Рабочая программа по краеведению для учащихся 7 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению для 7 класса составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Никулина Т.Е., Владимирова Р.А. История Удмуртии: Программа для 6-9 классов общеобразовательных школ. – 2е издание, дополненное. – Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2007.) и требований Федерального государственного стандарта от 2004 года.
Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается, прежде всего, с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям, их населяющим.
Воспитание на исторических традициях - важнейшая задача нравственного и трудового становления подрастающего поколения. Историческое краеведение играет огромную роль в воспитании чувства гордости и уважения за деяния наших предков. Приобщая школьников к краеведческой работе, учитель помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного края.
Соединяя в себе самые разнообразные материалы (археологические, географические, исторические, искусствоведческие, литературоведческие, топонимические и другие), эта интереснейшая и популярная отрасль знаний, основанная на принципах регионализма, относится к числу комплексных наук.
Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократизмом и широчайшим охватом – им занимаются и известные учёные, и школьные учителя, и музейные работники и школьники.
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
1. Иванова М.Г. История Удмуртии с древнейших времен до XIII века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2012.
2. Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2007. .
3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. - Ижевск: Удмуртия, 1997.
Цель курса – формирование объективного подхода к историческим событиям на основе толерантного отношения к истории и культуре народов Удмуртии.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;
- формирование общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, любви к родному краю;
- углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории и современной жизни села и окрестности.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
- побудить интерес учащихся к изучению истории родного края;
- прививать любовь и уважение к обществу, селу, природе родного края;
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению культуры своего народа ,природы, истории родного края;
- привитие навыков работы с историческими, архивными, литературными источниками, навыков научно- исследовательской работы;
- формирование умений и навыков культуры общения.
Место предмета: рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами учеников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны и своего родного края;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к своей малой Ролине; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к народам Удмуртии и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
Метапредметные результаты изучения обществознания учениками проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обществознанию являются:
а) познавательные:
- относительно целостное представление об истории своей малой Родины, ее географического положения и природы;
- знание ряда ключевых понятий об основных исторических объектах;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
б) ценностно-мотивационные:
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
в) трудовые:
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
г) эстетические:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
д) коммуникативные:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Моя Родина — Удмуртия. (3 ч). Географическое положение Удмуртии, ее границы. Экологические условия. Природные богатства. Полезные ископаемые. Национальный характер. Промышленный центр. Формирование и развитие удмуртов. Уральская языковая семья. Финно-угорский народ. Расселение удмуртов. Миграции удмуртского населения. Формирование удмуртского народа. Проблема этнонимов. Этнодемографические характеристики. Этническая территория. Структурные компоненты удмуртского этноса.
Раздел 2. Удмуртия с древнейших времен до XIII века. (6 ч). Каменный век. Бронзовый век. Период раннего металла. Орудия труда. Основные изобретения. Ананьинская и пьяноборская археологические культуры. Железный век. Хозяйство и материальная культура. Великое переселение народов. Готы. Угры. Булгары. Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки. Северные удмурты. Вятская земля.
Раздел 3. Удмуртия в XIV – XVII веках. (7 ч). Южные удмурты в составе Казанского ханства. Вятская земля в XIV – XV веках. Присоединение Вятской земли и северных удмуртов к России. Взаимоотношения Москвы и Казани. Присоединение Казанского ханства и южных удмуртов к России. Дворцовое землевладение и крестьяне. Помещичье землевладение. Церковное землевладение. Формы хозяйственного быта. Присваивающие типы хозяйства. Земледелие. Животноводство. Охота. Бортничество. Рыболовство. Промыслы и ремесла. Преобразования в хозяйственном укладе жизни. Налоги и повинности крестьян.
Раздел 4. Удмуртия в XVIII веке (6 ч). Административные реформы. Ревизии населения. Подушная подать. Рекрутчина. Новые налоги и поборы. Работные люди. Крестьянская торговля. Медеплавильные заводы. Чугуноплавительные и железоделательные заводы. Камские заводы. Легкая промышленность. Уложенная комиссия. Социальная и национальная политика самодержавия. Христианизация нерусского населения. Борьба крестьян против крепостничества. Восстание Е.И. Пугачева. Административно-территориальное устройство. Вятское наместничество.
