Рабочая программа Театральной студии
Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
дополнительной общеразвивающей программы
«Театральная студия «Взгляд стихий»
педагог дополнительного образования:
Степанова Елена Александровна
группа №
1 год обучения
Особенности организации образовательного процесса
Рабочая программа разработана для разновозрастной группы учащихся ранее не занимавшихся в театральной студии.
Задачи
Обучающие:
познакомить детей с театральной терминологией;
познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
познакомить детей с видами театрального искусства;
познакомить с основными упражнениями, служащими для тренировки необходимых навыков;
Развивающие:
снять у детей мышечные и эмоциональные зажимы;
способствовать развитию у детей воображение;
способствовать развитию у детей творческую активность;
познакомить со способами построения диалога, самостоятельно выбирая партнера;
научить пользоваться словами, выражающими основные чувства;
Воспитательные:
воспитать доброжелательность в отношениях со сверстниками;
воспитать контактность в отношениях со сверстниками;
воспитать уважение к искусству.
Объем учебных часов: 216 часов
Режим занятий: 6 часов в неделю
Расписание: вторник, четверг, суббота 15.00-16.35
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Даты занятий | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Сентябрь | 03 | ||||
2. | Актерское мастерство | 66 | 10 | 56 | Сентябрь | 05, 07, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 24, 26, 28 | ||||
Октябрь | 01, 03, 05, 08, 10, 12, 15, 17, 19, 22, 24, 26, 29, 31 | |||||||||
Ноябрь | 02, 05, 07, 09, 12, 14, 17, 19 | |||||||||
3. | Сценическая речь | 38 | 14 | 24 | Ноябрь | 21, 23, 26, 28, 30 | ||||
Декабрь | 03, 05, 07, 09, 12, 14, 16, 19, 21 | |||||||||
4. | Сценическое движение. Пластика | 28 | 12 | 16 | Декабрь | 24, 26, 28 | ||||
Январь | 09, 11, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 28, 30 | |||||||||
Февраль | 01 | |||||||||
5. | Театральные традиции России | 24 | 4 | 20 | Февраль | 04, 06, 08, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27 | ||||
Март | 01 | |||||||||
6. | Современный театр | 16 | 2 | 14 | Март | 04, 06, 11, 13, 15, 18, 20, 22 | ||||
7. | Оформление спектакля | 16 | 4 | 12 | Март | 25, 27, 29 | ||||
Апрель | 01, 03, 05, 08, 10 | |||||||||
8. | Спектакль | 24 | - | 24 | Апрель | 12, 15, 17, 19, 22, 24, 26, 29 | ||||
Май | 13, 15, 17, 20 | |||||||||
9. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | май | 22 | ||||
ИТОГО: | 216 | 48 | 168 | |
Содержание
Вводное занятие
Теория. Проведение инструктажа по охране труда. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Знакомство с детьми. Беседа об этике по отношению к себе, искусству, партнеру, к театру. Беседа о мире театрального искусства и театральной игре. Беседа о важности слышать, видеть и понимать педагога и друг друга.
Практика. Игры на знакомство. Проведение собеседования с группой. Форма контроля: беседа.
Актерское мастерство
Теория. Актерское мастерство. Профессия – актер. Основная театральная терминология: этюд, событие, предлагаемое обстоятельство, четвертая стена, авансцена, мизансцена.
Практика. Наблюдение за животными и людьми. Этюды на память о физических действиях (воображаемые предметы); этюды на неодушевленные предметы; парные этюды на неодушевленные предметы (тарелка и мыло, ластик и карандаш, стиральная машина и носок и многие другие); этюды -наблюдение за животными; этюды - наблюдение за людьми. Занятия на освоение основных элементов актерского мастерства проходят в игровой форме. Форма контроля: наблюдение за выполнением задания.
Сценическая речь
Теория. Сценическая речь. Правила гигиены голоса. Способы закаливания голоса. Гигиенический и вибрационный массаж лица. Дыхание. Артикуляционная гимнастика.
Практика. Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличением темпа. Понятие «басня» и понятие «стихотворение». Изучение материала (жанр, идея, стиль). События и событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Чтение басен с выражением. Выбор басни для инсценировки. Постановочные репетиции. Этюды по стихотворениям. Подготовка стихотворений на выбор обучающихся. Форма контроля: наблюдение за выполнением задания.
Сценическое движение. Пластика.
Теория. Основы сценического движения. Пластика актера. Наблюдение за окружающим миром. Способы снятия мышечных и психологических зажимов. Основные правила поведения на площадке.
Практика: Упражнения на сценическое движение, пластику, на умение наблюдать: упражнения «марионетка», «взрыв», «расслабляющий массаж», «железное тело» (снятие мышечных и психологических зажимов); работа с ПФД (память физических действий) и постановка этюдов на ПФД (чистка картошки, мытье окон, приготовление бутерброда и другие). Ритм и темпоритм, круги внимания, мизансценирование. Развитие и воспитание психических и психофизических качеств, двигательных навыков, пластическое воспитание актера, развитие гибкости и подвижности тела и рук, развитие внимания, памяти, навыков преодоления зажима, тренировка вестибулярного аппарата, быстрота реакции. Все занятия проходят в игровой форме. Форма контроля: наблюдение за выполнением задания.
