Рабочая программа социального педагога на учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Доволенская средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И. Лазарева.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ Доволенская
СОШ №2 им С.И.Лазарева
Давыдова Е.А.
Рабочая программа
социального педагога
на 2022-2023 учебный год
с. Довольное
2022г.
Пояснительная записка
В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в гимназии;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности школы, в связи, с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
- Устав МКОУ Доволенской СОШ №2;
- «Права и обязанности социального педагога».
Цель: координировать действия с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом воспитанников школы-интерната, родителей, общественными структурами - с другой; социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, коррекция, образование.
Задачи:
выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в ней воспитанниками;
профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья воспитанников;
посредничество между личностью воспитанника и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб;
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали и культуры общения.
Для реализации поставленных задач на 2021-2022 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция
Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
Защитно-охранная функция
Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
Подготовка документации для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта
Организационная функция
Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
Основные направления в работе социального педагога:
Практическое направление предусматривает работу с детьми, педагогами, родителями. Социально-профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.
Диагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей определение причин нарушений в учении.
Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Социально-педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
1. Сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
2. Оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей
Структура работы социального педагога:
Социальный педагог работает с отдельной личностью, отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. В основное значение работы социальной защиты ребенка подростка, оказание ему социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Социальный педагог работает с детьми склонными к правонарушениям с детьми инвалидами, с классными руководителями, с детьми группы риска, с их семьями.
Функции работы социального педагога.
1. Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, со сверстниками, его состояние в стадии конфликта.
2. Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду.
3. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организации решающих проблемы ребенка, имеющих отношения к состоянию его кризиса, к защите его прав.
4. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и т.д.
5. Организует консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
6. Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
Принципы работа.
Доступность – возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней; Своевременность – включение в работу службы на самых ранних стадиях;
Индивидуализация – индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение; Преемственность – единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
Интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
Оперативность – быстрое разрешение и профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
Адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы и методы работы:
- Изучение документации;
Беседа, наблюдение;
Анкетирование;
Консультирование;
Индивидуальная работа;
Групповая работа.
Планируемый результат:
Повышение социальной устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности, позитивного опыта.
Усиление роли семьи в воспитании детей.
Создание социально-педагогической системы в образовательных учреждениях для взаимодействие семьи и педагогического коллектива в разрешении социальных проблем, профилактика девиантного поведения среди школьников.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних…Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
А.С.Макаренко
В условиях современной общественной ситуации трудно отрицать наличие таких проблем, как не востребованность обществом получаемых знаний, молодёжная безработица, а зачастую несостоятельность поисков новых идеалов взамен разрушенных. Отсутствие материальных средств лишают многих детей возможности развития личности и самореализации. Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка и лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. Исходя из этого, наша гимназия ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с Управлением образования, КДН и ЗП, ПДН, районным отделом опеки и попечительства, администрацией сельского поселения.
Цели и задачи профилактики правонарушений:
Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательном учреждении через их взаимодействие с КДН и ЗП, с ПДН.
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
Привлечение учащихся к активному самоуправлению в школе.
Повышение самосознания учащихся путём привлечения их к разнообразным формам деятельности.
Привлечение учащихся к укреплению правопорядка в учебном заведении.
Привлечение детей и подростков к занятиям кружков и спортивных секций.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время.
Направления работы школы по профилактике правонарушений:
Профилактическая работа
Организация досуговой деятельности
Работа с родителями
Правовой всеобуч
Каникулы
Социально-психологическая служба
Тематические классные часы
Работа Совета профилактики
Организация коллективной трудовой деятельности
Взаимодействие с общественными учреждениями
Совместная работа с ПДН, КДН и ЗП, администрацией сельского поселения, другими службами района
Занятия в кружках
Проведение внеклассных мероприятий
Вовлечение в деятельность школьного самоуправления
Экскурсионно-туристическая деятельность
Посещения на дому
Проведение родительских собраний, педагогический всеобуч
Психолого-педагогических консультации по проблемным вопросам
Работа по выполнению прав и обязанностей учащихся
Изучение Устава школы
Изучение Конвенции ООН о правах ребёнка
Беседы инспекторов ПДН, медицинских работников о правонарушениях и вредных привычках
Проведение спортивных мероприятий
Вовлечение в систему ДОУ
Организация отдыха учащихся из малообеспеченных, многодетных и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Трудовой десант по уборке школы и уходу за классными помещениями
Работа с детьми девиантного поведения
Психолого-педагогические консультации для родителей
Социально-педагогическая помощь учителю в работе с детьми
Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения
Деятельность социального педагога
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся:
-проведение социальной паспортизации групп;
-изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся.
