12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Лилия Васильевна94
Россия, Хабаровский край, Хабаровский район, с.Осиновая Речка
0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4 -5 ЛЕТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

t1660364745aa.jpg

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка. Цель, задачи реализации Программы ……………………………….3

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………………………5

1.3.Значимые характеристики. Возрастные особенности детей 5-го года жизни…………………6

1.4. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………...7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях……………………………………………………………………………...11

2.2. Перспективное комплексно тематическое планирование образовательной деятельности (с учетом содержания обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса) ………………………………………..……………………………………………...12

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………........................17

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Основные направления работы группы……………………………………………………………………23

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………………29

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Распорядок и режим дня: на холодный период, на теплый период, режим двигательной активности……………………………………………………………………………………………….32

3.2.Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды………………………………………………………………………………………………………35

3.3. Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания в группе ………………………………………………………………………………………..40

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка. Цели, задачи реализации Программы.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом  примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение (в отсутствии федерального реестра примерных образовательных программ дошкольного образования).

Разработана для средней группы, в соответствии с ООП МБДОУ с. Осиновая Речка на основе примерной программы «От рождения до школы» и предусмотрена для работы с детьми 4-5 лет.

Цель дошкольного образования состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада  в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

В рамках настоящей образовательной Программы реализация цели предполагает решение ряда задач:

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Обязательными условиями  решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Цели и задачи реализации части Программы, формируемой  участниками образовательных отношений.

В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой   участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:

учет социального запроса родителей;

учет образовательной среды города.

Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения, воспитания.

В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:

сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру,

культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления.

создание условий для воспитания чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста;

взаимодействие с семьями и социальными партнерами с целью всестороннего и полноценного развития воспитанников.

Задачи воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста

Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

Развивать познавательную активность, любознательность, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.

Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.

Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют заявленным в ООП ДО.

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.3.Значимые характеристики воспитанников средней группы

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

 Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.

 Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

 Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

 Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

 Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: «Как?  Зачем? Почему?». На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:

завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности;

взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации;

Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам, как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.  Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

К пяти годам ребёнок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

Проявляет интерес к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договариваться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Охотно сотрудничает с взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задаёт много вопросов поискового характера. Начинает появляться уважение к старшим, называет по имени и отчеству.

В играх наблюдается разнообразие сюжетов, называет свою роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов – заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.

Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребёнок использует средства интонационной речевой выразительности. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передаёт эмоциональные состояния людей и животных.

Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребёнок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.

Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.

Отличается высокой активностью и любознательностью. Задаёт много вопросов поискового характера, стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем: с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенностей объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Имеет представления:

- о себе: знает своё имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол, осознаёт некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать у взрослого некоторые сведения о своём организме;

- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, прошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;

- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;

- о государстве: знает название страны и города, в котором живёт. Хорошо ориентируется в ближайшем окружении.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и привычными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.) С помощью взрослого ребёнок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

Обязательным условием эффективности нашей работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика по программе дополнительного образования «Азбука общения» (педагог дополнительного образования Копылова В.Г.)

Критерии мониторинга.

Любознательный, активный:

интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

в случае затруднений обращается за помощью к взрослому;

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый:

ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдает  элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

поведение ребенка  преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.)

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе:

ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

об обществе, его культурных ценностях;  

о государстве и принадлежности к нему;

о мире и природе.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2. Перспективное комплексно тематическое планирование образовательной деятельности (с учетом содержания обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса)

Тема сроки проведения

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

Развивающая предметно пространственная среда

« Я и детский сад!»

1-4 неделя сентября

1) «День знаний»

2) «Детский сад наш так хорош…»

3) «Мои друзья»

4) «Наши добрые дела».


Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные   отношения между детьми. Продолжать  знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка, расширять представления

о профессиях сотрудников детского сада. Закреплять знание правил поведения в детском саду. Вызывать у детей радость от пребывания в детском саду

Развлечение «Любимый детский сад».

Фотоальбом

«Детский сад наш так хорош…».


« Осень»

1-4 неделя октября

1) «Овощи - фрукты»

2) «Деревья»

3) «Хлеб»

4) «Дикие и домашние животные».


