Рабочая программа системы внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» для учащихся 7-9 классов

0
0
Материал опубликован 27 July 2017 в группе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное образование Кондинский район

Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

Эксперт

________________

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_______________Г.Г.Терентьева

«____»_________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ Морткинская СОШ

________ О.Г. Мурашина

«____»_________2017г.


 


 

Рабочая программа

системы внеклассных занятий

«Готовимся к олимпиаде по географии»

для учащихся 7, 8, 9 классов

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

Иноземцева С. С.

учитель географии,

высшая кв. категория

 

пгт Мортка 2017 год

 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучаемой деятельности.

Цикл внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, данный вид занятия способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию в различных олимпиадах школьников по географии.

Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2011 г. и с учётом тем, заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

В программе предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.

Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа « Готовимся к олимпиаде по географии» предполагает углубленное изучение материала по темам «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России», «Хозяйство и районы России». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.

Цель занятий: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.

Задачи внеклассных занятий « Готовимся к олимпиаде по географии»:

- знакомство с историей развития географии;

- формирование личных учебно-познавательных мотивов;

- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;

- формирование умений решать географические задачи;

- умение определять географические объекты по их описанию.


 

Программа ориентирована на учащихся 7,8,9 классов, ориентированных на углублённое изучение предмета география.


 

Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели объединения « Готовимся к олимпиаде по географии» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.

Сроки реализации программ. Программа цикла внеклассных занятий « Готовимся к олимпиаде по географии» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 занятия в неделю.

Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п./п.

Раздел

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Земля во вселенной

15

3

Природа и население России

11

4

Хозяйство и районы России

7

ИТОГО:

34


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Практика. Игры.

2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.

3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.

 


 


 


 


 


 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

темы

Название раздела

Вид контроля

Форма

1

Вводное занятие

групповой

устный зачет

2

Земля во вселенной

персональный групповой

мониторинг обученности

работа по карте

решение практических задач

игра

3

Природа и население России

персональный групповой

творческий отчёте

работа по карте

решение практических задач

игра

4

Хозяйство и районы России

персональный групповой

выпуск мини-газет

решение практических задач


 

Цикл внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, школьники учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.

Демонстрационный материал для учителя: компьютерные презентации, настенные и интерактивные карты, плакат – схемы, статистический материал, образцы оформления географических мини-газет.

Материалы для детей: различные атласы, контурные карты, цветные карандаши, линейка, транспортир, циркуль измеритель, компас и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

п./п.

Название

методического материала

Форма

методического материала

Раздел и тема

программы

Содержание

материала

Целевое назначение материала

Методика

применения

материала

1

Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка.

плакат - схема

Вводное

занятие

Презентация знакомит учащихся со значение географии в жизни человека с задачи географии и методы изучения окружающего мира, а также с задачами и содержанием работы.

Данный материал предназначен для ознакомления учащихся, посещающих занятия, со значением географии в жизни каждого человека, с задачами и содержанием работы.

Предлагаемый материал выступает в роли определённого набора правил, которые необходимо соблюдать при работе на занятиях «Готовимся к олимпиаде по географии».

2

В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков

География от урока к экзамену А.С. Наумов

Набор интерактивных карт.

Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации

Земля во вселенной

Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде

Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Земля во вселенной». Могли научиться на практике применять знания полученные при изучении данной темы.

Материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела

3

География от урока к экзамену А.С. Наумов

Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия

Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков

В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

Набор интерактивных карт.


 

Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации

Природа и население России

Лекции и практические материалы данных сборников знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде

Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Природа и население России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы.

Сборник лекций интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации выступают в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела

4

Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов

География от урока к экзамену А.С. Наумов

Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия

Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков

В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

Набор интерактивных карт.

Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации

Хозяйство и районы России

Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде

Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Хозяйство и районы России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы.

Излагаемый материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из раздела «Хозяйство и районы России».


 


 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цикла внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» 34 часа

Дата

п/п

Название раздела и темы

Всего часов

1. Вводное занятие

1

1.09-4.09

1

Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Игры.

1

2. Земля во вселенной

15

7.09 -11.09

2

Солнечная система. Решение практических задач .

1

14 -18.09

3

Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач .

1

21.09- 25.09

4

План и карта. Занятия по тестам.

1

28.09-02.10

5

Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте.

1

05.10-9.10

6

Великие географические открытия. Решение практических задач.

1

12.10 -16.10

7

Внутреннее строение Земли. Решение практических задач.

1

19.10-23.10

8

Рельеф Земли. Занятия по тестам.

1

26.10-30.10

9

Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам.

1

09.11-13.11

10

Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной. Брейн-ринг.

1

16.11-20.11

11

Население мира. Решение практических задач.

1

23.11-27.11

12

Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач.

1

1.12-4.12

13

Материки, океаны, страны. Европа. Азия. Занятия по тестам.

1

7.12-11.12

14

Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам.

1

14.12-25.12

15

Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам.

1

11.01-15.01

16

Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области.

1

3. Природа и население России

11

18.01-22.01

17

Пространство России. Границы. Решение практических задач.

1

25.01-29.01

18

Часовые пояса. Решение практических задач.

1

01.02-05.02

19

История исследования России. Защита творческих работ.

1

15.02- 19.02

20

Формы рельефа и геологическое летоисчисление. Работа по карте.

1

24.02-27.02

21

Богатство недр России. Занятия по тестам.

1

1.03-05.03

22

Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны Решение практических задач. Работа по карте.

1

09.03-11.03

23

Внутренние воды России. Почвы. Решение практических задач.

1

14.03-18.03.

24

Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам.

1

30.03-01.04

25

Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт.

1

04.04-08.04

26

Население России. Состав населения. Естественное движение и миграция. Занятия по тестам.

1

11.04-15.04

27

Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Плотность населения. Города миллионеры. Занятия по тестам.

1

4. Хозяйство и районы России.

7

18.04-22.04

28

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Решение интерактивного кроссворда. Занятия по тестам.

1

25.04-29.04

29

Отрасли и межотраслевые комплексы. Топливно – энергетический комплекс. Игра.

1

3.05-6.05

30

Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам.

1

10.05-13.05

31

Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам.

1

16.05-20.05

32

Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам.

1

23. 05-27.05

33

Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам.

1

30.05-31.05

34

Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. Итоговое задание.

1

ИТОГО:

34


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.

Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.

География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.

Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.

Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.

Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.

Набор интерактивных карт. 6-9 классы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.

2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.

3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.

Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 класс

Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиадам

Предмет

Адрес Интернет-ресурса

Примечания

Все

http://olimpiada.ru/

Сайт МИОО: документация по проведению всех олимпиад, графики проведения

Все

http://olymp.mioo.ru/

Сайт МИОО: подготовка обучающихся к олимпиадам по всем предметам

География

http://www.olimp.mgou.ru

Сайт олимпиады школьников Московской области

География

http://www.olymp.baltinform.ru

Сайт школьной олимпиады Калининградской области

География

http://www.sgu.ru

Сайт муниципального тура олимпиады Саратовской области

География

http://clubdoroga.euro.ru

Занимательная олимпиада по географии (клуб «Дорога»)

География

http://www.herzen.spb.ru

Герценовская олимпиада по географии

География

http://lomonosov.msu.ru/

Олимпиада «Ломоносов»

Экология

http://www.eco.rosolimp.ru/

Общие положения, порядок организации и проведения, задания муниципального, регионального и заключительного этапов предыдущих лет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.