Социально-педагогическая защита ребенка:
-выявление детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, ходатайство об оказании им материальной помощи;
-защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, КДН и ЗП и т.д.);
-защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:
-раннее выявление неблагополучных семей;
-создание банка данных по неполным семьям, многодетным, малообеспеченным, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития;
-пропаганда здорового образа жизни в гимназии и семье как необходимого условия успешной социализации учащихся;
-содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
Социально-педагогическое консультирование:
-организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
-консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:
-раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
-обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутри школьный учет, ПДН, КДН и ЗП);
-способствование пропаганде здорового образа жизни;
-повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности учащихся:
-развитие взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями.
Организационно-методическая деятельность:
-анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
участие в методических комиссиях по социально-педагогическим проблемам (Совет по профилактике правонарушений, заседаниях родительского комитета, КДН и ЗП, психолого-педагогического консилиума и др.);
-накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики.
Рейдовые мероприятия:
-участие в рейдовых мероприятиях по местам отдыха молодежи, совместно с ИДН, КДН и ЗП;
посещение учащихся по месту жительства, стоящих на учете ИДН, КДН и ЗП, внутри школьном учете;
-проведение обследования жилищно-бытовых условий учащихся из неблагополучных семей.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
- изучение семей и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей)
-первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи.
-знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни. - изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
-изучение личностных особенностей членов семьи.
-составление карты семьи.
-координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями
-составления плана с неблагополучной семьей.
-текущие и контрольные посещения семьи.
-выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Работа с семьей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями.
В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах,- « лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющие физический или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им зачастую нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.
При работе семьей, имеющие ребенка с ограниченными возможностями, социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм и методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико - психолого - педагогических условий, влияющих на личность ребѐнка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей ;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами.
- Накопление банка данных на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми «группы риска».
Рост числа населения, оказавшегося социально незащищенными, провоцировал увеличение семей, находящихся в социально опасном положении. Это ведет к постоянному увеличению числа правонарушений и более тяжких преступлений среди подростков.
Результатом этого является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков, алкоголя.
Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе. Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Ранняя профилактика включает:
- наблюдение и изучения ребенка с момента поступления его в образовательное учреждение;
- выделения группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых норм;
- постановка таких семей и детей на особый учет и работа с ними.
Профилактика девиантного поведения направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде становления личности профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности.
Для решения эти проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:
- беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи;
- подключения специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи. - изучение семейной атмосферы и окружающей среды;
- коррекция, реабилитацию семейных отношений.
Различные подходы в технологии социальной профилактики дают возможность социальному педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка, которое осуществляется посредством применения различных видов профилактики: медицинской, психологической, педагогической, то есть систем мер по социальной защите, качественной помощи подросткам, имеющих отклонения в развитии и поведении.
Организационная работа
Цель работы: составить социальный паспорт школы и каждого ученического коллектива Задачи:
-выявление и поддержка учащихся, нуждающихся, в социальной защите (опека, попечительство);
-оказание ребенку компетентной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
-своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающихся в них учащихся.
Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 . Составление социальных паспортов на учащихся | Сентябрь. | Социальный педагог |
2. Составление социального паспорта на класс | Сентябрь. | Социальный педагог |
3. Составление социального паспорта школы. | Сентябрь. | Социальный педагог |
4. Работа школьного совета по профилактики правонарушений и преступлений среди детей | Один раз в месяц. | Социальный педагог, совет профилактики |
5 Выявление неблагополучных семей, «трудных» подростков, и детей «группы риска». | В течение года | Социальный педагог Классные руководители |
6. Анализ работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. | Два раза в год | Социальный педагог |
7. Составление социальных паспортов на будущих первоклассников. | Июнь | Социальный педагог |
Профилактика детской беспризорности и безнадзорности
- помощь в познании самого себя;
- приобретение необходимых знаний, гражданских и профессиональных качеств;
- достижение нормальных отношений с родителями, учителями.
