой. |
26.12. |
Стр.28 |
|||||
84 |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. |
26.12. |
||||||
85 |
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
28.12. |
Стр.29 |
|||||
86 |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. |
28.12. |
В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.
Сводный перечень видов обязательного контроля
Учитель самостоятельно определяет место и форму уроков контроля
Вид проверки |
1 класс |
|
І–II ч |
III–IV ч |
|
Аудирование |
– |
– |
Диалог |
– |
– |
Устное изложение |
– |
– |
Устное сочинение |
– |
– |
Чтение |
– |
1 |
Письменное изложение |
– |
– |
Письменное сочинение |
– |
– |
Проверка языковых знаний, |
– |
– |
Диктант |
– |
– |
Списывание |
– |
1 |
Общее количество проверок |
– |
2 |
Словарный диктант служит средством проверки орфографических умений и навыков.
Требования к количеству слов в словарном диктанте:
І -ІІ четверть |
III-IV четверть |
|
1 класс |
- |
5-6 слов |
Тексты для диктанта и списывания подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен содержать слова на неизученные орфограммы, если такие слова встречаются в тексте диктанта, то они заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучены к данному моменту.
Объемы текстов для диктантов и списывания:
в 1 классе - 20-30 слов,
При оценке графических навыков (каллиграфии) в 1 классе учитываем: правильность написания букв, их соединений, аккуратность.
Проверку сформированности умения читать в 1 классе целесообразно осуществлять индивидуально в конце учебного года на материале (готовит учитель), в котором использованы все буквы алфавита, слоги различных типов.
Показатели скорости чтения вслух:
Класс |
І- ІІчетверть |
ІІІ-IVчетверть |
1 |
- |
20-30 сл/мин |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Учащийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
представление о русском языке
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Учащийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Учащийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Учащийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Учащийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Учащийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Учащийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Учащийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Учащийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Учащийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец букварного периода)
Учащиеся должны уметь:
-определять отдельные звуки в словах;
-определять количество звуков в словах и их последовательность;
-различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
-определять количество слогов в слове;
-определять место ударения в слове;
-определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.
Учащиеся должны знать:
-название букв алфавита;
-различия звука и буквы;
-различия гласных и согласных звуков.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы по литературному чтению.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:
- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека.
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
- полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем, или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания:
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Результаты изучения курса:
Программа обеспечивает достижение выпускниками первого класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1.Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.
3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.
4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
6. Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:
-понимать содержание и главную мысль произведения;
-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
-извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
Оценочные и методические материалы
Русский язык : 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –226 с.
Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.
Прописи первоклассника Донецкой Народной Республики/ Автор-сост. Е.Н.Полищук и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – В 2-ч частях. - Часть 1-Донецк, 2018.
Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2016.