Расширять представления детей о времени года осени, осенних явлениях, овощах, фруктах, грибах и ягодах, деревьях  и кустарниках  осенью. Обобщить и систематизировать знания о домашних и диких животных, их приспособленности к среде обитания в осенний период. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Знакомить с  правилами безопасного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать умения  замечать красоту осенней природы, вести наблюдения. Формировать представление о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Продолжать ознакомление детей с русской народной культурой.

Фольклорный праздник  «Осень. Капустные вечёрки».

Выставка «Дары осени».

Выставка работ детского творчества


«Моя  Родина»

1-4 неделя ноября

1) «Моя семья»

2) «Мой дом, моя деревня»

3) «День матери»

4) «Правила и безопасность дорожного движения».


Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять  наименование родственных отношений между близкими членами  семьи. Воспитывать чувство глубокой любви  и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

 Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного края, родной деревни, где живут дети. Знать  и уважать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за свой край – Нижегородскую область. Расширять представления о видах транспорта  и его

назначении. Расширять представления о правилах поведения в деревне, городе, элементарных правилах дорожного движения.

Конкурс рисунков о маме.

Праздник «Моя мама».

Досуг «Моя дружная семья».


«Зима»

1-4 неделя декабря

1) «Пришла зима»

2) «Зимующие птицы»

3) «Зимние развлечения»

4) «Новый год».

Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания детей  об особенностях зимней  природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), о безопасном поведении зимой. Развивать  умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать

исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, закреплять свойства.

Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих птицах (внешний вид, повадки, чем питаются). Формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их.  Воспитывать заботливое и добро-

желательное отношение к пернатым.  Продолжать приобщать детей к основам народной культуры через русские

народные игры : "Зимние забавы".

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года. Знакомить с традициями празднования

Нового года и Рождества.

Изготовление и развешивание кормушек  для птиц. Новогодний праздник.


«Что нас окружает?»

1-4 неделя января

1) «Игрушки»

2) «Транспорт»

3) «Дом, в котором мы живём (мебель, посуда)»

4) «Одежда, головные уборы, обувь».

Расширять представления детей об игрушках,  посуде,  мебели, одежде, обуви, головных уборах, их назначении, истории происхождения, прошлом, материале изготовления.  Знакомить детей с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями колядования. Вызвать  праздничное настроение. Воспитывать гостеприимство, благодарность. Уточнить и обогатить представления детей о разных видах транспорта и его назначении. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Систематизировать знания детей о дорожных знаках, их назначении.

Фольклорный праздник «Зимние святки». Выставка детских работ.

Вечер загадок (предметы быта).


«Мир профессий»



1-4 неделя февраля

1) «Труд работников детского сада»

2) «Труд людей на транспорте»

3)  «Есть такая профессия – Родину защищать»

4) «Строительные профессии».

Расширять знания дошкольников о видах труда, о различных профессиях, активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным профессиям. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых,  на приме-рах труда взрослых воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду. Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Расширить
представления о профессии строителя, показать значимость. Углубить представления детей о Российской армии, продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих, знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными), воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Утренник «День  защитника Отечества». Викторина  «Путешествие в мир профессий».


«Весна»:

1-4 неделя марта

1) «Весна. Мамин праздник»

2) «Перелётные птицы», «Масленица»

3) «Растения и животные»

4) « Комнатные растения».

Формировать у детей обобщённые представления  о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны;  о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Расширить представления о перелётных птицах, их образе жизни, внешнем виде, повадках, пользе.

Обобщить знания детей о изменениях в жизни диких животных и растений весной, проявлять заботу и внимание ко всему живому. Уточнить представления о комнатных растениях, строении, способах размножения, приёмах ухода.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Изготовление  подарков.

Продолжать знакомить детей с р.н. праздником- Масленицей ( проводы зимы – встреча весны). Масленичные гуляния:

(знакомство с чучелом Масленицы, обрядовой едой, обрядовыми песнями, играми, катание с горы).

Праздник 8 Марта. Масленичные гуляния.

Фотовыставка  «Растения и животные нашего края».


«Народная культура и традиции»

1-4 неделя апреля

1) «Народные промыслы»

2) «Космос»

3) «День Земли»

4) « Пасха».

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным  декоративно-прикладным

искусством (Городец, Дымка, Гжель, Хохлома, русская матрёшка). Воспитывать уважение к труду народных мастеров Нижегородского края. Уточнить и обобщить знания о космосе, познакомить с историей развития космонавтики. Прививать любовь к родной стране и чувство гордости за успехи в области развития  космической науки и техники.

