Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» (4 класс)
| | | |
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования ___ /ФуражоваЛ.В/ Протокол №1 от «26» августа 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское __________________ / Лебедева А.В./ Протокол№1 от «29» августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ №41 от «29» августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительное направление «Путешествие по тропе здоровья».
4 «а» класс
воспитатель: Эсмурзиева И. В.
Усолье- Сибирское
2022г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
3. Воспитание:
целеустремленности и настойчивости
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание данной программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Срок реализации программы 1 год.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся с умственной отсталостью и способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа соответствует действующим законодательным актам, нормативно- правовым и программным документам, в том числе требованиям ФГОС к результатам освоения ООП.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
В процессе реализации программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» обучающиеся должны:
знать:
правила гигиены повседневного быта;
влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;
показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
правила предупреждения простудных заболеваний;
основные правила закаливания организма;
что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
основы рационального питания;
способы воспитания двигательных способностей.
уметь:
применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
играть в подвижные игры, соблюдая правила;
применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» разработана для обучающихся 4 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями умственно отсталых обучающихся и рассчитана на проведение 2 раза в неделю по 40 минут, всего – 68 часов. Количество учебных недель -34.
Ведущие виды деятельности:
1.Игровая деятельность.
2.Позновательная деятельность.
3.Досугово-развлекательная деятельность.
4.Спортивно- оздоровительная деятельность.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к БУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе;
отношение к другим людям;
отношение к вещам;
отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие
качества личности как:
товарищество,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность,
соблюдение порядка,
любознательность,
любовь к прекрасному,
стремление быть сильным и ловким.
Регулятивные БУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса ;
Познавательные БУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Отношение к здоровью | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности | |||||||
| сам | учит. | сам | учит. | сам | учит. | сам | учит. | сам | учит | сам | учит | сам | учит. | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 8 разделов:
«Вот мы и в школе»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона значение утренней гимнастики для организма;
«Моё здоровье в моих руках»: соблюдение режима дня, влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха;
«Я и мой организм» профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма;
«Обеспечим безопасность»: правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях;
«Игровая психотерапия»: снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих
«Правильное питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Тема занятия | Используемые на занятии виды деятельности, формы и методы проведения | Используемое оборудование |
1 1.1 | Раздел 1. «Вот мы и в школе» | «Я – ученик». | Беседа-диалог. | Мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, наборы предметных и сюжетных картинок. |
1.2 | «Мои одноклассники» | Беседа-диалог. | ||
1.3 | « Я сажусь за уроки» | Беседа-диалог. | ||
1.4 | «Дорога от дома до школы и от школы до дома». | Ролевая игра. | ||
1.5 | «Перемена с увлечением». | Беседа-диалог. | ||
1.6 | «Дорога к доброму здоровью» | Аукцион знаний, работа с карточками | ||
1.7 | « Больной школьный товарищ» | Ролевая игра. | ||
1.8 | «Ленивиц». «Списывание». «Подсказка» | Беседа –рассуждение. Работа с иллюстрациями. | ||
1.9 | Просмотр мультфильмов «Школьная пора» | Просмотр мультфильмов. | ||
1.10 | Раздел 2. «Моё здоровье в моих руках» | «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим». | Беседа-диалог. | Дидактический материал для сюжетных игр, карточки для индивидуальной работы, наборы предметных и сюжетных картинок с временами года. |
1.11 | «Здоровье в порядке - спасибо зарядке» | Беседа-диалог. | ||
1.12 | «Времена года» «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку» | Урок –рассуждения. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
1.13 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». | Наблюдение. | ||
1.14 | Конкурс рисунков « Сезонные изменения» | Урок творчества. Работа с красками и кистью. | ||
1.15 | «Познай и оцени себя». | Практическая работа. | ||
1.16 | Викторина « Я и мое здоровье» | Викторина –тест. | ||
