Рабочая программа «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я. Шпикаловой
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседание Зам. директора Директор
методического объединения по УВР МБОУ Токарёвской СОШ № 1
_________ /Титова Т.В/ _______ Шиповская С.В/
Протокол № ______
от «___»сентября 2015г. «___» сентября 2015г. «___» сентября 2015г.
Руководитель МО
__________ / /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Изобразительное искусство»
5 «Д»
Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1в с. Полетаево
2015 -2016 уч. Год
Учитель :Семенова Е.И.
Токаревка, 2015 г
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по изобразительному искусству
для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство 5 класс»
под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Москва «Просвещение» 2012г.
Пояснительная записка
Данная программа «Изобразительно искусство» для 5 класса разработана на основе:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Программа «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Москва «Просвещение» 2012г.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программы «Изобразительное искусство 5класс» Т.Я.Шпикаловой.
Рабочая программа «Изобразительно искусство» в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.
Программа «Изобразительное искусство 5 класс» Т.Я.Шпикаловой используется в данной рабочей программе без изменений.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство : учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство, 5 кл. Методическое пособие : пособие для
учителя / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М. : Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.
Цели программы:
развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи программы:
воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);
углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Средства обучения
Печатные пособия (таблицы, художественные альбомы)
Информационно-коммуникационные средства (энциклопедия искусства на CD)
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска
Технологии преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
- игровая (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);
- информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)
- педагогический рисунок (рисунок на доске)
- дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)
- здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)
- проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности)
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Изобразительное искусство» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Содержание программы «Изобразительное искусство 5 класс»
Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.)
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)
Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)
Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)
Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)
Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Требования к результатам обучения учащихся 5 класса
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны знать:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись)
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;
выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явлений окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
Личностные результаты:
В ценностно - ориентационной сфере:
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
∙ Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Метапредметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
В трудовой сфере;
∙ Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
∙ Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты:
∙ Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся 5 класса:
Научиться использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; научиться проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.
Создавать и заполнять различные определители.
Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Использовать возможности электронной почты для информационного обмена;вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.
Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).
Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.
Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.
Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители.
Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Список научно-методической литературы
Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
Список литературы для обучающихся
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Примечание |
|||
Лабораторные и практические |
Контрольные и диагностические материалы |
Экскурсии |
|||||
I. |
Образ родной земли в изобразительном искусстве |
9 |
|||||
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.) |
5 |
5 |
|||||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.) |
4 |
4 |
|||||
II. |
«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» |
8 |
|||||
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.) |
2 |
2 |
|||||
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.) |
2 |
2 |
|||||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.) |
2 |
2 |
|||||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.) |
2 |
2 |
|||||
III. |
« Мудрость народной жизни в искусстве» |
11 |
|||||
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.) |
5 |
5 |
|||||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.) |
3 |
3 |
|||||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.) |
3 |
3 |
|||||
IV. |
« Образ единения человека с природой в искусстве» |
6 |
|||||
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.) |
2 |
2 |
|||||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (2ч.) |
2 |
2 |
|||||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.) |
3 |
3 |
|||||
Итого |
35 |
35 |
Календарно-тематический план
№ уро-ка |
Наименова-ние разделов и тем |
Дата |
Основные понятия (содержание) |
Формирова ние информа ционной компетент ности |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Виды учебной деят-ти (на уровне УУД) |
Домаш нее задание |
Дата |
|||||||||||||
Предметные УУД |
Метапредмет-ные УУД |
Личност-ные УУД |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
I четверть – 9 недель,9 уроков |
|||||||||||||||||||||
Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов) |
|||||||||||||||||||||
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.) |
|||||||||||||||||||||
1 |
Дары осени в натюрморте |
Диалоги об искусстве. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Художественно-образный язык изображения окружающей действительности в жанре натюрморта |
Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством |
Знать имена художников разных эпох, писавших натюрморты. Уметь: передавать разнообразие природных форм в графике; |
Уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата |
Уметь Различать основные нравственно-этические понятия |
Урок графики. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия |
Подготовить со- общение на тему «Натюрморт в живописи» |
|||||||||||||
2 |
Колорит и образный строй натюрморта |
Диалоги об искусстве. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, рефлекс |
Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов |
Знать определение локальный цвет. Уметь выполнять приемы выявления формы предмета цветом, применяя «мазок по форме» |
Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; |
Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка |
ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы |
|||||||||||||
3 |
Осенние плоды в твоём натюрморте |
Диалоги об искусстве. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура |
Уметь различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений |
Иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета. Уметь: применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре материала |
Знать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Уметь Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа (по выбору учащихся) |
Пластилин, стека, клеенка, ЦК |
|||||||||||||
4 |
Осеннее настроение |
Диалоги об искусстве. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Особенности книжной графики. Иллюстрация |
Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством |
Знать особенности книжной графики. Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы |
Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, |
Урок изобразительного творчества. Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов |
Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов |
|||||||||||||
5 |
Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства. |
Диалоги об искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве |
Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов |
Знать: предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни. Уметь создать фантастический образ чудо-дерева в пластилине |
Уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата |
Уметь Различать основные нравственно-этические понятия |
Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация растительных форм |
Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага |
|||||||||||||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.) |
|||||||||||||||||||||
6 |
Красота осеннего пейзажа в живописи |
Диалоги об искусстве. Пейзаж как жанр изобрази- тельного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы. Колорит |
Уметь выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью |
Знать особенности колорита осеннего пейзажа; имена русских художников-пейзажистов. Уметь выполнять пейзаж в монотипии |
Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека |
Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии |
Подобрать иллюстрации на тему «Пейзаж в графике» |
|||||||||||||
7 |
Красота осеннего пейзажа в графике |
Диалоги об искусстве. Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, значение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики |
Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов |
Знать значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен. Уметь применять художественно-выразительные средства графики |
Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; |
Урок графики. Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению и впечатлению от музыкальных и поэтических произведений |
Подобрать лирические стихи русских поэтов на тему осени |
|||||||||||||
8 |
«Осенних дней очарованье» в книжной графике |
Диалоги об искусстве. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения |
Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством |
Знать особенности книжной графики. Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы |
Знать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
Урок изобразительного творчества. Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов |
Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов |
|||||||||||||
9 |
Осеннее настроение |
Особенности книжной графики. Иллюстрация. |
Уметь проектировать дизайн сообщений |
Знать особенности книжной графики. |
Знать последовательность необходимых операций |
Уметь анализировать эмоциональные состояния |
МП осенних пейзажей - иллюстрации к стихам С. Есенина Акварель, бумага |
Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов |
|||||||||||||
Итого за Iчетверть: 9 уроков |
|||||||||||||||||||||
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.) |
|||||||||||||||||||||
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.) |
|||||||||||||||||||||
10 |
Человек и земля-кормилица. |
Диалоги об искусстве. Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. |
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права |
Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах. |
Уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата |
Уметь Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (начало работы над композицией) |
Подготовить со- общение на тему «Народные традиции» |
|||||||||||||
11 |
Ярмарка |
Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. Неповторимое своеобразие русской народной культуры |
Уметь выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией |
Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах. |
Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека |
«Осенние посиделки». Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (завершение работы) |
Подобрать иллюстрации с изображением зимних пейзажей |
|||||||||||||
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.) |
|||||||||||||||||||||
12 |
Зимняя пора в живописи |
Диалоги об искусстве. Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. |
Уметь проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки |
Знать имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые произведения. Уметь: построить тематическую композицию; |
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, |
Урок графики. Выполнение по памяти и по представлению пейзажа «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции. |
Подобрать иллюстрации с изображением зимних пейзажей |
|||||||||||||
13 |
Зимняя пора в живописи (продолжение) |
Роль линий и цвета в изображении главных зимних признаков в графике. Художники-графики |
Уметь различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений |
Уметь изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно- выразительные средства графики |
Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь Различать основные нравственно-этические понятия |
Красота заснеженных деревьев и кустарников, архитектурных построек и фигур людей на их фоне |
Наблюдения окружающей действительности |
|||||||||||||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.) |
|||||||||||||||||||||
14 |
Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас. |
Диалоги об искусстве. Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике |
Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; |
Знать истоки зарождения традиций, обычаев. Уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции |
Знать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |
Урок графики. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над композицией) |
Закончить по- исковые эскизы |
|||||||||||||
15 |
Рукодельницы и мастера. |
Диалоги об искусстве. Е. Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника |
Уметь использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством |
Знать наиболее значимые работы Е. Честнякова. Уметь применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе |
Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека |
Уроки живописи. Выполнение много- Фигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы) |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.) |
|||||||||||||||||||||
16 |
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства |
Диалоги об искусстве. Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство) |
Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете |
Знать героев русских былин и сказок, сказок народов мира. |
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, |
Уроки декоративно-прикладного творчества. Выполнение изображений былинно-сказочных героев |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Итого за II четверть:7 уроков |
|||||||||||||||||||||
17 |
Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней галереи. |
Диалоги об искусстве. Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство) |
с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. |
Уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы |
Знать: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
создание портретной галереи к новогоднему празднику |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.) |
|||||||||||||||||||||
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.) |
|||||||||||||||||||||
18 |
Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. |
Диалоги об искусстве. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Карелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Деревянные постройки своего города, поселка, деревни |
применение методов информационного поиска |
Знать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве. Уметь выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы |
Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, |
Урок графики. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения |
Подобрать ил- люстрации с изображением фасадов русской избы |
|||||||||||||
19 |
Изба – творенье русских мастеров |
Диалоги об искусстве. Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье и др.) |
Уметь взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением |
Знать: народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов России. Уметь выразить духовную целостность семьи |
Знать: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; |
Уроки народного творчества. Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: |
Подготовить сообщение на тему урока Закончить по- исковые эскизы |
|||||||||||||
20 |
Фасад - лицо избы, окна - ее глаза |
Диалоги об искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера. Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» - творческих групп |
Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете |
Знать: народную символику в убранстве избы; конструкцию русской избы. Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов; |
Уметь корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучетом возникших трудностей и ошибок; |
Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; |
Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап) |
Закончить по- исковые эскизы |
|||||||||||||
21 |
Изба – модель мироздания |
Диалоги об искусстве. Дом как материальная основа духовной целостности семьи. Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села». Приемы работы с бумагой при создании объемного макета |
Уметь использовать возможности электронной почты для информационного обмена |
Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих группах |
Знать: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; |
Уроки народного творчества. Конструирование крестьянского подворья. Украшение готового макета крестьянской избы (завершающий этап) |
Закончить по- исковые эскизы |
|||||||||||||
22 |
Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. |
Диалоги об искусстве. История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. |
Уметь использовать звуковые и музыкальные редакторы |
Знать: народную символику в городецкой росписи Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе |
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и |
Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |
Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.) |
|||||||||||||||||||||
23 |
Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка» |
Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка» |
Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете |
Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения. Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели |
Знать: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, ициативу, ответственность, причины неудач |
Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки |
Подобрать ил- люстрации к сказке «Снегурочка» акварель, бумага |
|||||||||||||
24 |
Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка» |
Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка» |
Уметь различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений |
Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения. Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели |
Знать: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Уметь осуществлять поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; |
Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки |
Подобрать ил- люстрации к сказке «Снегурочка» акварель, бумага |
|||||||||||||
25 |
Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка» |
Диалоги об искусстве. Народные традиции в театральном искусстве. Эскизы театральных костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка» |
искать информацию в различных базах данных |
Знать народные традиции в театральном искусстве. Уметь: разработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев; |
Знать: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, |
Уроки декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка» |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.) |
|||||||||||||||||||||
26 |
Масленица - праздник конца зимы и начала весны |
Диалоги об искусстве. Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Традиции и современность |
Уметь использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере |
Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы. Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; |
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») |
Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |
Урок графики. Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах(в движении) для панно «Широкая Масленица» |
Подобрать ил- люстрации «Масленица» акварель, бумага |
|||||||||||||
Итого за III четверть:10 уроков |
|||||||||||||||||||||
27 |
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве |
Диалоги об искусстве. Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке |
Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов |
Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы. |
Знать: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижениясамостоятельность, инициативуответственность, причины неудач |
Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица» |
Подготовить со- общение на тему «Традиции Масленицы» |
|||||||||||||
28 |
Традиции оформления праздничной среды. |
Диалоги об искусстве. Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке |
Уметь использовать звуковые и музыкальные редакторы |
Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении |
Знать: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь осуществлять поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта,; |
Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица» |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов) |
|||||||||||||||||||||
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.) |
|||||||||||||||||||||
29 |
Животные – братья наши меньшие |
Диалоги об искусстве. Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно- прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка |
Уметь использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг |
Иметь представление об анималистическом жанре в искусстве. |
Знать: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные деятельности, оценивать их влияние на настроение человека |
Урок графики. Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению. Главное в наброске - движение и энергия линии |
Принести фотографии животных Акварель, бумага |
|||||||||||||
30 |
Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров |
Диалоги об искусстве. Изображение животных в современном ДПИ. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. Художники-анималисты |
Уметь проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ |
Знать имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова и др. Уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства |
Знать: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные Уметь отстаивать свои точки зрения; считаться с мнением другого человека; |
Урок скульптуры. Лепка животного с натуры, по памяти и по представлению с использованием различных приемов |
Подобрать иллюстрации на экологические темы Цв карандаши, фломистеры, ЦБ акварель, бумага |
|||||||||||||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (2ч.) |
|||||||||||||||||||||
3132 |
Экологическая тема в плакате. |
Диалоги об искусстве. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в выполнении плаката. Специфика художественного языка плаката |
Уметь создавать различные геометрические объекты с использованием компьютерных инструментов |
Знать специфику художественного языка плаката. Уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные средства печатной графики |
Знать: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Уметь проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; |
Уроки графики. Выполнение эскизов плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.) |
|||||||||||||||||||||
33 |
Троицына неделя и её образы в искусстве |
Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». |
Уметь проводить обработку цифровых фотографий с использованием компьютерных инструментов, создавать презентации; |
Знать: образы Троицы в искусстве Уметь: делать зарисовки по теме |
Знать: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); |
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижениясамостоятельность, инициативуответственность, причины неудач |
Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы) |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
34 |
Народный праздничный костюм |
Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. |
Уметь использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности |
Знать: Национальные особенности орнамента в одежде Уметь: наносить орнамент |
Знать: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
Уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы) |
Подобрать материалы для конструирования куклы |
|||||||||||||
35 |
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. |
Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. |
Уметь использовать звуковые и музыкальные редакторы |
Знать: Древние корни народного творчества Уметь: выполнять тряпичную куклу |
Знать: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Уметь Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы) |
Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
|||||||||||||
Итого за IV четверть 8 уроков |
|||||||||||||||||||||
Итого за год 35 урока |