Рабочая программа «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я. Шпикаловой

0
0
Материал опубликован 15 February 2016 в группе

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседание Зам. директора Директор

методического объединения по УВР МБОУ Токарёвской СОШ № 1

_________ /Титова Т.В/ _______ Шиповская С.В/

Протокол № ______

от «___»сентября 2015г. «___» сентября 2015г. «___» сентября 2015г.

Руководитель МО

__________ / /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Изобразительное искусство»

5 «Д»

Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1в с. Полетаево

2015 -2016 уч. Год

Учитель :Семенова Е.И.

Токаревка, 2015 г


 

Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы по изобразительному искусству

для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство 5 класс»

под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Москва «Просвещение» 2012г.

Пояснительная записка

Данная программа «Изобразительно искусство» для 5 класса разработана на основе:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

Программа «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Москва «Просвещение» 2012г.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программы «Изобразительное искусство 5класс» Т.Я.Шпикаловой.

Рабочая программа «Изобразительно искусство» в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.

Программа «Изобразительное искусство 5 класс» Т.Я.Шпикаловой используется в данной рабочей программе без изменений.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы : программы общеобразователь­ных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство : учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвеще­ние, 2012.

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство, 5 кл. Методическое пособие : пособие для
учителя / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М. : Просвещение, 2012.

 

Общая характеристика учебного предмета

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобрази­тельном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.

 

Цели программы:

развитие целостного эстетического восприятия природы и окру­жающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубеж­ного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

 

Задачи программы:

воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);

углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов при­роды и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, на­родном и декоративно-прикладном искусстве;

знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие худо­жественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зод­чества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народ­ного деревянного зодчества;

развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельно­сти и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобра­зительной, декоративной или пространственной композиции;

развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;

развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе про­смотра и обсуждения выполненных в классе работ.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными ма­териалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

 

Средства обучения

Печатные пособия (таблицы, художественные альбомы)

Информационно-коммуникационные средства (энциклопедия искусства на CD)

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проек­ционный, принтер, музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска

 

Технологии преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

- игровая (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);

- информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)

- педагогический рисунок (рисунок на доске)

- дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)

- здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)

- проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности)

 

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

 

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Изобразительное искусство» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

 

Содержание программы «Изобразительное искусство 5 класс»

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

 

Требования к результатам обучения учащихся 5 класса

В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государст­венным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны знать:

жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и ви­ды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);

имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее из­вестные произведения;

выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись)

уметь:

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобрази­тельного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народ­ного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;

применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;

изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с исполь­зованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с пере­дачей движения и пропорций;

выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с уче­том источника освещения и влияния цвета окружающей среды;

сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;

самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства род­ного края;

создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;

работать в творческих группах;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для эстетической оценки явлений окружающего мира;

восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;

участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к при­роде.

 

Личностные результаты:

В ценностно - ориентационной сфере:

∙        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

∙        Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

В трудовой сфере:

∙        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере:

∙        Овладение средствами художественного изображения;

∙        Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

 

Метапредметные результаты:

В ценностно-ориентационной сфере:

∙        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

∙        Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

В трудовой сфере;

∙        Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

∙        Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

∙        Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

∙        Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

 

Предметные результаты:

∙        Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

∙        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

∙        Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

∙        Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

∙        Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере:

∙        Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся 5 класса:

Научиться использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; научиться проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.

Создавать и заполнять различные определители.

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности электронной почты для информационного обмена;вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.

Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).

Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.

Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители.

Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

 

Список научно-методической литературы

Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.


 

Список литературы для обучающихся

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные

и практические

Контрольные и

диагностические материалы

Экскурсии

I.

Образ родной земли в изобразительном искусстве

9

       
 

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

5

5

     
 

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

4

4

     

II.

«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»

8

       
 

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

2

2

     
 

Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)

2

2

     
 

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

2

2

     
 

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

2

2

     

III.

