Программа внеурочной деятельности «Студия "Театральная"» (1–4 классы)

8
5
Материал опубликован 8 December 2018 в группе

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Студия «Театральная» составлена в соответствии ФГОС НОО, базисным планом.

Актуальность программы. «Приобщение детей к чтению и культуре», в настоящий момент, «есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан», говорится в Концепции Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Это направление рассматривается, как приоритетное в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны. Учитывая силу влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения, мы можем с полной уверенностью заявить, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой. Кроме того, театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше. В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности ребёнка. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности, а это значит, мы можем говорить об определенных условиях для их дальнейшего развития.

Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

Цели программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:
  • Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся. Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

    Развивать ритмические способности и координацию движений.

    Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

    Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.

    Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

    Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

    Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.

    Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

    Расширять диапазон и силу звучания голоса.

    Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно и т.п.).

    Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.

    Пополнять словарный запас, образный строй речи.

    Строить диалог между героями разных сказок.

    Подбирать рифмы к заданным словам.

    Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

    Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.

    Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

    Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.

    Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

Форма и режим занятий. Формы занятий:
  • Репетиционные Постановочные Беседа Встреча со зрителем

Этапы занятий:

игровой тренинг;

работа по пособию;

работа с театральным словариком;

работа в театральных мастерских;

основы театральной культуры;

репетиция и показ спектакля;

подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:

работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик

изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.

знакомство с основами театральной культуры.

Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.

Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.

 

Основные направления работы с детьми.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Студии «Театральная».

В результате освоения программы учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.

По завершении первого года учащиеся должны знать:

особенности театрального искусства, его отличия от других видов

искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

Должны уметь:

создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах, выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.

По завершении второго года учащиеся должны знать:

- историю появления первого театра под крышей, современный театр,

устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.

Должны уметь:

пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.

По завершении третьего и четвёртого года учащиеся должны знать:

театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.

Должны уметь:

самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния,

находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

-создавать пластические импровизации на заданную тему; - сочинять индивидуальный или групповой этюд.

У учащихся будут сформированы:

Личностные результаты.

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


 

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.


 

Программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс -  33 ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

Продолжительность занятия – 25-35 минут.

Количество учащихся в группе – 8-15 человек.




Тематическое планирование Первый год занятий. Этот удивительный мир театра.
п/п Дата проведения Тема занятия Примечание
  Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр.  
 

Этот удивительный мир театра. Путешествие в театр.

 
 

Путешествие в театр. Давайте поиграем. Театральная игра «Приходи сказка».

 
 

Театр снаружи и внутри.

 
 

Театр снаружи и внутри.

 
 

Театральные профессии. Актёры и актрисы.

 
 

Театральные профессии. Костюмер.

 
 

Театральные профессии. Художник.

 
 

Театральные профессии. Кукловод.

 
 

Этика поведения в театре.

 
 

Этика поведения в театре.

 
 

Этика поведения в театре. Давайте поиграем. Моя любимая игра.

 
 

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

 
 

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

 
 

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

 
 

Путешествие по театральным мастерским.

 
 

Путешествие по театральным мастерским. В мастерской костюмера и художника.

 
 

Путешествие по театральным мастерским. Мастерская актёра и режиссёра.

 
 

Все о театре. Сказка «Репка»

 
 

Сказка «Репка». Распределение ролей.

 
 

Сказка «Репка». Распределение ролей.

 
 

Сказка «Репка». Отработка диалогов.

 
 

Сказка «Репка». Репетиция. Сцена.

 
 

Сказка «Репка». Последний штрих.

 
 

Сказка «Репка». Премьера сказки.

 
 

Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов.

 
 

Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов.

 
 

Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. «Волшебные слова.

 
 

Азбука общения.

 
 

Азбука общения.

 
 

Групповые мероприятия, экскурсии, посещения театра.

 
 

Итоговое занятие. Просмотр сказок.

 
 

Итоговое занятие. Просмотр сказок.

 




Тематическое планирование Второй год занятий. Театр и зритель.
п/п Дата проведения Тема занятия Примечание
  Знакомство детей с историей театра. Виды театра.  
  Виды театра. Кукольный театр.  
  Виды театра. Драматический театр.  
  Виды театра. Балет. Опера.  
 

Театры разных стран.

 
 

Театры Ростовской области.

