Рабочая программа специального курса по информатике «Мой инструмент — компьютер» для учащихся 5 класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ______
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ___»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА _____
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета МБОУ «СОШ № ____» Протокол № ___ от « --» августа 20--- г. |
СОГЛАСОВАНО Заседание НМС МБОУ «СОШ № ____» Протокол № ____ от «___» августа 20___ г. |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от «___» сентября 20___г. Директор МБОУ «СОШ № ___» |
|||
РЕКОМЕНДОВАНО Заседание ШМО учителей математики и информатики МБОУ «СОШ № ____» Протокол № -__ от « --- » августа 20--- г. Руководитель ШМО |
Рабочая программа
специального курса
«Мой инструмент - компьютер»
для обучающихся 5 класов
на 20___-20___ учебный год
Предметная область: «Математика и информатика»
Разработала:
Перминова О.В.,
учитель информатики,
первая квалификационная категория
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа специального курса «Мой инструмент - компьютер» для учащихся 5абвг классов составлена на основе авторской программы М.С. Цветковой, О.Б. Богомолова «Мой инструмент - компьютер», сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы/М.С. Цветкова, О.Б.Богомолова издательства БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами основного общего образования и основной образовательной программой ООО.
Специальный курс «Мой инструмент - компьютер» построен таким образом, чтобы сформировать у учащихся способность к адаптации в современном информационном мире. Воспитывать информационную культуру и обучать компьютерной грамотности. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса на базовом уровне, обеспечивает прочное обучение на основе компьютерных технологий, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. Программа данного курса рассчитана на два года обучения. Для данного курса взяты темы первого года обучения «Учимся работать на компьютере» и «Учимся программировать», которые будут способствовать повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствуют уровню подготовленности учащихся по данной теме и содействуют вовлечению учащихся 6 класса в творческую работу с применением одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участии ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п.
Психолого-педагогические особенности обучающихся данного возраста обусловлены:
Переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:
- в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с текстами.
- в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).
- в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.
Цель курса : создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию ребенка, через освоение самого современного инструмента повседневной познавательной и творческой деятельности - компьютера.
Задачи курса:
формирование представлений о живописи и графике, расширение эстетического кругозора; знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, цветоподачи, оформления; привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях;
развитие творческих способностей учащихся;
развитие коммуникативных качеств в процессе работы над проектом;
развитие умения отстаивать собственное мнение, аргументировать собственную точку зрения.
В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
практической направленности;
учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
прочности и наглядности;
охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, ориентации на формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Сегодня парк домашних компьютеров становиться все более многочисленным. Люди покупают компьютеры точно также, как у другую бытовую технику – телевизор, видеомагнитофон и т.д. Домашние компьютеры превышают по своим возможностям ПК в школьных компьютерных классах, а используемое на них программное обеспечение современнее и сложнее. Учебный курс посвящен одной из любимых тем детей и взрослых – компьютерной графике, искусству анимации и компьютерной музыке.
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе: художники конструкторы, дизайнеры, медики, разработчики рекламной продукции, фотографы, модельеры и др. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Поистине, компьютерная графика и новые информационные технологии творят чудеса!
Искусство анимации является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Наличие компьютера позволяет значительно расширить кругозор ребенка и его родителей с помощью электронной энциклопедии, вовлечь в процесс создания собственных анимаций с помощью интерактивных мультфильмов и анимационных редакторов
В основе реализации курса лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:
понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.
В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу:
Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.
Создать пространство для проявления инициативных действий.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Описание места и роли учебного предмета в учебном плане
Специальный курс «Мой инструмент - компьютер» реализуется через план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № ____» на 20___-20___ учебный год.
Программа предназначена для обучающихся 6б класса и рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Раздел урока |
Количество часов |
всего |
||
1 |
Учимся работать на компьютере |
20 |
2 |
Учимся программировать |
14 |
ИТОГО |
34 |
Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
Учебная исследовательская деятельность (УИД)
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учимся работать на компьютере 20ч.
