Рабочая программа системы внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» для учащихся 7-9 классов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное образование Кондинский район
Управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Эксперт ________________ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________Г.Г.Терентьева «____»_________2017г. |
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ Морткинская СОШ ________ О.Г. Мурашина «____»_________2017г. |
Рабочая программа
системы внеклассных занятий
«Готовимся к олимпиаде по географии»
для учащихся 7, 8, 9 классов
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Иноземцева С. С.
учитель географии,
высшая кв. категория
пгт Мортка 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучаемой деятельности.
Цикл внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, данный вид занятия способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию в различных олимпиадах школьников по географии.
Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2011 г. и с учётом тем, заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
В программе предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.
Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа « Готовимся к олимпиаде по географии» предполагает углубленное изучение материала по темам «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России», «Хозяйство и районы России». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.
Цель занятий: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
Задачи внеклассных занятий « Готовимся к олимпиаде по географии»:
- знакомство с историей развития географии;
- формирование личных учебно-познавательных мотивов;
- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;
- формирование умений решать географические задачи;
- умение определять географические объекты по их описанию.
Программа ориентирована на учащихся 7,8,9 классов, ориентированных на углублённое изучение предмета география.
Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели объединения « Готовимся к олимпиаде по географии» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.
Сроки реализации программ. Программа цикла внеклассных занятий « Готовимся к олимпиаде по географии» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 занятия в неделю.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Земля во вселенной |
15 |
3 |
Природа и население России |
11 |
4 |
Хозяйство и районы России |
7 |
ИТОГО: |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Практика. Игры.
2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.
3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ темы |
Название раздела |
Вид контроля |
Форма |
1 |
Вводное занятие |
групповой |
устный зачет |
2 |
Земля во вселенной |
персональный групповой |
мониторинг обученности работа по карте решение практических задач игра |
3 |
Природа и население России |
персональный групповой |
творческий отчёте работа по карте решение практических задач игра |
4 |
Хозяйство и районы России |
персональный групповой |
выпуск мини-газет решение практических задач |
Цикл внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, школьники учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.
Демонстрационный материал для учителя: компьютерные презентации, настенные и интерактивные карты, плакат – схемы, статистический материал, образцы оформления географических мини-газет.
Материалы для детей: различные атласы, контурные карты, цветные карандаши, линейка, транспортир, циркуль измеритель, компас и т.д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п./п. |
Название методического материала |
Форма методического материала |
Раздел и тема программы |
Содержание материала |
Целевое назначение материала |
Методика применения материала |
1 |
Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. |
плакат - схема |
Вводное занятие |
Презентация знакомит учащихся со значение географии в жизни человека с задачи географии и методы изучения окружающего мира, а также с задачами и содержанием работы. |
Данный материал предназначен для ознакомления учащихся, посещающих занятия, со значением географии в жизни каждого человека, с задачами и содержанием работы. |
Предлагаемый материал выступает в роли определённого набора правил, которые необходимо соблюдать при работе на занятиях «Готовимся к олимпиаде по географии». |
2 |
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков География от урока к экзамену А.С. Наумов Набор интерактивных карт. |
Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации |
Земля во вселенной |
Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде |
Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Земля во вселенной». Могли научиться на практике применять знания полученные при изучении данной темы. |
Материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела |
3 |
География от урока к экзамену А.С. Наумов Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Набор интерактивных карт.
