Рабочая программа школьного научного общества «Умники и умницы» для 6 класса

1
0
Материал опубликован 5 November 2016 в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

«Рассмотрено»

на заседании

МО учителей _истории и обществознания

Руководитель МО Чумак О.В.

Протокол № ___

от «___»_августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР ГБОУ СОШ № 511

_____________________

«__»___августа____2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель ГБОУ СОШ №511

Короваева Л.Е.___________

Приказ № 116/о.д.

от «_31_»_августа_2016г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

школьного научного общества

«Умники и умницы» для 6 класса

Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю).

Возрастная группа детей 12-13 лет

Учитель истории и обществознания: Филиппова Екатерина Игоревна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «29 » августа 2016 г.

2016-2017

1. Пояснительная записка

1. 1 Нормативно-правовые документы на основании, которых разработана рабочая программа.

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

Распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 №822-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2016-2017 учебном году"

Распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2015 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189

Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

Письмом КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014

Инструктивно-методическим письмом Комитет по образованию №03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015

1.2 Краткая характеристика программы

Программа курса «Путешествие в Средневековье» предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю). Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.

Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем по­знавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возмож­ность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, роди­тели, педагоги).

Особенность набора детей - свободная.

Сформирована группа из обучающихся 6-х классов, в составе 15 человек

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья че­рез изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществля­ется через использование таких форм организации познавательной деятельно­сти, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путе­шествие.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

1.3 Актуальность программы

Данная программа имеет интегрированный характер. При реализации её содержания расширяются знания, полученные учащимися при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, учащиеся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и лично значимых формах деятельности.

1.4 Цели и задачи изучения внеурочной деятельности

Цель:

Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирова­ния его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, раз­витие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную дея­тельность;

способствовать пониманию средними школьниками особенностей разви­тия средневековых обществ;

познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;

формировать универсальные исторические понятия;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спек­тра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

приобщать к общечеловеческим ценностям;

способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в со­трудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, лич­ная и взаимная ответственность);

прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

1.5 Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся в сфере познавательного направления распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний, получение и обработка информации из источника.

Примерные виды заданий - определение типа исторического документа, извлечение первичной информации, комментирование различных частей источника, выделение фактов и версий события, выявление элементарных причинно-следственных связей: причины, мотивы, последствия.

Виды самостоятельной работы: самостоятельное чтение и участие в беседе по документу, отбор информации для подтверждения мысли, тезиса, выделение «ключевых слов», постановка вопросов к источнику.

Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом, развитие ценностных отношений к родному Отечеству через осмысление, сравнение, оценку источников.

Сравнение описания одного события в разных источниках, выделение различных версий исторического события, выявление противоречий в источниках, сравнение различных типов документов по одной проблеме; анализ серии источников; оценка достоверности источника.

Третий уровень результатов – приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия, приобретение навыков творческой деятельность (исследовательская, дискуссионная, игровая).

Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности; использование методов сопоставительного анализа источников для решения проблемы; выявление альтернатив исторического развития по источникам; построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников.

Личностные и метапредметные результаты

К важнейшим личностным результатам изучения курса внеурочной деятельности по предмету «История» в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности в 6 классе выражаются в следующих качествах:

- организация и регулирование своей деятельности — учебной, общественной и др.;

- владение и умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулирование и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Способность к решению творческих задач;

- представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);

-сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

1.6 Методическое обеспечение

Формы внеурочной деятельности

Типы уроков

Педагогические технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

-лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

Методы организации деятельности:

Словесные: беседа, объяснение, рассказ, лекция, устное изложение, инструктаж, сообщение;

Наглядные: демонстрация опытов, демонстрация образцов, объектов, демонстрация изобразительных пособий, прослушивание записей, просмотр видеоматериалов, работа по образцу;

Практические: игровые технологии, тестирование учащихся, тренировка, конкурс, дискуссия, мастерская, индивидуальная работа, распознавание и определение объектов.

При рассмотрении теоретического блока будут использованы следующие методы:

- лекция с элементами беседы и постановкой проблемного вопроса;

- круглый стол;

- дискуссия

При выполнении практического блока: предполагается выполнение творческих заданий направленных на развитие логического мышления и творческого воображения учащихся. Данные формы работы призваны также развивать внимание учащихся к выполнению предлагаемым заданиям.

1.7 Список литературы для учителя/ученика

ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru

Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

Григорьев Д.В. Программы внеурочной  деятельности школьников. Игра. Досуговое общение [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев Д.В. , Куприянов Б.В.) М. Просвещение 2011.

Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru

Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая программа - М., Просвещение, 2009 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.

Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва, «Просвещение», 2012 г.

Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.

Интерактивное наглядное пособие по истории России .6 класс.

Интерактивное пособие истории России

DVDдиск. по истории средних веков и истории России

Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов

1. «Архив учебных программ и презентаций»: http://www/rusedu.ru/subcat32/html

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

3. Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/

4. Энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

2. Содержание программы.

Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязатель­ного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности со­временных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного харак­тера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:

«Становление средневековой Европы», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XIIXIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.». Это позволяет интегрировать знания, по­лученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в со­держание тем и использование приемов.

Вводный урок 1 ч

Тема 1. Средневековая Европа 10 ч.

