Рабочая программа школьного научного общества «Умники и умницы» для 6 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _истории и обществознания Руководитель МО Чумак О.В. Протокол № ___ от «___»_августа 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 _____________________ «__»___августа____2016 г. |
«Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е.___________ Приказ № 116/о.д. от «_31_»_августа_2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
школьного научного общества
«Умники и умницы» для 6 класса
Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю).
Возрастная группа детей 12-13 лет
Учитель истории и обществознания: Филиппова Екатерина Игоревна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29 » августа 2016 г.
2016-2017
1. Пояснительная записка
1. 1 Нормативно-правовые документы на основании, которых разработана рабочая программа.
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 №822-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2016-2017 учебном году"
Распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2015 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189
Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Письмом КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014
Инструктивно-методическим письмом Комитет по образованию №03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015
1.2 Краткая характеристика программы
Программа курса «Путешествие в Средневековье» предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю). Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.
Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Особенность набора детей - свободная.
Сформирована группа из обучающихся 6-х классов, в составе 15 человек
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организации познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
1.3 Актуальность программы
Данная программа имеет интегрированный характер. При реализации её содержания расширяются знания, полученные учащимися при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, учащиеся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и лично значимых формах деятельности.
1.4 Цели и задачи изучения внеурочной деятельности
Цель:
Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную деятельность;
способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;
познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;
формировать универсальные исторические понятия;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.
Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
1.5 Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся в сфере познавательного направления распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний, получение и обработка информации из источника.
Примерные виды заданий - определение типа исторического документа, извлечение первичной информации, комментирование различных частей источника, выделение фактов и версий события, выявление элементарных причинно-следственных связей: причины, мотивы, последствия.
Виды самостоятельной работы: самостоятельное чтение и участие в беседе по документу, отбор информации для подтверждения мысли, тезиса, выделение «ключевых слов», постановка вопросов к источнику.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом, развитие ценностных отношений к родному Отечеству через осмысление, сравнение, оценку источников.
Сравнение описания одного события в разных источниках, выделение различных версий исторического события, выявление противоречий в источниках, сравнение различных типов документов по одной проблеме; анализ серии источников; оценка достоверности источника.
Третий уровень результатов – приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия, приобретение навыков творческой деятельность (исследовательская, дискуссионная, игровая).
Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности; использование методов сопоставительного анализа источников для решения проблемы; выявление альтернатив исторического развития по источникам; построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников.
Личностные и метапредметные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения курса внеурочной деятельности по предмету «История» в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности в 6 классе выражаются в следующих качествах:
- организация и регулирование своей деятельности — учебной, общественной и др.;
- владение и умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулирование и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность к решению творческих задач;
- представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);
-сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
1.6 Методическое обеспечение
Формы внеурочной деятельности
Типы уроков |
Педагогические технологии |
Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум -лабораторная работа - беседа |
Интерактивные: - игровые; - ТРИЗ; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления |
Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Методы организации деятельности:
Словесные: беседа, объяснение, рассказ, лекция, устное изложение, инструктаж, сообщение;
Наглядные: демонстрация опытов, демонстрация образцов, объектов, демонстрация изобразительных пособий, прослушивание записей, просмотр видеоматериалов, работа по образцу;
Практические: игровые технологии, тестирование учащихся, тренировка, конкурс, дискуссия, мастерская, индивидуальная работа, распознавание и определение объектов.
При рассмотрении теоретического блока будут использованы следующие методы:
- лекция с элементами беседы и постановкой проблемного вопроса;
- круглый стол;
- дискуссия
При выполнении практического блока: предполагается выполнение творческих заданий направленных на развитие логического мышления и творческого воображения учащихся. Данные формы работы призваны также развивать внимание учащихся к выполнению предлагаемым заданиям.
1.7 Список литературы для учителя/ученика
ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности школьников. Игра. Досуговое общение [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев Д.В. , Куприянов Б.В.) М. Просвещение 2011.
Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru
Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая программа - М., Просвещение, 2009 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.
Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.
Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва, «Просвещение», 2012 г.
Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
Интерактивное наглядное пособие по истории России .6 класс.
Интерактивное пособие истории России
DVDдиск. по истории средних веков и истории России
Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов
1. «Архив учебных программ и презентаций»: http://www/rusedu.ru/subcat32/html
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
3. Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/
4. Энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org
2. Содержание программы.
Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:
«Становление средневековой Европы», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XII—XIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.». Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
Вводный урок 1 ч
Тема 1. Средневековая Европа 10 ч.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Англия в раннее средневековье.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Тема 4. Восточные славяне (2 ч)
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.
Тема 5. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)
Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 6. Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в
Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.