 
  Театр А.П.Чехова в г.Таганроге.  
  Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер.  
  Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер.  
  Зритель в театре.  
  Зритель в театре.  
  Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».  
  Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».  
  Театральная игра «Приходи сказка»  
  Театральная игра «Приходи сказка»  
  Викторина по сказкам А.С.Пушкина.  
  Викторина по сказкам А.С.Пушкина.  
  Театральные профессии. Суфлёр.  
  Театральные профессии. Гримёр.  
  Театральные профессии. Светооператор.  
  Театральные профессии. Режиссёр театра.  
  Конкурс чтецов.  
  Конкурс чтецов.  
  Литературный час « Сказка приходит ночью»  
  Литературный час « Сказка приходит ночью»  
  Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков.  
  Чтение сказки «Теремок» по ролям, анализ текста.  
  Чтение сказки «Теремок» по ролям, анализ текста.  
  Распределение и пробы ролей.  
  Распределение и пробы ролей.  
  Разучивание ролей.  
  Разучивание ролей.  
  Репетиция и инсценирование сказки «Теремок».  
  Итоговое занятие. Праздник сказки. Инсценирование сказки «Колобок».  




Тематическое планирование Третий год занятий. Готовимся к выходу на сцену.
п/п Дата проведения Тема занятия Примечание
  Сцена и её виды. Знакомство с разновидностями сцен.  
  Сцена и её виды. Знакомство с разновидностями сцен.  
  Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.  
  Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.  
  Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.  
  Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.  
  Знакомство с понятием «декорация».  
  Знакомство с понятием «декорация».  
  Мастерская декорации. Изготовление декораций (деревья, дома и т.д.)  
  Мастерская декорации. Изготовление декораций (деревья, дома и т.д.)  
  Разыгрывание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный».  
  Разыгрывание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный».  
  Разыгрывание стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный».  
  Театральная игра. «Обыкновенное чудо»  
  Театральная игра. «Обыкновенное чудо»  
  Театральная игра. Подведение итогов.  
  Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.  
  Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.  
  Игра жестов, мимики лица. Управление голосом.  
  Игра жестов, мимики лица. Управление голосом.  
  Наши эмоции. Творческий пересказ сказки.  
 

Наши эмоции. Творческий пересказ сказки.

 
 

Наши эмоции. Творческий пересказ сказки.

 
 

Попробуем измениться. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

 
 

Попробуем измениться. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

 
 

Попробуем измениться. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

 
 

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

 
 

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

 
 

Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

 
 

Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

 
 

Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.

 
 

Репетиция и инсценирование басни Крылова «Кукушка и петух» на сцене.

 
 

Репетиция и инсценирование басни Крылова «Кукушка и петух» на сцене

 
  Итоговое занятие. Показ инсценирования басни Крылова «Кукушка и петух».  

Тематическое планирование Четвёртый год занятий. Мы и театр.
п/п Дата проведения Тема занятия Примечание
 

Сценическая речь.

 
  Упражнения на тренировку дыхательного процесса.  
  Упражнения на тренировку дыхательного процесса.  
  Работа над скороговорками. Тренинг со скороговорками.  
  Работа над скороговорками. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности.  
  Работа над скороговорками. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности.  
  Сочинение истории из скороговорок.  
  Сочинение истории из скороговорок.  
  Мастерство актёра. Разучивание новых скороговорок. Объяснение новых упражнений.  
  Мастерство актёра. Разучивание новых скороговорок. Объяснение новых упражнений.  
  Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми.  
  Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми.  
  Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми.  
  Театральное искусство. Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми.  
  Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.  
  Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.  
  Играем в слова, или моя Вообразилия.  
  Играем в слова, или моя Вообразилия.  
  Играем в слова, или моя Вообразилия.  
  Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение».  
  Магия слов. Создание спектакля. Игра «Превращение».  
 

Магия слов. Создание спектакля. Игра «Превращение».

 
 

Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра.

 
 

Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра.

 
 

Учимся говорить красиво. Дикция. Тренинг гласных звуков.

 
 

Учимся говорить красиво. Тренинг согласных звуков.

 
 

Учимся говорить красиво. Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение стихотворений с разной интонацией.

 
 

Учимся говорить красиво. Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе.

 
 

Рифма. Чтение стихотворений в предлагаемых обстоятельствах.

 
 

Ритм. Детские считалки.

 
 

История возникновения ораторского искусства. Выразительное чтение стихотворений.

 
 

История возникновения ораторского искусства. Выразительное чтение стихотворений.

 
 

Репетиция урока-концерта.

 
  Репетиция урока-концерта.  



Список литературы

И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987

Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.

Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.

Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.

Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.

Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.

Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.

Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.

Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000.

Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999.

Т.Н. Караманенко. Кукольный театр. М. 2001;

Газета: «Начальная школа», №30, 1999 г;

Журнал: «Начальная школа» №7, 1999 г.;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная программа! Успехов в реализации)

8 December 2018

Спасибо, за тёплые слова!

9 December 2018

Точно актуальна, спасибо!!!

9 December 2018

Елена Фёдоровна, спасибо!

9 December 2018

Спасибо, Алла Ивановна, что делитесь своими материалами с коллегами!

25 July 2019