Цель:
-предупредить отклонения в поведении подростков;
-помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.
№ п.п. | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 | Создание банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации | Сентябрь Январь | Социальный педагог |
2 | Проведение родительских собраний на тему «Об усилении родительской ответственности за детей» | Март-апрель | Администрация школы |
3 | Выявление учащихся группы риска: - изучение личных дел учащихся; - комплектация по классам; - составление социальной карты класса; - определение детей группы риска | Сентябрь | Социальный педагог. |
4 | Обследование неблагополучных семей, семей «группы риска» | В течение года, постоянно | Социальный педагог, классные руководители |
5. | Вовлечение детей «группы риска» в детские объединения по интересам | В течение года, постоянно | Ответственный по ВР |
6. | Оказание социально-педагогической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Социальный педагог, Педагог-психолог, классные руководители |
7 | Оперативное информирование КДНиЗП, отдел опеки и ПДН о выявленных фактах жестокого обращения с детьми, сексуального насилия, попытках вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность | Постоянно | Социальный педагог. |
8. | Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей: - наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; - тесты личностных особенностей | октябрь | Социальный педагог, Педагог-психолог, Классные руководители |
9. | Анализ полученных результатов. Ежемесячный Совет по работе с дезадаптированными учащимися с привлечением инспекторов ПДН. | Ноябрь-апрель | Социальный педагог, Педагог-психолог, Классные руководители |
10. | Разработка индивидуальных планов работы с целью решения проблем, связанных с социализацией личности. Обеспечение реализации планов работы | Ежемесячно | Социальный педагог, Педагог-психолог. |
11. | Работа с детьми с девиантным поведением и подростками: - постоянное наблюдение и оказание посильной помощи; - систематическая работа с детьми, состоящими на учете в ПДН - проведение профилактической работы через беседы с представителями ПДН | Постоянно | Социальный педагог, Педагог-психолог, Классные руководители |
12. | Оказание консультационной помощи ребенку в семье: - через обследование жизненных условий семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением (с составлением актов); - индивидуально-консультативная помощь родителям; - проведение классных и общешкольных родительских собраний | В течение года | Социальный педагог, Педагог-психолог, Классные руководители |
13. | Координация различных видов социально-ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: - участие в конкурсе творчества юных талантов; - участие в праздниках; - изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии; - проведение проф. консультирования. | В течение года | классные руководители |
14. | Проведение тематических профилактических классных часов | Один раз в четверть | Классные руководители |
15. | Организация каникулярного времени учащихся | в течение года | ответственный по ВР Классные руководители |
№ п/п | Название мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
| Изучение личностей учащихся и заполнение карточек учащихся, состоящих на ВШК. | в течение года | социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
| Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики с целью получения информации об учащихся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной помощи. | в течение года | социальный педагог |
| Изучение семейных взаимоотношений в семьях учащихся с целью оказания социальной, психологической помощи. | в течение года | социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
| Посещение учащихся на дому с целью выяснения обстановки в семьях, принятия к родителям мер правового характера в случае выявления фактов неблагополучия. | в течение года | социальный педагог, классные руководители, инспектор ИДН, участковый инспектор полиции |
| Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
| Осуществление контроля посещаемости учебных занятий учащихся «группы риска». | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
| Проведение социально-педагогической диагностики по выявлению учащихся «группы риска». | в течение года | социальный педагог, педагог - психолог |
| Занятия по адаптации, коррекции поведения с обучающимися, нуждающихся в этом. | В течение года (по запросам) | Психолог, социальный педагог |
| Проведение индивидуально-профилактической работы с учащихся, состоящими на учете с целью предупреждения с их стороны нарушений Устава школы, противоправных действий. | в течение года | социальный педагог, педагог - психолог |
| Вовлечение учащихся, состоящих на разных формах учета, в занятия кружков и секций. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
| Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ПДН | В течение года | Психолог, социальный педагог, инспектор ПДН |
| Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха учащихся; их возможное трудоустройство. | ноябрь, январь, март, летний период времени | социальный педагог, классные руководители |
| Рассмотрение вопросов и персональных дел на заседаниях Совета профилактики. | В течение года | Члены Совета профилактики |
Цель: координировать деятельность всех служб для защиты интересов детей
Задачи:
- создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;
- удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов;
- предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе.