Знакомимся с текстовым процессором Word. Набираем и форматируем текст книги. Оформляем реферат. Знакомимся с электронными таблицами Excel и считаем. Создаем графики, диаграммы и карты. Знакомимся с Microsoft Access и создаем базу данных. Знакомимся Microsoft PowerPoint и создаем презентацию. Создаем свой web-узел и выходим в Интернет. Знакомимся с графическим редактором Photo Editor 3.01 и заканчиваем оформление своей web-страницы. Знакомимся с Microsoft Publisher и создаем много интересного.
2. Учимся программировать 14ч.
Развиваем логическое мышление. Знакомимся с компьютером и средой программирования QBASIC. Начинаем создавать компьютерные сказки про блоху и про змейку. Компьютерные сказки: про Колобка, про Гошу и Лешу, про город Вероят, про дровосека Петю, про волшебную коробочку. Компьютерные сказки: про генерала, про отставного генерала, про злого колдуна, про хамелеона, про музыкальную шкатулку. Компьютерные сказки: про композитора, про поэтов, про учителя, про рекламу, про переводчика
Компьютерные сказки: про шифровальщика, про игры в кости и «За рулем». Нет предела совершенству!их
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностное развитие
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности и ключевые компетентности
Рефлексивная деятельность
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Информационно-коммуникативная деятельность
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
выстраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательная деятельность
Обучающийся научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Ключевые компетенции
ИКТ-компетентность обучающихся
Обучающийся научится:
Обращение с устройствами ИКТ
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
Создание графических объектов
создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, классификационные и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений
работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, классификационные и др.);
Коммуникация и социальное взаимодействие
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
строить математические модели;
проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по математике.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Читательская компетентность,
умений и навыков работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
делать выводы из сформулированных посылок;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Предметные результаты обучения
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
находить ресурс в сети Интернет по известному адресу этого ресурса, по «ключевым словам», переходить по гиперссылкам данного ресурса;
сохранять информацию с данного ресурса на внешний носитель;
находить способы решения математических и логических задач;
переводить различные задачи на язык математики и информатики;
решать алгоритмические задачи и оформлять решение в виде алгоритма;
по входным данным и результату определять алгоритм;
применять один из методов шифрования для защиты информации;
обучающиеся знают:
об основных этапах развития вычислительной техники;
о способах решения числовых ребусов;
об алгоритмах решения некоторых головоломок;
о понятии алгоритма, способах записи алгоритмов;
о способах защиты информации;
о возможных видах информационных угроз;
о некоторых методах шифрования.
владеют навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще не известно;
планируют деятельность: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий;
оформляют решения, а также сами задания в приложениях Word, Excel;
реализовывают свои знания в практической ситуации.
создают презентации с помощью приложений Power Point и представляют результаты своей деятельности.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности.
В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения как:
-
метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.
исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
метод проектного обучения позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
При проектировании образовательного пространства (занятий) используются следующие формы организации учебной деятельности, которые определяются по основным видам деятельности подростков:
Основные виды учебной деятельности обучающихся 5 классов |
Формы организации учебной деятельности |
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД) |
Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с текстом учебных пособий (составление разных видов таблиц,и т.д.)эвристические беседы, работа в малых группах, мастерские, семинар, практикумы по решению задач и т.д.). |
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД) |
Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных задач, учебный проект. |
Учебная исследовательская деятельность (УИД) |
Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, подбор материала и т.д. |
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО) |
Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки и т.д. |
Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД) |
Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: создание презентаций и т.д.. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Формы контроля
текущий:
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- выполнения проверочных работ,
- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
промежуточный:
- контрольные работы;
- тестирование;
.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Зачетная работа (устный или письменный ответ)
«Зачёт» - полный развернутый ответ, с привлечением дополнительного материала.. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Обучающийся сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивает различные теории и высказывает по ним свою точку зрения с приведением аргументов. Или при ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании физических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.
«Незачёт» - знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал или отказ от ответа.
Практическая работа
«Зачёт» - создание обучающимся модели прибора, макета или реферата, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результат. Создание модели, макета, реферата с некоторыми недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине).