День Земли: развивать экологическую культуру детей, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответст-

венности за всё живое на Земле. Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху.

Развивать интерес к традициям, обычаям народа, воспитывать гостеприимство.

Фольклорный праздник «Светлая  Пасха».

Выставка работ детского творчества.


«Познай мир»

1-3 неделя мая

1) «Пожарная  безопасность»

2) «День Победы»

3) «Насекомые»


Обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности. Показать роль огня в жизни человека

(как положительную, так и отрицательную). Продолжать знакомить с профессией пожарного. Воспитывать

детей в духе патриотизма, любви к Родине. Продолжать знакомить с праздником «День Победы».

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Учить чтить память павших бойцов, возлагать

цветы к обелискам и памятникам. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

 Формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении,  способах передвижения.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Утренник, посвященный   Дню Победы «Мы празднуем Победу».

Возложение цветов к обелиску.



2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.

Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности

Перспективный план сотрудничества с родителями в средней группе

на 2021 – 2022 учебный год.



Месяц



Форма работы



Тема



Цель

Сентябрь

Фотогазета

«До свидания, лето!» стихи о лете

Узнать о семьях, их интересах, занятиях, увлечениях. Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Родительское собрание

«С новым учебным годом!»

Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выбор родительского комитета

Консультации

«Ребёнок на дороге»

Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Анкетирование

«Чего вы ждёте от детского сада в учебном году?», «Достигнутые результаты в учебном году»


Подготовка к новому учебному году

Октябрь

Анкетирование

«Физическое развитие вашего ребёнка»

Привлекать родителей и их детей к ЗОЖ

Групповое родительское собрание

Особенности воспитания  детей в средней группе

Ознакомление родителей с особенностями воспитания детей 4-5 лет

Консультация

«Оформление детской коллекции»

Детские коллекции и способы их оформления.

Стендовое выступление

« Экскурсия в парк осенью»

Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.

Выставка

«Осень на картине»

Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Ноябрь

Стендовое выступление

«Как беречь здоровье!»

Профилактика травматизма в быту

Фотогазета

«Наши питомцы»

Учить прививать детям любовь к животным, желание заботиться «о братьях наших меньших»

Мастер-класс

 «Семейное древо»

Показать способы оформления фамильного древа ребенка (2 поколения) Учить детей рассказывать о своей семье.

Консультация

«Роль отца в воспитании ребёнка»

Дать знания о воспитании ребёнка отцом.

Консультация - практикум

«Роль дидактической игры в семье и детском саду!»

Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.

Семейная гостиная

Посвященная Дню матери.


Привлекать родителей к подготовке праздников

Мастер – класс

«Подарок для мамочки»

Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей.

Декабрь

Консультация

«Что подарит дед Мороз? Как дарить новогодние подарки».

Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков.

Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Участие родителей в оформление зимних участков.


«Наши зимние забавы»

Привлечение родителей к оформлению участка в зимнее время

Консультация

«Роль детской книги в речевом развитии детей»

Формировать доброжелательное отношение к книге

Родительское собрание.

Формирование у детей потребности в ЗОЖ

Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы. Формировать у родителей и их детей потребности в ЗОЖ.

Беседы, обсуждение

Проект «Правильно питайся – здоровью улыбайся!»

Познакомить родителей с проектом группы, его значением в развитии детей. Привлечь родителей к оказанию помощи по его реализации





Конкурс самоделок

«У елки на макушке – гирлянды и игрушки»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности  - изготовить елочную игрушку и украсить группу к празднику.

Экскурсия в сельскую

Детскую библиотеку группы

«Книги- наши лучшие друзья»

Прививать любовь к книгам, развивать речь ребёнка.

Январь

Консультации

«Как дарить подарки!»,«Чтобы было всем весело!» «Новогодние костюмы»

Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение.

Беседы, обсуждение

Проект «Эко Мир моей семьи»

Познакомить родителей с проектом группы, его значением в развитии детей. Привлечь родителей к оказанию помощи по его реализации

Фотовыставка

« Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!»

Воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями.

Консультация

«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!) «Организация семейных прогулок»

Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

Фотоколлаж

«Мои интересы»

Привлечь родителей к сотворчеству в процессе создания с детьми коллажа, который рассказывает об интересах и увлечениях ребёнка.