Совместная работа с Управлением социальной защиты населенияНаправления работы:
Выявление семей, нуждающихся в социальной защите;
Обсуждение списка кандидатур учащихся для оказания материальной помощи на приобретение школьной формы, канцелярских товаров;
Выявление неблагополучных семей, в которых дети нуждаются в социальной защите;
Совместные рейды инспектора ПДН и администрации школы в неблагополучные семьи;
Выявление детей, которые по каким-либо причинам не посещают учебные заведения;
Согласование списков на льготное питание детей из многодетных семей, нуждающихся в соцзащите;
Обследование жилищно-бытовых условий детей-сирот, находящихся
под опекой;
Создание благоприятного морально - психологического климата в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
Психолого - педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями и их родителям.
Совместная деятельность с ПДН, КДН и ЗПЦели: создание условий для правового воспитания и правовой защиты; популяризация преимуществ здорового образа жизни, возведение его в ранг приоритетного; правовое просвещение учащихся.
Задачи:
Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся через взаимодействие и сотрудничество посредством участия их в самоуправлении.
Обеспечение свободно выбранной собственной деятельности, направленной на решение коррекционных задач.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
| Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 9 классов, состоящих на различных видах учета с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы | сентябрь | социальный педагог, классный руководитель |
| Проведение сверки опекаемых детей 1 – 9 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях, для составления банка данных и оказания данным семьям социальной, психологической. | сентябрь | социальный педагог, классные руководители, органы опеки и попечительства |
| Посещение учащихся, семей, находящихся в социально опасном положении, по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях. | в течение года | социальный педагог, специалисты КДН и ЗП, члены родительского комитета школы |
| Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории хутора, направленных на предупреждение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организацию отдыха, оздоровления и временного трудоустройства уч-ся в свободное от учебы время | в течение года | социальный педагог, службы и ведомства системы профилактики |
Цель: составить социальный паспорт школы и каждого ученического коллектива
Задачи:
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся, в социальной защите (опека, попечительство);
оказание ребенку компетентной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающихся в них учащихся.
Направления работы:
Создание банка данных детей от 0 до 6,5 лет, от 6,5 до 18 лет.
Внесение изменений в банк данных учащихся из многодетных семей.
Внесение изменений в банк данных учащихся из малообеспеченных семей.
Обновление банка данных учащихся из числа детей-инвалидов.
Обновление банка данных учащихся из числа детей, находящихся под опекой, и детей-сирот.
Создание банка данных и ведение учета неблагополучных семей.
Создание банка данных и ведение учета учащихся «группы риска» (внутри школьный учет).
Сверка банков данных на неблагополучных детей и семей совместно с КДН и ЗП, ПДН, органами опеки и попечительства.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
Создание банка данных детей от 0 до 6,5 лет, от 6,5 до 18 лет, проживающих на территории хутора. | сентябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Проведение сверки учащихся 1 – 9 классов, состоящих на внутри школьном учете, учете КДН и ЗП, ПДН | сентябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Формирование банка данных на учащихся, состоящих на различных видах учета. | сентябрь-октябрь | социальный педагог | |
Проведение сверки уч-ся, воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семьях, детей-инвалидов | сентябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Составление социального паспорта каждого класса школы | сентябрь-октябрь | социальный педагог, классные руководители |
Цель: информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по коррекции негативных проявлений в ученических коллективах.
Задачи:
- коррекция негативных проявлений в ученических коллективах через проведение социометрических исследований;
- освоение технологии конструктивного общения.
Направления работы:
- Контроль занятости учащихся из «группы риска».
- Проведение совместных классных часов.