1.17 | Раздел 3. «Я и мой организм» | «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим». Подвижные игры на воздухе. | Спортивный час. Игры с спортивным инвентарем. | Мультимедиа, наборы предметных и сюжетных картинок, наборы предметных и сюжетных картинок. |
1.18 | «Красота тела и души» | Беседа-диалог. Работа с предметными картинками. | ||
1.19 | «Командир моего организма – мозг»» | Беседа-диалог. Работа с предметными картинками. | ||
1.20 | «Сердце и его работа». | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.21 | «Мышцы. Кости. Суставы» | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.22 | «Красивая осанка – это красиво» | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.23 | «Глаза – главные помощники человека». | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.24 | «Чтобы уши слышали». | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.25 | «Чтобы зубы были крепкими». | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.26 | «Почему мы болеем» | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.27 | «Ухаживай за своими руками и ногами». | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.28 | « В стране Легких, или путешествие воздушных человечков»» | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.29 | «Сон лучшее лекарство» | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.30 | «Закаливание». | Беседа-диалог. Слушание объяснения учителя. | ||
1.31 | «Мой внешний вид –залог здоровья» | Беседа-диалог. | ||
1.32 | Викторина « Я и мой организм» | Викторина. | ||
1.33 | Раздел 4. «Обеспечим безопасность» | «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята» | Беседа. Слушание объяснения учителя. | Мультимедиа, индивидуальное задание. |
1.34 | «Советы Бобра Суперзуба» | Просмотр уч.фильма. | ||
1.35 | «Кто и как предупреждает нас от болезней» | Беседа. Слушание объяснения учителя. | ||
1.36 | «Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья, лекарства – враги». | Беседа. Слушание объяснения учителя. | ||
1.37 | «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность». | Беседа. Слушание объяснения учителя. | ||
1.38 | «Берегись пожара». | Беседа. Слушание объяснения учителя. | ||
1.39 | «Правила дорожные знать каждому положено» | Тест урок. Работа с тестами. | ||
1.40 | Викторина «Светофор, регулировщик» | Викторина –тест. | ||
1.41 | «Где можно играть и нельзя играть» | Тест урок. Работа с тестами. | ||
1.42 | Викторина «Безопастность в любой ситуации» | Викторина. | ||
1.43 | Раздел 5. «Игровая психотерапия» | «Снятие состояния психического дискомфорта». | Практическое занятие. | Дидактический материал для сюжетных игр, карточки для индивидуальной работы. |
1.44 | Игра «Запрещенное движение». | Урок –игра. Работа с тестами. | ||
1.45 | «Учимся вести себя правильно» | Беседа. | ||
1.46 | Игра « Ласковые лапки» | Урок –игра. Работа с тестами. | ||
1.47 | « Я тебя прощаю, давай помиримся» | Ролевая игра. | ||
1.48 | Игра «Гусеница» | Урок –игра. Работа с тестами. | ||
1.49 | «Мое настроение». Передай улыбку другу. | Ролевая игра. | ||
1.50 | Игра «Передай мяч» | Урок –игра. Работа с тестами. | ||
1.51 | «Говорим добрые слова друг другу». | Ролевая игра. | ||
1.52 | Игра « Шалтай – Балтай» | Урок- игра. Работа с тестами. | ||
1.53 | Раздел 6. «Правильное питание» | «Культура питания. Полезные и вредные продукты». | Урок-рассуждения. | Мультимедиа, дидактический материал. |
1.54 | «Витаминная тарелка на каждый день». | Урок творчества. Работа с карандашами. | ||
1.55 | Коллективное составление панно «Кладовая витаминов». | Урок творчества. Работа с цветной бумагой. | ||
1.56 | Раздел 7. «Я и моё ближайшее окружение» | «Школа вежливости». | Просмотр учебного фильма. | Дидактический материал для сюжетных игр, карточки для индивидуальной работы. |
1.57 | «Доктора от природы». | Беседа. | ||
1.58 | Викторина «Чудо остров здоровья» | Викторина. | ||
1.59 | «Вредные и полезные привычки». | Слушание выступлений. | ||
1.60 | «Злой волшебник –табак» | Урок-слушание. | ||
1.61 | « Чисто жить- здоровым быть» | Беседа. | ||
1.62 | «Я б в спасатели пошел» | Урок -рассуждения | ||
1.63 | Конкурс рисунков «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». | Урок творчества. Работа с цветными карандашами. | ||
1.64 | Раздел 8. «Вот и стали мы на год взрослей» | «Опасности летом» (просмотр видео фильма) | Видиоурок. | Мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, наборы предметных и сюжетных картинок. |
1.65 | Викторина «Полезная десятка» | Викторина. | ||
1.66 | «Вредные и полезные растения». | Видиозанятие. | ||
1.67 | Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | Кукольный урок. Анализ сказки. | ||
1.68 | «Чему мы научились за год» | Круглый стол. |
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике и в программе обучения;
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
Компьютер;
Аудиозаписи;
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике;
Слайды соответствующие тематике, данной в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике;
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам;
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011.
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
15.DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.