« Мудрость народной жизни в искусстве»

11

       
 

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

5

5

     
 

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

3

3

     
 

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

3

3

     

IV.

« Образ единения человека с природой в искусстве»

6

       
 

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

2

2

     
 

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (2ч.)

2

2

     
 

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

3

3

     
 

Итого

35

35

     

Календарно-тематический план

 

уро-ка

Наименова-ние разделов и тем

Дата

Основные понятия (содержание)

Формирова

ние информа

ционной компетент

ности

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды учебной деят-ти (на уровне УУД)

Домаш

нее задание

Дата

Предметные

УУД

Метапредмет-ные УУД

Личност-ные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I четверть – 9 недель,9 уроков

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

1

Дары осени в натюрморте

 

Диалоги об искусстве.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.

Средства выделения главного и характера связи между предметами. Художественно-образный язык изображения окружающей действительности в жанре натюрморта

Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать имена художников разных эпох, писавших натюрморты.

Уметь: передавать разнообразие природных форм в графике;

Уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата

Уметь Различать основные нравственно-этические понятия

Урок графики.

Рисование с натуры натюрморта из

овощей, фруктов, грибов.

Передача разнообразия природных форм и их изобилия

Подготовить со-

общение на тему «Натюрморт

в живописи»

 

2

Колорит и образный строй натюрморта

 

Диалоги об искусстве.

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре.

Понятие собственного цвета

предмета. Зависимость цвета

предмета от его освещения

и окружения: цвет света и тени, рефлекс

Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Знать определение

локальный цвет.

Уметь выполнять

приемы выявления

формы предмета

цветом, применяя

«мазок по форме»

Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 

Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка

ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы

 

3

Осенние плоды в твоём натюрморте

 

Диалоги об искусстве.

Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура

Уметь различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений

Иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета.

Уметь: применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре материала

Знать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Уметь Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной

композиции натюрморта на темы

«Осень», «Дары осени», «Букет цветов

и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д.

в технике коллажа (по выбору учащихся)

Пластилин, стека, клеенка, ЦК

 

4

Осеннее настроение

 

Диалоги об искусстве.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Особенности книжной графики. Иллюстрация

Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать особенности

книжной графики.

Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы

Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность,

Урок изобразительного творчества.

Выполнение иллюстраций к лирическим

стихам русских поэтов

Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов

 

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства.

 

Диалоги об искусстве.

Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве

Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Знать: предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.

Уметь создать фантастический образ чудо-дерева в пластилине

Уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата

Уметь Различать основные нравственно-этические понятия

Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация растительных форм

Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага

 

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

6

Красота осеннего пейзажа в живописи

 

Диалоги об искусстве.

Пейзаж как жанр изобрази-

тельного искусства. Пейзаж в творчестве художников

разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.

Колорит

Уметь выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Знать особенности

колорита осеннего

пейзажа; имена

русских художников-пейзажистов.

Уметь выполнять

пейзаж в монотипии

Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
 

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии

Подобрать

иллюстрации

на тему «Пейзаж в графике»

 

7

Красота осеннего пейзажа в графике

 

Диалоги об искусстве.

Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, значение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики

Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Знать значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен.

Уметь применять художественно-выразительные средства графики

Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 

Урок графики.

Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению и впечатлению от музыкальных и поэтических произведений

Подобрать

лирические стихи русских поэтов на тему осени

 

8

«Осенних дней очарованье» в книжной графике

 

Диалоги об искусстве.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения

Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать особенности

книжной графики.

Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы

Знать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Урок изобразительного творчества.

Выполнение иллюстраций к лирическим

стихам русских поэтов

Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов

 

9

Осеннее

настроение

 

Особенности книжной графики. Иллюстрация.

Уметь проектировать дизайн сообщений

Знать особенности

книжной графики.

Знать последовательность необходимых операций

Уметь анализировать эмоциональные состояния

МП осенних пейзажей - иллюстрации к стихам

С. Есенина

Акварель, бумага

Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов

 

Итого за Iчетверть: 9 уроков

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

10

Человек и земля-кормилица.