- Контроль успеваемости и посещаемости трудных учащихся.
- Сбор и обработка информации. Подведение итогов.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
| Совместное планирование воспитательной работы в школе. | Сентябрь | Ответственный по ВР |
| Выступление на педагогическом совете, с целью знакомства с планом социального педагога. | по плану работы школы | Социальный педагог |
| Ознакомление с деятельностью социального педагога в школе, его правами и обязанностями. | Сентябрь | Социальный педагог |
| Изучение государственных и методических документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка. | Ноябрь-март | Социальный педагог |
| Выступление на МО классных руководителей: «Работа с семьей и детьми группы риска». | по плану работы школы | Социальный педагог |
| Методическое объединение классных руководителей по изучению вопросов социальной защиты семьи и детства, оказание помощи. | Февраль | Социальный педагог |
| Корректировка работы с педагогически запущенными детьми. | В течение года | Социальный педагог, Педагог- психолог |
| Организация индивидуальных консультаций классных руководителей по вопросам воспитания личности учащихся. | В течение года | Социальный педагог, Педагог- психолог |
Работа с классными руководителями
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Индивидуальное консультирование педагогов | В течение учебного года | Социальный педагог, Педагог- психолог |
2. | Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми. | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог |
3. | Работа классных руководителей с детьми, стоящими на учёте. прппп Профилактика профессиональной деформации личности | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог |
| Занятость обучающихся в кружках. | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог |
4. | Итоги занятий по адаптации, коррекции поведения с обучающимися, нуждающимися в этом. | Ноябрь | Классные руководители, социальный педагог психолог |
5. | Анализ посещаемости уроков уч-ся за 1 полугодие 2021-2022уч. года. | Декабрь | Классные руководители, социальный педагог |
6. | Отчет классных руководителей по работе с родителями. | Февраль | Классные руководители, |
7. | Организация работы классных руководителей с детьми, обучающихся на дому и инвалидами. | Март | Социальный педагог, Педагог- психолог |
9 . | Организация летнего отдыха обучающихся. | Май | Классные руководители, социальный педагог |
10 | Анализ работы Совета профилактики. | Май | Классные руководители, социальный педагог психолог |
Профилактика суицидального риска
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | День информирования « 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийства». прппп Профилактика профессиональной деформации личности. | Сентябрь | Социальный педагог |
2. | Работа с семьёй, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. | В течение года | Классные руководители, социальный педагог психолог |
3. | Лекция для родителей « Проблема суицида в молодёжной среде и пути её решения ».(5-9 кл.) | Ноябрь | Педагог- психолог |
4. | Консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения и детей и подростков. | В течение года | Классные руководители, социальный педагог психолог |
Цель: создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся через взаимодействие, самоуправление и самореализацию.
Направления работы:
Вовлечение учащихся в кружки по интересам, спортивные секции.
Родительские собрания с обсуждением правовых вопросов.
Психологическое диагностирование девиантных учащихся с целью выяснения причин девиантности.
Индивидуальные беседы с учащимися на правовые темы.
Оказание материальной помощи учащимся из неблагополучных семей.
Психолого-педагогические консультации по проблемам семьи.
Совместная работа с неблагополучными семьями.
Лекция для родителей.
Организация работы по выявлению детей, не посещающих учебные занятия по неуважительной причине и принятие мер к получению каждым ребёнком основного образования.
Рейды в семьи по выявленным случаям непосещения школы.
Организация летнего отдыха для детей из неблагополучных семей.
Беседы с учащимися на классных часах о правилах безопасности на дорогах и в общественных местах.
Родительские рейды по хутору.
Мониторинг посещаемости занятий учащимися основной школы.
Работа с учащимися, состоящими на внутри школьном контроле.
Изучение жилищно-бытовых условий.
Профилактическая работа с родителями.
Профилактика семейного неблагополучия
Задачи:
Защита интересов личности;
Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;
Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.
Направления работы:
Изучение микросоциума учащихся и их семей.
Индивидуальная работа с родителями «трудных» подростков.
Посещение социально опасных семей, проведение бесед.
Рейды с родительскими комитетами классов по хутору.
