12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Анастасия Леонидовна124

Пояснительная записка

Рабочая программа по краеведению для 7 класса составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Никулина Т.Е., Владимирова Р.А. История Удмуртии: Программа для 6-9 классов общеобразовательных школ. – 2е издание, дополненное. – Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007.) и требований Федерального государственного стандарта от 2004 года.

Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается, прежде всего, с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям, их населяющим.

Воспитание на исторических традициях - важнейшая задача нравственного и трудового становления подрастающего поколения. Историческое краеведение играет огромную роль в воспитании чувства гордости и уважения за деяния наших предков. Приобщая школьников к краеведческой работе, учитель помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного края.

Соединяя в себе самые разнообразные материалы (археологические, географические, исторические, искусствоведческие, литературоведческие, топонимические и другие), эта интереснейшая и популярная отрасль знаний, основанная на принципах регионализма, относится к числу комплексных наук.

Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократизмом и широчайшим охватом – им занимаются и известные учёные, и школьные учителя, и музейные работники и школьники.

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

1. Иванова М.Г. История Удмуртии с древнейших времен до XIII века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2012.

2. Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2007. .

3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. - Ижевск: Удмуртия, 1997.

Цель курса – формирование объективного подхода к историческим событиям на основе толерантного отношения к истории и культуре народов Удмуртии.

Задачи курса:

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;

- формирование общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, любви к родному краю;

- углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории и современной жизни села и окрестности.

Воспитательные задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

- побудить интерес учащихся к изучению истории родного края;

- прививать любовь и уважение к обществу, селу, природе родного края;

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса к изучению культуры своего народа ,природы, истории родного края;

- привитие навыков работы с историческими, архивными, литературными источниками, навыков научно- исследовательской работы;

- формирование умений и навыков культуры общения.

Место предмета: рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами учеников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны и своего родного края;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к своей малой Ролине; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение к народам Удмуртии и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

Метапредметные результаты изучения обществознания учениками проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обществознанию являются:

а) познавательные:

- относительно целостное представление об истории своей малой Родины, ее географического положения и природы;

- знание ряда ключевых понятий об основных исторических объектах;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

б) ценностно-мотивационные:

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

в) трудовые:

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

г) эстетические:

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

д) коммуникативные:

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Моя Родина — Удмуртия. (3 ч). Географическое положение Удмуртии, ее границы. Экологические условия. Природные богатства. Полезные ископаемые. Национальный характер. Промышленный центр. Формирование и развитие удмуртов. Уральская языковая семья. Финно-угорский народ. Расселение удмуртов. Миграции удмуртского населения. Формирование удмуртского народа. Проблема этнонимов. Этнодемографические характеристики. Этническая территория. Структурные компоненты удмуртского этноса.

Раздел 2. Удмуртия с древнейших времен до XIII века. (6 ч). Каменный век. Бронзовый век. Период раннего металла. Орудия труда. Основные изобретения. Ананьинская и пьяноборская археологические культуры. Железный век. Хозяйство и материальная культура. Великое переселение народов. Готы. Угры. Булгары. Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки. Северные удмурты. Вятская земля.

Раздел 3. Удмуртия в XIVXVII веках. (7 ч). Южные удмурты в составе Казанского ханства. Вятская земля в XIVXV веках. Присоединение Вятской земли и северных удмуртов к России. Взаимоотношения Москвы и Казани. Присоединение Казанского ханства и южных удмуртов к России. Дворцовое землевладение и крестьяне. Помещичье землевладение. Церковное землевладение. Формы хозяйственного быта. Присваивающие типы хозяйства. Земледелие. Животноводство. Охота. Бортничество. Рыболовство. Промыслы и ремесла. Преобразования в хозяйственном укладе жизни. Налоги и повинности крестьян.

Раздел 4. Удмуртия в XVIII веке (6 ч). Административные реформы. Ревизии населения. Подушная подать. Рекрутчина. Новые налоги и поборы. Работные люди. Крестьянская торговля. Медеплавильные заводы. Чугуноплавительные и железоделательные заводы. Камские заводы. Легкая промышленность. Уложенная комиссия. Социальная и национальная политика самодержавия. Христианизация нерусского населения. Борьба крестьян против крепостничества. Восстание Е.И. Пугачева. Административно-территориальное устройство. Вятское наместничество.