 

Диалоги об искусстве.

Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве.

Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права

Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах.

Уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата

Уметь Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (начало работы над композицией)

Подготовить со-

общение на тему «Народные традиции»

 

11

Ярмарка

 

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.

Неповторимое своеобразие русской народной культуры

Уметь выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах.

Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

«Осенние посиделки». Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (завершение работы)

Подобрать

иллюстрации

с изображением зимних пейзажей

 

Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)

12

Зимняя пора в живописи

 

Диалоги об искусстве.

Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы.

Уметь проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки

Знать имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые

произведения.

Уметь: построить тематическую композицию;

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

Урок графики.

Выполнение по памяти и по представлению пейзажа «Зимние причуды».

Поиск выразительной композиции.

Подобрать

иллюстрации

с изображением зимних пейзажей

 

13

Зимняя пора в живописи (продолжение)

 

Роль линий и цвета в изображении главных зимних признаков в графике. Художники-графики

Уметь различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений

Уметь изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно-

выразительные средства графики

Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь Различать основные нравственно-этические понятия

Красота заснеженных деревьев и кустарников, архитектурных построек и фигур людей на их фоне

Наблюдения

окружающей действительности

 

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

14

Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас.

 

Диалоги об искусстве.

Традиции русских посиделок

в изобразительном искусстве.

Народные традиции общения

молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике

Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

Знать истоки зарождения традиций, обычаев.

Уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции

Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

Урок графики.

Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над композицией)

Закончить по-

исковые

эскизы

 

15

Рукодельницы и мастера.

 

Диалоги об искусстве.

Е. Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника

Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать наиболее значимые работы Е. Честнякова.

Уметь применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе

Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
 

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

Уроки живописи. Выполнение много-

Фигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы)

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

16

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства

 

Диалоги об искусстве.

Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство)

Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете

Знать героев русских былин и сказок, сказок народов мира.

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность,

Уроки декоративно-прикладного творчества. Выполнение

изображений былинно-сказочных героев

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Итого за II четверть:7 уроков

17

Изображение героев сказок и былин для

школьной

новогодней

галереи.

 

Диалоги об искусстве.

Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство)

с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы

Знать:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

создание портретной галереи к новогоднему празднику

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

 

Диалоги об искусстве.

Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые

Карелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Деревянные постройки своего города, поселка, деревни

применение методов информационного поиска

Знать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве.

Уметь выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы

Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
 

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, 

Урок графики.

Зарисовки деревянных построек своего

города, поселка, деревни. Выбор точки

зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения

Подобрать ил-

люстрации с изображением

фасадов русской

избы

 

19

Изба – творенье русских мастеров

 

Диалоги об искусстве.

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье и др.)

Уметь взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением

Знать: народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов

России.

Уметь выразить духовную целостность семьи

Знать: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Уроки народного творчества.

Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад

крестьянского дома:

Подготовить сообщение на тему урока

Закончить по-

исковые

эскизы

 

20

Фасад -

лицо избы,

окна - ее

глаза

 

Диалоги об искусстве.

Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» - творческих групп

Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете

Знать: народную символику в убранстве избы; конструкцию русской

избы.

Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов;

Уметь корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучетом возникших трудностей и ошибок;

Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап)

Закончить по-

исковые

эскизы

 

21

Изба – модель мироздания

 

Диалоги об искусстве.

Дом как материальная основа

духовной целостности семьи.

Составление коллективного

макета «Сельская улица» или

«Красная улица нашего села». Приемы работы с бумагой при создании объемного макета

Уметь использовать возможности электронной почты для информационного обмена

Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих

группах

Знать:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Уроки народного творчества. Конструирование крестьянского подворья. Украшение готового макета крестьянской

избы (завершающий этап)

Закончить по-

исковые

эскизы

 

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.