Февраль

Консультация

«Взрослые - пример для детей в поведении на дороге»

Формировать у детей правильное представление поведения на дорогах.

День открытых дверей

День открытых дверей

Ознакомление родителей с «жизнью» детского сада.

Анкетирование

«По вопросам речевого развития в семье»

Узнать какая работа ведётся по развитию речи у воспитанников в семье

Спортивный праздник

«Сила богатырская»

Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.

Пропаганда активных форм отдыха.

Беседы, обсуждение

Проект «Кем быть?»

Познакомить родителей с проектом группы, его значением в развитии детей. Привлечь родителей к оказанию помощи по его реализации

Фотогазета

«Папа может!»

Привлечь мам и детей к оформлению выставки – поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Пополнять знания детей о мужских профессиях.

Март

Фотогазета

«Мама может!»

Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Пополнять знания детей о женских профессиях.

Статья

«Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»,  

Приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость.

Беседы

«Наказание и поощрение!» «Согласие между родителями – это важно!» «Как решить спор!»

Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций.

Консультации

«Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!»

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Апрель

Анкетирование

«О работе детского сада»

Подведение итогов за год

Консультация с неполными семьями

«Вырастить сына, вырастить дочку в одиночку»


Помощь родителям в воспитании их детей.

Родительское собрание

«Наши успехи»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.


Консультация

«Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе»


Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Выставка

«Весна цветущая!»

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.

Май

Родительское собрание

Подведение итогов за учебный год

Подведение итогов за учебный год

Мастер-класс

«Открытка ветерану»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

Формирование уважительного отношения к детским работам.

Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ.

Субботник по благоустройству площадки.

«Весна на улице»

Формирование командного духа среди родителей группы, положительных взаимоотношений между педагогами ДОУ и родителями.

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и

культурных практик.

Основные направления работы группы

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть,  как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер, включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Воспитатель также широко использует ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми кдругих видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными
растениями и пр.);

беседы и разговоры с детьми по их интересам;

рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и
культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима
двигательной активности и укрепление здоровья детей;

наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

экспериментирование с объектами неживой природы;

сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

свободное общение воспитателя с детьми.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могу! быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжет» или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события,  которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.) Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Возможна организация досуга в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

2.5.   Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

развивающие и логические игры;

музыкальные игры и импровизации;

речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

самостоятельная деятельность в книжном уголке;

самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к  детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому.

В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это - центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того    как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.

У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы - помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр - примерно I раз в 2 месяца).

В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.

В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Распорядок и режим дня: на холодный период, на теплый период, режим двигательной активности.

Время непосредственной образовательной деятельности и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей от 4 до 5-и лет – не более 15-20 минут (максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 35 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное  напряжение. НОД с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

   Режим дня составлен с расчетом на 10,5 часового пребывания детей в детском саду.

РЕЖИМ ДНЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД

Режимные моменты

Время

Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми

7.30 – 8.15

Завтрак

8.25 – 8.45

Самостоятельная деятельность детей

8.45 – 9.00

Образовательные ситуации на игровой основе (общая длительность, включая перерыв)

9.00 – 9.20,

9.30-9.50

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, труд, возвращение с прогулки

9.50– 11.50

Обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры

12.30 – 15.10

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные и закаливающие процедуры

15.10 – 15.50

Полдник

15.50 – 16.10

Игры, досуги, общение по интересам, театрализация, инсценировки с игрушками, самостоятельная деятельность по интересам. Кружки (если запланировано)

16.10 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, возвращение с прогулки

17.00 – 18.00

Уход домой

до 18.00

Примечание:

В плохую погоду вместо прогулки организуется активный отдых детей в помещении: музыкальном зале, физкультурном зале, групповых помещениях.       





РЕЖИМ ДНЯ СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ НА ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД

Режимные моменты

Время

Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми. Подготовка к завтраку

7.30 – 8.20

Завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная деятельность детей

8.45 – 9.00

Образовательные ситуации на игровой основе (общая длительность, включая перерыв)

9.00 – 9.20,


Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, труд, возвращение с прогулки

9.20– 11.50

Обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры

12.30 – 15.10

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные и закаливающие процедуры

15.10 – 15.50

Полдник

15.50 – 16.10

Игры, досуги, общение по интересам, театрализация, инсценировки с игрушками, самостоятельная деятельность по интересам. Кружки (если запланировано)

16.10 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, возвращение с прогулки

17.00 – 18.00

Уход домой

до 18.00



Примечание:

В плохую погоду вместо прогулки организуется активный отдых в помещении музыкального, физкультурного зала, в групповых комнатах.