Выступления на заседаниях родительского комитета.
Информационно-просветительская работа с родителями:
выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДН и ЗП;
организация консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов) для родителей;
посещение на дому детей «группы риска» и неблагополучных семей;
организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма и др.;
лектории;
обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
тренинги, педагогические практикумы, ролевые игры, практические занятия;
оформление информационных стендов.
№ и/и | Содержание | Сроки | Ответственные, |
1. | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | сентябрь | социальный педагог, классные руководители |
2 | Формирование банка данных на данную категорию семей | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
3 | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Сопровождение ребенка родителем в учебно-образовательном процессе» « Как научиться быть ответственным за свои поступки? » « Здоровая семья - крепкая семья». | Ноябрь Январь | Социальный педагог |
4 | Психолого - педагогическое консультирование для родителей «Адаптация детей к школе, классному коллективу, к учителю», «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребёнка» «Ваш ребёнок!» | В течение года | Социальный педагог Педагог- психолог |
5. | Диагностика семейного воспитания. Тестирование родителей. | В течение года (по запросам) | Социальный педагог |
6. | Индивидуальные семейные консультации родителей по вопросам обучения и воспитания детей | В течение года | Социальный педагог Педагог- психолог |
7. | Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Совета школы | В течение года | Администрация школы. Социальный педагог. |
- Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
- Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
- Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять псих активными веществами. -
- Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных псих активных веществ.
Основные формы и средства антинаркотической помощи семье:
1. Лекционная - через родительские собрания, беседы.
2. Индивидуальное семейное консультирование родителей и «проблемных» и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
3. Выявление родителей группы «риска» алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.
4. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.
5. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
Методическая работа
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
| Анализ и обобщение опыта социально- педагогической деятельности. | в течение года | социальный педагог |
| Участие в методических совещаниях, различного уровня по социально- педагогическим вопросам. | в течение года | социальный педагог |
| Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике. | в течение года | социальный педагог |
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
| Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. | сентябрь | Классные руководители, социальный педагог |
| Выявление уровня воспитанности учащихся | Сентябрь, май | Классные руководители, социальный педагог |
| Выявление занятости детей и подростков в свободное от уроков время. | в течение года | Классные руководители, социальный педагог |
| «Уровень тревожности» | Сентябрь, апрель | Классные руководители, социальный педагог, Педагог-психолог |
| Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению. | в течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
| Исследование социального окружения учащихся, состоящих на внутри школьном учете и учете ПДН. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
| Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на внутри школьном учете и учете ПДН. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
Показатели качества работы
Включённость ребёнка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительное образование).
Включённость ребёнка в общественный процесс (самоуправление, общественные организации).
Степень участия родителей в образовательном и воспитательном процессе.
Профилактика социально негативных явлений, предупреждение педагогической запущенности.
Открытость коллектива для ценностного освоения школьной среды.
Комфортный психологический климат в классе.
Жизненное самоопределение подростков.