Раздел 5. Культура и быт населения Удмуртии (7 ч). Отношение к природе. Народная агрономия. Народная метрология. Народная медицина. Становление профессиональной медицины. Народное искусство. Устно-поэтическое творчество. Исторические предания. Народный эпос. Язычество удмуртов. Пантеон языческих богов. Триада верховных божеств. Религиозно-обрядовая жизнь удмуртов. Удмуртский языческий клир. Традиционное обращение к божествам — куриськон. Жертвоприношения. Семейно-родовые и аграрные культы. Религиозный синкретизм удмуртов. Создание удмуртской письменности. Народное образование. Домостроительство. Убранство избы. Одежда.
Заключение (1 ч). Подведение итогов изучения курса краеведения за 7 класс.
Календарно-тематическое планирование
1. Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов (тем) |
Количество часов |
В том числе количество часов |
|
практические |
контроль |
|||
1 |
Природа Удмуртской республики |
10 |
5 |
|
2 |
Удмуртия с древнейших времен до XIII века |
6 |
2 |
1 |
3 |
Удмуртия в XIV - XVII веках |
7 |
2 |
1 |
4 |
Удмуртия в XVIII веке |
6 |
3 |
1 |
5 |
Заключение |
1 |
||
|
30 |
10 |
4 |
|
Итого |
34 |
2. Календарно-тематическое планирование
Дата (месяц) |
№ урока |
Тема урока |
Форма контроля |
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (10 часов) |
|||
Сентябрь |
1 |
Географическое положение территории Удмуртии |
Работа с картой, атласами |
2 |
Удмурты — коренной народ республики |
Индивидуальная работа |
|
3 |
Геологическое строение и полезные ископаемые. Рельеф |
Беседа |
|
4 |
Климат и агроклиматические ресурсы |
Письменный опрос по теме: «Полезные и ископаемые и климат Удмуртии»» |
|
5 |
Внутренние воды и водные ресурсы |
Работа с атласами |
|
Октябрь |
6 |
Почвы и почвенные ресурсы |
Самостоятельная работа по теме: «Водные и почвенные ресурсы» |
7 |
Растительный покров и растительные ресурсы |
Работа с дополнительной литературой |
|
8 |
Животный мир и биологические ресурсы |
Подготовка сообщений |
|
9 |
Особо охраняемые природные территории и достопримечательности |
Защита проектов |
|
Ноябрь |
10 |
Экологические проблемы природной среды Удмуртии |
Фронтальный опрос |
11 |
Контрольная работа по теме: «Природа Удмуртской республики» |
Контрольная работа |
|
РАЗДЕЛ 2. УДМУРТИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIII ВЕКА (6 часов) |
|||
Ноябрь, декабрь |
12, 13 |
Прикамье в эпоху камня и бронзы |
Фронтальный опрос. Работа с таблицей |
14, 15 |
Эпоха раннего железного века |
Круглый стол. Зачет по теме: «Удмуртия в период раннего железного века» |
|
16 |
Великое переселение народов в истории нашего края |
Проверочная работа по теме: «Соседи древних удмуртов» |
|
17 |
Южные и северные удмурты |
Устный опрос |
|
Январь |
18 |
Контрольная работа по теме: «Древняя история Удмуртии» |
Контрольная работа |
РАЗДЕЛ 3. УДМУРТИЯ В XIV – XVII ВЕКАХ (7 часов) |
|||
19 |
Удмурты в Вятской земле и Казанском ханстве |
Сравнительный анализ |
|
Январь, февраль |
20, 21 |
Удмурты в составе Русского государства |
Опорный конспект. Письменный опрос по теме: «Присоединение удмуртов к России» |
22 |
Сословные группы крестьянства |
Работа в группах по карточкам |
|
Февраль, март |
23, 24 |
Развитие сельского хозяйства и промыслов, ремесла и торговли |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа по теме: «Занятия удмуртов» |
25 |
Выступления крестьян в XVII веке |
Работа с учебным материалом |
|
|
26 |
Контрольная работа по теме: «Удмуртия в XIV – XVII веках» |
Контрольная работа |
РАЗДЕЛ 4. УДМУРТИЯ В XVIII ВЕКЕ (6 часов) |
|||
27 |
Изменения в управлении краем при Петре I |
Проверочная работа по теме: «Реформы Петра I и их влияние на развитие Удмуртии» |
|
Апрель |
28 |
Развитие хозяйства |
Работа по карточкам |
29 |
Формирование крупной промышленности |
Самостоятельная работа по теме: «Металлургическая промышленность Удмуртии» |
|
30 |
Уложенная комиссия |
Работа с материалами учебника |
|
31 |
Восстание крестьян под руководством Е.И. Пугачева |
Письменный опрос по теме: «Крестьянская борьба удмуртского народа в XVIII веке» |
|
Май |
32 |
Губернская реформа 1775 года |
Фронтальный опрос |
|
33 |
Контрольная работа по теме: «Удмуртия в XVIII веке» |
Контрольная работа |
34 |
Заключение |
Индивидуальная работа |
Материально-техническое обеспечение
1. Иванова М.Г. История Удмуртии с древнейших времен до XIII века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2012.
2. Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2007.
5. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. - Ижевск: Удмуртия, 1997.
6. География Удмуртии: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Составители Н.Т. Козлова, В.М. Успенская. - Ижевск: Удмуртия., 1999.
7. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск, 1994.
8. Удмурты: Историко-этнографический очерк. / Научн. ред. В.В. Пименов. - Ижевск, 1993.
9. Удмуртская республика: Энциклопедия. Ижевск: Удмуртия, 2008.
10. Хрестоматия по истории Удмуртии. Ижевск, 2007.
11. История Удмуртии. Конец XV - начало XX веков / Под редакцией Куликова К.И. - Ижевск, 2004.
12. Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края. Спб, 1995.
13. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Спб, 1995.
14. Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории IX – XIX вв. - Ижевск: Удмуртия, 1994.
15. Волкова Л.А. О наших предках- хлеборобах. Рассказы из жизни удмуртских крестьян прошлого столетия . - Ижевск: Удмуртия, 1996.
16. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. - Ижевск: Удмуртия, 1994.
17. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край. Учебное пособие для 9 класса. - Ижевск: Умуртия, 2006.
Авторские презентации.
Видеофильмы.
Библиотечный фонд.
Печатные материалы.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Контрольно-измерительные материалы
Удмуртия с древнейших времен до XIII века
Вариант 1.
1. Дать понятия словам:
мезолит, каменный век, миграция, патриархат.
2. Какие орудия труда использовал человек в эпоху неолита?
3. Соседями южных удмуртов были …..
4. Напишите основные особенности ананьинской археологической культуры.
5. Какое значение имели угры в формировании народов Поволжья?
Вариант 2.
1. Дать понятия словам:
энеолит, бронзовый век, гунны, матриархат.
2. Какие орудия труда использовал человек в эпоху мезолита?
3. Соседями северных удмуртов были …..
4. Напишите основные особенности пьяноборской археологической культуры.
5. Какое значение имели буогары в формировании народов Поволжья?
Удмуртия в XIV - XVII веках
Вариант 1.
1. Дать понятия словам:
рота, атаман, ясак, стан, служилые люди.
2. Перечислите положительные черты присоединения удмуртов в состав Русского государства.
3. Перечислите разряды крестьян нашего края в XV – XVI веках. Отметьте сходство черносошных и ясачных крестьян.
4. Докажите, что земледелие было ведущей отраслью хозяйства.
5. Чем было вызвано появление новых форм социального протеста в XVII веке?
Вариант 2.
1. Дать понятия словам:
рота, атаман, ясак, стан, служилые люди.
2. Перечислите отрицательные черты присоединения удмуртов в состав Русского государства.
3. Перечислите разряды крестьян нашего края в XV – XVI веках. Отметьте черносошныхразличие и ясачных крестьян.
4. Докажите, что земледелие было ведущей отраслью хозяйства.
5. Чем было вызвано появление новых форм социального протеста в XVII веке?
Удмуртия в XVIII веке
Вариант 1.
1. Дать понятия словам:
ревизия, рекрут, приписные крестьяне, мануфактура, губерния.
2. Какие изменения произошли в Удмуртии в результате административной реформы Петра I?
3. Что было общего в положении помещичьих и государственных крестьян?
4. Какие медеплавильные заводы появились в Удмуртии в XVIII веке?
5. Назовите причины, по которым большинство удмуртов отстаивало язычество.
Вариант 2.
1. Дать понятия словам:
ревизия, рекрут, приписные крестьяне, мануфактура, губерния.
2. Какие изменения произошли в Удмуртии в результате ревизии населения при Петре I?
3. Какие отличительные черты были в положении помещичьих и государственных крестьян?
4. Какие чугуноплавильные и железоделательные заводы появились в Удмуртии в XVIII веке?
5. Каковы были методы русификации нерусского населения?