3.2.Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.

В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

В рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение – через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.

Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.

Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.  

Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе

Центр развития

Оборудование и материалы, которые представлены в группе

Центр здоровья и спорта

- Доска гладкая и ребристая;    - коврики, дорожки массажные  (для профилактики плоскостопия);

- палка  гимнастическая;

- мячи;  корзина для метания мечей;

- обручи;    скакалка;  кегли; дуга; кубы;

- скамейка;

- мат гимнастический;

- шнур длинный и короткий;

- ленты, флажки;

- кольцеброс.

Центр познавательно-речевого развития «Почемучка» и «Игротека»;

Литературный центр «Почитай –ка»

- Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров);

- набор объёмных геометрическиѕ тел (разного цвета и величины);

- доски-вкладыши  (с основными формами, составными из 4-5 частей);

- набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 каждого цвета);

- наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (7-8 элементов каждого признака);

- мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами;

- часы с крупным циферблатом и стрелками;

- набор кубиков с буквами и цифрами

- набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр;

- числовой фриз на стене;

- счёты;

- книги по математике о числах первого десятка;

- наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений);

- набор парных картинок на соотнесение (сравнение: найди отличие (по внешнему виду), ошибки (по смыслу);

- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);

- серии картинок (по 4 - 6) для  установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации);

- серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);

- предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого  формата;

- разрезные (складные) кубики с  сюжетными картинками (6 - 8 частей);

- разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей).

- Дидактические наглядные материалы;

- предметные и сюжетные картинки и   др.

- книжный уголок с соответствующей возрасту  литературой;

- «Чудесный мешочек» с различными предметами.

ИЗО студия

«Умелые ручки»

Материалы для ручного труда:

- бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)

- вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки.шнурки, ленточки и т.д.);

- подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки,  фантики и фольга от конфет и др.);

- проволока в цветной оболочке;

- природные материалы (шишки, мох, желуди, семена арбуза, дыни, клёна и др,, сухоцветы, скорлупа орехов, яичная и др.);

- инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.

- мольберт;

- наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки;  гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.

- индивидуальные палитры для смешения красок;

- кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски;

- бумага для рисования разного формата;

- салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; салфетки для рук;

- школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

Центр краеведения

«Край родной – навек любимый…»

Краеведческие материалы:

- фотографии родного края;

- фотоальбом « Люблю, тебя, мой город»;

- карта Хабаровска;

- виды города с высоты (фото)

Центр конструирования и моделирования «Самоделкин»

- конструкторы с разнообразными способами крепления деталей;

- строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

- коробки большие и маленькие; ящички;

- бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками;

- железная дорога;

Лаборатория природы

«Хочу всё знать»

- Комнатные растения  с красивыми листьями различной формы, цветущие;

- круговая диаграмма смены времён года;

- изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой.

- набор для экспериментирования с водой:  емкости одинакового и разного размеров (5 - 6), различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов («тонет - не тонет»), черпачки, сачки, воронки;

- наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции;

- гербарий;

- коллекция бумаги, пуговиц, ракушек,

- природные материалы: глина, песок, камни, семена растений…

- клеёнки, фартуки и тряпочки для ухода за растениями,

- лейки и пульверизаторы;

- лопатки, пики, грабли;

- дидактическое дерево;

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй со мной»

- Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, бескозырки, фартуки, юбки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);

- куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см);  куклы девочки и мальчики;

- фигурки средней величины:  дикие и домашние животные;

- наборы кухонной и чайной посуды;

- набор овощей и фруктов;

- машины крупные и средние; грузовые и легковые;

- телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, часы  и др.

- кукольные коляски;

- настольные игры.

Центр театрализованных игр «В гостях у сказки»

- Маски – шапочки, элементы костюмов для ряжения

- настольный театр игрушек,

- плоскостной театр на магнитах,

- декорации настольного театра,

- теневой театр,

- пальчиковый театр.