План работы на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
I. Выявление социально незащищенных детей в школе, составление банка данных на различные группы учащихся и их родителей | ||
1 | Дополнение банка данных учащихся 1-9 классов вновь прибывшими учащимися. | Сентябрь |
2 | Уточнение списков учащихся 9-х классов | Сентябрь |
3 | Составление банка данных на детей, проживающих в селе (от 0 до 6,5 лет) на 1.09.2021г. | Сентябрь |
4 | Составление банка данных детей, проживающих в селе (от 6,5 до 18 лет) на 1.09.2021г. | Сентябрь |
5 | Составление банка данных многодетных семей. Изучение нормативных документов. Формирование списков для обеспечивания детей из многодетных семей бесплатным питанием в столовой школы. | Сентябрь Ежемесячно |
6 | Уточнение списков детей-сирот и детей, находящихся под опекой. Изучение условий их жизни | Сентябрь Январь |
7 | Составление списков детей с ограниченными возможностями. Посещение их на дому. | Сентябрь Декабрь |
8 | Составление банка данных неблагополучных семей. | Сентябрь |
9 | Составление банка данных неполных семей. | Сентябрь |
10 | Составление банка данных малообеспеченных семей. | Сентябрь |
11 | Составление банка данных учащихся, состоящих на профилактическом учете в ПДН. | Сентябрь |
12 | Составление банка данных учащихся «группы риска» (внутри школьный учет) | Сентябрь |
13 | Составление банка данных матерей-одиночек | Сентябрь |
II. Обследование жилищных условий социально незащищенных детей. Индивидуальная работа с такими детьми | ||
1 | Обследование жилищных условий детей из неблагополучных семей. | В течение года |
2 | Обследование жилищных условий детей-сирот. | Ноябрь |
3 | Проверка успеваемости и посещаемости детей из неблагополучных семей. | В конце каждой четверти |
4 | Оформление документации по итогам обследования. | На каникулах |
5 | Обследование жилищных условий детей из «группы риска». | 1 раз в четверть |
6 | Обследование жилищных условий детей из многодетных семей. | В течение года |
III. Работа с «трудными» детьми | ||
1 | Создание банка данных на «трудных» подростков | Сентябрь |
2 | Проверка успеваемости и посещаемости за I четверть | Ноябрь |
3 | Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях с целью предотвращения серьезных последствий. | В течение года |
4 | Проверка успеваемости и посещаемости за II четверть | Конец четверти |
5 | Проведение анкетирования и тестирования по различным темам. | В течение года |
6 | Индивидуальная работа с «трудными» подростками. | В течение года |
7 | Проверка успеваемости и посещаемости за III четверть | Март |
8 | Наблюдение за семьями отдельных «трудных» подростков. | В течение года |
9 | Проведение систематических и целенаправленных мер по оказанию помощи учащимся в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений. | В течение года |
10 | Проверка успеваемости и посещаемости за IV четверть | Июнь |
11 | Работа с детьми: - постоянное наблюдение и оказание посильной помощи; - систематическая работа с детьми, состоящими на учете в ПДН - проведение профилактической работы через беседы с представителями ПДН. | Постоянно |
IV. Педсоветы, совещания, собрания | ||
1 | Информирование педагогического коллектива школы на совещаниях при директоре об итогах рейдов. | По понедельникам |
2 | Информирование педагогического коллектива школы о правилах пропаганды ЗОЖ, профилактике преступности и т.д | 1 раз в месяц |
3 | Принятие участия в заседаниях родительского комитета школы. | 1 раз в год |
4 | Выступление на педсоветах, собраниях с сообщениями на различные темы. | В течение года |
V. Работа с классными руководителями | ||
1 | Уточнение списков социально незащищенных детей. | Сентябрь |
2 | Проверка планов классных руководителей по работе с социально незащищенными и «трудными» детьми. | Октябрь |
3 | Проверка занятости учащихся из «группы риска» в свободное от учебы время. | Ноябрь |
4 | Отчет классных руководителей по работе с «трудными» подростками. | Ноябрь-декабрь |
5 | Проверка занятости учащихся, состоящих на учете в ПДН. Посещение семей на дому. | Сентябрь, январь |
6 | Проверка успеваемости и посещаемости учащихся из «группы риска» | 1 раз в четверть |
7 | Отчет классных руководителей о работе с «трудными» подростками. | На зимних, весенних каникулах |
8 | Работа с социальным паспортом классов. | Сентябрь |
VI. Работа с родителями | ||
1 | Общее родительское собрание. Тема: «Досуг учащихся 7-8-х классов. Вы знаете, где находится ваш ребенок?». | Сентябрь |
2. | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | Сентябрь |
3 | Участие в работе родительского комитета. Знакомство с информацией о жизни проблемных семей. | 1 раз в месяц |
4. | Проведение профилактической беседы об ответственности родителей за воспитание детей: «Сопровождение ребенка родителем в учебно-образовательном процессе». | Ноябрь |
5 | Родительское собрание для учащихся 7-8 классов на тему: «О проблемах нахождения контактов родителей и учителей с подростками. Советы социального педагога родителям». | Декабрь |