|
Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации |
Природа и население России |
Лекции и практические материалы данных сборников знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде |
Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Природа и население России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы. |
Сборник лекций интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации выступают в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела |
4 |
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов География от урока к экзамену А.С. Наумов Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Набор интерактивных карт. |
Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации |
Хозяйство и районы России |
Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде |
Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Хозяйство и районы России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы. |
Излагаемый материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из раздела «Хозяйство и районы России». |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цикла внеклассных занятий «Готовимся к олимпиаде по географии» 34 часа
Дата |
№ п/п |
Название раздела и темы |
Всего часов |
||
1. Вводное занятие |
1 |
||||
1.09-4.09 |
1 |
Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание занятий. Правила работы. Игры. |
1 |
||
2. Земля во вселенной |
15 |
||||
7.09 -11.09 |
2 |
Солнечная система. Решение практических задач . |
1 |
||
14 -18.09 |
3 |
Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач . |
1 |
||
21.09- 25.09 |
4 |
План и карта. Занятия по тестам. |
1 |
||
28.09-02.10 |
5 |
Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте. |
1 |
||
05.10-9.10 |
6 |
Великие географические открытия. Решение практических задач. |
1 |
||
12.10 -16.10 |
7 |
Внутреннее строение Земли. Решение практических задач. |
1 |
||
19.10-23.10 |
8 |
Рельеф Земли. Занятия по тестам. |
1 |
||
26.10-30.10 |
9 |
Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам. |
1 |
||
09.11-13.11 |
10 |
Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной. Брейн-ринг. |
1 |
||
16.11-20.11 |
11 |
Население мира. Решение практических задач. |
1 |
||
23.11-27.11 |
12 |
Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач. |
1 |
||
1.12-4.12 |
13 |
Материки, океаны, страны. Европа. Азия. Занятия по тестам. |
1 |
||
7.12-11.12 |
14 |
Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам. |
1 |
||
14.12-25.12 |
15 |
Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам. |
1 |
||
11.01-15.01 |
16 |
Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. |
1 |
||
3. Природа и население России |
11 |
||||
18.01-22.01 |
17 |
Пространство России. Границы. Решение практических задач. |
1 |
||
25.01-29.01 |
18 |
Часовые пояса. Решение практических задач. |
1 |
||
01.02-05.02 |
19 |
История исследования России. Защита творческих работ. |
1 |
||
15.02- 19.02 |
20 |
Формы рельефа и геологическое летоисчисление. Работа по карте. |
1 |
||
24.02-27.02 |
21 |
Богатство недр России. Занятия по тестам. |
1 |
||
1.03-05.03 |
22 |
Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны Решение практических задач. Работа по карте. |
1 |
||
09.03-11.03 |
23 |
Внутренние воды России. Почвы. Решение практических задач. |
1 |
||
14.03-18.03. |
24 |
Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам. |
1 |
||
30.03-01.04 |
25 |
Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт. |
1 |
||
04.04-08.04 |
26 |
Население России. Состав населения. Естественное движение и миграция. Занятия по тестам. |
1 |
||
11.04-15.04 |
27 |
Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Плотность населения. Города миллионеры. Занятия по тестам. |
1 |
||
4. Хозяйство и районы России. |
7 |
||||
18.04-22.04 |
28 |
Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Решение интерактивного кроссворда. Занятия по тестам. |
1 |
||
25.04-29.04 |
29 |
Отрасли и межотраслевые комплексы. Топливно – энергетический комплекс. Игра. |
1 |
||
3.05-6.05 |
30 |
Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам. |
1 |
||
10.05-13.05 |
31 |
Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам. |
1 |
||
16.05-20.05 |
32 |
Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. |
1 |
||
23. 05-27.05 |
33 |
Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. |
1 |
||
30.05-31.05 |
34 |
Экономические районы и федеральные округа. Работа по карте. Занятия по тестам. Итоговое задание. |
1 |
||
ИТОГО: |
34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.
2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.
3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 класс
Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиадам
Предмет |
Адрес Интернет-ресурса |
Примечания |
Все |
http://olimpiada.ru/ |
Сайт МИОО: документация по проведению всех олимпиад, графики проведения |
Все |
http://olymp.mioo.ru/ |
Сайт МИОО: подготовка обучающихся к олимпиадам по всем предметам |
География |
Сайт олимпиады школьников Московской области |
|
География |
Сайт школьной олимпиады Калининградской области |
|
География |
Сайт муниципального тура олимпиады Саратовской области |
|
География |
Занимательная олимпиада по географии (клуб «Дорога») |
|
География |
Герценовская олимпиада по географии |
|
География |
Олимпиада «Ломоносов» |
|
Экология |
Общие положения, порядок организации и проведения, задания муниципального, регионального и заключительного этапов предыдущих лет. |