Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» (4 класс)
 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования ___ /ФуражоваЛ.В/ Протокол №1 от «26» августа 2022г.  |  			СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское __________________ / Лебедева А.В./ Протокол№1 от «29» августа 2022г.  |  			УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ №41 от «29» августа 2022г.  |  		
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительное направление «Путешествие по тропе здоровья».
4 «а» класс
воспитатель: Эсмурзиева И. В.
Усолье- Сибирское
2022г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
 
3. Воспитание:
целеустремленности и настойчивости
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание данной программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Срок реализации программы 1 год.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся с умственной отсталостью и способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа соответствует действующим законодательным актам, нормативно- правовым и программным документам, в том числе требованиям ФГОС к результатам освоения ООП.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
В процессе реализации программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» обучающиеся должны:
знать:
правила гигиены повседневного быта;
влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;
показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
правила предупреждения простудных заболеваний;
основные правила закаливания организма;
что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
основы рационального питания;
способы воспитания двигательных способностей.
уметь:
применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
играть в подвижные игры, соблюдая правила;
применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
 
 
.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» разработана для обучающихся 4 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями умственно отсталых обучающихся и рассчитана на проведение 2 раза в неделю по 40 минут, всего – 68 часов. Количество учебных недель -34.
Ведущие виды деятельности:
1.Игровая деятельность.
2.Позновательная деятельность.
3.Досугово-развлекательная деятельность.
4.Спортивно- оздоровительная деятельность.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к БУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе;
отношение к другим людям;
отношение к вещам;
отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие
качества личности как:
товарищество,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность,
соблюдение порядка,
любознательность,
любовь к прекрасному,
стремление быть сильным и ловким.
Регулятивные БУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса ;
Познавательные БУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п  |  		Фамилия, имя ученика  |  		Любознательность  |  		Прилежание  |  		Отношение к здоровью  |  		Я и школа  |  		Прекрасное в моей жизни  |  		Средний балл  |  		Уровень воспитанности  |  	|||||||
 			  |  		сам  |  		учит.  |  		сам  |  		учит.  |  		сам  |  		учит.  |  		сам  |  		учит.  |  		сам  |  		учит  |  		сам  |  		учит  |  		сам  |  		учит.  |  	|
1  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
2  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
3  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
4  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
5  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
6  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
7  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
9  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
10  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
11  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
12  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 8 разделов:
«Вот мы и в школе»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона значение утренней гимнастики для организма;
«Моё здоровье в моих руках»: соблюдение режима дня, влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха;
«Я и мой организм» профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма;
«Обеспечим безопасность»: правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях;
«Игровая психотерапия»: снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих
«Правильное питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п  |  		Тема раздела  |  		Тема занятия  |  		Используемые на занятии виды деятельности, формы и методы проведения  |  		Используемое оборудование  |  	
1 1.1  |  		Раздел 1. «Вот мы и в школе»  |  		«Я – ученик».  |  		Беседа-диалог.  |  		Мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, наборы предметных и сюжетных картинок.  |  	
1.2  |  		«Мои одноклассники»  |  		Беседа-диалог.  |  	||
1.3  |  		« Я сажусь за уроки»  |  		Беседа-диалог.  |  	||
1.4  |  		«Дорога от дома до школы и от школы до дома».  |  		Ролевая игра.  |  	||
1.5  |  		«Перемена с увлечением».  |  		Беседа-диалог.  |  	||
1.6  |  		«Дорога к доброму здоровью»  |  		Аукцион знаний, работа с карточками  |  	||
1.7  |  		« Больной школьный товарищ»  |  		Ролевая игра.  |  	||
1.8  |  		«Ленивиц». «Списывание». «Подсказка»  |  		Беседа –рассуждение. Работа с иллюстрациями.  |  	||
1.9  |  		Просмотр мультфильмов «Школьная пора»  |  		Просмотр мультфильмов.  |  	||
1.10  |  		Раздел 2. «Моё здоровье в моих руках»  |  		«Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим».  |  		Беседа-диалог.  |  		Дидактический материал для сюжетных игр, карточки для индивидуальной работы, наборы предметных и сюжетных картинок с временами года.  |  	
1.11  |  		«Здоровье в порядке - спасибо зарядке»  |  		Беседа-диалог.  |  	||
1.12  |  		«Времена года» «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку»  |  		Урок –рассуждения. Работа с предметными и сюжетными картинками.  |  	||
1.13  |  		Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек».  |  		Наблюдение.  |  	||
1.14  |  		Конкурс рисунков « Сезонные изменения»  |  		Урок творчества. Работа с красками и кистью.  |  	||