Музыкальный центр

«До-ми-солька»

- Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон, ложки и др);

-Музыкально-дидактические игры.

 

Обновление предметно – развивающей среды в средней группе

Развивающая среда (центры)

Содержание

(дидактический материал)

Центр театрализованных игр «В гостях у сказки»

Настольная ширма, маски и настольные театры по сказкам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Заяц – хвастун», «Гуси – лебеди», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь»

Музыкальный центр

«Домисолька»

Музыкальные инструменты: свирель, гитара, губная гармошка, треугольник, маракасы, ложки, металлофон, бубенцы и колокольчики, сделать шумовой театр и игрушки гремелки, шумелки.

Центр ИЗО-деятельности и ручного труда

«Умелые ручки»

Материалы для занятия ручным трудом.  Пополнить зону трафаретами, книжками – раскрасками, бросовым и природным материалом. Пастель и восковые мелки, мольберт.

Центр сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери»

Ширма – трансформер для сюжетно-ролевых игр. Дом для кукол настольный с множеством комнат и атрибутов для игр и занятий. Пополнить центр атрибутами для игр «Больница» : халаты, сумки и чемоданчики, инструменты и муляжи лекарств, «Магазин»: товары для продажи, тележки и корзины для покупок, «Семья»: стол и стулья, люстра, телевизор, наглядные материалы – плакаты с многоразовыми наклейками, куклы и костюмы к ним, посуда и бытовая техника, гладильная доска и коляска прогулочная…

Лаборатория природы

Пополнить настольными играми для закрепления знаний детей об окружающей природе, материалами для экспериментирования, увеличительные стекла, тазы и ёмкости для воды, фильтры, магниты, лейки, ковши и воронки. Оформить картотеку опытов, календарь наблюдений за природой и за погодой. Собрать фонотеку звуков природы, наглядный материал и предметные картинки на все темы по экологий. Сделать макет «Африка» и «Северный полюс», плакаты с многоразовыми наклейками на тему – сообщества природы и цепи питания.

Конструирования и моделирования «Самоделкин»

Пополнить центр конструкторами с разными способами сцепления: магнитные, пазлы, шнуровки, бусы, наборы с инструментами: отвертки, молотки, шуруповёрты. - сборка и разборка с помощью инструментов моделей машин (винты и шурупы), верстак , эстакада и гараж для машин, парковка.

Центр познавательно-речевого развития «Почемучка» Литературный центр «Почитай - ка»

Пополнить новыми дидактическими играми на разные лексические темы, играми Никитина, Воскобовича. Оформить карточки для работы с блоками Деньеша, с палочками Кюзиньера,  со счетными палочками; оформить рабочие листы для тренировки мелкой моторики, тактильные дощечки.

Энциклопедии на разные темы, сказки народов мира и русские народные, стихи, книжки малышки, книги – диорамы с 3D эффектом, озвученные книги и книги пазлы…

Центр здоровья и спорта

Игры спортивные и атрибуты для подвижных игр. Футбол настольный, летающие тарелки, бильярд, кольцеброс, стрельба из лука, гольф, крокет, игры на ковриках «Скачок», «Твистер»

Центр краеведения

«Край родной – навек любимый…»

Подобрать литературу и иллюстрации по теме «Мой город », флаг, герб России и Хабаровска, фотография президента В.В. Путина, макеты достопримечательностей города, карта города,  открытки и плакаты по теме, макет детского сада, витраж «Улицы города» (дома и транспорт), игры и конструкторы.



3.3. Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания в группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Комплексное перспективное планирование. Средняя  группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Н.С. Голицына. Перспективное планирование в детском саду. Средняя  группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Е.В. Колесникова Математика для детей 4 -5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80с.

С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред.и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 208с., 8 л. ил.

С.Н. Николаева «Юный эколог» Программно-методические материалы;

Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина,О.В., Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», 2010 г.

Т.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010 г.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М., «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», 2011 г.

О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова , В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», 2010 г.

Д.Н. Колдина, «Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Д.Н Колдина , «Аппликация с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

Д.Н Колдина, « Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48с.

О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224с.

А.А.Грибовская, «Детям о народном искусстве. Наглядные материалы по ознакомлению детей от 3 до 7 лет с русским декоративно-прикладным искусством» - М.: Просвещение, 2005.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред.и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 208с., 8 л. ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.