Раздел 5. Культура и быт населения Удмуртии (7 ч). Отношение к природе. Народная агрономия. Народная метрология. Народная медицина. Становление профессиональной медицины. Народное искусство. Устно-поэтическое творчество. Исторические предания. Народный эпос. Язычество удмуртов. Пантеон языческих богов. Триада верховных божеств. Религиозно-обрядовая жизнь удмуртов. Удмуртский языческий клир. Традиционное обращение к божествам — куриськон. Жертвоприношения. Семейно-родовые и аграрные культы. Религиозный синкретизм удмуртов. Создание удмуртской письменности. Народное образование. Домостроительство. Убранство избы. Одежда.

Заключение (1 ч). Подведение итогов изучения курса краеведения за 7 класс.

Календарно-тематическое планирование

1. Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов (тем)

Количество часов

В том числе количество часов

практические

контроль

1

Природа Удмуртской республики

10

5

 

2

Удмуртия с древнейших времен до XIII века

6

2

1

3

Удмуртия в XIV - XVII веках

7

2

1

4

Удмуртия в XVIII веке

6

3

1

5

Заключение

1

   

 

30

10

4

Итого

34

2. Календарно-тематическое планирование

Дата (месяц)

урока

Тема урока

Форма контроля

   

РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (10 часов)

Сентябрь

1

Географическое положение территории Удмуртии

Работа с картой, атласами

 

2

Удмурты — коренной народ республики

Индивидуальная работа

 

3

Геологическое строение и полезные ископаемые. Рельеф

Беседа

 

4

Климат и агроклиматические ресурсы

Письменный опрос по теме: «Полезные и ископаемые и климат Удмуртии»»

 

5

Внутренние воды и водные ресурсы

Работа с атласами

Октябрь

6

Почвы и почвенные ресурсы

Самостоятельная работа по теме: «Водные и почвенные ресурсы»

 

7

Растительный покров и растительные ресурсы

Работа с дополнительной литературой

 

8

Животный мир и биологические ресурсы

Подготовка сообщений

 

9

Особо охраняемые природные территории и достопримечательности

Защита проектов

Ноябрь

10

Экологические проблемы природной среды Удмуртии

Фронтальный опрос

 

11

Контрольная работа по теме: «Природа Удмуртской республики»

Контрольная работа

   

РАЗДЕЛ 2. УДМУРТИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIII ВЕКА (6 часов)

Ноябрь, декабрь

12, 13

Прикамье в эпоху камня и бронзы

Фронтальный опрос. Работа с таблицей

 

14, 15

Эпоха раннего железного века

Круглый стол. Зачет по теме: «Удмуртия в период раннего железного века»

 

16

Великое переселение народов в истории нашего края

Проверочная работа по теме: «Соседи древних удмуртов»

 

17

Южные и северные удмурты

Устный опрос

Январь

18

Контрольная работа по теме: «Древняя история Удмуртии»

Контрольная работа

   

РАЗДЕЛ 3. УДМУРТИЯ В XIVXVII ВЕКАХ (7 часов)

 

19

Удмурты в Вятской земле и Казанском ханстве

Сравнительный анализ

Январь, февраль

20, 21

Удмурты в составе Русского государства

Опорный конспект. Письменный опрос по теме: «Присоединение удмуртов к России»

 

22

Сословные группы крестьянства

Работа в группах по карточкам

Февраль, март

23, 24

Развитие сельского хозяйства и промыслов, ремесла и торговли

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа по теме: «Занятия удмуртов»

 

25

Выступления крестьян в XVII веке

Работа с учебным материалом

 

26

Контрольная работа по теме: «Удмуртия в XIVXVII веках»

Контрольная работа

   

РАЗДЕЛ 4. УДМУРТИЯ В XVIII ВЕКЕ (6 часов)

 

27

Изменения в управлении краем при Петре I

Проверочная работа по теме: «Реформы Петра I и их влияние на развитие Удмуртии»

Апрель

28

Развитие хозяйства

Работа по карточкам

 

29

Формирование крупной промышленности

Самостоятельная работа по теме: «Металлургическая промышленность Удмуртии»

 

30

Уложенная комиссия

Работа с материалами учебника

 

31

Восстание крестьян под руководством Е.И. Пугачева

Письменный опрос по теме: «Крестьянская борьба удмуртского народа в XVIII веке»

Май

32

Губернская реформа 1775 года

Фронтальный опрос

 

33

Контрольная работа по теме: «Удмуртия в XVIII веке»

Контрольная работа

 

34

Заключение

Индивидуальная работа

 

Материально-техническое обеспечение

1. Иванова М.Г. История Удмуртии с древнейших времен до XIII века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2012.

2. Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2007.

5. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. - Ижевск: Удмуртия, 1997.

6. География Удмуртии: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Составители Н.Т. Козлова, В.М. Успенская. - Ижевск: Удмуртия., 1999.

7. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск, 1994.

8. Удмурты: Историко-этнографический очерк. / Научн. ред. В.В. Пименов. - Ижевск, 1993.

9. Удмуртская республика: Энциклопедия. Ижевск: Удмуртия, 2008.

10. Хрестоматия по истории Удмуртии. Ижевск, 2007.

11. История Удмуртии. Конец XV - начало XX веков / Под редакцией Куликова К.И. - Ижевск, 2004.

12. Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края. Спб, 1995.

13. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Спб, 1995.

14. Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории IXXIX вв. - Ижевск: Удмуртия, 1994.

15. Волкова Л.А. О наших предках- хлеборобах. Рассказы из жизни удмуртских крестьян прошлого столетия . - Ижевск: Удмуртия, 1996.

16. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. - Ижевск: Удмуртия, 1994.

17. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край. Учебное пособие для 9 класса. - Ижевск: Умуртия, 2006.

Авторские презентации.

Видеофильмы.

Библиотечный фонд.

Печатные материалы.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Контрольно-измерительные материалы

Удмуртия с древнейших времен до XIII века

Вариант 1.

1. Дать понятия словам:

мезолит, каменный век, миграция, патриархат.

2. Какие орудия труда использовал человек в эпоху неолита?

3. Соседями южных удмуртов были …..

4. Напишите основные особенности ананьинской археологической культуры.

5. Какое значение имели угры в формировании народов Поволжья?

Вариант 2.

1. Дать понятия словам:

энеолит, бронзовый век, гунны, матриархат.

2. Какие орудия труда использовал человек в эпоху мезолита?

3. Соседями северных удмуртов были …..

4. Напишите основные особенности пьяноборской археологической культуры.

5. Какое значение имели буогары в формировании народов Поволжья?

Удмуртия в XIV - XVII веках

Вариант 1.

1. Дать понятия словам:

рота, атаман, ясак, стан, служилые люди.

2. Перечислите положительные черты присоединения удмуртов в состав Русского государства.

3. Перечислите разряды крестьян нашего края в XVXVI веках. Отметьте сходство черносошных и ясачных крестьян.

4. Докажите, что земледелие было ведущей отраслью хозяйства.

5. Чем было вызвано появление новых форм социального протеста в XVII веке?

Вариант 2.

1. Дать понятия словам:

рота, атаман, ясак, стан, служилые люди.

2. Перечислите отрицательные черты присоединения удмуртов в состав Русского государства.

3. Перечислите разряды крестьян нашего края в XVXVI веках. Отметьте черносошныхразличие и ясачных крестьян.

4. Докажите, что земледелие было ведущей отраслью хозяйства.

5. Чем было вызвано появление новых форм социального протеста в XVII веке?

Удмуртия в XVIII веке

Вариант 1.

1. Дать понятия словам:

ревизия, рекрут, приписные крестьяне, мануфактура, губерния.

2. Какие изменения произошли в Удмуртии в результате административной реформы Петра I?

3. Что было общего в положении помещичьих и государственных крестьян?

4. Какие медеплавильные заводы появились в Удмуртии в XVIII веке?

5. Назовите причины, по которым большинство удмуртов отстаивало язычество.
 

Вариант 2.

1. Дать понятия словам:

ревизия, рекрут, приписные крестьяне, мануфактура, губерния.

2. Какие изменения произошли в Удмуртии в результате ревизии населения при Петре I?

3. Какие отличительные черты были в положении помещичьих и государственных крестьян?

4. Какие чугуноплавильные и железоделательные заводы появились в Удмуртии в XVIII веке?

5. Каковы были методы русификации нерусского населения?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.