«Незачёт» - Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность создания модели, макета, реферата. Ученик не может объяснить результат или отказ от выполнения работы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методический комплект
Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3-6 классы. М.С. Цветкова, О.Б. Богомола - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 128с
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя (1 шт.);
персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
сканер;
принтер лазерный;
фотокамера цифровая;
3. Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3-6 классы. М.С. Цветкова, О.Б. Богомола - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 128с
Литература, рекомендованная для обучающихся
Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М..:Бином. Лаборатория знаний, 2002
Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. – М..:Бином. Лаборатория знаний, 2002
Фролов М.И. Учимся музыке на компьютере. – М..:Бином. Лаборатория знаний, 2002
Интернет – ресурсы
Министерство образования РФ
http://www.informika.ru/http://www.ed.gov.ru/http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Мячев А.А., Хохлов Н.А. Дистанционная Развивающая Информатика и Математика. - http://vAvw.drim.innovatedu.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки |
Раздел / тема |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Виды контроля |
||||
Предметные |
Универсальные учебные действия, компетентности |
|||||||
Учимся работать на компьютере (20 ч) |
||||||||
1 2 |
Знакомимся с текстовым процессором Word |
2 |
Познакомиться с текстовыми редакторами. Знать как создавать текстовые документы средствами программного обеспечения, какие характеристики присущи текстовым документам |
Регулятивные УУД: – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение приводить примеры использования компьютера в жизни общества Умение использовать различные средства самоконтроля (дневник, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). Познавательные УУД: Умение выделять, называть, читать, описывать основные устройства компьютера и их функции, расширение представления о сферах применения компьютеров Умение осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Знаково-символические – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. Коммуникативные УУД: Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. Умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм. Личностные УУД: Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. |
||||
3 4 |
Набираем и форматируем текст книги |
2 |
Знать правила набора текста, как работать с фрагментами текста, уметь редактировать и форматировать текст. Структура реферата |
|||||
5 6 7 8 |
Оформляем реферат |
4 |
||||||
9 10 |
Знакомимся с электронными таблицами Excel и считаем |
2 |
Знать основные сведения о ЭТ, структуре ЭТ, типов данных в ячейках, режимах работы. |
|||||
11 12 |
Создаем графики, диаграммы и карты |
2 |
Уметь строить графики и диаграммы разных типов |
|||||
13 14 |
Знакомимся с Microsoft Access и создаем базу данных |
2 |
Знать что такое БД, типы БД, области применения Уметь создавать однотабличные базы данных |
|||||
15 16 |
Знакомимся Microsoft PowerPoint и создаем презентацию |
2 |
Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. |
|||||
17 18 |
Создаем свой web-узел и выходим в Интернет |
2 |
||||||
19 20 |
Знакомимся с Microsoft Publisher и создаем много интересного |
2 |
||||||
21 22 |
Развиваем логическое мышление |
Регулятивные УУД: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Умение использовать различные средства самоконтроля (дневник, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). Познавательные УУД: Умение создавать информационные модели Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения. Личностные УУД: Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информационным результатам деятельности других людей, Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
||||||
23 24 |
Знакомимся с компьютером и средой программирования QBASIC. Начинаем создавать компьютерные сказки про блоху и про змейку |
Знать понятие «алгоритм», «исполнитель», свойства алгоритма Уметь решать задачи с использованием различных алгоритмических конструкций |
||||||
25 26 |
Компьютерные сказки: про Колобка, про Гошу и Лешу, про город Вероят, про дровосека Петю, про волшебную коробочку |
Практ. работа |
||||||
27 28 |
Компьютерные сказки: про генерала, про отставного генерала, про злого колдуна, про хамелеона, про музыкальную шкатулку |
|||||||
29 30 |
Компьютерные сказки: про композитора, про поэтов, про учителя, про рекламу, про переводчика |
|||||||
31 32 |
Компьютерные сказки: про шифровальщика, про игры в кости и «За рулем» |
|||||||
33 34 |
Нет предела совершенству! |
|||||||
ИТОГО |
34 |