 

Диалоги об искусстве.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций.

Уметь использовать звуковые и музыкальные редакторы

Знать: народную символику в городецкой росписи

Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

23

Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка»

 

Диалоги об искусстве.

Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка»

Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете

Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения.

Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели

Знать:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, ициативу, ответственность, причины неудач

Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки

Подобрать ил-

люстрации

к сказке «Снегурочка»

акварель, бумага

 

24

Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка»

 

Диалоги об искусстве.

Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка»

Уметь различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений

Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения.

Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели

Знать:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Уметь осуществлять поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
 

Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки

Подобрать ил-

люстрации

к сказке «Снегурочка»

акварель, бумага

 

25

Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка»

 

Диалоги об искусстве.

Народные традиции в театральном искусстве. Эскизы театральных костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»

искать информацию в различных базах данных

Знать народные традиции в театральном искусстве.

Уметь: разработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев;

Знать:

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, 

Уроки декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка»

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

26

Масленица - праздник конца зимы и начала весны

 

Диалоги об искусстве.

Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Традиции и современность

Уметь использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере

Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.

Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах;

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

Урок графики.

Зарисовки с натуры, по памяти людей

в народных костюмах(в движении) для панно «Широкая

Масленица»

Подобрать ил-

люстрации «Масленица»

акварель, бумага

 

Итого за III четверть:10 уроков

27

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве

 

Диалоги об искусстве.

Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке

Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.

Знать:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижениясамостоятельность, инициативуответственность, причины неудач

Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица»

Подготовить со-

общение на тему

«Традиции Масленицы»

 

28

Традиции оформления праздничной среды.

 

Диалоги об искусстве.

Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке

Уметь использовать звуковые и музыкальные редакторы

Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать

фигуру человека

в движении

Знать:

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь осуществлять поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта,;
 

Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица»

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

29

Животные – братья наши меньшие

 

Диалоги об искусстве.

Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-

прикладном искусстве. Реальные образы животных

и декоративная их разработка

Уметь использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

Иметь представление об анималистическом жанре в искусстве.

Знать:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные

деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

Урок графики.

Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению.

Главное в наброске - движение и энергия линии

Принести фотографии животных

Акварель, бумага

 

30

Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров

 

Диалоги об искусстве.

Изображение животных в современном ДПИ. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. Художники-анималисты

Уметь проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ

Знать имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова,

А. Сотникова и др.

Уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства

Знать:

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные Уметь отстаивать свои точки зрения; считаться с мнением другого человека; 

Урок скульптуры. Лепка животного с натуры, по памяти

и по представлению с использованием

различных приемов

Подобрать

иллюстрации

на экологические

темы

Цв карандаши, фломистеры, ЦБ акварель, бумага

 

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (2ч.)

3132

Экологическая тема в плакате.

 

Диалоги об искусстве.

Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в выполнении плаката. Специфика художественного языка плаката

Уметь создавать различные геометрические объекты с использованием компьютерных инструментов

Знать специфику художественного языка плаката.

Уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные

средства печатной

графики

Знать:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Уроки графики. Выполнение эскизов

плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы»,

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

33

Троицына неделя и её образы в искусстве

 

Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».

Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием компьютерных инструментов, создавать презентации;

Знать: образы Троицы в искусстве

Уметь: делать зарисовки по теме

Знать:

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижениясамостоятельность, инициативуответственность, причины неудач

Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

34

Народный праздничный костюм

 

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов.

Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Знать:

Национальные особенности орнамента в одежде

Уметь: наносить орнамент

Знать:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)

Подобрать материалы для конструирования

куклы

 

35

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.

 

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Уметь использовать звуковые и музыкальные редакторы

Знать:

Древние корни народного творчества

Уметь: выполнять тряпичную куклу

Знать:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Уметь Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы)

Закончить работу

Цветные карандаши, фломастеры

 

Итого за IV четверть 8 уроков

Итого за год 35 урока

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.