Образование варварских королевств. Государство франков в VIVIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 4. Восточные славяне (2 ч)

Про­исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою­зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 5. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярос­лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Муд­рого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 6. Русь во второй половине XIIXIII в. (5 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Пос­ледствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут­ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци­альной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска.

Борьба русских земель с западными завоевателями. По­ходы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе­ниях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—сере­дине XV в

Конец ордын­ского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской влас­ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические ус­ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль­туры великорусской народности. «Задонщина.

Резерв- 2 часа

3. Календарно-тематическое планирование

Планирование учебного курса с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

Тема раздела

Количество часов

Виды внеурочной деятельности

Общее

Теория

Практика

 

1

Вводный урок

1

1

 

Познавательная

Социально- творческая

2

Становление средневековой Европы.

10

5

5

Познавательная, игровая, досугово - развлекательная

3

Восточные славяне

2

1

1

Познавательная, игровая, трудовая, социально- творческая

4

Русь в IХ-первой половине XII в

6

4

2

Познавательная, игровая, досугово - развлекательная, социально-творческая

5

Русь во второй половине XIIXIII в

5

2

3

Познавательная

Социально- творческая

6

Образование централизованного государства

5

2

3

Познавательная, игровая, досугово- развлекательная

7

Московское государство XV в.

3

1

2

Познавательная, игровая, трудовая, социально- творческая

8

Резерв

2

1

1

Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, социально-творческая

5

Итого

34

17

17

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Виды деятельности (теория или практика)

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

05.09

 

Вводный урок

1

 

Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени

Умение  определять понятия, создавать обобщения,

Формирование осознанного, уважительного отношения к истории

2

12.09

 

Средневековая Европа.

Образование варварских королевств

1

Участие в диалоге

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

3

19.09

 

Средневековая Европа.

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

Практическая работа в группах «Жилище средневекового человека» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

4

26.09

 

Средневековая Европа.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность

Формирование

личной и взаимной ответственности;

5

03.10

 

Средневековая Европа.

Англия в раннее Средневековье

1

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мас­терская ремесленника»,

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

6

10.10

 

Средневековая Европа.

В рыцарском замке

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.

Умение понимать законы «Рыцарской чести»

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

7

17.10

 

Средневековая Европа.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона )

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

8

24.10

 

Средневековая Европа.

Формирование средневековых городов

1

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина»

Умение характеризовать условия , описывать архитектурные памятники средневековых городов

Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов

Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения;

коммуникабельность; формирование

личной и взаимной ответственности;

9

14.11

 

Средневековая Европа.

Горожане и их образ жизни

1

Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона )

Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

10

21.11

 

Средневековая Европа.

Крестовые походы Католическая церковь и еретики

1

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина

Умения работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

 

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

11

28.11

 

Средневековая Европа.

Культура Западной Европы

1

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь».

«Духовно-рыцарские ордена «

Умения работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории

Толерантное отношение к истории других стран;

12

05.12

 

Восточные славяне. Про­исхождение восточных славян

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов

Осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства

13

12.12

 

Восточные славяне: строй занятия, соседи

 

Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)

Уметь правильно читать не

сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства

14

19.12

 

Русь в IХ-первой половине XII в

Формирование древнерусского государства

1

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

15

26.12

 

Первые киевские князья

1

Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)»

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о в истории матери­альной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

16

16.01

 

Князь Владимир Святославович Принятие христианства

1

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги»

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого

Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории матери­альной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

17

23.01.

 

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты»

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности

Способность регулировать собственную деятельность.

владение основами нравственного поведения.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

18

30.01

 

Культура Древней Руси IXXII вв.

1

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особен­ности архитектуры Древней Руси»,

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание

19

06.02

 

Русь во второй половине XIIXIII в

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

20

13.02

 

Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия»,

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

21

20.02

 

Нашествие с Востока

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

22

27.02

 

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани;

«Подвиг Е..Коловрат»

Оборона Козельска

«Битва на Сити»

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

23

06.03

 

Русь и Золотая Орда

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Орды

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

24

13.03

 

Культура русских земель в XII - XIII вв.

1

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде»,

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

25

20.03

 

Образование централизованного государства.

Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Путешествие в Новгород»

«Золотое кольцо России»

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

26

03.04

 

Куликовская битва.

1

Сбор, анализ и представление информации в виде схем

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

27

10.04

 

Московское княжество и Литва

1

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей» «Вооружение русского войска»

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

28

17.04

 

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации.

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

29

24.04

 

Московское государство в конце XV- начале XVI вв.

1

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

30

02.05

 

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIVXV вв.

1

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисун­ков» Герба, стягов, аппликаций, макетов из пластилина).

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

31

10.05

 

Архитектура и живопись в XIVXV вв.

1

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д

Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников.

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

32

15.05

 

Обобщение по курсу «Путешествие в Средневековье»

1

 

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

33

19.05

 

Резервный урок Обобщение по курсу «Путешествие в Средневековье»

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ливонская война»

«Присоединение Казани»

«Покорение Сибири Ермаком «

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения

34

22.05

 

Резервный урок Обобщение по курсу «Путешествие в Средневековье»

1

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др.

Участие в обсуждении, аргументированное выступление

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

           


 

4. Критерии оценки достижения планируемых результатов

5. Промежуточный контроль

6. Формы подведения итогов реализации программы:

Итогом реализации программы, согласно принятому Положению, будет стендовый доклад

Комментарии
Комментариев пока нет.