6. | Проведение профилактической беседы об ответственности родителей за воспитание детей: « Как научиться быть ответственным за свои поступки? » | Январь |
7 | Организация рейдов по проверке состояния питания в школьной столовой. | 1 раз в неделю |
8 | Проведение профилактической беседы об ответственности родителей за воспитание детей: « Здоровая семья - крепкая семья». | Март |
9 | Проведение родительского собрания для родителей «трудных» подростков на тему: «Социально-психологические аспекты кризисных ситуаций в семьях учащихся старших возрастных групп». | Март |
10 | Посещение семей «трудных» учащихся, родителей, ведущих аморальный образ жизни, употребляющих спиртные напитки. | В течение года |
11 | Диагностика семейного воспитания. Тестирование родителей. | В течение года |
12 | Индивидуальные семейные консультации родителей по вопросам обучения и воспитания детей. | По необходимости |
VII. Работа с психологом | ||
1 | Изучение психолого-педагогических особенностей личности учащихся, их микросреды, условий жизни, отклонения в поведении. | В течение года |
2 | Выявление учащихся недостаточно восприимчивых к традиционным формам обучения и воспитания. Проведение необходимой психолого-педагогической коррекции и реабилитации. | В течение года |
3 | Разбор и анализ конфликтных ситуаций. | В течение года |
4 | Сбор и анализ информации о детях, поступающих в школу. | В течение года |
5 | Вредные привычки ребенка, как им противостоять? Пропаганда здорового образа жизни (учащиеся 7-9 классов) | Декабрь Апрель В течение года |
6 | Общение в семье и стереотипы поведения подростка. | Ноябрь |
7 | Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.(7-9 классы) | В течение года |
8 | Профессиональные предпочтения. Использование игровых методик в профориентационной работе. | Март В течение года |
VIII. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся | ||
1 | Создание банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Сентябрь |
2 | Выявление учащихся группы риска: - изучение личных дел учащихся; - комплектация по классам; - составление социальной карты класса; - определение детей группы риска | Сентябрь Январь |
3 | Вовлечение детей «группы риска» в детские объединения по интересам | В течение года, постоянно |
4 | Обследование неблагополучных семей, семей «группы риска» | В течение года, постоянно |
5 | Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей: - наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; - тесты личностных особенностей | Октябрь |
6 | Разработка индивидуальных планов работы с целью решения проблем, связанных с социализацией личности. Обеспечение реализации планов работы | Ежемесячно |
7 | Координация различных видов социально-ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: - участие в конкурсе творчества юных талантов; - участие в праздниках; - изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии; - проведение профконсультирования; | В течение года |
8 | Оперативное информирование КДНиЗП, отдел опеки и ОВД о выявленных фактах жестокого обращения с детьми, сексуального насилия, попытках вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность | Постоянно |
9 | Координация различных видов социально-ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: - участие в конкурсе творчества юных талантов; - участие в праздниках; - изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии; - проведение профконсультирования; | В течение года |
10 | Проведение тематических профилактических классных часов | Один раз в четверть, |
11 | Оказание социально-педагогической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно |
12 | Работа с детьми с девиантным поведением и подростками: - постоянное наблюдение и оказание посильной помощи; - систематическая работа с детьми, состоящими на учете в ПДН - проведение профилактической работы через беседы с представителями ПДН | Постоянно |
13 | Оказание консультационной помощи ребенку в семье: - через обследование жизненных условий семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением (с составлением актов ); - индивидуально-консультативная помощь родителям; - проведение классных и общешкольных родительских собраний | В течение года |
14 | Проведение бесед на темы: « Час права. Права личности и уважение прав других» - 8-9 кл. «Закон - есть закон. О соблюдении «Закона Забайкальского края» - 9 кл. "За здоровый образ жизни" - 1-9 кл. «О режиме дня школы» - 7-9 кл. «Профилактика наркомании и алкоголизма» «Социально безопасные способы выхода из конфликтных ситуаций». «Правила соблюдения личной гигиены» - 6-9 кл. | Сентябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Март Апрель |
15 | Организация каникулярного времени учащихся | в течение года |
IX. Профилактическая работа с учащимися и их родителями перед каникулами. | ||
| «Неделя профилактики» (встреча с работниками РОВД, прокуратуры, медработниками, психологами) | В конце каждой четверти |
| Беседы по профилактике правонарушений. | |
| Родительские собрания. |