1.15  |  		«Познай и оцени себя».  |  		Практическая работа.  |  	||
1.16  |  		Викторина « Я и мое здоровье»  |  		Викторина –тест.  |  	||
1.17  |  		Раздел 3. «Я и мой организм»  |  		«Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим». Подвижные игры на воздухе.  |  		Спортивный час. Игры с спортивным инвентарем.  |  		Мультимедиа, наборы предметных и сюжетных картинок, наборы предметных и сюжетных картинок.  |  	
1.18  |  		«Красота тела и души»  |  		Беседа-диалог. Работа с предметными картинками.  |  	||
1.19  |  		«Командир моего организма – мозг»»  |  		Беседа-диалог. Работа с предметными картинками.  |  	||
1.20  |  		«Сердце и его работа».  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.21  |  		«Мышцы. Кости. Суставы»  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.22  |  		«Красивая осанка – это красиво»  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.23  |  		«Глаза – главные помощники человека».  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.24  |  		«Чтобы уши слышали».  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.25  |  		«Чтобы зубы были крепкими».  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.26  |  		«Почему мы болеем»  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.27  |  		«Ухаживай за своими руками и ногами».  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.28  |  		« В стране Легких, или путешествие воздушных человечков»»  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.29  |  		«Сон лучшее лекарство»  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.30  |  		«Закаливание».  |  		Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.31  |  		«Мой внешний вид –залог здоровья»  |  		Беседа-диалог.  |  	||
1.32  |  		Викторина « Я и мой организм»  |  		Викторина.  |  	||
1.33  |  		Раздел 4. «Обеспечим безопасность»  |  		«Откуда берутся болезни, почему заболели ребята»  |  		Беседа. Слушание объяснения учителя.  |  		Мультимедиа, индивидуальное задание.  |  	
1.34  |  		«Советы Бобра Суперзуба»  |  		Просмотр уч.фильма.  |  	||
1.35  |  		«Кто и как предупреждает нас от болезней»  |  		Беседа. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.36  |  		«Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья, лекарства – враги».  |  		Беседа. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.37  |  		«Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность».  |  		Беседа. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.38  |  		«Берегись пожара».  |  		Беседа. Слушание объяснения учителя.  |  	||
1.39  |  		«Правила дорожные знать каждому положено»  |  		Тест урок. Работа с тестами.  |  	||
1.40  |  		Викторина «Светофор, регулировщик»  |  		Викторина –тест.  |  	||
1.41  |  		«Где можно играть и нельзя играть»  |  		Тест урок. Работа с тестами.  |  	||
1.42  |  		Викторина «Безопастность в любой ситуации»  |  		Викторина.  |  	||
1.43  |  		Раздел 5. «Игровая психотерапия»  |  		«Снятие состояния психического дискомфорта».  |  		Практическое занятие.  |  		Дидактический материал для сюжетных игр, карточки для индивидуальной работы.  |  	
1.44  |  		Игра «Запрещенное движение».  |  		Урок –игра. Работа с тестами.  |  	||
1.45  |  		«Учимся вести себя правильно»  |  		Беседа.  |  	||
1.46  |  		Игра « Ласковые лапки»  |  		Урок –игра. Работа с тестами.  |  	||
1.47  |  		« Я тебя прощаю, давай помиримся»  |  		Ролевая игра.  |  	||
1.48  |  		Игра «Гусеница»  |  		Урок –игра. Работа с тестами.  |  	||
1.49  |  		«Мое настроение». Передай улыбку другу.  |  		Ролевая игра.  |  	||
1.50  |  		Игра «Передай мяч»  |  		Урок –игра. Работа с тестами.  |  	||
1.51  |  		«Говорим добрые слова друг другу».  |  		Ролевая игра.  |  	||
1.52  |  		Игра « Шалтай – Балтай»  |  		Урок- игра. Работа с тестами.  |  	||
1.53  |  		Раздел 6. «Правильное питание»  |  		«Культура питания. Полезные и вредные продукты».  |  		Урок-рассуждения.  |  		Мультимедиа, дидактический материал.  |  	
1.54  |  		«Витаминная тарелка на каждый день».  			  |  		Урок творчества. Работа с карандашами.  |  	||
1.55  |  		Коллективное составление панно «Кладовая витаминов».  |  		Урок творчества. Работа с цветной бумагой.  |  	||
1.56  |  		Раздел 7. «Я и моё ближайшее окружение»  |  		«Школа вежливости».  |  		Просмотр учебного фильма.  |  		Дидактический материал для сюжетных игр, карточки для индивидуальной работы.  |  	
1.57  |  		«Доктора от природы».  |  		Беседа.  |  	||
1.58  |  		Викторина «Чудо остров здоровья»  |  		Викторина.  |  	||
1.59  |  		«Вредные и полезные привычки».  |  		Слушание выступлений.  |  	||
1.60  |  		«Злой волшебник –табак»  |  		Урок-слушание.  |  	||
1.61  |  		« Чисто жить- здоровым быть»  |  		Беседа.  |  	||
1.62  |  		«Я б в спасатели пошел»  |  		Урок -рассуждения  |  	||
1.63  |  		Конкурс рисунков «Сам себе я помогу и здоровье сберегу».  |  		Урок творчества. Работа с цветными карандашами.  |  	||
1.64  |  		Раздел 8. «Вот и стали мы на год взрослей»  |  		«Опасности летом» (просмотр видео фильма)  |  		Видиоурок.  |  		Мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, наборы предметных и сюжетных картинок.  |  	
1.65  |  		Викторина «Полезная десятка»  |  		Викторина.  |  	||
1.66  |  		«Вредные и полезные растения».  |  		Видиозанятие.  |  	||
1.67  |  		Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»  |  		Кукольный урок. Анализ сказки.  |  	||
1.68  |  		«Чему мы научились за год»  |  		Круглый стол.  |  	
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике и в программе обучения;
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
Компьютер;
Аудиозаписи;
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике;
Слайды соответствующие тематике, данной в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике;
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам;
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011.
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
15.DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.