Театральные традиции России
Теория. История театра в России. Преемственность. Традиции и инновации. Скоморохи и балаганы. Крепостные театры. Гастрольные иностранные антрепризы. Театр 19-20 вв.
Практика. Создание этюдов на заданные темы: скоморохи, дрессировщик, кукольный театр и др. Форма контроля: опрос.
Современный театр
Теория. Современный театр как живая связь времен. Главные театральные площадки и театральные школы. Знаменитые режиссеры и их постановки. Классические и современные пьесы.
Практика. Анализ художественных произведений (завязка, кульминация, развязка, средства выразительности, цели персонажей): «Гамлет» В. Шекспир, «Ревизор» Н. В. Гоголь, А. Н. Островский «Снегурочка», «Старший сын» А. Вампилов. Просмотр и анализ видеозаписей спектаклей МХАТа, театра им. Моссовета и БДТ. Форма контроля: опрос.
7. Оформление спектакля
Теория. Способы оформления спектакля. Организация внешних средств сценической выразительности. Декорация. Театральный костюм.
Практика. Создание зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов. Форма контроля: наблюдение за выполнением задания.
8. Спектакль
Практика. Постановки и показы театральных номеров, этюдов, участие в традиционных мероприятиях ГБУ ДО «ДЮЦ «Красногвардеец». Постановка спектакля. Форма контроля: выступление.
9. Итоговое занятие
Практика. Проведение беседы с группой, подведение итогов, оглашение планов на следующий год. Форма контроля: беседа.
План воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Цель |
1 | Охрана труда | 3 сентября 2024 | Инструктаж по охране труда |
2 | День солидарности в борьбе с терроризмом. памятная дата. Беслан. | 3 сентября | Патриотическое, нравственное и гражданское воспитание |
3 | Просмотр спектакля | Сентябрь 2024 | Осознание профессии |
4 | Всемирный день учителя | 3-5 октября | Привить уважение к профессии учителя |
5 | Рождественская открытка | январь 2025 | Сплочение коллектива. Содействие понимания важности традиций. Создание поздравительного видео-ролика и/или номера на новогоднюю/рождественскую тематику. |
6 | Акция «Свеча памяти» | 27.01.2025 | Содействие развитию патриотических чувств. Участие в ежегодной акции Свеча памяти. |
7 | Поздравление с международным женским днем | 08.03.2025 | Содействие формирования понимания важности семейных традиций. Создание поздравительного видео-ролика и/или номера к восьмому марта. |
8 | Конкурс чтецов | Весна 2025 | Осознание профессии. Демонстрация и анализ умений и навыков по средствам студийного конкурса, в котором ребята являются и участниками и членами жюри. |
9 | Итоговая встреча | май 2025 | Демонстрация полученных знаний и умений на итоговом занятии в форме квеста или концерта внутри студии. |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Тема |
1 | Родительское собрание | 11.09.2024 | Оглашение планов на год |
2 | Родительское собрание | 23.05.2025 | Оглашение планов на следующий год |
План участия в конкурсах и соревнованиях
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Уровень |
1 | Конкурс ы чтецов КЦ «ТРОИЦКИЙ» | Осень 2024 | Городской |
2 | фестиваль-конкурс "Приморская Звезда" | зима-весна 2025 | Городской |
3 | Международные Достоевские Чтения | зима-весна 2025 | Городской |
4 | Районный конкурс детского творчества «МедиаЕлка» | Зима 2025 | Районный |
5 | Международный фестиваль детского и молодежного творчества «Все начинается с детства» | Весна 2025 | Международный |
6 | Открытый городской фестиваль детского творчества «ДеТвоРа России» | Весна 2025 | Городской |
7 | Конкурс чтецов им. О. Бергольц | Весна 2025 | Городской |
8 | Театральная мозаика | Весна 2025 | районный |
9 | Открытый городской конкурс среди творческих коллективов «Город талантов»! | Весна 2025 | городской |
10 | Открытый Фестиваль-конкурс театрального искусства «МАСКА» | Весна 2025 | Всероссийский |
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся:
усвояют азы категорий и терминов театральной деятельности,
научатся основным упражнениям, служащим для тренировки необходимых навыков,
познакомятся с различными видами театрального искусства,
познакомятся с устройством сцены и зрительного зала.
Метапредметные:
учащиеся:
научатся снимать мышечные и эмоциональные зажимы;
разовьют воображение;
разовьют творческую активность;
научатся строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
научатся пользоваться словами, выражающими основные чувства.
Личностные:
учащиеся:
сформируют доброжелательность в отношениях со сверстниками;
сформируют контактность в отношениях со сверстниками;
сформируют уважение к искусству.