Резерв- 2 часа
3. Календарно-тематическое планирование
Планирование учебного курса с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
Виды внеурочной деятельности |
||
Общее |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводный урок |
1 |
1 |
Познавательная Социально- творческая |
|
2 |
Становление средневековой Европы. |
10 |
5 |
5 |
Познавательная, игровая, досугово - развлекательная |
3 |
Восточные славяне |
2 |
1 |
1 |
Познавательная, игровая, трудовая, социально- творческая |
4 |
Русь в IХ-первой половине XII в |
6 |
4 |
2 |
Познавательная, игровая, досугово - развлекательная, социально-творческая |
5 |
Русь во второй половине XII—XIII в |
5 |
2 |
3 |
Познавательная Социально- творческая |
6 |
Образование централизованного государства |
5 |
2 |
3 |
Познавательная, игровая, досугово- развлекательная |
7 |
Московское государство XV в. |
3 |
1 |
2 |
Познавательная, игровая, трудовая, социально- творческая |
8 |
Резерв |
2 |
1 |
1 |
Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, социально-творческая |
5 |
Итого |
34 |
17 |
17 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности (теория или практика) |
Планируемые результаты |
|||
план |
факт |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
1 |
05.09 |
Вводный урок |
1 |
Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени |
Умение определять понятия, создавать обобщения, |
Формирование осознанного, уважительного отношения к истории |
||
2 |
12.09 |
Средневековая Европа. Образование варварских королевств |
1 |
Участие в диалоге |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества |
Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы |
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; |
|
3 |
19.09 |
Средневековая Европа. Христианская церковь в раннее средневековье. |
1 |
Практическая работа в группах «Жилище средневекового человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
Умение строить логическое рассуждение, умозаключение |
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; |
|
4 |
26.09 |
Средневековая Европа. Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации |
Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность |
Формирование личной и взаимной ответственности; |
|
5 |
03.10 |
Средневековая Европа. Англия в раннее Средневековье |
1 |
Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мастерская ремесленника», |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества |
Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов |
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; |
|
6 |
10.10 |
Средневековая Европа. В рыцарском замке |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
Умение понимать законы «Рыцарской чести» |
Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
|
7 |
17.10 |
Средневековая Европа. Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона ) |
Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; |
|
8 |
24.10 |
Средневековая Европа. Формирование средневековых городов |
1 |
Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина» |
Умение характеризовать условия , описывать архитектурные памятники средневековых городов |
Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов |
Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения; коммуникабельность; формирование личной и взаимной ответственности; |
|
9 |
14.11 |
Средневековая Европа. Горожане и их образ жизни |
1 |
Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона ) |
Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города |
Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов |
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
|
10 |
21.11 |
Средневековая Европа. Крестовые походы Католическая церковь и еретики |
1 |
Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина |
Умения работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
||
11 |
28.11 |
Средневековая Европа. Культура Западной Европы |
1 |
Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь». «Духовно-рыцарские ордена « |
Умения работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами |
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. владение сведениями о поворотных моментах в истории |
Толерантное отношение к истории других стран; |
|
12 |
05.12 |
Восточные славяне. Происхождение восточных славян |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. |
Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов |
Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства |
|
13 |
12.12 |
Восточные славяне: строй занятия, соседи |
Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
Уметь правильно читать не сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. |
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. |
Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства |
||
14 |
19.12 |
Русь в IХ-первой половине XII в Формирование древнерусского государства |
1 |
Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов |
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию |
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. владение сведениями о поворотных моментах в истории |
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности |
|
15 |
26.12 |
Первые киевские князья |
1 |
Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)» |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. владение сведениями о в истории материальной и духовной культуры России. |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
|
16 |
16.01 |
Князь Владимир Святославович Принятие христианства |
1 |
Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги» |
Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого |
Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории материальной и духовной культуры России. |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
|
17 |
23.01. |
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. |
1 |
Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты» |
Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности |
Способность регулировать собственную деятельность. владение основами нравственного поведения. |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
|
18 |
30.01 |
Культура Древней Руси IX – XII вв. |
1 |
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности архитектуры Древней Руси», |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; |
Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности |
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание |
|
19 |
06.02 |
Русь во второй половине XII—XIII в Начало раздробления Древнерусского государства |
1 |
Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
|
20 |
13.02 |
Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности |
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
|
21 |
20.02 |
Нашествие с Востока |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности |
|
22 |
27.02 |
Борьба Руси с западными завоевателями |
1 |
Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат» Оборона Козельска «Битва на Сити» |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; |
|
23 |
06.03 |
Русь и Золотая Орда |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Ледовое побоище» «Невская битва» «Александр Невский» |
Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Орды |
Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; |
|
24 |
13.03 |
Культура русских земель в XII - XIII вв. |
1 |
Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде», |
Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества |
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
|
25 |
20.03 |
Образование централизованного государства. Роль Московского княжества в объединении русских земель |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Путешествие в Новгород» «Золотое кольцо России» |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству |
|
26 |
03.04 |
Куликовская битва. |
1 |
Сбор, анализ и представление информации в виде схем |
Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; |
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; |
|
27 |
10.04 |
Московское княжество и Литва |
1 |
Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей» «Вооружение русского войска» |
Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества |
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
|
28 |
17.04 |
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. |
1 |
Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации. |
Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий |
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; |
|
29 |
24.04 |
Московское государство в конце XV- начале XVI вв. |
1 |
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д |
Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; |
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
|
30 |
02.05 |
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XV вв. |
1 |
Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисунков» Герба, стягов, аппликаций, макетов из пластилина). |
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |
Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её |
Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности |
|
31 |
10.05 |
Архитектура и живопись в XIV – XV вв. |
1 |
Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников. |
Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности |
Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности |
|
32 |
15.05 |
Обобщение по курсу «Путешествие в Средневековье» |
1 |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности |
||
33 |
19.05 |
Резервный урок Обобщение по курсу «Путешествие в Средневековье» |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Ливонская война» «Присоединение Казани» «Покорение Сибири Ермаком « |
Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения |
|
34 |
22.05 |
Резервный урок Обобщение по курсу «Путешествие в Средневековье» |
1 |
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др. Участие в обсуждении, аргументированное выступление |
Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. |
|||
4. Критерии оценки достижения планируемых результатов
5. Промежуточный контроль
6. Формы подведения итогов реализации программы:
Итогом реализации программы, согласно принятому Положению, будет стендовый доклад