Рабочая программа тренинговых занятий для учащихся 7–11 классов
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
ОДИН МЕСЯЦ
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы: «Развитие чувства уверенности в себе»
Ширшовой С.А.
Прудкий Руслан Ринатович
Оха
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В юном возрасте становление личности является сложным процессом, от которого во многом зависит дальнейшая жизнь человека. Если немного помочь подростку на этом этапе, подтолкнуть в нужном направлении, то из него вырастет гармоничная и яркая личность.
Уверенность в себе очень важна в жизни и влияет на все её сферы. программа тренинга уверенности в себе рассчитана на то, чтобы учащиеся смогли развивать в себе уважение к своей личности, учились ценить себя по достоинству. Уверенность включает в себя стрессоустойчивость, умение контролировать эмоциональное состояние, убедительность речи, энергичность, гармоничность личности, именно поэтому, к уверенным людям всегда все тянутся, так как с ними легко, уютно, комфортно. Тренинг уверенности в себе направлен на снижение уровня личностной и ситуативной тревожности у учащихся, коррекции их самооценки.
Цель тренинга: развить чувство личностной уверенности у учащихся, развить коммуникативные умения. В процессе занятий научить детей эффективному взаимодействию друг с другом.
Задачи тренинга:
Развитие в себе волевых качеств;
Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
Развитие навыков убедительной речи;
Расширение диапазона творческих способностей;
Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
Обучение участников ориентации в проблеме;
Развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
Активизация процесса самопознания.
Отличительные особенности рабочей программы
Данная программа адресована подросткам (7-11 класс), обучающимся в МБОУ СОШ №5, имеющих повышенный или высокий уровень тревожности. Рабочая программа составлена на основе программы ««Развитие чувства уверенности в себе» Ширшовой С.А., представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.
Изменения, внесённые в авторскую программу:
Общее число занятий: 4, один раз в неделю.
Продолжительность занятий 30-40 минут.
Количество детей в группе 6 – 13 человек.
В рабочей программе допускаются изменения в виде замены игр и упражнений, исходя из численности участников.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Мозговой штурм
Ролевые игры
Коммуникативные игры
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
Методы релаксации
Сказкотерапия
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Структура тренинга
Первый этап – установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга.
Второй этап – формирование знаний о качествах уверенной личности.
Третий этап – развитие качеств, характеризующих уверенную личность.
Четвёртый этап – проработка ситуаций, требующих исполнения определённых, получаемых на тренинге, навыков (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения и т.д.).
Пятый этап – завершение тренинга
Ожидаемый результат
наличие навыков уверенного поведения;
снижение уровня личностной и ситуативной тревожности;
усиление личностных ресурсов;
формирование адекватной самооценки;
наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Методические приемы |
1 |
Знакомство |
знакомство с группой, установка контакта с участниками тренинга |
Упражнения: «Снежный ком», «Выходит в круг тот кто…» «Молекулы», «Диспут». |
2 |
Я в своих глазах и в глазах других |
знакомство с самим собой. |
Упражнения: « Глаза в глаза» Броуновское движение”. «Автопортрет» «Судно, на котором я плыву» |
3 |
Я среди других |
обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого |
Упражнения: «Четыре вида общения» «Хвосты» «Театр» прикосновений». |
4 |
Мы очень разные и этим интересны друг другу |
повышение уверенности в сфере межличностного общения |
Упражнения :« Комплемент» «Его сильная сторона», «Выборы», «Луноход» |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Изд. “Ось – 89”, 2000.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1993.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр “Академия”, 1997.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД. 1997.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. №-е изд., стер. – М., Генезис, 1999.
и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва – Тула, 1993.